Северо-Западный экономический район

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:48, контрольная работа

Описание

Особенности и проблемы развития хозяйства Калининградской области. Проблемы развития региона:
общеэкономические проблемы,
социальные проблемы,
проблемы становления и развития рыночных структур в регионе.

Работа состоит из  1 файл

Северо.doc

— 30.50 Кб (Скачать документ)


Северо-Западный экономический район

Северо-Западный район включает Санкт-Петербург, Ленинградскую, Новгородскую, Псковсую, Калининградскую области. Площадь 211,6 тыс. км2, население 8226,4 тыс. человек 
Основные хозяйственные функции Северо-Запада - производство наукоемкой и трудоемкой продукции, осуществление международных связей, подготовка высококвалифицированных кадров, руководство наряду с Москвой культурной жизнью российского общества. Для эффективного социально-экономического развития рай­он располагает благоприятными предпосылками, которыми яв­ляются наличие эффективных земельных угодий, выгодное эко­номико-географическое положение, территориальная близость по отношению к достаточно экономически развитым внутрен­ним и зарубежным (Украина) партнерам, наличие разветвленной транспортной сети, сложившийся комплекс отраслей рыночной специализации, особенно в АПК. Вместе с тем создание мощ­ных промышленных гигантов в локальном месте (например, Липецке), узкая специализация этих промышленных монстров федерального подчинения привели к деформированию структу­ры региона, нарушению экологического равновесия природной среды.

 
Три аспекта истории населения и хозяйства Северо-Запада сыграли определяющую роль в формировании его современного облика: 
1) заселение территории района древними славянскими племенами, послужившими составной частью основы, на которой сложилась русская народность; 
2) развитие ремесел и торговли, что уже в период раннего феодализма вывело Новгородскую республику на международную арену; 
3) концентрация в Санкт-Петербурге (с начала XVIII в.) промышленности и торговли, особенно международной, квалифицированных кадров, культурных ценностей, что обусловило его ведущую роль в жизни страны не только в феодальный и капиталистический периоды, но и в первые годы после революции 1917 г. В настоящее время роль Санкт-Петербурга хотя и менее значима, чем Москвы, но весьма существенна. 
Основные черты географического положения Северо-Запада - приморское положение и близость к крупнейшим промышленным центрам - обусловили его развитие как важнейшего индустриального и транспортного очага. Связи с Москвой и другими центрами и районами страны укреплялись с созданием транспортных систем: водных - Вышневолоцкой (1703-1709), Ладожской (1718-1731), Мариинской, Тихвинской и железнодорожной - Николаевской (1851), называемой теперь Октябрьской.

 

В настоящее время от Санкт-Петербурга веером расходятся 12 железнодорожных линий. Недавно обнаружили месторож­дение марганца недалеко от Санкт-Петербурга в Финском зали­ве на глубине 50 м.

Особенности и проблемы развития хозяйства Калининградской области

Экономико-географическое положение Калининградской области имеет выгоды, которые определяются следующим:

- близостью к рынкам Западной и Восточной Европы;

- близостью к трансевропейским транспортным коридорам и другим европейским коммуникациям;

- климатическими условиями, благоприятными для развития туризма;

- наличием на территории области незамерзающего портового комплекса.

- наличием обширной (по сравнению с потребностями региона) сырьевой базы: крупнейшее в мире промышленное месторождение янтаря, где сосредоточено более 90 процентов его мировых запасов, имеются перспективные запасы высококачественной низкосернистой нефти, бурого угля, торфа, каменной соли, строительных материалов, минеральных вод.Экономическое развитие Калининградской области происходит в условиях полуэкславности по отношению к остальной территории страны.

Проблемы развития региона можно условно разделить на три основные группы.:

Первая группа - общеэкономические проблемы, к которым следует отнести высокие цены на энергоносители, нерегулируемый налоговый процесс, высокие таможенные пошлины, проблемы транзита грузов и пассажиров, а так же низкую государственную инвестиционную активность в экономике.

Вторая группа - социальные проблемы. Наиболее острые из них - это рост разницы в уровнях жизни населения региона и сопредельных государств (Польши и Литвы), а так же расслоение граждан по уровню доходов по городам и районам области.

Третья группа - это проблемы становления и развития рыночных структур в регионе.

«Отрезанность» области является причиной повышенных издержек на транспортные перевозки, что повышает себестоимость сырья, энергоносителей из основной части страны. В результате снижается конкурентоспособность калининградских производителей на местном и всероссийском рынках.

Хозяйство региона по сей день функционирует в условиях энергодефицита: энергетика вырабатывает всего 71% потребляемой электроэнергии, остальная импортируется транзитом через Литву с остальной территории страны. К концу 2010 года планируется запуск 2 энергоблока Калининградской ТЭЦ-2 мощностью 450 МВт, которая покроет недостаток энергии. В этом же году начато строительство Балтийской атомной электростанции суммарной мощностью 2,3 ГВт, основная генерируемая электроэнергия с которой будет, по-видимому, экспортироваться в соседние страны. Обеспечение энергетической независимости от соседних стран является одной из приоритетных задач области и окажет важное влияние на ее дальнейшее социально-экономическое развитие.

Полуэксклавное положение способствует своеобразному развитию экономики региона, развитию импортозамещающих производств: автосборка, сборка телевизоров и бытовой техники, пищевая промышленность на импортных полуфабрикатах.

 



Информация о работе Северо-Западный экономический район