Внешнеэкономические связи России со странами АТР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 10:20, курсовая работа

Описание

Предметом исследования в курсовой работе является Внешнеэкономические связи России со странами АТР.

Цель этой работы состоит в том, чтобы рассмотреть и проанализировать экономические связи России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3

Глава 1 Внешнеэкономические связи как одно из важнейших средств

экономики

1.1 Внешнеэкономические связи …………………………………………

1.2 Формы внешнеэкономических связей………………………………..

Глава 2. Внешнеэкономическая политика России в Азиатско - Тихоокеанс

ком регионе …………………………………………………………………..18

2.1 Перспективы развития внешнеэкономических отношений……..21

2.2 Современная обстановка в АТР…………………………..............27

Заключение……………………………………………………..…………....30

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая1111.doc

— 158.50 Кб (Скачать документ)

      Федеральное агентство образования Российской Федерации

      Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального            образования

      Кафедра «Экономическая теория, национальная и мировая экономика» 
 
 
 
 

      КУРСОВАЯ  РАБОТА

      по  дисциплине

      ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

      на  тему:

      Внешнеэкономические связи России со странами АТР 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                  Выполнил:

                                                                                           №

                                                                                           Проверила:  
 

        
 

                                                            2010 

                                               Содержание 
 

Введение ………………………………………………………………………3

Глава 1 Внешнеэкономические связи как одно из важнейших средств

экономики

      1.1 Внешнеэкономические связи …………………………………………

      1.2 Формы внешнеэкономических связей………………………………..

Глава 2. Внешнеэкономическая политика России в Азиатско - Тихоокеанс

ком регионе …………………………………………………………………..18  

        2.1 Перспективы развития внешнеэкономических отношений……..21

        2.2 Современная обстановка в АТР…………………………..............27

Заключение……………………………………………………..…………....30

Список использованной литературы………………………...…………….32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                       Введение 

      Внешнеэкономические связи - результат мирового разделения труда. В зависимости от функциональных признаков выделяются следующие  основные формы, внешних экономических связей: внешняя торговля, научно-техническое сотрудничество, экономическое сотрудничество, кооперирование. Основной формой внешнеэкономических связей была и остается внешняя торговля.

      Важным  фактором, влияющим как на содержание и формы вхождения России в мировые хозяйственные связи, так и на развитие единого рыночного пространства внутри страны, становится расширение непосредственного участия регионов РФ во внешнеэкономической деятельности.      

      Провозглашение  Россией независимости и распад Союза ССР существенно трансформировали условия внешнеэкономической деятельности субъектов Федерации. Это особенно касается ряда регионов, специализирующихся на перерабатывающих отраслях промышленности и обеспечивавших прежде свои потребности в минерально-сырьевых и сельскохозяйственных ресурсах за счет завоза из регионов, которые находятся теперь на территории стран ближнего зарубежья. В нынешних условиях им приходится искать замену прежним межреспубликанским связям, широко используя приграничную торговлю и бартерные операции.   

      На  настоящий момент, наиболее важными  остаются экономические связи России со странами запада и странами Азиатско-Тихоокеанского Региона (АТР). Важную роль в налаживании внешнеэкономических отношений играют северо-западный и дальневосточный регионы.

      Сегодня, в начале ХХI века, Азиатско-Тихоокеанский  регион переживает этап сложных и  неоднозначных перемен. Фундаментальные  сдвиги в экономике и социальной структуре азиатских обществ, ставшие  следствием процесса глобализации, быстрое подключение региона к мировому научно-техническому прогрессу, к единому международному информационному пространству - все это заставляет с большой степенью уверенности говорить, что АТР располагает реальным потенциалом превратиться в предстоящие десятилетия в одну из нескольких крупнейших зон, развитие которых будет для мировой цивилизации определяющим.

      В современной мировой экономической  и политической ситуации особое значение приобретает повышение экономической  и политической роли России в странах  Азиатско-Тихоокеанского региона.

      Россия  намерена и далее придерживаться курса на активное вовлечение в дела АТР. О серьезности наших намерений  продолжать эту линию говорит  позитивная динамика связей с ведущими государствами и группами государств Азии и Тихоокеанского бассейна.

      Объектом  исследования в курсовой работе является структура Внешнеэкономические связи страны как форма межгосударственного сотрудничества.

