Внешнеэкономические связи России. Состояние и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 23:48, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования. Внешнеэкономические связи явились катализатором экономических преобразований в России. Они активно воздействуют на формирование в стране рыночных структур и механизмов, способствуют первоначальному накоплению капитала, созданию конкурентной среды и определению рыночной мотивации в отечественном бизнесе, приобщению его к зарубежному опыту предпринимательства.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение. 3
2. Федерально-региональные аспекты внешнеэкономической деятельности России и ее регионов. 6
3. Перспективы экономического участия России на основных мировых товарных рынках (на примере топливно-энергетического и машиностроительного комплексов). 11
4. Перспективы российского машиностроения на внешних рынках. 16
5. Управление и регулирование внешнеэкономических связей России. 20
6. Заключение. 27
7. Использованная литература: 30

Работа состоит из  1 файл

курсраб.doc

— 154.50 Кб (Скачать документ)

4 - Центральный район ( без учета г Москвы),

5 - Волго-Вятский  район,

6 - Центрально-Черноземный  район,

7 - Поволжский  район,

8 - Северо-Кавказский  район,

9 - Уральский  район,

10 - Западно-Сибирский  район,

11 - Восточно-Сибирский  район

12 - Дальневосточный район,

13 - Калининградская  область

 В настоящее  время из имеющихся статистических  показателей наиболее достоверным  индикатором, отражающим привлекательность  регионов для зарубежного капитала, является деятельность предприятий  с иностранными инвестициями (или совместных предприятий), поскольку в данном случае речь идет об уже имеющихся либо достаточно перспективных объектах. Наиболее привлекательны для инвесторов Московский регион (г.Москва и область), а также Санкт-Петербург и Тюменская область. Значительно им уступает группа из 13-15 регионов с долей производства СП в пределах 1-3% от общероссийского. Лидирующая тройка регионов на протяжении 1995-1997 годов упрочила свой рейтинг и в 1998 г. имела наибольшие по стране показатели объема производства продукции и услуг СП .

 Большое значение  в последние годы имеет резкая  переориентация внешнеэкономических  связей регионов в пользу стран  дальнего зарубежья. Эта особенность  проявляется в торговле, а еще  резче в использовании зарубежного  капитала. Так, на 1 сентября 1998 г. в России было зарегистрировано около 17,2 тыс. совместных предприятий, созданных с участием инвесторов из стран дальнего зарубежья и только 1,1 тыс. таких предприятий - с бывшими союзными республиками. Подробнее динамика изменения количества и распределения СП по экономическим районам России (каждый из которых состоит из ряда республик, краев и областей) показана в табл. 1, из которой видно, что г.Москва занимает прочное первое место по количеству совместных предприятий по сравнению с остальными экономическими районами России. Также следует отметить, что за исследуемый период укрепили свои позиции в этом плане Западно-Сибирский, Дальневосточный и Северо-Западный экономические районы.

 Фактически  произошла переориентация российских  внешнеэкономических связей. Удельный вес бывших союзных республик во внешнеторговом обороте России снизился с 24% в 1994 г. до 18% в 1998 г., причем на долю стран СНГ приходится 16,8%. Как в России, так и в других странах СНГ основные экспортные ресурсы топлива, металла и другого сырья стали направляться в первоочередном порядке на рынки дальнего зарубежья. Во внутренней торговле государств СНГ все возрастающую роль играют товары, закупаемые за пределами Содружества.

 Динамика  и распределение СП по экономическим  зонам РФ в 1991-1996 г.г.

 Таблица 1.

 Годы 1991 1992 1993 1994 1995

 Число СП  по РФ 1224 2533 6359 10433 14550

 Всего РФ % в т.ч. 100 100 100 100 100

 Северный 7,0 10,3 6,8 4,8 4,0

 Северо-Западный 8,9 8,3 15,7 15,6 15,0

 Центральный  (без учета г.Москвы) 4,2 5,8 4,5 2,9 2,9

 г. Москва 51,1 32,6 37,0 43,1 45,6

 Волго-Вятский  2,1 3,0 2,0 1.8 1,6

 Центрально-Черноземный  1,5 1,8 1,4 2,0 2,2

 Поволжский 4,25 5,4 4,0 4,1 4,0

 Северо-Кавказский 4,25 5,8 5,4 4,9 4,7

 Уральский  3,3 4,1 3,7 4,8 5,3

 Западно-Сибирский  3,4 5,5 5,3 5,1 5,1

 Восточно-Сибирский  1,4 3,2 2,1 1,9 1,8

 Дальневосточный  7,6 9,5 8,8 6,4 5,4

 Калининградская  обл. 1,0 4,7 3,3 2,7 2,4

 Центральное  место в региональных предпочтениях  всех стран-партнеров России занимает  Москва в силу ее столичных  функций, исключительной роли в информационном и денежном обороте и значительно более комфортного предпринимательского климата. В столице реализованы и реализуются разномасштабные проекты сотрудничества, среди которых, однако, преобладают некапиталоемкие и быстроокупаемые, с невысоким предпринимательским риском, Москва выступает плацдармом освоения России зарубежными компаниями и банками. В 1997 г., по имеющимся оценкам, иностранные инвестиции в акции и государственные ценные бумаги составили 2 - 2,5 млрд. долларов. Здесь имеют свои представительства 95% крупнейших западных банков и концернов, работающих на российском рынке.

