Становление и развитие инновационных центров Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 20:04, курсовая работа

Описание

Целью моей работы является рассмотрение инновационной структуры Республики Беларусь и перспектив её дальнейшего развития. На основе этой цели я сформировала задачи:
1. Рассмотреть понятия инноваций, инновационной инфраструктуры, инновационных центров и их видов.
2. Изучить инновационную политику Республики Беларусь и направления дальнейшего развития инновационной инфраструктуры.
3. Подробно рассмотреть организации, занимающиеся инновационной деятельностью.

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ и главы.docx

— 59.32 Кб (Скачать документ)

Субъекты инновационной  структуры страны переживают бурный рост, и им приходится сталкиваться со значительным проблемами как то: проблемами, связанными с законодательством, экономической ситуацией, взаимодействием  с клиентами и вышестоящими органами. Кроме того, большинство СИИ находятся на ранних стадиях своего развития и, обладая различной ведомственной подчинённостью, действуют разрозненно и несогласованно, не обеспечивая в полной мере налаживание тесной взаимосвязи между научной и производственной сферами. Поэтому для развития инновационной инфраструктуры видится необходимым:

 – совершенствование  нормативной правовой базы в  инновационной сфере , принятие на законодательном уровне норм экономического стимулирования инновационной деятельности, коммерциализации инноваций, создания и вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности;

– проведение эффективной  государственной политики развития и поддержки малых предприятий  в научно-технической сфере, оказание им посредством инновационной инфраструктуры и их резидентов, освобождение этих на начальных  этапах функционирования от налогов и платежей на землю  и недвижимость;

– расширение источников финансирования расходов, связанных с созданием  субъектов инновационной инфраструктуры, развитием их материально-технической  базы, в первую очередь за счёт привлечения  средств учредителей, инновационных  и иных фондов;

– актуализацию и ввод до конца текущего года в постоянную эксплуатацию электронной биржи  технологий Республики Беларусь, созданной  на базе информационно-маркетинговых  узлов и Интернет-порталов РЦТТ и  Межвузовского центра маркетинга НИР;

– активное вовлечение в  инновационную деятельность молодёжи, в том числе путём проведения республиканских, отраслевых и региональных молодёжных конкурсов на лучший инновационный  проект, создания при региональных университетах отделений Информационного  центра молодёжной науки Министерства образования, организации на базе Республиканского информационного и социо-культурного  центра Национальной библиотеки Беларуси сайта инновационных проектов молодых  учёных и предпринимателей;

– обеспечение подготовки и повышения и повышения квалификации специалистов республиканских и  местных органов управления и  работников инновационных  структур путём проведения научно-практических и обучающих семинаров, курсов, стажировок и т.п.

1.5. Инновационный центр

Инновационный центр - это собирательное понятие, охватывающее самые разные организации, такие как бизнес-инкубаторы, а также деловые, инновационные или технологические центры. В общих чертах цель инновационных центров заключается в создании общественного богатства на уровне конкретного района/региона. Инновационные центры представляют собой учреждения, оказывающие следующие услуги:

-консалтинговые услуги  на этапе создания компаний (подготовка  бизнес- планов) и в процессе их  развития;

- предоставление в аренду необходимых офисных, лабораторных и/или производственных помещений;

- технические и организационные  услуги молодым (инновационным)  предприятиям (например, секретарско-референтское обслуживание, телекоммуникационные услуги и инфраструктура для проведения совещаний/конференций);

- инновационные и технологические  услуги (передача технологии), а также  подготовка кадров и информационная работа.

1.6. Государственные программы в инновационной сфере Республики Беларусь

Со вступлением в силу Указа Президента Республики Беларусь «Об утверждении Положения о  порядке создания субъектов инновационной  инфраструктуры и внесения изменений  и дополнений в Указ Президента Республики от 30 сентября 2002 г. №495» от 03.01.2007 г. №1 сформировались новые правовые нормы в функционировании субъектов инновационной инфраструктуры. В первую очередь Указ направлен на создание благоприятных условий для развития инновационной инфраструктуры, повышения эффективности её функционирования и определяет порядок создания субъектов инновационной инфраструктуры, в том числе приобретения юридическим лицом статуса субъекта инновационной инфраструктуры и лишения такого статуса, а также основные направления деятельности субъектов инновационной инфраструктуры.

