Место России на политической карте мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 22:50, курсовая работа

Описание

Главной целью данного исследования является полноценный анализ геополитического и экономико-географического положения России в мире, а так же перспектив их развития в будущем. Для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи:

Проанализировать текущее геополитическое положение Российской Федерации, приведя фактические данные
Дать оценку экономико-географическому положению России, исследовав статистические источники
Исследовать внешнеполитические связи Российской Федерации по каждому региону отдельно
На основе полученных результатов, определить сферы и весомость влияния России на международной арене

Содержание

Введение
Основная часть
Глава 1. Экономико-географическое положение России
Глава 2. Внешнеполитические связи России
§1. Ближнее зарубежье

§2. Восточная Европа

§3. Страны Запада

§4. Азия

§5. Африка

§6. Латинская Америка

Глава 3. Развитие российской геостратегии
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая. Место России на политической карте мира1.docx

— 104.08 Кб (Скачать документ)

     Еще один фактор постановки вопроса о  самосохранении в альтернативной плоскости  определяется для России численностью населения и другими демографическими показателями, такими, как возрастной состав, здоровье, уровень образования  и др. По численности населения  Россия остается одной из крупнейших стран современного мира. Сохранение и приумножение народонаселения, улучшение  его качественного состава напрямую определяются целостностью российского  государства и прочностью его  положения на международной арене. Прочность международного положения  для России означает укрепление своего статуса великой державы, своего положения в качестве одного из самостоятельных  мировых центров. Это связано, в  частности, с тем, что Россия окружена целым рядом государств, страдающих от перенаселения. К ним относятся  такие страны, как Япония и Китай, отчасти южные республики бывшего  Советского Союза. Противостоять демографическому давлению со стороны перенаселенных стран-соседей может только могущественное государство, способное самостоятельно, без посторонней помощи постоять за себя.

     Наконец, борьба за сохранения и укрепление Россией статуса одной из великих  держав, одного из важнейших центров  мирового развития равнозначна борьбе за сохранение собственных цивилизованных основ. Задача сохранения и поддержания  цивилизованных основ, с одной стороны, резюмирует все факторы, определяющие для России необходимость быть одной  из великих держав, одним из самостоятельных  центров мирового развития. С другой стороны, она добавляет к этим факторам весьма существенное новое  содержание.

     Наиболее  вероятный внешнеполитический курс будет выражен в следующих  позициях:

  1. Политика на западном направлении становится скорее проевропейской, чем проамериканской. Делается ставка на формирование треугольника Россия — Германия — Франция.
  2. Формируется азиатская политика, устраняющая прозападный уклон. Повышение внимания к Азии ведет к формированию общей позиции с Китаем по вопросу о многополярном мире. Россия определяет свои отношения с КНР, Индией и Японией и включается в сложную систему отношений в исламском мире.
  3. Контакты с ближним зарубежьем приобретают большую осмысленность, а усилия концентрируются на самых важных геополитических проблемах.
  4. Россия примыкает к процессам урегулирования международных конфликтов в качестве посредника (Югославия, Ирак и Ближний Восток, Таджикистан).
  5. Наше государство демонстрирует геополитический по содержанию подход к своей внешней политике. Оно деятельно вклинивается в региональные системы баланса сил и формирует собственные альянсы ("двойки", "тройки", "пятерки").
  6. Россия пытается расширить пространство своей внешнеполитической активности, чтобы в дальней перспективе вернуть себе статус мировой державы. Она нацелена на участие в самых многообещающих интеграционных процессах в мире.

     Ключевым  направлением российской внешней политики все равно остается европейское  направление, что подтверждает многовековые связи и ориентации страны, европейский  компонент ее идентичности. Но, тяготея  к Европе, Россия не может и не хочет растворяться в "общеевропейском  доме" — это непозволительно  для нее в силу географических масштабов и культурного своеобразия. Данным обстоятельством объясняются  попытки разыграть "азиатскую  карту" как один из способов утвердить  свое уникальное место в мире и  добиться особых отношений с тем  же Западом. Ведь по историческим причинам и вследствие географического положения  русские из всех европейцев выработали наиболее интимную связь с азиатским  миром. Отсюда и явное предпочтение концепции многополярного мира, где  Россия — один из полюсов: будучи сейчас ослабленной, она вправе опасаться  за свое будущее и идентичность при  однополярном порядке. Россия надеется на независимость политики европейских  государств от мнения США и готова к тесным отношениям с крупнейшими азиатскими странами, чтобы стать "мостом" между Европой и Азией. И Западу лучше признать за Россией ее право на геополитические амбиции и самостоятельную внешнюю политику, чем спровоцировать униженную сверхдержаву на авантюры, для которых уже создано немало "теоретических" оснований.

     Важный  способ активизации России в международной  политике — возможность влияния  на ситуацию в конфликтных регионах. Причем речь идет как о "новых" геополитических разломах, возникших после распада СССР (в частности, Кавказ, Центральная Азия и Таджикистан), так и о "старых" болевых точках планеты (Балканы, Ближний Восток). Выработка принципиальной линии по отношению к этим зонам острой напряженности, которая бы позволила сохранить там российское присутствие и заставила бы другие страны считаться с Россией, становится одной из ключевых геополитических задач.