      Предметом исследования в курсовой работе является Внешнеэкономические связи России со странами АТР.

      Цель  этой работы состоит в том, чтобы рассмотреть и проанализировать экономические связи России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.Внешнеэкономические связи как                                                                              одно из важнейших средств экономики 

                              1.1.Внешнеэкономические связи 
 

           Возникновение и развитие экономических отношений между государствами есть результат общественного разделения труда в международном масштабе. 
Международные экономические связи являются важным фактором, воздействующим на уровень и направление хозяйственного развития страны и ее регионов.

      Разделение  труда способствует широкому использованию  высокопроизводительных орудий производства, внедрению в производство новейших достижений науки и техники, обеспечивает подъем производительности общественного труда.

          Разделение труда между странами  – является одной из форм  общественного территориального разделения труда, выражающей специализацией трудовой деятельности в международном масштабе.

      Процесс международного территориального разделения труда вовлекает в него все страны, и, чем глубже он, тем выше темпы и экономическая эффективность развития хозяйства мира, регионов и стран. Определяющим фактором выступает способ производства материальных благ, и, прежде всего характер производственных отношений, поскольку международные экономические отношения принадлежат к сфере производственных отношений. 
В то же время на развитие разделения общественного труда и экономических отношении между странами существенно влияют и такие факторы, как:

      •  уровень экономического развития и  хозяйственная специализация тех  или иных государств.

      •  различие и исторически сложившихся  производственных навыков населения разных стран.

      В настоящее время на углубление международного разделения общественного труда все большее воздействие оказывает научно-технический прогресс. 
Международное разделение общественного труда находится также в определенной зависимости от международной обстановки и политических взаимоотношений между различными государствами.

      Целью международного разделения общественного  труда является сотрудничество в интересах общества и наиболее полного удовлетворения его потребностей, которое может быть достигнуто только при непрерывном повышении эффективности производства па базе новейших научно-технических достижений, при росте производительности труда. 
Интеграция способствует установлению глубоких, устойчивых экономических связей и разделению труда, ведет к образованию хозяйственных международных комплексов в рамках, близких по уровню развития экономики групп государств с одинаковым социально-экономическим строем. Экономическая интеграция имеет место между отдельными предприятиями и отраслями. Большую роль в регулировании интеграционных процессов играют межгосударственные институты. 
Интеграция связана с глубокими структурными сдвигами в экономике стран, на ее основе складываются новые хозяйственные пропорции, ведущие к повышению производительности труда.

      Международная экономическая интеграция наиболее активно начала развиваться в Западной Европе в рамках созданного в 1957 г. Европейского экономического сообщества (ЕЭС, или «Общий рынок»); эта организация в настоящее время называется Европейский Союз (ЕС). Она объединила национальные рынки европейских стран в единый рынок. В 1960 г. образовалась Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). Данная ассоциация создавалась как противовес «Общему рынку». В отличие от последнего ЕАСТ дает право своим членам самостоятельно устанавливать торговые отношения с «третьими странами». Некоторые государства образовали также ряд интеграционных группировок в Азии, Африке и Латинской Америке. Так, страны — экспортеры нефти в противовес Международному нефтяному картелю теми монополистических компаний, владеющему нефтяными концессиями в развивающихся странах мира, создали Организацию стран — экспортеров нефти (ОПЕК). В Южной Америке созданы Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛППИ), Латиноамериканская организация по вопросам энергетики. В Африке — Восточно - африканское сообщество, Таможенный и экономический союз Центральной Африки, Экономическое сообщество 15 западноафриканских государств и многие другие. 
Создание развивающимися странами интеграционных объединений — сопутствовало их национальной экономики. Взаимовыгодное сотрудничество отвечает интересам всех стран. Оно способствует решению важных проблем в интересах всего человечества. Проведенное в июле 1975 г. в г. Хельсинки Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе одобрило принципы, которыми государства-участники (33 страны из Европы, США и Канада) будут руководствоваться во взаимных отношениях. Это принципы равенства государств и их суверенных прав, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость границ, территориальная целостность государств, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и основных свобод, равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, сотрудничество между государствами и добросовестное выполнение обязательств по международному праву. Совещание также определило направления и конкретные формы сотрудничества в области торговли, промышленности, науки и техники, защиты окружающей среды, культуры, образования, контактов между людьми, учреждениями, организациями. 
Характерной чертой современного мирового развития является быстрый рост внешнеэкономических связей, опережающий темпы роста валового внутреннего продукта стран — участниц международной торговли. В процесс международного географического разделения труда вовлечены практически все страны земного шара. Многие из них благодаря экспорту товаров и услуг обеспечивают значительную часть своих доходов. Такие государства принято называть государствами с открытой экономикой. К их числу относят, прежде всего, страны Западной Европы, на долю которых приходится свыше половины всего мирового товарооборота. В последние десятилетия под влиянием НТР в товарной структуре международной торговли произошли глубокие изменения. Они связаны с падением роли сырьевых товаров и повышением значения готовых изделий, в том числе наукоемкой продукции машиностроения. Активному участию в мировых хозяйственных связях бывшему СССР препятствовали противостояние и противоборство капиталистических стран, железный занавес, созданный на пути нормальных партнерских отношений в сфере международной торговли. После распада СССР геополитическое положение России как его преемницы существенно усложнилось. Лишившись половины морских портов и торгового флота, она потеряла возможность отстаивать свои торгово-экономические интересы как в странах бывшего СЭВ, так и на традиционных рынках дальнего зарубежья. 
Сложившаяся ситуация потребовала взвешенного анализа при формировании действенной стратегии внешнеэкономической деятельности и ее политического и институционального обеспечения, роль которых в современных условиях существенно возрастает. Следует также учитывать, что торгово-политические условия за последнее время в отношении России усложнились, тогда, как для основных партнеров они стали благоприятнее.

