Территориальная организация хозяйства Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 23:53, доклад

Описание

Территориальная организация общества охватывает территориальное разделение труда, размещение производительных сил, региональные различия в производственных отношениях и расселении, взаимодействие общества и природы и проблемы региональной социально-экономической политики. Она включает также такие категории, как политическая и административно-территориальная организация государства, территориальное управление, формирование территориально-производственных комплексов, экономическое районирование. Территориальная организация общества является сложной системой, составляющими которой являются взаимодействие между отраслями, а также между территориями (отраслевая и территориальная структуры).

Содержание

1.Понятие территориальной организации
2. Территориальная организация хозяйства страны
3.Состав единого народного хозяйственного комплекса
3.1. Топливно-энергетический комплекс
3.2. Металлургический комплекс
3.3. Химико-лесной комплекс
3.4.Транспортный комплекс
3.5.Агро- промышленный комплекс
4.Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Доклад.docx

— 43.18 Кб (Скачать документ)

Экономический район  выделяется ярко выраженной специализацией в территориальном разделении труда, присущей только ему структурой хозяйства, получившей развитие на основе специфического для данной территории сочетания  природных и социально-экономических  предпосылок, относительно законченной  системой воспроизводственного процесса, устойчивыми внутренними и внешними связями.

В свою очередь, крупные  экономические районы состоят из Мезорайонов, которые представляют собой субъекты РФ. Субъекты РФ –  это административно-территориальные  образования, имеющие орган государственной  власти, собственный бюджет и собственность. Согласно Конституции РФ на территории страны существуют 89 субъектов шести  типов: 21 республика; 6 краев; 49 областей, 10 автономных округов; 1 автономная область  и 2 города федерального значения.

Последний уровень  территориальной структуры хозяйства  представлен Микрорайонами (низовыми административными районами). Они  являются составными частями субъектов  РФ, имеют свои органы власти и управления, бюджет, собственность и являются основой местного самоуправления. Они  не входят в вертикаль государственной  власти. В соответствии с административно-территориальным  делением (на 1 января 2001 г.) в РФ насчитывалось 1865 районов, 1097 городов, 1864 поселка городского типа, 24409 сельских администраций. Они  представляют собой первичные территориальные  звенья управления.

В силу исторически  сложившихся диспропорций и факторов переходного периода современное  экономическое пространство России, разнородное по уровню экономического развития и уровню жизни, включает множество  территорий с различными аномалиями. В региональной экономике такие  территории принято называть проблемными  регионами.

Проблемный регион (территория) – это территория, которая  самостоятельно не в состоянии решить свои социально-экономические проблемы или реализовать свой высокий  потенциал.

Основными типами проблемных регионов являются: староосвоенные, слабоосвоенные, депрессивные, районы «пионерного» освоения, приграничные территории, районы экологического бедствия, промышленнно-городские агломерации.

Староосвоенные территории (старопромышленные, cтароземледельческие) представляют собой районы с устаревшей структурой хозяйства. На территориях  данного типа возникают противоречия между научно-технической прогрессивностью отраслевой структуры и ее рыночной эффективностью. В результате велика угроза резкого спада производства, массовой безработицы и обострения социальной напряженности.

Слабо освоенные  территории – это районы, освоение которых осуществляется уже достаточно длительное время, но в силу ряда причин они хронически отстают от среднероссийского  уровня и имеют традиционно низкий уровень жизни по сравнению с  основной массой регионов страны.

Депрессивные районы характеризуются состоянием экономического упадка. Как правило, эти регионы  имеют достаточно высокий уровень  накопленного производственно-технического потенциала, значительную долю промышленного  производства в структуре хозяйства, относительно высокий уровень квалификации кадров. Однако по разным причинам (падение  спроса на основную продукцию, снижение ее конкурентоспособности, истощение  минеральных ресурсов и т. п.) эти  регионы потеряли свое былое экономическое  значение и относительные преимущества.

Районы «пионерного» освоения представляют собой территории, на которых освоение началось относительно недавно. Они требуют больших  инвестиций, высоких темпов промышленного  и жилищно-социального строительства, привлечения значительных трудовых ресурсов, как правило, с других территорий.

Приграничные районы – это территории, которые испытывают существенное влияние государственной  границы и выполняют барьерную, фильтрующую, контактную функции. В  результате распада СССР, ряд территорий приобрели ранее не свойственный им статус приграничной территории, что  создает массу проблем, решить которые  самостоятельно они не в состоянии.

