Становление и развитие инновационных центров Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 20:04, курсовая работа

Описание

Целью моей работы является рассмотрение инновационной структуры Республики Беларусь и перспектив её дальнейшего развития. На основе этой цели я сформировала задачи:
1. Рассмотреть понятия инноваций, инновационной инфраструктуры, инновационных центров и их видов.
2. Изучить инновационную политику Республики Беларусь и направления дальнейшего развития инновационной инфраструктуры.
3. Подробно рассмотреть организации, занимающиеся инновационной деятельностью.

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ и главы.docx

— 59.32 Кб (Скачать документ)

Основными направлениями  научно-технической деятельности Института  являются:

1. Разработка теоретических  основ управления процессами  формирования структуры и свойств  металлов и сплавов при их  кристаллизации и затвердевании;

2. Теплофизика и гидродинамика  специальных видов литья;

3. Создание новых материалов  и ресурсосберегающих технологических  процессов их получения, обработки  и упрочнения.

Результаты фундаментальных  исследований Института используются:

- при создании экологически  чистых ресурсосберегающих технологий  непрерывного литья слитков из  черных и цветных сплавов;

- разработке новых литых,  в том числе биметаллических,  материалов с высокими потребительскими  свойствами (прочностью, пластичностью,  плотностью);

- разработке износостойких  композитов на основе углерода, в том числе с градиентом  физико-механических свойств.

 

Институт разрабатывает, изготавливает, производит поставку, монтаж и сервисное обслуживание оборудования: непрерывного литья черных и цветных  металлов; электрошлакового литья заготовок, в том числе биметаллических; центробежного литья биметаллов.

Институт разрабатывает  и изготавливает литейное оборудование:

  • установки электрошлакового переплава;
  • установки непрерывного горизонтального литья;
  • канальные печи для плавки латуней и бронз;
  • линии непрерывного литья хлористомедной ленты;
  • кристаллизаторы со струйной системой охлаждения для установок непрерывного литья металлов и сплавов.

 Институт предлагает  услуги по:

  1. исследованию структуры и свойств металлов и сплавов

определение химического  состава металлов и сплавов, спрессованных  порошков, проволоки методом атомно-эмиссионной  спектроскопии;

металлографические исследования структуры;

определение физико-механических свойств;

  1. моделированию процессов литья

решение тепловых и термодеформационных  задач затвердевания отливок  и слитков любой конфигурации и задач кристаллизации металлов и сплавов;

водное аналоговое моделирование  процесса заполнения формы при литье  под давлением;

оптимизация процессов литья  и других технологических процессов  на основе методики многокритериальной оптимизации;

  1. численной обработке сигналов и изображений для задач дистанционного наблюдения и неразрушающего контроля.

В Институте имеется аспирантура  по специальностям: 05.16.04 «Литейное  производство», 05.02.01 "Материаловедение", 01.01.02 "Дифференциальные уравнения, динамические системы и оптимальные  уравнения". Докторантура по специальностям: 05.02.01 "Материаловедение (машиностроение) "; 05.16.04 "Литейное производство". С 1999 года Институт является головной организацией региональной научно-технической  программы «Развитие Могилевской  области». Разработки Института защищены авторскими свидетельствами СССР, патентами  Республики Беларусь и зарубежных стран. Институт активно сотрудничает с  научными организациями и промышленными  предприятиями Беларуси и осуществляет экспортные поставки в страны ближнего и дальнего зарубежья: Россию, Украину, Литву, Китай, Республику Корея, Индию, Польшу, Иран, Турцию. В 1997 и 2006 г.г. Институт удостоен Международного приза "За качество" (Франция). В структуре  Института функционируют Центр  Белорусско-Корейского технического сотрудничества и инновационный центр.

2.5. Выводы

Инновационные центры ориентированы на содействие развитию инновационного предпринимательства  и коммерциализации научно-технических  разработок. В их число входят Ассоциация приборостроительных организаций «Инновационный центр приборостроения», ООО «Брестский инновационный бизнес-центр», ЗАО «Гомельский инновационный центр», КУП «Минский областной инновационный центр».

Я рассмотрела данные инновационные структуры Беларуси. Из представленных данных видно, что все они занимаются абсолютно разной деятельностью: приборостроение, помощь различным предприятиям в продвижении их коммерческих предложений и инвестиционных проектов, содействие развитию инновационного и инвестиционного потенциала Минской области, развитие фундаментальных и прикладных исследований в области технологии материалов. Но в то же время общая черта данных центров в их цели: содействие развитию инновационного предпринимательства и внедрению научно-технических разработок на предприятия.

В Беларуси на данный момент немного инновационных центров: всего лишь 5, но государственная  политика республики направлена на расширение и развитие инновационной инфраструктуры, о чём говорит Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015  годы , с тем, чтобы перейти от индустриального общества к постиндустриальному.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Изучение опыта научно-технологического развития экономически развитых стран  позволяет констатировать, что экономический  рост инновационного типа возможен только в условиях зрелой инновационной  системы (НИС). Исследование динамических процессов, происходящих в НИС, их анализ в различных ракурсах даёт возможность  выявить те направления научно-технологического развития, которые наиболее действенно способствуют инновационной динамике и конкурентоспособности национальной экономики.

