Северо-Западный экономический район, состав, особенности, экономическая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 08:21, реферат

Описание

Россия ─ крупнейшее федеративное суверенное государство. В её состав входят 83 субъекта Федерации (2009 г.). По своей площади ( 17075400 км2 ) Россия сравнима только с материками. На всём её протяжении ( около 9 тыс. км с запада на восток и 4 тыс. км с севера на юг) распределение населения, природных ресурсов и хозяйства (отраслей экономики) неравномерно. Под воздействием различных сочетаний природных, социальных и экономических условий в Российской Федерации были сформированы экономические районы.

Содержание

Ведение 2
1. Физико-географическое положение района. 3
2. Состав и характеристика областей, входящих в состав Северо-Западного района. 4
2.1. Ленинградская область 4
2.2. Новгородская область 7
2.3. Псковская область 10
2.4. Калининградская область 12
2.5. Санкт-Петербург 15
3. Экономико-географическое положение Северо-Западного экономического района (особенности, преимущества, проблемы). 17
Заключение 24
Список литературы: 25

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ_ экон географ1.doc

— 621.00 Кб (Скачать документ)

- Район богат водными ресурсами, на его территории множество рек, озёр, болот. Эксплуатация гидроэнергоресурсов затруднена из-за равнинного характера рельефа. 

- Богатые лесные ресурсы, но большая часть лесных массивов района изъята из промышленного использования, так как имеет большое водоохранное и рекреационное значение.  

- В районе нет запасов капиталоемких полезных ископаемых, задача региона — извлечь максимальную выгоду из тех запасов общераспространенных полезных ископаемых, которыми он богат  — гравий, песок, известняка и торф.

Исключение  - Калининградская область, на территории которой располагаются месторождения драгоценного “солнечного камня” - янтаря. Его прогнозные ресурсы - около 300 тыс. т, что составляет около 90% мировых запасов. 

- Сельскохозяйственные угодья слабо распаханы и занимают всего лишь 18% территории района. Возможность использования сельскохозяйственных угодий ограничивает высокая степень заболоченности.

     Обширные  площади сенокосов, пастбищ, высокопродуктивных лугов и других кормовых угодий имеют  большое значение для развития животноводства в районе. 

- Численность населения района составляет 8,5 млн. чел. - 5,7% от всего населения РФ.

По уровню урбанизации район занимает одно из первых мест: в городах сосредоточено  более 75% населения.

     На  рисунке 18 показан удельный вес численности  населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума по областям района в сравнении с общероссийским.

Информация по сбережениям граждан в рассматриваемых областях приведена на рисунке 19.

 Из представленной  информации следует вывод, что  по уровню жизни населения  наиболее отстающими являются Псковская и Новгородская область. В сравнении со среднероссийскими показателями и областями района город Санкт-Петербург находится в более выигрышном положении. 

Рисунок 18- Удельный вес численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в процентах к общей численности населения объекта, в 2008 году. 

Рисунок 19- Размер вклада (депозита) физических лиц в кредитных организациях на душу населения в % к среднероссийскому уровню, на начало 2009 г. 

- Северо-запад отличается низким естественным приростом населения, поэтому миграционный прирост играет главную роль в увеличении численности населения района. Численность городского населения растет за счет административных преобразований и роста наиболее крупных городов. В динамике численности населения присутствуют и внутрирегиональные различия: для Ленинградской области основной источник прироста населения – приток из Псковской и Новгородской областей, а также из других экономических районов. А для областей района характерны низкая рождаемость населения и постоянный отток населения в столицу. Но в последнее время наметилась тенденция стабилизации численности жителей этих областей. В настоящее время наметилась реэмиграция населения в сельскую местность в связи с ухудшением экономического положения и притока беженцев и вынужденных переселенцев. 