     Разумеется, новая российская геостратегия не обеспечена должными экономическими и организационными ресурсами. Зачастую действия нашей страны бывают рассчитаны только на "внутреннее потребление" — доказать избирателям, что власти помнят о национальных интересах. Однако реалисты в России понимают, что восстановление ее позиций в глобальной системе займет многие годы, если не десятилетия, а сейчас самое главное — создать задел на долгосрочную перспективу. Поэтому сегодняшняя целенаправленность внешней политики состоит в расстановке приоритетов в отношениях с разными странами, в обозначении присутствия в ключевых геополитических ареалах и формулировании принципиальных позиций по содержанию международных отношений. Только таким путем Россия сможет найти место в стремительно складывающемся миропорядке XXI в. и претендовать на достойное великой страны будущее.

 

     Заключение

     В ходе данного исследования удалось  решить задачи, поставленные в самом  начале. Были приведены и проанализированы фактические данные по текущему экономическому состоянию Российской Федерации, исследованы  основные проблемы, связанные с перераспределением границ после распада СССР, как  сухопутных, так и морских. Также  был тщательно проанализировано территориальное положение страны, а так же климатические и географические условия ее размещения. Кроме того, удалось выявить факторы торможения развития международной торговли, а  так же способы их преодоления.

     Во  второй части исследования были четко  проанализированы внешнеполитические отношения со странами отдельных  регионов и континентов – Ближнего Зарубежья, Восточной Европы, стран  Запада, Азии, Африки и Латинской  Америки. Но основании данного анализа был сделан вывод, что основное внимание в международной деятельности в настоящее время Россия уделяет, как и прежде, странам Запада, ориентируясь на тесное экономическое сотрудничество. В этом пункте надо указать, что в последнее десятилетие Россия чаще ведет проевропейскую политику, нежели проамериканскую. Отношения с США остаются одним из важнейших вопросов в современной внешней политике. Экономическое сотрудничество, безусловно, выгодно для обеих сторон. Однако, несогласованность во внешнеполитических действиях, а так же разные углы зрения на некоторые острые вопросы, не дают двум государствам до конца наладить тесное сотрудничество. У запада и по сей день остаётся в виде пережитка стереотип России как узурпатора власти, тоталитарного государства, каким был СССР.

     Тем не менее, за последние десять лет  можно наблюдать определенную дифференциацию интересов внешнеполитической и  внешнеэкономической деятельности России. Гораздо больше внимания стало  уделяться странам Африки и Латинской  Америки, рынки которых внезапно оказались очень привлекательными для российских инвесторов. Кроме  того, Россия также нацелена на сближение  торгового сотрудничества со странами Азии – Китаем, в первую очередь, и Индией, во вторую очередь. Необходимо добавить, что всё-таки остаются нерешенные территориальные проблемы с Японией, что мешает установлению плодотворного  двустороннего сотрудничества.

     Дальнейшее  развитие геополитической стратегии  России напрямую зависит от внешней  политики, проводимой государством. За последнее время (а именно с 2007 года) Россия частично вернула свои рычаги влияния на международной арене, предпосылками к чему стал и экономический  подъем, и смена власти, и активизация  международных связей. В настоящее  время Российская федерация занимает одну из важнейших и ключевых позиций  в мире, оставаясь самой большой  по площади страной, членом ядерного клуба, постоянным членом ООН, одним  из лидеров по объёму ресурсной базы, единственным государством с 16-ю соседями и одним из лидеров по темпу  развития экономики. 
 

Список использованной литературы:

  1. Салмин, А.М. Россия, Европа и новый мировой порядок, Полис, 2004 № 2, с. 10
  2. Колосов, В.А. Российская геополитика: традиционные концепции и современные вызовы. — Общественные науки и современность, № 3, 1996. с. 289
  3. Экономическая география России. / под ред. В.И.Видяпина - М, ИНФРА, 2002
  4. Экономическое развитие современной России. Под ред. Яремчука. М.: Премьер-Принт, 2005, 325 с.
  5. Экономическая и социальная география. Учебник для студентов ВУЗов. - М, Владос, 2003
  6. Минаков И.А. Экономическая география и регионалистика. М.: Колос, 2005
  7. Морозова Т.Г. и др. Экономическая география России. Учеб. пособие для студентов – М, ЮНИТИ, 2000
 

Список  использованных источников: 

  1. Россия  в глобальной политике. №6. Ноябрь-декабрь 2006г. –http://www.globalaffairs.ru/number/n_7756
  2. Глобальные проблемы Восьмёрки - http://www.civilg8.ru/6516.php
  3. Всё о Германии  - http://igermany.ru/?page_id=9
  4. CIA world factbook – https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/up.html
  5. Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности - http://www.un.org/russian/documen/convents/treaty.pdf
  6. Официальный портал МИД РФ  - http://www.mid.ru
  7. РИА Новости  - http://www.rian.ru/
  8. Официальный портал президента РФ – http://Kremlin.ru
  9. Российский внешнеполитический сайт - http://www.rvps.ru/
  10. Международный институт гуманитарно-политических исследований - http://www.igpi.ru/

Информация о работе Место России на политической карте мира