Место России на политической карте мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 22:50, курсовая работа

Описание

Главной целью данного исследования является полноценный анализ геополитического и экономико-географического положения России в мире, а так же перспектив их развития в будущем. Для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи:

Проанализировать текущее геополитическое положение Российской Федерации, приведя фактические данные
Дать оценку экономико-географическому положению России, исследовав статистические источники
Исследовать внешнеполитические связи Российской Федерации по каждому региону отдельно
На основе полученных результатов, определить сферы и весомость влияния России на международной арене

Содержание

Введение
Основная часть
Глава 1. Экономико-географическое положение России
Глава 2. Внешнеполитические связи России
§1. Ближнее зарубежье

§2. Восточная Европа

§3. Страны Запада

§4. Азия

§5. Африка

§6. Латинская Америка

Глава 3. Развитие российской геостратегии
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая. Место России на политической карте мира1.docx

— 104.08 Кб (Скачать документ)

     Гуманитарные  связи между Россией и ближним  зарубежьем нельзя, разумеется, "измерить" только долей этнических русских. Они  во многом определены использованием русского языка и распространением русской или, точнее сказать, общероссийской в широком смысле культуры. Соотношение между этнической и политической идентичностью, так называемым родным языком и предпочитаемым языком общения весьма сложно и противоречиво.

     Несмотря  на сложность этнического и религиозного состава населения и многообразие его идентичностей, политические элиты  в странах-соседях встали на путь строительства национальных государств по моделям прошлого века, опирающихся на титульное население и обеспечивающих ему соответствующие привилегии. Для этого руководству новых стран приходится решать трудные задачи. Лидерам постсоветских государств нужно сформировать новые политические идентичности.

     Вместе  с тем отношение значительной части населения многих регионов СНГ к России остается положительным. В Украине 61% респондентов позитивно  относится к России (у нас этот показатель — 53%)8. Свыше трети украинских граждан хотели бы жить вместе с россиянами в одном государстве, а абсолютное большинство во всех районах страны выступает за прозрачные границы с Россией — без визовых и таможенных ограничений. Из России Украина получает более 30% импорта готовой продукции, и наша страна до сих пор является основным импортером украинской продукции (21% Украинского экспорта)9. Поэтому руководство Украины объективно вынуждено искать компромисс между тем, как его действия будут оценены западными партнерами и повлияют на перспективы интеграции страны в Европу, и тем, как они воспринимаются в России.

     Под воздействием комплекса политических, экономических и социокультурных факторов в последние годы наметилась дифференциация отношений России с бывшими советскими республиками. Выделяются несколько уровней этих связей.

     Самое интенсивное взаимодействие развивается  в рамках двойки - России и Белоруссии — единственное государство СНГ, которое открыто заявляет о своем союзе с Россией и возможности самой тесной интеграции. В декабре 1999 г. подписан и ратифицирован обеими палатами российского парламента договор о создании Союза России и Белоруссии, который видится многим как новое интеграционное образование на развалинах бывшего СССР10.

     На  следующем уровне находится "пятерка", которая, помимо России и Белоруссии, вобрала Казахстан, Киргизстан и Таджикистан. В марте 1996 г. эти страны (кроме Таджикистана) подписали Договор о создании Сообщества суверенных республик, символизирующий их более тесную интеграцию. Позднее они заключили между собой Таможенный союз.

     Отношения внутри "пятерки" непросты, поскольку  многие договоренности существуют лишь на бумаге, и не все ее участники  делают однозначную ставку на союз с Россией. Причем движение между Россией и ее партнерами по "пятерке" в значительной степени односторонне": российские руководители посещают эти государства заметно реже, что подчеркивает различия в геополитическом статусе. Существование "пятерки" позволяет укрепить позиции России в Азии — не случайно входящие в нее страны центральной азии участвовали в крупной российско-китайской геополитической инициативе.

     Особую  роль играет вхождение в пророссийский геополитический блок политически нестабильного пока Таджикистана. Его власти демонстрируют возрастающий интерес к России, которая, наряду с Ираном, стала одним из ключевых спонсоров процесса «межтаджикского» урегулирования. Тем самым Россия, получив возможность влиять на нынешнее политическое руководство Таджикистана, энергично включается в систему политических отношений не только в Центральной Азии, но и в исламском мире, поскольку в этой стране представлены интересы Узбекистана, Ирана, Афганистана, Пакистана и др. Значит, Таджикистан, наряду с Балканами и Ближним Востоком, стал еще одной зоной геополитического разлома, где Россия, так или иначе, сумела закрепиться за счет своей активной политики.