- Северо-Западный район имеет самые высокие показатели занятости трудоспособного населения в России, особенно в крупных городах. Это обусловлено тем, что все субъекты РФ, которые входят в район имеют предпосылки для развития малого бизнеса и для его развития используются специальные программы. Занятость населения в личных и домашних подсобных хозяйствах низкая и обладает низкой трудовой мобильностью, а значительная часть сельского населения занята в несельскохозяйственных отраслях, промышленности и транспорте. В последнее время безработица приобрела повсеместный характер (рисунок 20). Однако уровень безработицы в районе ниже, чем в Российской Федерации.

Рисунок 20 – Уровень безработицы в районе. 

- В отличие от сырьевого Севера, Северо-Западный экономический район является одним из индустриально развитых районов РФ и выполняет важную роль в формировании рынка, как крупнейший поставщик разнообразной промышленной продукции, в первую, очередь, машиностроения, особенно сложного наукоемкого.

Ведущими  отраслями промышленной специализации  здесь являются тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, приборостроение, электроника, судостроение, производство фосфорных  и азотных удобрений, бумаги, целлюлозы, мебели, пищевой продукции, а также рыбная промышленность.

     Получил развитие в районе лесной комплекс. Потребности комплекса в древесине  покрываются как местными лесозаготовками, так и в значительной мере сырьем Карелии и других районов Севера. Он представлен всеми стадиями:

       заготовка - лесопиление - деревообработка - переработка древесины

и производит:

     пиломатериалы - фанеру - древесно-волокнистые плиты - мебель - бумагу и т.д. 

- На рисунке 21 приведена картина изменения среднего темпа роста ВРП по Северо- Западному экономическому району за 2003-2007 год, на душу населения, %.

Валовой региональный продукт (ВРП) является одним  из ключевых макроэкономических показателей, характеризующих развитие региона, и представляет собой совокупность валовых добавленных стоимостей, созданных в каждом виде экономической деятельности. К сожалению статистический подсчёт этого показателя отстаёт примерно на 2 года, поэтому в работе приведены данные за 2007 год включительно. 
 

Рисунок 21- Динамика среднего темпа роста ВРП по Северо- Западному экономическому району за 2003-2007 год, на душу населения, %. 

С 2005 по 2007 г. тенденция роста объёма ВРП  на душу населения в районе положительная. Рост обусловлен в основном вкладом Калининградской области и г. Санкт Петербурга. В остальных областях района имеется тенденция к снижению объёмов ВРП. 

- Северо-Западный экономический район в условиях кризиса сохраняет значительные работающие мощности в легкой, и особенно в пищевой промышленности. Однако существуют проблемы реконструкции этих мощностей, поскольку их изношенность на некоторых предприятиях достигает 80%. Быстрая оборачиваемость средств, вкладываемых в пищевую и легкую промышленность в ряде случаев, позволяет привлекать отечественные и зарубежные инвестиции, в частности в производство кондитерских и крупяных изделий.

На рисунке  22 показан удельный вес убыточных организаций в сравнении с общероссийским.

     Удельный  вес убыточных организаций в  Северо-Западном районе ниже чем на территории России в 2008 году. 

Рисунок 22- Удельный вес убыточных организаций. 

- В районе хорошо развита внешняя торговля.

     Северо-Западный регион отличается от других высоким  уровнем экспортной специализации. Отсюда поставляются на мировой рынок  продукция отраслей данного региона - высококачественную и сложную технику, электроэнергетическое оборудование, оборудование для АЭС, продукцию электронной промышленности, точной механики, грузовые и легковые автомобили; продукцию лесной и целлюлозно-бумажной, химической промышленности, в том числе аппатиты.

Северо-Западный район, располагая развитым портовым хозяйством, осуществляет важные экспортно-импортные функции на Балтийском море для всей России. Через Санкт-Петербургский морской порт — во многие страны следует на экспорт продукция петербургских и других российских предприятий. Здесь же перерабатываются импортные грузы. Контейнеровозы успешно работают на линиях Санкт-Петербург — Лондон и Санкт-Петербург — Гамбург — Роттердам.

     Через Северо-Западный осуществляются регион тесные экономические связи с Польшей, Германией, Финляндией. Норвегией. 

- Инвестиции в Северо-Западный регион растут быстрее, чем в среднем по России. Решающими факторами для привлечения капитала являются развитая инфраструктура, трудовые ресурсы и инвестиционное законодательство.