Районы экологического бедствия – это территории, которые  испытывают последствия различных  техногенных катастроф. Сложная  экологическая обстановка в таких  регионах оказывает негативное воздействие  на развитие экономики, на качество и  уровень жизни населения.

Промышленно-городские  агломерации характеризуются высокой  концентрацией промышленности и  населения, а также сильной техногенной  нагрузкой на окружающую среду.

Таким образом, проблемный регион – это категория государственной  региональной политики, ибо такие  территории представляют прямую угрозу безопасности страны. 

3.Единый народно-хозяйственный комплекс

Экономика России представляет собой народно-хозяйственный комплекс, возникший на базе социального и  экономического развития, межрайонного разделения труда и процессов  интеграции.

Этот комплекс отличается сложной структурой, в которой  выделяются два основных соотношения: отраслевое и территориальное (отраслевая и территориальная структуры).

Отраслевая структура  отражает соотношения, связи и пропорции  между крупными группами отраслей:

1) материального  производства — промышленность, строительство, сельское хозяйство,  а также отрасли, обеспечивающие  население продукцией, — заготовительная,  материально-технического снабжения,  торговая и общественного питания;

2) производственной  и непроизводственной сферы —  жилищно-коммунальное хозяйство,  бытовое обслуживание, транспорт,  связь и др.;

3) социального обслуживания  населения — здравоохранение,  наука, культура и искусство,  просвещение, управление и оборона.

По функциональной принадлежности выделяют четыре группы отраслей:

• первичные —  добывающая промышленность и сельское хозяйство;

• вторичные —  обрабатывающая промышленность;

• обслуживающие  — транспорт, торговля, жилищное строительство, здравоохранение и другие отрасли, обслуживающие производство и население;

• управление, наука  и научное обслуживание.

На базе НТП постоянно  возникают новые отрасли, при  этом идет процесс снижения доли добывающих отраслей за счет роста наукоемких.

На стартовом уровне перехода к рыночной экономике в  России сложилась нерациональная отраслевая структура, присущая индустриальной стадии экономического развития. Отрасли материального  производства составляли свыше 70%, отрасли  сферы услуг — менее 30%. Высокоразвитые страны на постиндустриальной стадии развития характеризуются другими  пропорциями, в большинстве из них  более 50% занимают отрасли сферы  услуг.Существует мнение, что в США  сельскохозяйственные фермеры, составляя  всего 3% экономически активного населения, полностью обеспечивают потребность  страны в продуктах питания, а  перерабатывающую промышленность —  в сырье и экспортируют значительную часть продукции. Такое мнение неверно, так как помимо фермеров в работе участвуют специализированные фирмы, обладающие необходимой техникой, высококвалифицированными специалистами и т.д. Например, если фермер считает, что урожайность  зерновых культур на его участке  недостаточно высока, он обращается в  специализированную фирму с просьбой дать соответствующие рекомендации по по-вышению урожайности. Фирма  за соответствующую плату проводит полное обследование участка и сообщает, какие удобрения, в каком объеме и в какие сроки надо внести, когда и на какую глубину следует  вспахать и обработать участок, какой  сорт, в какие сроки следует  посеять и т.д. С этими рекомендациями фермер обращается в дру¬гую специализированную фирму, в которой получает необходимые  технику, удобрения, семена и т.п. Фермеру  остается только ждать урожая. Но убирать  урожай самостоятельно фермер не может, так как его участок относительно небольшой (50—100 га). Иметь свой комбайн  для уборки зерновых невыгодно. Поэтому  в США сформировались передвижные  зерноуборочные бригады, обладающие всей необходимой техникой. Эти бригады заранее перемещаются на юг, где раньше созревают зерновые культуры, и по мере завершения работ продвигаются в северном направлении. Фермер в данном случае выступает как менеджер-организатор, а всю работу выполняют специализированные фирмы и бригады. Такой метод организации работ присущ странам с постиндустриальным типом развития экономики, где на долю отраслей сферы услуг приходится более 50% занятых в отраслевой структуре экономики.В Российской Федерации, как уже говорилось, в зависимости от доминирующей отраслевой принадлежности города и регионы можно разделить на доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные .

Инфраструктура, как  производственная, так и социальная, имеет важнейшее значение в достижении комплексности экономики и в  освоении новых территорий.