Затем был издан  Указ Президента Республики Беларусь от

9 марта 2009 г. N 123 «О некоторых мерах по стимулированию  инновационной деятельности в  Республике Беларусь», где прописано:  «Установить, что:

1.1. научные организации,  созданные в форме учреждений, и учреждения, обеспечивающие получение  высшего и послевузовского образования,  повышение квалификации и переподготовку  кадров, которым в соответствии  с учредительными документами  предоставлено право осуществлять  приносящую доходы деятельность, с согласия государственных органов  (организаций), в подчинении (ведении)  которых эти учреждения находятся  (в состав которых входят), либо  собственника их имущества вправе  создавать в течение трех лет  со дня вступления настоящего Указа в силу унитарные предприятия за счет превышения остающихся в их распоряжении от осуществления данной деятельности доходов над расходами.

1.2. юридические лица при  осуществлении на территории  Республики Беларусь научной,  научно-технической деятельности  без привлечения средств республиканского  и (или) местных бюджетов, в  том числе государственных целевых  бюджетных фондов, и (или) хозяйственной  деятельности по производству  высокотехнологичных товаров (работ,  услуг) собственного производства  и их реализации вправе самостоятельно  в течение двух лет со дня  начала их производства:

определять условия, объемы, виды закупаемого сырья, комплектующих  и материалов, а также условия, объемы и виды реализации этих товаров (работ, услуг);

устанавливать и применять  свободные цены (тарифы) на данные товары (работы, услуги);

определять поставщиков  и покупателей высокотехнологичных  товаров (работ, услуг);

1.3. юридические лица освобождаются  от:

исчисления и уплаты сбора  в республиканский фонд поддержки  производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки в части выручки, полученной от реализации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических  работ (далее – НИОК(Т)Р), зарегистрированных в установленном законодательством порядке;

обязательной продажи  иностранной валюты, поступившей  по сделкам с юридическими лицами - нерезидентами и физическими  лицами - нерезидентами от реализации НИОК(Т)Р, зарегистрированных в установленном законодательством порядке;

1.4. юридические лица, осуществляющие  производство товаров (работ,  услуг) с использованием результатов  НИОК(Т)Р, зарегистрированных в установленном законодательством порядке, вправе в течение трех лет со дня начала их производства относить на себестоимость товаров (работ, услуг) и включать в затраты, учитываемые при налогообложении, до 2 процентов выручки от реализации этих товаров (работ, услуг), перечисляемых организациям за использование результатов выполненных ими НИОК(Т)Р;

1.5. к высокотехнологичным относятся товары (работы, услуги), производимые (осуществляемые) на основе новых и высоких технологий и (или) с использованием высокотехнологичных производств, прошедших в установленном законодательством порядке государственную научно-техническую экспертизу. Заключения об отнесении товаров (работ, услуг) к высокотехнологичным выдает Государственный комитет по науке и технологиям в установленном им порядке».

Построение в Беларуси инновационной экономики предполагает создание условий для превращения  научно-технического потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста. Одной из наиболее актуальных является проблема оптимизации соотношения  между получением новых знаний и  их использованием в реальном секторе  экономики.

В 2010 году завершена реализация Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007 – 2010 годы, разработанной в целях  перевода национальной экономики в  режим интенсивного инновационного развития. В рамках программы в  период с 2007 по 2010 годы введены в  эксплуатацию 985 объектов (в том числе  в 2010 году – 335). При этом создано  на основе современных технологий 130 новых производств и важнейших  предприятий (в 2010 году – 38), 352 новых  производства на действующих предприятиях (в 2010 году – 125), модернизировано 502 производства (в 2010 году – 171).

Для обеспечения продолжения  работы по созданию инновационной экономики  Республики Беларусь разработана Государственная  программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015  годы, основной целью которой является создание конкурентоспособной, инновационной, высокотехнологичной, ресурсо- и энергосберегающей, экологобезопасной экономики.

Особенностью Государственной  программы станет создание в 2011-2015 годы новых высокотехнологичных предприятий  и производств, соответствующих V и VI технологическим укладам, основанных на новейших технологиях (информационных, нано-электронно-оптических, тонкой химии, биотехнологиях и др.), обладающих наибольшей добавленной стоимостью и низкой энерго- и материалоемкостью, и производство  новейших экологически безопасных (чистых) материалов и продуктов. Формирование высокотехнологического сектора экономики  будет осуществляться в соответствии с приоритетными направлениями  научно-технической деятельности: энергетика  и энергосбережение; агропромышленные технологии и производства; промышленные и строительные технологии и производства; медицина, медицинская техника и  технология, фармация; химические технологии, нанотехнологии и биотехнологии; информационно-коммуникационные и авиакосмические технологии; новые  материалы; рациональное природопользование, ресурсосбережение  и защита от чрезвычайных ситуаций; обороноспособность и национальная безопасность.