     С остальными странами СНГ отношения  сложнее. Они скорее тяготеют к другим политическим блокам: ориентируются на Запад (Украина, Молдова, Грузия, отчасти Армения), Турцию (Азербайджан) или пытаются проводить — независимую политику с расчетом на повышение своего геополитического статуса (Узбекистан, Туркмения).

     Притом  наиболее интенсивно развиваются внешнеполитические контакты между Россией и Украиной, хотя она все больше дистанцируется от нашей страны и даже старается  играть роль геополитического противовеса  в постсоветском пространстве. Вместе с тем Украина и Россия слишком  тесно связаны друг с другом в экономическом и историкокультурном планах. Поэтому президент Украины посещает Россию как минимум раз в год. С российской стороны примерно с такой же периодичностью организованы поездки премьер-министров. В то же время визит президента России на Украину — событие редкое.

     Особую  логику имеют отношения России еще  с одним амбициозным постсоветским государством — Узбекистаном. Под руководством И. Каримова он пытается стать региональной державой Центральной Азии и целеустремленно борется за повышение своего геополитического статуса. Это привело к ослаблению политических связей между странами. Их реальное восстановление началось только тогда, когда Россия включилась в процесс межтаджикского урегулирования, исход которого важен для Узбекистана. Результатом стал обмен визитами на высшем уровне.

     Несколько интенсивнее Россия взаимодействует  политически с Арменией, Молдовой и Туркменией, которые имеют непосредственные интересы к России: Армения —  в связи с традиционными союзническими  отношениями и своей изоляцией  на Кавказе; Молдова — в силу заинтересованности в решении приднестровской проблемы; Туркмения — из-за проблемы экспорта газа через российские трубопроводы. За последние годы отношения с Арменией и Молдовой были стабильными, хотя и недостаточно активными. Отношения же с Туркменией охлаждаются, поскольку она пытается проводить политику нейтралитета, балансируя между Россией, Ираном и Турцией. Так, Туркмения первым из постсоветских государств вводит визовую систему для граждан России, что на деле ведет к ее выходу из постсоветской геополитической системы.

     Наконец, наиболее сложно складываются связи  России с Грузией и Азербайджаном. На этих направлениях интенсивность  политического взаимодействия оказывается самой низкой, в том числе и потому, что руководство данных стран допускает откровенно антироссийские выпады. Существует явное несовпадение позиций по вопросам транзита каспийской нефти (Грузия и Азербайджан поддерживают проекты ее транспортировки через Супсу и Джейхан, но не через Новороссийск) и в связи с разрешением конфликтов вокруг Нагорного Карабаха, Абхазии и Южной Осетии. Последний пример противостояния вылился в итоге в так называемую «четырехдневную войну» в августе 2008 года в Южной Осетии. После столкновения российских и грузинских войск в Цхинвале, дипломатические отношения между двумя государствами были вовсе прекращены

     Как и следовало ожидать, хуже всего  развиваются отношения России с  балтийскими государствами, которые, оказавшись за пределами СНГ, сразу  ввели визовый режим для россиян. Страны Балтии показывают свою прозападную  ориентацию и не торопятся укреплять  политические связи с "восточным  соседом" (хотя значимая часть транзита российской нефти по-прежнему идет через Латвию и Литву). Чуть лучше обстоят дела на литовском направлении, тем более что Россия в некоторой мере зависит от Литвы — ведь через нее идет сообщение с Калининградской областью, российским эксклавом на Балтике. Руководители Литвы довольно часто бывают в Москве, в отличие от руководителей Латвии и Эстонии, которые демонстративно держат максимальную дистанцию в отношениях с Россией. Со своей стороны, российские лидеры также не удостаивают страны Балтии своими посещениями.

     Таким образом, отношения России с постсоветскими государствами за двадцать лет после распада СССР отличаются глубокой дифференциацией и различием уровней. Безусловно, ближнее зарубежье — зона пристального внимания отечественной внешней политики. Россия не уходит и не может уйти из "территорий проливов", поскольку сохраняет рычаги влияния на ситуацию во многих соседних странах и конфликтных ареалах, а это позволяет ей занимать более активные позиции на мировой сцене и включаться и региональные системы баланса сил. Россия также способна воздействовать на положение в таких конфликтных узлах, как Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия, Крым, Нагорный Карабах. Это позволяет ей оставаться значимым фактором в постсоветском пространстве и играть роль регионального лидера.

     Постепенно  определяются перспективы взаимодействия с каждым из постсоветских государств. Если раньше СНГ воспринималось как  единое целое, страны которого зависят  от России экономически и якобы должны рано или поздно прийти к идее реинтеграции, то теперь каждая из них обретает свое лицо. Уже не может не приниматься во внимание их участие в иных интеграционных процессах, происходящих без России. Становится ясно, что и связях с постсоветскими государствами всякий раз нужна особая линия, учитывающая их этнокультурную и экономическую специфику, своеобразие политического режима и географического положения. Отсюда — и дифференциация политики России в отношении ближнего зарубежья. 
 
