Место России на политической карте мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 22:50, курсовая работа

Описание

Главной целью данного исследования является полноценный анализ геополитического и экономико-географического положения России в мире, а так же перспектив их развития в будущем. Для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи:

Проанализировать текущее геополитическое положение Российской Федерации, приведя фактические данные
Дать оценку экономико-географическому положению России, исследовав статистические источники
Исследовать внешнеполитические связи Российской Федерации по каждому региону отдельно
На основе полученных результатов, определить сферы и весомость влияния России на международной арене

Содержание

Введение
Основная часть
Глава 1. Экономико-географическое положение России
Глава 2. Внешнеполитические связи России
§1. Ближнее зарубежье

§2. Восточная Европа

§3. Страны Запада

§4. Азия

§5. Африка

§6. Латинская Америка

Глава 3. Развитие российской геостратегии
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая. Место России на политической карте мира1.docx

— 104.08 Кб (Скачать документ)

     Концепции типа "братья славяне", "православные братья" на исходе прагматического XX века во многом утратили свое значение. Правда, и в западной, и в российской прессе необходимость проведения Россией активной политики и противостояния военному вмешательству Запада в события на Балканах часто объяснялась именно кровным родством между русскими и сербами.

     Со  многими православными странами внешнеполитические связи постсоветской  России почти не развиваются (например, с Румынией и Болгарией, особенно после занятия ими открыто  прозападных позиций во время  конфликта в Косово). Относительно доверительными, правда, стали отношения  с Грецией и Кипром (в отличие  от советского периода, когда они  считались "капиталистическими"), что отразилось в переговорах  о поставках ракетных зенитных комплексов этим странам. Это, кстати, вызвало негативную реакцию как Турции, так и Запада в целом: казалось, что ситуация XIX в. с его "восточным вопросом" вновь возникает в мировой политике.

     Итогом  стала реальная опасность создания очередного "железного занавеса" к западу от российских границ. Возрастающий риск новой изоляции хорошо осознан  в России. У нее свои страхи: представления о стране как об "осажденной крепости" традиционны для российских политиков. В их коллективной памяти свежи воспоминания о недавних периодах истории, когда Россия действительно противостояла угрозам со всех сторон. Этим, кстати, объясняется характерное и для других континентальных держав стремление обезопасить себя геополитическими "оболочками", защищающими "коренную" территорию. Поэтому восстановление хороших связей со странами транзитной между Россией и Западной Европой зоны, столь внезапно выпавшей из сферы наших жизненных интересов, остается одним из основных вопросов российской внешней политики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     §3. Страны Запада 

     В 1990-е годы отношениям с Западом Россия уделяла самое пристальное внимание. При этом явный приоритет был отдан интеракциям с тремя странами дальнего зарубежья — США, Германией и Францией.

     За  последнее десятилетия ситуация не раз менялась – общая тенденция  «потепления» отношений много раз  подвергалась неожиданным ударам. В 2003 году Россия, вкупе с Францией и Германией, фактически возглавила «лагерь несогласных» с действиями США в Ираке. В конце 2004 в российско-американских отношениях наступило небывалое «похолодание», связанное с событиями на Украине («Оранжевая революция»). Борьба за влияние между Россией и США охватила всё постсоветское пространство.

     К основным проблемным вопросам между Россией и США относятся помощь России Ирану в осуществлении ядерной программы, энергобезопасность, ситуация в Грузии, Украине и Палестине, а также развёртываемая Соединенными Штатами в Европе система противоракетной обороны. Под предлогом развития демократии США финансируют некоторые российские неправительственные организации и политические партии.

     В начале 2007 между США и Россией с новой силой разгорелся конфликт по поводу намерения США разместить в Польше и Чехии элементы своей системы ПРО. По словам руководства США, этот шаг направлен на защиту Европы от северокорейских и иранских ракет. Российское руководство категорически отвергает такое объяснение. 8 февраля 2007 министр обороны США Роберт Гейтсзаявил, что «Соединённым Штатам Америки следовало бы быть готовыми к возможному вооружённому конфликту с Россией». В свою очередь, во время проведения Мюнхенской конференции по безопасности 10 февраля 2007 Владимир Путин с жёсткой критикой обрушился на внешнюю политику США. Главнокомандующий РВСН генерал Соловцов также заявил, что в случае, если элементы ПРО США все-таки будут размещены в Восточной Европе, Россия может денонсировать Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности11.

     В августе 2008 года новый виток противостоянию России и США дало вторжение грузинских войск в Южную Осетию. Российские войска очистили территорию почти полностью захваченной непризнанной республики от грузинской армии и в течение нескольких дней продолжали бомбардировки военных объектов на всей территории Грузии, после чего Россия официально признала Южную Осетию и Абхазию независимыми государствами. Под вопросом оказалось дальнейшее существование Совета Россия-НАТО.