В предстоящем пятилетии  будет усилена работа по созданию новых производств в экспортно-ориентированных  отраслях промышленности (фармацевтической, химической, лесообрабатывающей сельскохозяйственного  машиностроения и др.).

Экономический рост по всем приоритетным направлениям деятельности будет сопровождаться созданием  и широким внедрением ресурсо- и  энергосберегающих, экологически чистых и малоотходных технологий, созданием  альтернативных источников и источников энергии на местных видах топлива.

Для реализации целей и  задач Государственной программы  будет продолжено формирование НИС: совершенствование необходимой законодательной базы и создание мотивационных механизмов инновационной деятельности, формирование инновационной инфраструктуры и перестройка действующих структурно-функциональных блоков НИС, развитие инновационного предпринимательства, развитие финансовой инфраструктуры в республике и активное привлечение иностранных инвестиций, развитие венчурного финансирования, реформирование системы образования.

В Государственной программе  намечено выполнение 223 важнейших проектов по созданию новых предприятий и  производств, имеющих определяющее значение для инновационного развития Республики Беларусь. Предполагается выполнение более 900 проектов, в том  числе планируется создать около 20 новых предприятий, 200 новых производств  и модернизировать примерно 140 предприятий  в результате реализации государственных  научно-технических программ.

1.7. Инновационная структура Беларуси

Научно-технологические  парки:

  1. ИРУП «Научно-технологический парк БНТУ «Метолит»
  2. ЗАО «Технологических парк Могилев» 
  3. Научно-технологический парк СООО «Арвит-авто»
  4. Местный фонд «Научно-технологический парк»
  5. Инновационная ассоциация «Академтехнопарк»
  6. Научно-технологическая ассоциация «Национальный инфопарк»
  7. Научно-технологический парк при ЗАО «Гомельский бизнес-инновационный центр»
  8. Научно-технологический парк при ООО «Брестский инновационный бизнес-центр» 
  9. Научно-технологический парк при УО «Полоцкий государственный университет» 
  10. Научно-технологический парк при УО «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы»

Инновационные центры:

11. Ассоциация «Инновационный  центр приборостроения» 

12. ЗАО «Гомельский бизнес-инновационный  центр» 

13. ООО «Брестский инновационный  бизнес-центр» 

14. КУП «Минский областной  инновационный центр» 

15. Инновационный центр  при ГНУ «Институт технологии  металлов НАН Беларуси» 

Центры трансфера технологий (ЦТТ)

16.Республиканский центр  трансфера технологий (РЦТТ) 

Региональные отделения  РЦТТ:

17. Брестское областное  отделение РЦТТ при РУП «Центр  научно-технической информации и  инноваций»

18. Гомельское региональное  отделение РЦТТ при УО «Гомельский  государственный университет им. Ф. Скорины»

19.Гродненское региональное  отделение РЦТТ при УО «Гродненский  государственный университет им. Я. Купалы»

20. Могилевское региональное  отделение РЦТТ при РУП «Научно-аналитический  центр информации, инноваций и  трансфера технологий» 

21. Новополоцкое региональное  отделение РЦТТ при УО «Полоцкий  государственный университет»

22. Центр трансфера энергоэффективные технологий при гомельском ООО «Эридан»

23. Центр трансфера информационных  и коммуникационных технологий  при ГНУ «Объединенный институт  проблем информатики НАН Беларуси» 

24. Филиал РЦТТ при РУП  «Институт картофелеводства НАН  Беларуси» 

25. Филиал РЦТТ при ГНУ  «Институт физиологии НАН Беларуси» 

26. Филиал РЦТТ при ГНУ  «Институт генетики и цитологии  НАН Беларуси» 

27. Филиал РЦТТ при ГНУ  «Институт биохимии НАН Беларуси» 

28. Филиал РЦТТ при гомельском РУП «Центр научно-технической и деловой информации»

Информация о работе Становление и развитие инновационных центров Беларуси