Место России на политической карте мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 22:50, курсовая работа

Описание

Главной целью данного исследования является полноценный анализ геополитического и экономико-географического положения России в мире, а так же перспектив их развития в будущем. Для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи:

Проанализировать текущее геополитическое положение Российской Федерации, приведя фактические данные
Дать оценку экономико-географическому положению России, исследовав статистические источники
Исследовать внешнеполитические связи Российской Федерации по каждому региону отдельно
На основе полученных результатов, определить сферы и весомость влияния России на международной арене

Содержание

Введение
Основная часть
Глава 1. Экономико-географическое положение России
Глава 2. Внешнеполитические связи России
§1. Ближнее зарубежье

§2. Восточная Европа

§3. Страны Запада

§4. Азия

§5. Африка

§6. Латинская Америка

Глава 3. Развитие российской геостратегии
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая. Место России на политической карте мира1.docx

— 104.08 Кб (Скачать документ)

     Перспективы развития отношений со странами Африки очень обширны. Как известно, инвестированный доллар в Африке приносит гораздо больше, нежели в Азии или Латинской Америке.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     §5. Латинская Америка 

     Латинская Америка переживает серьезные перемены. С одной стороны, государства региона отходят от прежних стандартов экономической политики и поведения на международной арене. С другой – меняется характер внешнего воздействия. Традиционно здесь доминировали США, теперь же усиливается присутствие других мировых держав, благодаря чему расширяется поле деятельности для политического маневра. Последствия новой ситуации могут быть весьма разнообразны и зачастую противоречивы, однако она сулит неплохие шансы для укрепления российских позиций в регионе.

     Латинская Америка обладает крупным и еще  не полностью раскрытым ресурсным  потенциалом, однако в мировой экономике  и политике она традиционно занимала периферийное положение.  С середины ХХ века регион становится одной из арен противоборства двух сверхдержав – Соединенных Штатов и Советского Союза, причем в самом центре этого глобального противостояния оказалась Куба.

     Исчезновение  СССР ослабило левую часть латиноамериканского  политического спектра, что привело  к некоторой разрядке внутренней напряженности. Однако в результате нарушения международного баланса  сил у государств региона оказалось  меньше возможностей для стратегического  маневра.

     В основе «латиноамериканского» курса  СССР лежали преимущественно идейно-политические и военно-стратегические мотивы. Однако весьма активно развивались и  торговые отношения. Довольно высоких  показателей достиг торговый оборот не только с Кубой, но и с Аргентиной (до 3 млрд дол. в 1981 году, когда эта страна стала для Москвы альтернативным источником закупки зерна), Бразилией (пик – 835 млн дол. в 1983-м), Перу, Чили (до переворота 1973 года), Никарагуа (после победы сандинистов).

     В советском экспорте преобладала  машино-техническая продукция (в Аргентину в 1980-е – свыше 80 %). В ряде стран региона Советский Союз занимался сооружением и техническим оснащением крупных инфраструктурных и индустриальных объектов. В Аргентине на нашем оборудовании до сих пор вырабатывается 25 % электроэнергии. Многие кубинские, перуанские, эквадорские, боливийские и никарагуанские специалисты получили образование в советских вузах.

     В первой половине 1990-х российско-латиноамериканские отношения переживали катастрофический спад. Однако в последнее время  они стали выправляться. Сегодня  объем товарооборота и интенсивность политических контактов превосходят показатели советских времен. Регион выделяется в «самостоятельное направление» российской дипломатии, характеризующееся многообещающим потенциалом взаимопонимания и взаимодействия.

     В торгово-экономической сфере до сих пор превалировала активность латиноамериканской стороны. Инертность российского бизнеса начинает преодолеваться лишь в самое последнее время. На латиноамериканские рынки уже  выходят крупные корпорации: «Газпром», «Русал», «Силовые машины», «ЛУКойл», «КамАЗ» и др. Они постепенно переходят от зондирования почвы к коммерческим переговорам по участию в крупных проектах. Создается задел, который может масштабно реализоваться в ближайшем десятилетии16.

     В настоящее время Россия поддерживает дипотношения со всеми 33 государствами Латинской Америки и Карибского бассейна. Проводится линия на укрепление дружественных связей с государствами региона, наращивание взаимодействия на мировой арене, развитие торгово-экономического, инвестиционного, научно-технического и культурного сотрудничества.

