Региональный рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2011 в 06:03, реферат

Описание

По своей экономической сущности региональный рынок – это совокупность высоколокализованных социально-экономических процессов и отношений в сфере обмена (обращения), формируемых под влиянием особенностей спроса и предложения каждого территориально-административного образования и с учетом адекватных методов конъюнктуры рынка и процессов принятия коммерческих решений.

Работа состоит из  1 файл

региональный рынок труда.doc

— 98.00 Кб (Скачать документ)

    Во-вторых, сократилась и "беловоротничковая" офисная занятость, сильнее всего  – в крупнейших городах. В этой сфере доминирует именно высвобождение, а не урезание зарплат. Но на рынках труда крупнейших городов намного больше альтернативных рабочих мест, и, к тому же, докризисный уровень безработицы был очень низким. Высвобождаемые чаще всего находят другую работу, реже пополняют ряды безработных, но при исходно низком уровне даже быстрый рост безработицы не критичен.

    В-третьих, масштабные сокращения произошли в  неформальной экономике. В секторе  рыночных услуг и в строительной отрасли крупных городов заняты трудовые мигранты из других стран, причем часто нелегальные, поэтому масштабы высвобождения неизвестны, тем более что немалая часть трудовых мигрантов возвращается домой. Те же проблемы, но уже для российских граждан, характерны для республик Северного Кавказа, где из-за дефицита рабочих мест широко распространено отходничество. В кризис сократились возможности найти работу в других регионах (строительство, агросектор, торговля), напряженность на рынках труда республик юга выросла. Но измерить изменения также сложно, поскольку трудовые мигранты из Северного Кавказа до кризиса работали преимущественно в неформальном секторе экономики.

    Темпы роста безработицы были максимальными  в декабре-феврале, к апрелю 2009 г. ситуация стабилизировалась. В мае  наметилось даже некоторое снижение уровня безработицы, и зарегистрированной, и общей. Однако снижение уровня безработицы в России имеет сезонный характер – к лету она сокращается, а осенью растет, поскольку летом оживляются строительство и агросектор. Так происходит каждый год, и пока невозможно разделить влияние обычной, сезонной цикличности и реальной стабилизации на рынке труда в условиях кризиса. Цыплят по осени считают.

    На  региональном уровне разброс показателей  безработицы за май 2009 г. остается очень  сильным  Кризисный рост безработицы характерен для двух типа регионов – депрессивных, которые при любом ухудшении экономической ситуации очень уязвимы (Ивановская, Брянская, Псковская области, Забайкальский край и другие восточные регионы), и для регионов со специализацией на машиностроении (Ульяновская область и др.) и черной металлургии, т.к. эти отрасли наиболее пострадали от кризиса.

    Статистика  безработицы не дает полной картины  состояния рынков труда. Как уже  отмечалось, они адаптируются к кризису  не только через высвобождение, но и через рост неполной занятости (сокращенная рабочая неделя с низкой зарплатой, административные отпуска и др.). На самом деле это скрытая безработица и в регионах с сильным спадом промышленного производства она максимальна: в Ярославской области – 7%, в Свердловской и Челябинской – 8%, в Самарской -10% занятых. Более точно учитывать показатели безработицы вместе с неполной занятостью. Среди депрессивных и полудепрессивных регионов самая сложная ситуация на рынках труда Бурятии, Забайкальского края, Брянской, Ульяновской, Курганской и Ивановской областей, и не только в них. Среди более развитых – в Самарской, Свердловской, Челябинской и Орловской областях, можно добавить и Пермский край и Ярославскую область.

    Чтобы понять, какие города становятся зоной максимального риска, нужно учитывать три условия. Это состояние предприятия – вкладывались ли средства в модернизацию или это технологически устаревшие производства, а также насколько предприятие убыточно в условиях кризиса. Это "прописка" собственника. Если он местный – региональным властям легче надавить, чтобы бизнес держал работников в административном отпуске или в режиме неполной занятости, даже несмотря на убытки. Можно надавить и на неместного собственника, если у него в данном регионе есть другие, более значимые предприятия. Но если собственник московский и никак не связан по рукам и ногам другими активами в регионе, которые ему важно сохранить, – давить сложнее, даже с помощью прокурора. Третье условие – политика региональных и муниципальных властей. Если они не активны, не ищут вариантов выхода из кризиса, не способны разговаривать с попавшими в беду жителями города или не имеют политического веса для переговоров с собственниками типа Дерипаски, то ситуация накаляется. Получается Пикалево, Златоуст или поселок в Приморском крае. В них все три названные условия сработали: актив плохой, собственник не местный и других важных предприятий в регионе не имеет, а региональные власти не захотели или не смогли вмешаться, пока гром не грянул. Сколько таких городов и поселков может оказаться в стране – не знает никто. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Таким образом, основными целями региональной политики в Российской

    Федерации являются:

    - обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в РФ, создание единого экономического пространства;

    - обеспечение единых минимальных  социальных стандартов и равной  социальной защиты, гарантирование  социальных прав граждан, установленных

    Конституцией  РФ, независимо от экономических возможностей регионов;

    - выравнивание условий социально-экономического  развития регионов;

    - предотвращения загрязнения окружающей  среды, а также ликвидация последствий  ее загрязнения, комплексная экологическая  защита регионов;

    - приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;

    - максимальное использование природно-климатических  особенностей регионов;

    - становление и обеспечение гарантий  местного самоуправления.

    Рыночные  механизмы регулирования развития отраслей народного хозяйства вносят существенные коррективы в деятельность всей системы, подчиняя спросу на нее на рынке услуг такого вида стратегию предприятий, ассоциаций, объединений.

    Формирование  новых субъектов рыночных отношений  в сфере производственных услуг  обусловливает и совершенно иной характер отношений по сравнению с теми, которые были присущи прежней форме отношений. В значительной степени это предопределено конкуренцией и совершенно иной мотивацией предпринимательской деятельности субъектов рыночных отношений в регионах.

    Таково  в основном положение некоторых  региональных рынков. Система рынков товаров и услуг практически  получила развитие во всех регионах

    России. Хотя, естественно, есть существенные различия в их ассортименте и эффективности  функционирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы 

    1. Кириченко О., Кудюкин П. Правовое  регулирование на российском  рынке труда // Вопросы экономики.  – 2003.

    2. С. Ю. Неформальная экономика:  экономико-социологический анализ. – М.: ГУ ВШЭ, 2004

    3. Заславская, Т., Шабанова, М. Неправовые трудовые отношения: реакция россиян // Человек и труд. – 2004

    4. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова  Н.П. Основы региональной экономики.

    Учебное пособие. М.: Ростов н/Д: 2000.

    5. Зущина Г., Костин Л. Трудовые  ресурсы и трудовой потенциал об-щества: Учебное пособие. М., 1996.

    6. Кабалина В., Рыжикова 3. Неполная  занятость в России // Вопросы  экономики, 1998, №2.

    7. Котляр А. О понятии рынка  труда // Вопросы экономики, 1998, №1.

    8. Хагемайер К., Неспорова А., Вон-Уайтхед  Д.Комплексный подход к стимулированию занятости в РФ // Человек и труд, 1996.

    9. Семенов А. Прогноз спроса на  рабочую силу // Экономист, 1993.

    10. Катульский Е. Основные направления  государственной политики на российском рынке труда // Общество и экономика, 1997.

Информация о работе Региональный рынок труда