Региональный рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2011 в 06:03, реферат

Описание

По своей экономической сущности региональный рынок – это совокупность высоколокализованных социально-экономических процессов и отношений в сфере обмена (обращения), формируемых под влиянием особенностей спроса и предложения каждого территориально-административного образования и с учетом адекватных методов конъюнктуры рынка и процессов принятия коммерческих решений.

Работа состоит из  1 файл

региональный рынок труда.doc

— 98.00 Кб (Скачать документ)

    В регионах с высоким уровнем безработицы  приоритетом в деятельности служб  занятости является выплата пособий (пассивная политика), хотя, по мнению их руководителей, это не означает, что следует сокращать или сворачивать программы переподготовки и обучения безработных. Лица, прошедшие такие курсы, как правило, находят работу или повышают свою конкурентоспособность на рынке труда в будущем.

    В регионах с низким уровнем безработицы приоритет отдается формам активной политики, не связанным с Законом о занятости и государственными обязательствами по отношению к гражданам, потерявшим работу.

    По  мнению директора Института проблем  занятости РАН К. Микульского, формирование новой модели занятости вытекает из новых требований к политике занятости. Она ориентируется на формирование развитого и социально корректируемого рынка труда и использование его закономерностей. Из этого вытекают новые требования к политики занятости. Выделяются два основных требования:

    1. Регулирующее влияние государства  не должно препятствовать реализации  требований экономической эффективности,  которые предполагают мобильность  рабочей силы, высвобождение лишних  работников. Высокая степень занятости  населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест, снижением потребности населения в рабочих местах.

    2. Должны создаваться условия для  приближения оплаты труда к  необходимым затратам на воспроизводство  рабочей силы. При этом важно, чтобы это происходило на основе распределительных механизмов, обеспечивающих стимулирование работников к повышению производительности труда.

    Важнейшим условием реализации новой модели занятости  является финансовая стабилизация, возобновление экономического роста, увеличение ресурсов для инвестиционной активности и решения социальных проблем.

    При решении вопросов регулирования  занятости населения важно учитывать  специфические черты российской модели рынка труда. Это более  высокая степень коллективизма как традиционного способа взаимной поддержки работающих; разная скорость движения к рынку различных отраслей и секторов экономики; неравномерность перехода к рынку отдельных регионов, городов.

    Рассматривая  характерные особенности региональных рынков труда, следует прежде всего учитывать специфику территориального распределения прироста численности населения трудоспособного возраста. В частности, преобладающая часть (3/4) прироста численности населения трудоспособного возраста с 1999 по 2003 г. будет приходиться на Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский и

    Западно-Сибирский  экономические районы, которые и  сейчас характеризуются излишками  трудовых ресурсов и относительно низким уровнем занятости населения. Целесообразно  шире привлекать средства фонда занятости для создания новых рабочих мест. За счет средств фонда рекомендуется осуществить:

    - инвестирование и выдачу кредитов  товаропроизводителям под гарантии  сохранения и создания дополнительных  рабочих мест;

    - инвестирование и кредитование  предприятий, осуществляющих профподготовку и переподготовку безработных граждан с последующим их обязательным трудоустройством;

    - финансирование и кредитование  безработных граждан, изъявляющих  желание заниматься предпринимательством.

3. Особенности регулирования регионального рынка труда

     

    Целью государственного и регионального  регулирования является максимальное сохранение трудового потенциала, его  приумножение, обеспечение эффективной  занятости населения.

    Вместе  с тем региональное регулирование  способствует:

    - во-первых, распределению и размещению трудовых ресурсов путем децентрализованного и централизованного регулирования (через систему индикативного планирования);

    - во-вторых, осуществлению политики макроэкономической стабилизации в регионе;

    - в-третьих, осуществлению распределения и перераспределения региональных доходов путем введения местных налогов и др.;

    - в-четвертых, влиянию на правовые основы, учитывающие особенности функционирования регионального рынка труда;

    - в-пятых, осуществлению развития муниципального сектора экономики (расширяя или сужая его границы);

    - в-шестых, развитию региональной рыночной инфраструктуры и институциональной рыночной среды.