     В ходе Саммита тысячелетия (2000 г.), форумов АТЭС в Брунее (2000 г.), Шанхае (2001 г.) и Бангкоке (2003 г.) В.В.Путин встречался с президентами Мексики, Венесуэлы, Перу, Чили, лидером Кубы Ф.Кастро. В мае 2003 г. прошла встреча В.В.Путина с Президентом Гайаны Б.Джагдео, находившимся в Москве в связи с участием во Всемирном форуме иностранных выпускников российских (советских) вузов17.

     В 2002-2004 гг. состоялись консультации по стратегической стабильности с Бразилией, по проблематике ООН - с Аргентиной, Бразилией, Мексикой, Кубой, Чили, Эквадором, по вопросам сотрудничества в противодействии новым вызовам - с Уругваем, Панамой и Колумбией, по экономической проблематике - с Панамой, по актуальной международной проблематике и двусторонним отношениям - с Аргентиной, Перу, Колумбией, Кубой, Мексикой, Гайаной, Ямайкой.

     Россия, в т.ч. в рамках "восьмерки", оказывает политическую поддержку  процессу мирного урегулирования вооруженного конфликта в Колумбии. Поддерживаются контакты с Венесуэлой и Мексикой как ведущими производителями нефти  в интересах обеспечения стабильности нефтяного рынка и защиты экономических  интересов России.

     Развиваются межпарламентские связи. В 2002 - 2003 гг. состоялся обмен визитами председателей верхних палат парламентов России и Мексики, российские парламентские делегации посетили Аргентину, Бразилию, Колумбию, Панаму, Перу, Эквадор, в России побывали делегации парламентов Венесуэлы, Гватемалы, Коста-Рики, Чили, Эквадора. В апреле 2004 г. состоялись визиты Председателя Совета Федерации С.М.Миронова в Бразилию и Чили. В парламентах Аргентины, Бразилии, Венесуэлы, Кубы, Перу, Уругвая, Чили действуют Группы дружбы с Россией.

     На рынки Латинской Америки выходит крупный российский бизнес. Российское компании успешно действуют в сфере поставок оборудования для ГЭС в Аргентине, Бразилии, Мексике, Колумбии, участвуют в разработке нефтяных месторождений в Колумбии, работают совместные предприятия по сборке автомобилей в Венесуэле, Колумбии, Уругвае, Эквадоре.

     Россия  участвовала в международных  выставках и ярмарках, проводимых в регионе: аэрокосмической выставке "ФИДАЕ" в Чили, Международной  тихоокеанской ярмарке (Перу), Гаванской международной ярмарке и др. Предпринимались шаги по налаживанию межбанковского сотрудничества, в т.ч. по линии Банка России, Внешторгбанка, Внешэкономбанка, их подключению к разработке механизма платежей по эспортно-импортным операциям. Осуществляется сотрудничество в области мирного использования космоса, ядерной энергии с Аргентиной, Бразилией, Мексикой.

     Развитию  торгово-экономических отношений  содействуют межправительственные комиссии по торгово-экономическому и  научно-техническому сотрудничеству с  Бразилией, Аргентиной, Мексикой, Венесуэлой, Колумбией, а также Национальный комитет содействия экономическому сотрудничеству со странами Латинской  Америки (НК СЭСЛА). Созданный Совет  предпринимателей Россия-Аргентина (2003 г.), российская часть Комитета деловых  инициатив Бразилия-Россия (июль 2004 г)18.

     В 2008 году президент России Дмитрий  Медведев совершил турне по странам  Латинской Америки. За семь дней глава российского государства посетил Перу, где он также принял участие в саммите АТЭС, Бразилию, Венесуэлу и Кубу. Визиты в Лиму и Каракас стали первыми за историю двусторонних отношений Москвы с этими странами.

     По итогам визита президента в четыре страны было заключено порядка двух десятков соглашений, в том числе о сотрудничестве в банковской, энергетической сферах, области военно-технического сотрудничества19.

     В дальнейшем Латинская Америка будет  нести существенное значение для  расширения поля международной деятельности России и закрепления ее статуса  мировой державы. Более того, сотрудничество с латиноамериканскими государствами  сможет в какой-то мере компенсировать ослабление наших позиций на других направлениях внешней политики.

     Конфликтный потенциал во взаимоотношениях Москвы с латиноамериканскими партнерами минимален. Россия не находится в  ситуации «связанных рук», есть простор  для инициативы.