     Регион Санкт-Петербурга и Ленинградской области рассматривается перспективным иностранными автогиганами-инвесторами, на фоне активного вхождения автогигантов на российский рынок. С учетом планов иностранных производителей прогнозируется существенное развитие российского автомобильного рынка уже в ближайшие два-три года (данные за 2009 год).

     Но  так как сегодня оснащение  большинства петербургских предприятий  не удовлетворяет требования мировых  автоконцернов, выпуск комплектующих  проще организовать с нуля, то есть построить новые цеха поблизости от автозаводов.  

- Район владеет всеми видами современного транспорта. На долю района приходится значительная часть речных и морских перевозок. Санкт-Петербург – первый из крупнейших портов страны, но перспективы дальнейшего развития порта очень ограничены тем, что он находится “в теле” крупного города.

Расчетная мощность Петербургского порта после  его расширения составляет 25-30 млн. т. грузооборота в год, что не удовлетворяет  потребности России в Северо-западном районе 100-120 млн. т. В связи с этим предполагается расширение уже существующих портов в Выборге и Высоцке и строительство новых крупных портов в устье р. Луки и в районе г. Ломоносова.  

     Основной  вид транспорта – железнодорожный, плотность железнодорожной сети велика: от Санкт-Петербурга берут начало 12 направлений дорог на Москву, Урал, Беларусь и Украину. Транспорт играет важную роль в обеспечении перерабатывающей промышленности сырьем и топливом.

     Вывозится продукция машиностроения, химической, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, а ввозятся топливно-энергетические ресурсы, лес, металл, продовольствие и стройматериалы. Доля ввоза преобладает над вывозом, что является следствием специализации района на обрабатывающей промышленности. Особое значение железные дороги имеют потому, что соединяют практически всю Россию с Балтикой.

     Плотность транспортной сети района существенно  превосходит среднюю по России. Основные недостатки имеющейся транспортной инфраструктуры связаны; с ограничениями  по грузообороту и составу обслуживаемых грузов Балтийских морских портов - г. Санкт-Петербурга, Выборга, Калининграда и др., а также с отсутствием к настоящему времени современных авто- и железнодорожных магистралей, связывающих г. Санкт-Петербург с Москвой, Финляндией, Польшей и через неё с Западной Европой.

     Следует отметить, что ключевой проблемой  для Калининградской области является обеспечение более дешевой транспортировки грузов через территорию Литвы (а также Белоруссии) и облегчение оформления необходимых формальностей. Эта проблема должна решаться на федеральном уровне, однако калининградским властям необходимо инициировать принятие таких документов и обеспечивать подготовку требующихся предложений. 

- Северо-Западный район обладает уникальными рекреационными ресурсами - памятники истории и архитектуры, природные ландшафты - зоны отдыха и туризма.

Сеть  дворцово-парковых ансамблей вокруг Санкт-Петербурга, Пушкинский заповедник, города-музеи Новгород и Псков, знаменитая Куршская коса – поросший лесом полуостров, почти на 100 км уходящий в Балтийское море в Калининградской области. 

- Высокая освоенность территории Северо-Западного района обусловила значительную антропогенную нагрузку на природную среду, что требует расширения природоохранительных мероприятий. Интенсивное водопотребление создало во многих городах района дефицит водных ресурсов. Хозяйственные выбросы и стоки привели к загрязнению рек и воздушного бассейна. В настоящее время в районе большое внимание уделяется вопросам охраны окружающей среды, проводятся природоохранные мероприятия. 

 

Заключение

 
 

     Северо-Западный регион имеет выгодное экономико-географическое положение. Район практически единственный выход России в западную сферу мирового рынка.

     Регион  не богат природными ресурсами, природные  условия малопригодны для развития сельского хозяйства.

     Для района характерен низкий естественный прирост населения. Велик % мигрирующего населения из стран СНГ.

     Высокий уровень урбанизации населения.

Информация о работе Северо-Западный экономический район, состав, особенности, экономическая характеристика