Инновационное развитие является результатом сложного комплекса  взаимосвязей, информационных и технологических  потоков между участниками НИС  – предприятиями и организациями, образовательными, государственными, частными научно-исследовательскими учреждениями. Инновационная политика в зависимости  от сочетания элементов может  реализоваться как прямая, избирательная, косвенная, инфраструктурная. Выбор  вида инновационной политики определяется уровнем развития национальной экономики, целями государственного регулирования  и особенностями развития национальной экономической системы.

Разработка эффективной  инновационной политики в Республике Беларусь, направленной на реализацию модели экономики знаний, является стержневой задачей. При этом необходимо учитывать стратегические направления  инновационного развития, глобализационные тенденции, опыт научно-образовательного и промышленного развития экономически развитых стран, создавать условия для активного взаимодействия государственных, общественных и частных структур в данном процессе.

Особую роль бизнес- и инновационные центры играют в регионах, не имеющих развитого научно-технического или инновационного потенциала, явных преимуществ, позволяющих им интенсивно развиваться и не обладающих высокой инновационной активностью, каковой и является на настоящее время Республика Беларусь. ЕС рекомендовало, чтобы региональные программы включали в себя подобные структуры, т.е. бизнес- и инновационные центры, в тех регионах, которым требуется помощь, и более интенсивно использовали уже имеющиеся центры в целях регионального развития. Таким образом, обеспечивается участие инновационной системы в инновационном развитии территорий, прежде всего, не имеющих развитого научно-технологического или промышленного потенциала.

Приведём возможные направления  инновационной стратегии региона  в современных условиях социально-экономического развития Республики Беларусь.

Направление 1. Стимулирование существующих региональных компаний к  использованию инноваций. Цель направлений  – содействовать существующим компаниям  в активном использовании инноваций  спектра – технологические инновации, инновации в области менеджмента, маркетинга, финансов и др.

Направление 2. Стимулирование создания новых инновационных предприятий. Цель направления – создание условий  роста для новых малых инновационных, технологически ориентированных предприятий, в том числе, выделяющихся из научных  организаций.

Направление 3. Привлечение  внешних инвестиций (преимущественно  в высокотехнологичную сферу). Цель направления – использование  конкурентных преимуществ региона (сильная наука и знания, способность  использовать знания в целях экономического развития и др.) для привлечения  инвестиций в регион.

Направление  4. Создание эффективной инфраструктуры для  поддержки инноваций. Цель направления  – разработать и развить инфраструктуру, способную предоставить реальную и  конкретную поддержку для бизнеса  и научного сообщества.

Направление 5. Повышение  уровня навыков и умений руководителей  и специалистов, вовлечённых  в  региональное экономическое развитие. Цель направления – усилить умения и навыки различных руководителей  и специалистов (органы власти, организации  инфраструктуры, научные организации, компании, потенциальные предприниматели  и др.), вовлечённых в реализацию различных направлений инновационной  стратегии.

На основе этих направлений  должно осуществляться планирование конкретной деятельности по реализации инновационной  стратегии.

 

 

Список литературы

  1. Указ Президента Республики Беларусь 26 марта 2007 г. №136 «О государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 гг.»
  2. Татьянко Т.С. «Научно-технологические парки в Республике Беларусь: прошлое, настоящее, будущее» Научно-практический журнал «Наука и инновации» №6_2007
  3. Наименее развитые страны. Обзор, подготовленный Генеральным секретарём ЮНКТАД. Нью-Йорк и Женева. 2007.
  4. Злотников Л. Почему необходима корректировка промышленной политики// Белорусы и рынок. №47. 2007.
  5. Концептуальные положения Национальной программы развития экспорта Республики Беларусь на 2006-2010 годы / Нац. Акад. Наук Беларуси, Ин-т экономики; под научным рук. И ред. В.Ф. Медведева и П.Г. Никитенко – Минск : Право и экономика, 2006.
  6. Смирнов, Е.Н. Инновационный вектор промышленной политики Европейского союза/ Е.Н. Смирнов // Междунар. Экономика. – 2007. – №2. – С. 53-80.
  7. Богдан, Н. И. Мировая практика инновационной деятельности – Минск: БелИСА, 2004г.
  8. Перечень государственных научно-технических программ на 2011 – 2015 годы
  9. Татьянко, Т.С. Инновационная инфраструктура Республики Беларусь/ Т.С. Татьянко – Минск, 2007 г.
  10. Степаненко Д.М. Венчурная индустрия – важный компонент национальной инновационной инфраструктуры, Д.М. Степаненко – ООО «Экономика и право», 2008 г.
  11. Гурщенков, П.В. Инновационные центры как субъекты поддержки малого предпринимательства – Минск, 2008 г.
  12. Степаненко, Д.М. Функционирование инновационной инфраструктуры в Республике Беларусь – Национальная библиотека Республики Беларусь, 2009 г.
  13. Таранова, Т.И. Подходы к эффективному функционированию инкубаторов малого предпринимательства в Беларуси – Минск: Институт экономики НАН Беларуси, 2007 г.
  14. Силкина, Е.В. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности. Материалы международного форума «Инновационные технологии и системы» - Минск: ГУ «БелИСА», 2006 г.

Информация о работе Становление и развитие инновационных центров Беларуси