     Отношения между Москвой и государствами  региона идут по восходящей линии, но явно отстают по формам, методам, содержательному  наполнению от международных стандартов. Не дотягивают они и до того уровня сотрудничества, который достигнут  латиноамериканскими странами в  их взаимоотношениях с США, ЕС, странами АТР. Прогрессу на этом направлении  мешают медленная модернизация российской экономики, а также сохранение «остаточного принципа» в латиноамериканской политике России.

     По итогам 2006 года торговый оборот Российской Федерации со странами региона превысил 7 млрд дол. (ведущий партнер – Бразилия: почти 4 млрд дол.). При сохранении существующих тенденций можно прогнозировать к 2017-му уровень 20–25 млрд долларов. А если задачи, перечисленные выше, будут хотя бы отчасти решены, то можно поднять планку до 30–35 млрд. долларов, улучшив при этом соотношение импорта и экспорта и увеличив в наших поставках долю несырьевого компонента. Наибольшие шансы РФ сохранит в торговле энергетическим оборудованием20.

     На  предстоящее десятилетие приходится цикл обновления вооружений в армиях латиноамериканских стран. У России уже есть определенный задел на рынках региона. Вертолетная техника, артиллерийское и зенитное вооружение, аппаратура радиоэлектронного наблюдения могут  стать важными и относительно стабильными статьями российского  экспорта в регион.

     В течение прогнозного периода, очевидно, начнется практическая реализация соглашений о сотрудничестве в космической  области. В случае с Бразилией  это выгодно еще и потому, что  Россия может использовать экваториальный космодром «Алькантара».

     Разумеется, активизация российского присутствия  в Латинской Америке будет  сопровождаться трениями с традиционными  поставщиками. Отечественным дипломатии и бизнесу придется соразмерять свои интересы с риском осложнения отношений с доминирующими на региональных рынках экспортерами и инвесторами. Поэтому в ряде случаев целесообразен и возможен переход российских поставщиков на формат производственной кооперации (прежде всего с Бразилией).

     Наиболее  болезненным для российской дипломатии останется кубинский вопрос, особенно в случае неадекватных действий Вашингтона. Нельзя забывать, что историческая вовлеченность Москвы в дела Кубы не позволяет попросту «умыть руки». Нужно быть готовыми к сложным  маневрам для обеспечения щадящих  условий трансформации и предотвращения разрушительных столкновений. Разумеется, важно при этом сохранить возможности  присутствия на кубинском рынке.

 

 Глава 3. Современная российская геостратегия

     Задача  восстановления России в качестве одного из центров современного мира диктуется  не государственным и национальным честолюбием, не притязаниями на исключительную мировую роль. Это задача жизненной  необходимости, задача самосохранения. Для страны с такими геополитическими характеристиками, какими обладает Россия, вопрос всегда стоял и продолжает стоять так: либо быть одним из центров  мировой цивилизации, либо быть расчлененной на несколько частей и, следовательно, сойти с карты мира в качестве самостоятельного и целостного государства. Одним из оснований для постановки вопроса по принципу "либо - либо" является фактор огромности российской территории. Для того чтобы сохранить  такую территорию в целостности  и неприкосновенности, страна должна быть достаточно могущественной в международном  плане. Россия не может себе позволить  того, что вполне допустимо для  территориально небольших стран, таких, как большинство стран Европы (за исключением Великобритании, Франции  и Германии). Перед Россией стоит  альтернатива: либо продолжать отстаивать значительность своей мировой роли, следовательно, стремиться сохранить  свою территориальную целостность, либо быть расчлененной на несколько  самостоятельных государств, образованных, например, на территориях нынешних Дальнего Востока, Сибири и европейской  части России. Первый вариант оставлял бы для России возможность постепенного выхода из современного кризисного состояния. Второй же однозначно и навсегда обрек  бы "осколки" прежней России на полную зависимость от крупнейших центров  современного мира: США, Западной Европы, Японии, Китая. Следовательно, для "осколочных государств", если бы таковые возникли взамен современной России, оставался  бы единственный путь - путь вечно зависимого существования, который означал  бы нищету и вымирание населения. Подчеркнем, что при неумелой политике руководства подобный путь не заказан  и для целостной России. Однако сохранение целостности и соответствующей  мировой роли оставляет стране принципиальный шанс для будущего процветания.

Информация о работе Место России на политической карте мира