     В Европе Россия прежде всего ориентируется на Германию и Францию – лидеров по экономическим показателям.

     Среди стран Евросоюза Германия считается одной из стран, с которыми у России традиционно складываются наиболее дружественные и плодотворные отношения. Как во времена Гельмута Коля, так и во времена Герхарда Шрёдера немецкие лидеры всегда старались установить хорошие личные отношения с президентами России. Нередко Германию называют адвокатом России в Евросоюзе, особенно на фоне его пополнения враждебно настроенными к России странами Центральной и Восточной Европы. Особое политическое сближение между обоими государствами наблюдалось в период правления Герхарда Шрёдера и Владимира Путина, завязавших крепкую личную дружбу. В 2001 году Владимир Путин произнёс речь в германском бундестаге на немецком языке, в которой изложил своё видение сотрудничества между Россией и Европой в будущем. В том же году был основан Петербургский диалог, российско-немецкий дискуссионный форум, проводящий ежегодные встречи представителей общественности двух стран. В 2003 Россия, Германия  и Франция были едины в несогласии с развязыванием США войны в Ираке и некоторые обозреватели даже начали писать об «оси Париж—Берлин—Москва». В 2005 году Путин и Шрёдер договорились о строительстве Североевропейского газопровода по дну Балтийского моря. Это решение вызвало бурные протесты в странах Восточной Европы и даже обвинения в новом Пакте Молотова-Риббентропа.

     Пришедшая в тому же году к власти Ангела Меркель относится к России более скептически. Она дала понять, что возвратит главную внешнеполитическую ориентацию Германии на Соединённые Штаты, а к России необходимо относится более дистанцировано, хоть и прагматично. Тем не менее, несмотря на её желание больше принимать во внимание интересы восточноевропейских стран, она не стала денонсировать достигнутые в эпоху Шрёдера соглашения с Россией. В качестве одной из немногих западных стран, Германия в лице своего министра иностранных дел Франка-Вальтера Штайнмайера критикует планы США по базированию ПРО в Восточной Европе и призывает их к консультациям с Россией.

     Германия является самым важным торговым партнёром России, на неё приходится 13,6 процентов всей российской внешней торговли. Россия для Германии, исходя из абсолютных финансовых показателей, является 10-м по важности торговым партнёром и торговля с ней составляет около 3 % от общей цифры. Однако импорт российских энергоносителей носит для Германии стратегический характер. Уже сегодня Германия импортирует более 30 % природного газа и 20 процентов нефти из России и по оценкам экспертов эта доля в будущем ещё больше увеличится. Россия импортирует из Германии множество продуктовмашиностроения12.

     Другим важным западноевропейским партнёром России является Франция.

     Ещё во времена существования СССР Франция  в соответствии с голлистскими установками занимала особое положение в западном мире, пытаясь преодолевать противоречия между НАТО и ОВД и развивая сотрудничество с Москвой в различных сферах.

     В 1990-е гг. динамика двусторонних отношений  была положительной, однако во многом основывалась на личных отношениях Б. Ельцина с президентами Франции Ф. Миттераном (1981—1995) и Ж. Шираком (1995-2007).

     К концу 1990-х наметилось резкое ухудшение  отношений, обусловленное двумя  главными проблемами — критикой Парижа относительно контр-террористической операции в Чечне и проблемой российских долгов Франции. Примерно с 2000г. отношения приобрели более конструктивный характер; особенно сблизились позиции Франции и РФ в 2003 г., когда два государства резко высказались против операции США в Ираке. У Жака Ширака были плохие отношения с проамериканскими странами Центральной иВосточной Европы.

     После выборов президента Н. Саркози, приступившего к исполнению обязанностей 16 мая 2007 г., речь зашла о повороте во внешней политике Франции в сторону США, тем не менее воля Парижа к поддержке европейских оборонных инициатив, оппозиция немедленному присоединению Грузии и Украины к Плану доступа к членству в НАТО, сохранение стратегического союза с Германией говорят о сохранении фундаментальных основ внешней политики Пятой Республики, важных и для России. Тем не менее, Саркози значительно улучшил отношения со странами ЦВЕ. В последнее время Пятая республика проводит активнейшую политику по сближению с Россией. На данный момент идут переговоры о продаже России французских вертолетоносцев типа Мистраль.

     Франция является одним из основных торгово-экономических  партнеров России. Франция занимает среди европейских стран восьмое  место по объему товарооборота. Притом имеется значительная положительная динамика в торговых отношениях двух стран: так, в 2001 – 2008 годах товарооборот обеих стран вырос более чем в 5 раз.