      Курс  на создание открытой экономики предусматривался прежде всего развитием торгово-экономических  отношений России с Западом, откуда предполагалось получать необходимые  для модернизации экономики технологию, кредиты, инвестиции в обмен на экспортные товары, не только традиционные топливно-сырьевые ресурсы, но и продукцию перерабатывающей промышленности, в том числе наукоемкую. Этой задаче служил также процесс реформирования внешнеэкономической деятельности, ее децентрализация и либерализация. Внешнеэкономическая деятельность России по существу не привела к расширению и совершенствованию торгово-экономических отношений с Западом. Либерализация внешней торговли расширила круг ее непосредственных участников, но, не усовершенствовав структуру экспорта или импорта, существенно ухудшила и то, и другое, на что наложилось падение уровня производства, прекращение инвестиционной деятельности, развал прежних кооперационных связей, существовавших в рамках бывшего СССР и СЭВ. Выход на мировой рынок многочисленных неподготовленных и неориентированных на интересы страны производителей и посредников, ослабление контроля за стратегическим экспортом сопровождался хаотическим развитием экспортно-импортных операций преимущественно спекулятивного характера, подорвавшим репутацию страны как солидного делового партнера, расхищением национальных ресурсов, наводнением внутреннего рынка зачастую некачественными товарами, утечкой за рубеж многомиллиардных и валютных средств, кране необходимых для расширения рынка и решения внутренних проблем. Все это можно было бы отнести на счет трудностей переходного периода. Но к сожалению, при сокращении объемов внешней торговли продолжается ухудшение ее структуры: растет доля топливно-сырьевой продукции в экспорте при дальнейшем сокращении в нем доли изделий машиностроения до 8 % (в торговле с западными странами она вообще приближается к нулю); в импорте возросла доля сырья и потребительских товаров при резком сокращении удельного веса оборудования и технологий (именно технологии являются основным фактором образования существенного активного сальдо во внешней торговле за последнее время), стагнации инвестиционного процесса в стране. Важной составной частью стратегического курса на современном этапе социально-экономических реформ страны является коренная перестройка внешнеэкономической деятельности. На основе глубокого и всестороннего анализа внутренних проблем страны и тенденций в современном мире раскрывается принципиально новая роль внешнеэкономических связей на переломном этапе переходного периода к рыночной экономике, необходимость проведения в жизнь более активной, целенаправленной внешнеэкономической политики. Такой подход основан на одной из наиболее существенных объективных общемировых тенденций современности - углублении международного разделения труда, росте хозяйственного общения между странами.

Информация о работе Внешнеэкономические связи России со странами АТР