 Внешнеэкономическая  деятельность, в частности иностранные  кредиты и инвестиции оказывают  все более сильное воздействие  на социально - экономическое положение регионов, выступая фактором их деления на сравнительно благополучные и депрессивные. В этой связи недостатки российского законодательства, регулирующего кредитно-инвестиционную сферу, способствовали отрыву Москвы от остальных регионов.

 В целом экономическое благополучие страны во многом зависит от двух десятков регионов, которые дают около 3/4 общей прибыли и обеспечивают еще большую долю в доходной части федерального бюджета. Эти же регионы занимают ключевое положение во внешнеэкономических связях России.

 Современный  этап развития политической и  экономической ситуации в Российской  Федерации характеризуется началом  формирования новой системы взаимоотношений  федеральных органов государственной  власти и органов государственной  власти субъектов РФ на основе конституционного закрепленного принципа разделения предметов ведения и полномочий центра и регионов. При этом связанные с формированием этой системы политические и экономические процессы идут с разной скоростью, под влиянием противоположно направленных интересов и факторов.

 Тем не  менее , в настоящее время наработан  определенный механизм регулирования,  созданы соответствующие структуры  . Например, работа с регионами  осуществляется через:

- институт уполномоченных  МВЭС России в регионах;

 - через систему взаимодействия с межрегиональными ассоциациями;

- через систему  информационных обменов, что очень  важно в условиях огромной  территории и большого числа  субъектов РФ;

- через помощь, оказываемую регионам в реализации  их программ и конкретных проектов в области развития экспортоориентированных программ.

 Следует отметить  также возможности действующих  межправительственных комиссий  по торгово-экономическому и научно-техническому  сотрудничеству.

 Внутри страны  требуется разработка единой  политики, позволяющей регионам осуществлять свою внешнеэкономическую деятельность без ущерба для собственных интересов и интересов страны в целом. Для этого необходимо всеобъемлющее статистическое исследование положения каждого отдельного региона и всей совокупности регионов в области их внешних связей, а также разработка методологии такого исследования, которую можно было бы систематически применять в дальнейшем.

3. Перспективы  экономического участия России  на основных мировых товарных  рынках (на примере топливно-энергетического и машиностроительного комплексов).

 Продукция  топливно-энергетического комплекса  на внешних рынках. По доле  в общем объеме промышленного  производства России топливно-энергетический  комплекс (ТЭК) в 1994 году впервые  вышел на первое место. Однако по существу он занимает это место уже целый ряд лет, поскольку данный комплекс отраслей является экспортно-ориентированным и мировые цены на его продукцию существенно выше внутренних. На ТЭК приходится почти половина экспорта России.

 Основу комплекса образует нефтегазовая промышленность, в значительной мере определяющая роль России в международном разделении труда и, несомненно, наиболее привлекательная сфера вложений для зарубежных инвесторов. В 1997 г. в суммарном экспорте из России на сырую нефть пришлось 18,6%, нефтепродукты — 7,1%, природный газ — 16,5%. За период реформ все меньшая доля энергоносителей стала направляться по заниженным ценам в страны СНГ и все большая доля — в страны дальнего зарубежья. Доля ближнего зарубежья в экспорте российской нефти только за 1997 г. упала с 37 до 26% .

 Наилучшие  перспективы реализации на внешних  рынках имеет природный газ.  Резервы его очень велики; по  некоторым оценкам, доля нашей  страны в общемировых доказанных  запасах газа 35%, а в вероятностных  даже 60% ЦП. Природный газ обеспечивает свыше половины всех энергоресурсов России и может поставляться на внешний рынок без ущерба для рынка внутреннего в течение 25, а может быть и 30-35 лет. В 1998 году в стране было добыто 697 млрд.куб.м природного газа; и хотя добыча падает, само это падение гораздо меньшее, чем в других топливных отраслях,

 Россию вполне  можно считать естественным монополистом  на газовом рынке. Круг стран-поставщиков,  обладающих большими ресурсами  при относительно невысокой стоимости  добычи и тесной привязке региональных рынков к магистральным трубопроводам (стоимость же транспортировки газа на судах очень высока), относительно невелик. Поэтому конкуренция на европейском рынке (где доминируют наша страна и Норвегия, а возможности третьего крупного продуцента — Алжира ограничены) не столь жесткая. Кроме того, у России есть шансы стать крупным поставщиком газа на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. Ввоз российского газа мог бы быть весьма выгоден для Японии, что позволило бы снизить цены на газ на внутреннем рынке этой страны и повысить потребление. Реально и вытеснение ближневосточного газа с японского рынка.