    На  уровне региона имеется больше возможностей для оптимизации процессов централизованного  государственного регулирования и децентрализованного частнопредпринимательского саморегулирования.

    Изменение соотношения госрегулирования и  саморегулирования и его характера  по мере решения конкретных задач  приводит к стабилизации и преобразованию рынка труда. Критерием эффективного регулирования регионального рынка труда выступает успешное решение задач на каждом этапе (можно предположить, что развитие регионального рынка труда прошло два этапа: процесс становления, выразившийся в нарастании безработицы (кризисное состояние) и депрессивное состояние). Региональное регулирование проявляется в различных комбинациях объемов, соотношений мер и методов регулирования. Они вытекают из прежнего состояния региональной экономической системы, а также из социально-демографической структуры населения, профессионально-квалификационной структуры рабочей силы, национального состава, традиционных видов занятости, распространенных на данной территории.

    Проблема  сегментации рынка труда, в целом, и регионального, в частности, является дискуссионной.

    Под сегментацией рынка труда понимают объективно обусловленный процесс  его структурирования, при котором  под воздействием политико-экономических  и социальных факторов развития общества возникает необходимость разделения рынков на отдельные субрынки или сегменты, отличающиеся различными характеристиками и правилами поведения, исходя из особенностей каждой категории работников.

    Имеются разные подходы к классификации  сегментов рынка труда. Так, многие ученые отмечают: “В наиболее общем виде существуют два сегмента: рынок первичных независимых и подчиненных рабочих мест и рынок вторичных рабочих мест. В первом сегменте первичных независимых рабочих мест заняты работники, имеющие специальное высшее и среднее специальное образование, административно-управленческий персонал, высококвалифицированные рабочие. Это более высокооплачиваемые группы, занятость которых стабильна и гарантирована. В первом сегменте первичных подчиненных рабочих мест заняты рабочие средней квалификации, административно-вспомогательный персонал, инженерно-технические работники. Данная группа имеет относительно высокий уровень заработной платы и определенные гарантии занятости. Второй сегмент, состоящий из вторичных рабочих мест, не требует специальной подготовки и высокой квалификации. В него входят неквалифицированные рабочие, работники обслуживания, низшие категории служащих (например, клерки)”. Региональное регулирование сглаживает противоречия между “шоковой” и “перестроечной” формами протекания регулятивных процессов. Так, недостаточное внимание к конверсионным процессам в Саратовской области обусловливает дополнительное напряжение на региональном рынке труда.

    На  региональном уровне более четко  просматриваются возможности применения поощрительных и ограничительных мер регулирования.

    В условиях низкой инвестиционной активности, крайней скудости бюджетных средств  различных уровней только региональное регулирование позволяет обеспечить многоканальное финансирование программ развития рынка труда.

    Необходимость сочетания государственных и  региональных целей, задач регулирования  рынка труда объективно придает  региональным органам исполнительной власти роль координаторов. В этом случае правы те авторы, которые утверждают, что центр реформ смещается в регионы.

    Разработка  же стратегии, форм, методов регионального  регулирования рынка труда –  важная научная задача. Решение этой задачи позволит достичь следующих  целей:

    1) уйти от шаблонных подходов  в регулировании рынка труда  (спрос и предложение рабочей силы всегда конкретны в отдельном регионе);

    2) выявить муниципальные приоритеты;

    3) повысить эффективность целевого  бюджетного финансирования;

    4) эффективнее воздействовать на  сферы рынка труда, порождающие  наибольшую социальную напряженность.

    Региональное  регулирование, таким образом, решает задачу сосредоточения ресурсов, принадлежащих  различным собственникам на наиболее значительных для населения региона  направлениях.  
 
 
 
 
 

    4. Этапы формирования региональной политики на рынке труда 

    При формировании региональной политики на рынке труда целесообразно учитывать  этапность и характерные черты  ее осуществления в развитых капиталистических  странах.