     К примеру, в 2008 году товарооборот России и Франции составил 22 млрд. 250,2 млн. долларов, в том числе российский экспорт 12 млрд. 193,2 млн. долларов, импорт – 10 млрд. 057,0 млн. долларов, т.е. при положительном сальдо у России.

     Товарооборот  России и Франции в 2009 году упал по сравнению с 2008 годом по причине мирового кризиса и достиг 17,148 млрд долларов, в том числе российский экспорт составил 8,723 млрд долларов, импорт – 8,425 млрд долларов. Положительный торговый баланс у России сохранен.

     Наиболее  крупными позициями российского  экспорта во Францию являются минеральное топливо, нефть и продукты; продукция химической промышленности; металлы, изделия из них; древесина и целлюлозно-бумажные изделия; машины, оборудование, транспортные средства.

     Структуру импорта из Франции в Россию формируют, в основном, три группы товаров: машины и оборудование, транспортные средства; продукция химической промышленности, включая фармацевтическую и парфюмерную; продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье.

     Из  других европейских географических ареалов особо можно выделить Северную Европу, отношения с которой традиционно развиваются на протяжении веков. Здесь главным партнером остается Финляндия — тесные связи с ней были налажены еще в советское время. Руководители Финляндии неоднократно посещали Россию на протяжении всех последних лет, причем чаще, чем отечественные политики.

     Современные отношения России и Финляндии носят характер экономического сотрудничества. В постсоветский период в стране значительно увеличилась русскоязычная диаспора, достигнув в 2007 г. по оценкам 50 тыс. человек (около 1 % населения страны). Также около 100 тыс. финнов и более 200 тыс. русских в год наносят визиты (в основном туристические, а также экономические) через российско-финскую границу. При этом в отношениях между двумя странами имеются проблемы и противоречия. За годы так называемой «финляндизации» экономика Финляндии «привыкла» к определённому профилю сотрудничества с СССР, который экспортировал в страну дешёвое сырьё (нефть, древесину и др.), а взамен получал готовую продукцию с высокой надбавленной стоимостью (бумага, нефтехимикаты и др.).

     Но с конца 1990-х при поддержке правительства РФ экономика России взяла курс на последовательный отход от примитивной экспортно-сырьевой базы с целью ослабить зависимость страны от мировых цен на нефть и повысить её конкурентоспособность за счёт развития высококачественных производств. Финская экономика оказалась не готова к такому развитию событий, что вызвало неоднократные трения с финской стороной, стремящейся сохранить статус-кво. Параллельно, с развитием институтов частной собственности в РФ, возник вопрос о реституции собственности финнам, депортированным с территории РФ. Также, из-за ограниченных ресурсов Финляндия считает проблематичным для себя российское решение о расширении погранзоны России с Финляндией в шесть раз с 5 до 30 км.

     Роль  других "малых" европейских государств в российской внешней политике невелика, хотя во многих из них наши политические лидеры бывают весьма часто, участвуя в многосторонних встречах. Например, Нидерланды, Бельгия, Дания, Португалия, Ирландия оставались на периферии российских политических интересов, да и в них самих интерес к России был незначителен.

     Отношения с Западом — одни из основных и в то же время самых проблемных для России. Решение о расширении НАТО на восток принималось до того, как было разработано представление о новой системе безопасности в Европе; оно стало результатом кризиса идентичности НАТО, утратившего после распада СССР многолетнего "естественного" врага и вынужденного искать новый смысл своего существования. Самым простым способом вновь обрести такую идентичность оказалось возвращение к старым геополитическим кодам, выработанным за десятилетия холодной войны, к прежним представлениям о потенциальном противнике. Тем самым мощь НАТО противопоставляется "империалистическим устремлениям" России, якобы стремящейся любыми средствами восстановить свой контроль над территорией бывшего СССР. Западные СМИ начали настойчиво создавать образ уже новой России как "чужой" для Запада страны, принципиально невосприимчивой к ценностям либеральной демократии, пораженной коррупцией и неспособной уважать права человека. Цель прокатившихся по странам Запада за последние 20 лет пропагандистских кампаний — доказать, что Россия утратила возможности и моральное право влиять на принятие важных экономических и политических решений в Европе и в мире.

     И впрямь, очень скоро в западной прессе была инициирована мощная антироссийская кампания. Многие использованные в  ней аргументы, прежде всего о  коррумпированности российской политической и деловой элиты, соответствовали  действительности. Но основной смысл  кампании, в сущности, заключался в  доказательстве тезиса Г. Киссинджера  о том, что Запад принципиально  не может доверять России, поскольку  русской нации в целом имманентно присущ империализм и российское общество органически невосприимчиво к ценностям либеральной демократии. Следовательно, Запад должен противостоять  России с тем же постоянством, с  каким он сопротивлялся Советскому Союзу, вне зависимости от специфики московского режима власти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Место России на политической карте мира