Под территориальной  структурой понимается деление системы  народного хозяйства страны на территориальные  комплексы — зоны, крупные экономические  районы, мезорайоны (республики, края, области и др.), промышленные центры, промышленные узлы.

Территориальная структура  меняется гораздо медленнее, чем  отраслевая, так как основные ее элементы сильнее привязаны к  конкретной территории. Однако освоение новых территорий с уникальными  природными ресурсами, как правило, заметно сказывается на характеристике отдельных регионов и способствует формированию новых территориальных  комплексов.

В системе отраслевых и межотраслевых комплексов России в последнее время активизировался  процесс укрепления производственных связей, интеграции разных ступеней производства. В системе народного хозяйства  Российской Федерации сложились  и функционируют как межотраслевые  комплексы: топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной, строительный, агропромышленный, транспортный и другие, так и территориальные в границах экономических районов и входящих в их состав республик, краев, областей.

3.1 Топливно-энергетический комплекс России

Топливно-энергетический комплекс России — это совокупность отраслей экономики России, связанных  с производством и распределением энергии в её различных видах  и формах

Топливная промышленность — это комплексная базовая  отрасль, основной источник электроэнергии и важного промышленного сырья.

ТЭК России базируется на собственных энергетических ресурсах. В 1988 году в России было получено 13 % всей энергии, производимой в мире, при том, что её население составляет менее 3 % Земли.

Тепловая энергетика России достаточно хорошо обеспечена запасами органического топлива. Однако растут издержки добычи органического  топлива, постепенно нарастают экологические  проблемы. Себестоимость производства электроэнергии на атомных электростанциях  примерно в два раза ниже, чем  от топливных электростанций.

Тенденции:

рост издержек добычи органического топлива;

постепенное нарастание экологических проблем.

В июле 2010 года между  Минэнерго РФ, ОАО «Газпромбанк»  и Немецким энергетическим агентством подписан меморандум о взаимопонимании  по вхождению Газпромбанка в Российско-немецкое энергетическое агентство (Rudea). Российской стороне достанется до 30 % Rudea 

Исследование  ресурсов

Европейские регионы России и  Западная Сибирь:

нефть — 65-70 %;

природный газ — 40-45 %.

Восточная Сибирь и Дальний  Восток России: 6-8 %.

Морской шельф: 1 %(Эти регионы содержат 46 % разведанных запасов и 50 % вероятных запасов нефти, 80 % природного газа).

Полуостров  Ямал: развитие добычи начнётся с 2000 года.

Достоверные (разведанные) российские ресурсы (относительно мировых  запасов):

нефть — 13,4 %;

природный газ — 41,7 %;

каменный уголь  — 43 %.

Энергоэффективность

Энергоэффективность и энергосбережение входят в 5 стратегических направлений приоритетного технологического развития, обозначенных президентом  России Д. А. Медведевым на заседании  Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 18 июня.

2 июля 2009 года в  Архангельске на расширенном  заседании президиума Госсовета  Медведев особо отметил, что  «энергоэффективность должна пронизывать  и все остальные приоритеты  технологической модернизации».  Среди основных проблем, обозначенных  президентом РФ, — низкая энергоэффективность  во всех сферах, особенно в  бюджетном секторе, ЖКХ, влияние  цен энергоносителей на себестоимость  продукции и ее конкурентоспособность.

Одна из важнейших  стратегических задач страны, которую  поставил президент в своём указе[2] — сократить к 2020 году энергоёмкость  отечественной экономики на 40 %. Для  ее реализации необходимо создание совершенной  системы управления энергоэффективностью и энергосбережением. В связи  с этим Министерством энергетики РФ было принято решение о преобразовании подведомственного ФГУ «Объединение „Росинформресурс“» в Российское энергетическое агентство, с возложением  на него соответствующих функций.

Нефтяная  промышленность

 В 2009 году в  России было добыто 494 млн тонн  нефти (2-е место в мире), что  на 1,2 % выше уровня 2008 года.

Запасы жидких углеводородов  на 2007 год оценивались в размере  не менее 9,5 млрд т. Крупнейшие нефтяные месторождения — Самотлорское, Приобское, Русское, Ромашкинское.

В 2000—2008 годах были введены в действия мощности по добыче и переработке нефти на 20,7 млн  тонн.

Информация о работе Территориальная организация хозяйства Российской Федерации