    Первый  этап охватывает период с начала 60-х  до середины 70-х годов, характерной  особенностью которого является экономический подъем и нехватка рабочей силы в ряде отраслей. Политика занятости направлена на развитие “человеческих ресурсов”, при этом курс берется на относительно постоянную занятость не на каком-либо конкретном предприятии, а в масштабах всей экономики, на повышение отраслевой и региональной мобильности. Создаются научные центры по изучению проблем рынка труда, министерства, ведомства, службы, ответственные за практическую реализацию политики занятости. Укрепляется ее финансовая база путем формирования специальных фондов. Вмешательство государства приобретает разветвленный и постоянный характер.

    Второй  этап (середина 70-х – конец 70-х  годов) начался после глубочайшего экономического кризиса. Характеризуется  длительной массовой безработицей. Политика занятости ориентирована на децентрализацию и повышение роли местных органов власти в поддержании и регулировании занятости. Увеличиваются государственные субсидии. Увеличивается число программ поддержания занятости для отдельных регионов, отраслей, категорий безработных. Значительно расширяется участие государства в обеспечении подготовки и переподготовки кадров. Профессиональное обучение и переобучение при этом рассматриваются двояко: как средство повышения качества рабочей силы и ее конкурентоспособности на рынке труда и как средство увеличения гибкости рабочей силы. Широкое распространение получают общественные работы.  

    Третий  этап (начало 80-х – конец 80-х годов) характеризуется перенесением акцентов и повышение прибыльности и конкурентоспособности производства. Осуществляется курс на “либерализацию” правил найма и увольнения, повышения гибкости рабочей силы путем поощрения частичной и временной занятости, досрочного перевода на пенсию. Роль общественных работ, обеспечивающих краткосрочную занятость и не требующих высокой квалификации, уменьшается. Субсидируется переподготовка кадров на предприятиях. Важное значение в политике занятости отводится стимулированию мелкого предпринимательства, в том числе созданию собственного дела безработными и т.д.

    Четвертый этап начался с конца 80-х годов  и продолжается поныне. Он характеризуется  замедлением темпов экономического роста. Предусматривается переход  от мер, создающих зависимость от пособий, к действиям, направленным на мобилизацию и развитие человеческих ресурсов, повышение эффективности рынка труда.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    5. Новый кризис и региональные рынки труда 
 

    Экономический кризис, начавшийся осенью 2008 г., привел к почти двоекратному росту безработицы (с 5,6% летом 2008 г. до 9,5% в феврале 2009 г.). Однако пиковые показатели весны 2009 г. (уровень общей безработицы – 10%, зарегистрированной – 3,5%) не дотягивают до худших показателей 1990-х (13% и 4% соответственно).

    Новый кризис затронул региональные рынки  труда в разной степени. Во-первых, разными были темпы промышленного спада. Сильнее всего пострадали промышленные регионы металлургической и машиностроительной специализации, в большинстве из них производство сократилось на 20-39% (январь-май 2009 г. к аналогичному периоду 2008 г.) Среди регионов машиностроительной специализации есть не вышедшие из депрессии, для них это был двойной удар. Черты депрессивности сохранили и многие дальневосточные регионы, и хотя в них промышленный спад был минимальным (после тяжелого кризиса 1990-х фактически нечему падать), их рынок труда находился в худшем состоянии и поэтому более уязвим. Даже сильный промышленный спад не всегда приводит к массовой безработице, поскольку есть альтернативная форма снижения издержек работодателя путем сокращения оплаты труда. В России эта форма широко распространилась с 1990-х гг. в виде длительных задержек выплаты зарплаты, административных отпусков, неполной рабочей недели и др. В ходе нового кризиса с задержками зарплаты пытаются бороться и, по официальной статистике, в крупных и средних предприятиях и организациях их объем невелик. Однако никто не знает, каких масштабов достигают невыплаты в малом бизнесе и неформальном секторе экономики. Административные отпуска и неполная рабочая неделя используются очень широко, в машиностроении такой режим охватывал весной 2009 г до 20% занятых (хотя в целом по экономике – не более 4% занятых по данным официальной статистики). Вследствие использования альтернативных форм снижения издержек бизнеса даже в наиболее пострадавших от кризиса регионах рост безработицы может быть умеренным. К тому же региональные власти всячески препятствуют высвобождению, порой с помощью прокуроров.

Информация о работе Региональный рынок труда