      Развитие  газовой промышленности будет идти в основном путем освоения уже  существующих месторождений в Тюменской  области и освоения Ямальского газоносного района.

 Второй главный  козырь России на внешних рынках  — нефть. По оценке специалистов  Роскомнедр, геопого-разведочные работы  позволяют рассчитывать на выявление  новых запасов нефти 0,8-1 млрд. т в год; уровень же добычи  может быть поднят до 400-450 тыс. т (для сравнения, в 1997 г. было добыто 358 млн. т нефти, включая газовый конденсат) .

 Геологам  предстоит обновить исследования  российских нефтяных ресурсов  и провести ревизию запасов,  поскольку, как правило, глубокие  нефтеносные слои в имеющихся балансах не учтены. Специалисты призывают к тому, чтобы доразведать давно эксплуатируемые месторождения, в том числе и в европейской части страны, где возможны крупные находки нефти (и газа). Более того, если не пустить во вторичную эксплуатацию старые нефтяные месторождения, взяв на вооружение передовые методы добычи, России может грозить относительный нефтяной дефицит. Безусловно, потребуются не только современные методы добычи, но и широкое освоение новых месторождений в Сибири и в Северном Ледовитом океане. В последнем случае — это крайне сложно технически, поскольку требуется добывать и вывозить нефть в условиях ледяного панциря арктических морей, что потребует исключительно крупных капиталовложений.

 Однако перспективы  нефтяной промышленности менее радужны, чем газовой. Вновь выявленные запасы нефти обнаружены в мало- или вовсе неосвоенных частях России, а это означает рост стоимости добычи. Не исключена ситуация, при которой нам будет не хватать дешевой нефти для успешной конкуренции на мировом рынке с другими странами.

 Во-первых, уже  в самое ближайшее время на  мировом рынке нефти Россия  может столкнуться с конкуренцией  «возвращенного» в мировое сообщество  Ирака.

 Во-вторых, не  усиливает российские позиции  в ближайшие 15-20 лет наличие  у Китая нефтяных месторождений Тарима. Китай с крупными месторождениями на шельфе и в Синьцзяне может на период бурной эксплуатации этих месторождений в течение десятка лет оказаться нашим конкурентом на мировом рынке. Хотя добыча нефти в КНР растет, темпы роста замедлились и по мере увеличения спроса на энергоносители во внутренних, пока что менее развитых районах, наш, юго-восточный сосед может перейти из числа стран, имеющих излишки нефти, в круг ввозящих ее (в том числе и из России) .

 В-третьих,  в это же время на мировом рынке весьма весомо заявят о себе два потенциально крупных поставщика нефти Вьетнам и Туркменистан. Первая из этих стран пока что добывает менее 7 млн. т нефти в год, но к указанному сроку, судя по прогнозам, может поднять объем нефтедобычи раз в десять. Двумя гигантскими месторождениями нефти мирового класса располагает Туркменистан: одно из них — каспийское — уже осваивается, а второе — на полуострове Мангышлак, считающееся третьим в мир после саудоаравийских и тюменских, относится к очень перспективным.

 Поскольку  условия добычи на новых туркменских  месторождениях гораздо более  благоприятные, чем у нас в  Западной Сибири, то вполне вероятно, что они будут освоены быстрее  сибирских, и «новая» туркменская  нефть выйдет на рынок раньше  «новой» сибирской. Вдобавок, туркменская нефть, перекачиваемая через Иран, может оказаться дешевле сибирской (в силу меньшей протяженности трубопроводов). Есть шансы на выход на мировой рынок в качестве продавца нефти и еще У одной постсоветской страны — Азербайджана (разумеется, при условии, что будут освоены месторождения на Каспийском море).

 В-четвертых,  дефицит государственного бюджета  Саудовской Аравии может привести  к тому, что этот крупнейший  в мире экспортер нефти вынужден  будет пойти на форсирование  вывоза даже несмотря на падение цены.

 В - пятых,  специалисты считают весьма вероятным  открытие крупных нефтяных месторождений  в странах и регионах, чьи недра  еще недавно не считались перспективными  в отношении нефти — в Монголии, в поясе пустынь Северной Африки, в шельфовом поясе Восточной Азии.

Информация о работе Внешнеэкономические связи России. Состояние и перспективы развития