 
 

         §2. Восточная Европа 

     Бывшие  социалистические страны Восточной  Европы сейчас поглощены налаживанием связей с Западом. Наследие десятилетий  существования мировой соцсистемы сильно сказывалось на протяжении 1990х годов — восточноевропейские государства настороженно относятся к России, да и экономические стимулы отношений с ней очень ослабли. Россия, в свою очередь, тоже сконцентрировалась на своих непростых взаимодействиях с Западом и долго не замечала бывших союзников. Показательно отсутствие российских инициатив на этом направлении.

     Попытки "возвращения" в Восточную Европу до сих пор остаются слабыми. Наиболее активную роль Россия старалась играть на Балканах — в одном из основных конфликтных регионов мира, где она  традиционно имела сильные позиции, а Сербия веками считалась ее надежным союзником. Но самостоятельное балканское направление появляется в российской политике только во второй половине 1990х  годов, поскольку раньше сербы следовали  в русле западной политики.

     В апреле 2004 года почти все восточноевропейские страны (кто не вступил ранее) вступают в НАТО, в мае большинство из них (кроме Болгарии и Румынии, которым был определен 2007 год) вступили в Евросоюз. Создаётся ощущение, что железный занавес никуда не исчез, а находится примерно за тысячу километров на восток от того места, где он висел раньше. И теперь он будет проходить не по границе Варшавского пакта, а по границе Советского Союза за вычетом прибалтийских стран.

     Действительно, для всех без исключения стран Варшавского пакта и для Прибалтийских республик евроатлантическая интеграция стала безусловной самоцелью. Присоединение к блоку развитых стран, доминирующих на всем мировом пространстве после краха коммунизма, должно было подтвердить элитный статус бывших соцстран, окончательно убив воспоминания о пятидесяти годах советской доминации.

     Только  за 2003-2005 года крупные и средние  российские компании приобрели в  странах Восточной Европы собственность, стоимость которой по рыночным оценкам  составляет более 10 млрд. долларов США. Притом, что к приватизации в Восточной  Европе Россия без сомнения опоздала на 6-7 лет, а рыночная стоимость уже  приватизированных объектов в  развитых восточноевропейских странах (Чехии, Польше, Венгрии) российским компаниям пока не по карману. Тем не менее, от Черногории до Румынии, от Хорватии до Словакии (уже не говоря о странах СНГ) Россия всерьез претендует на роль одного из основных инвесторов. И это уже даже не неожиданность, что на российские инвестиции рассчитывают. Иногда даже больше, чем на западные. Разумеется, речь пока идет в основном о топливе, энергетике и металлургии, иногда о туризме и транспорте. До новых технологий еще далеко, хотя к мобильной связи, например, россияне  присматриваются уже всерьез.

     За  пределами Балкан наиболее стабильны  и позитивны отношения России со Словакией, которая нацелилась на роль геополитического "моста" между  Россией и Украиной, с одной  стороны, и Западной Европой —  с другой. Однако такие контакты развивались тогда, когда фактическим  руководителем Словакии был В. Мечьяр. После прихода там к власти прозападного правительства стимулы для укрепления отношений сильно ослабли.

     Еще слабее оказалось политическое взаимодействие с Чехией и, как ни странно, Румынией. Эти страны за последнее время  слишком явно демонстрировали свою западную ориентацию и уделяли России минимальное внимание.

     Политические  элиты большинства восточноевропейских  стран — от рубежей бывшей Югославии  до Украины — не жалеют сил, чтобы доказать, что уж их страна всегда была полноценной частью Европы и лишь политический пресс со стороны СССР временно отторгли ее от "большой" Европы.

     Россия, отождествляемая с СССР и коммунистическим режимом, чаще всего оценивается как источник угроз и нестабильности. Но далеко не ясно, где на востоке проходят политические и культурные границы Европы, что такое Центральная и Восточная Европа.

     В итоге 1990-е и начало 2000-х годов остаются слабым местом российской внешней политики в Восточной Европе. Вместе с тем, Россия за последние года прилагала немало усилий, чтобы стать значимым фактором на Балканах, предлагала свои услуги в качестве международного посредника и восстанавливала связи с рядом государств данного региона. Эта активность вписывается в российскую стратегию поддержания "многополярного мира", таким образом, объяснять подобную политику традициями панславизма и/или покровительства по отношению ко всем православным странам можно лишь отчасти.

Информация о работе Место России на политической карте мира