Управление качеством продукции предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:53, курсовая работа

Описание

Цель исследования: обзор научных данных по управлению качеством продукции с последующим анализом системы качества конкретного предприятия.
Объект исследования: качество продукции предприятия.
Предмет исследования: развитие качества продукции предприятия.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
-изучить теоретические основы управления качеством продукции;
-провести анализ управления качеством продукции предприятия ТОО «SHOKEL»;
-рассмотреть пути повышения качества продукции ТОО «SHOKEL».

Содержание

Введение 5
1. Теоретические основы управления качеством продукции 6
1.1 Качество продукции как объект управления 6
1.2 Содержание системного подхода к управлению качеством 14
1.3 Современные тенденции управления качеством в зарубежной и отечественной практике 21
2. Анализ управления качеством продукции ТОО «SHOKEL» 26
2.1 Анализ производства продукции по структуре и ассортименту 26
2.2 Анализ факторов, влияющих на выпуск и реализацию продукции 39
2.3 Анализ качества продукции 29
3. Пути повышения качества продукции ТОО «SHOKEL» 32
3.1 Внедрение новых видов продукции и реализация отходов производства32
3.2 Повышение эффективности корпоративного управления за счет внедрения системы контроллинга 39
Заключения 42
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Сулейменовой 2.doc

— 405.00 Кб (Скачать документ)

    Новые методы обычно последовательно вводятся в уже действующую систему управления качеством, и практика показывает, какие из них наиболее эффективны. Путем совершенствования методов и средств добиваются как можно более полного удовлетворения требований потребителей при соблюдении условия повышения экономичности производственного процесса.

    Для стратегического планирования качества на японской фирме характерным является то, что ответственность за разработку долгосрочного плана управления качеством продукции несет руководство высшего звена, оно же контролирует сроки выполнения принятого курса и принимает при необходимости корректирующие меры. Эта работа осуществляется по циклу Деминга («планирование - исполнение - контроль - корректирующее действие») и носит название «хосин канри» («развертывание политики»).

    В начале каждого финансового года фирмы проводят анализ проблем и разрабатывают свои долгосрочные планы и задачи на 3-5 лет вперед. Эти планы учитывают при разработке краткосрочного плана (на 6-12 месяцев). При подготовке краткосрочных планов сочетаются принципы «сверху вниз» и «снизу вверх». Проект плана готовит руководство высшего звена, затем обсуждает его с руководителями подразделений фирмы. В результате обсуждения готовятся проекты планов для каждого подразделения. Руководители подразделений обсуждают их с линейными руководителями вплоть до руководителей кружков качества.

    Переломным  моментом в развитии российского  бизнеса и менеджмента стал кризис августа 1998 г. Подорвав спекулятивный  сектор отечественной экономики  и конкурентоспособности импорта, он создал психологические и экономические предпосылки для развития отечественных производителей. Это способствовало росту интереса к стратегическим вопросам бизнеса и к проблеме качества, а также к подходам и методам их решения, что выражается в самых разных формах:

  • сосредоточение усилий широкого круга компаний и предприятий на налаживании производства продукции, конкурентоспособной по своим характеристикам;
  • изучение с целью возможного использования западных компаний, которые поставляют на мировой рынок продукцию, превосходящую по своим параметрам отечественную;
  • активизация деятельности по разработке и внедрению системы качества (СК), отвечающих требованиям стандартов ИСО серии 9000. В экономически развитых странах эти системы являются не только источником получения конкурентных преимуществ, но и обязательной инфраструктурной основы для эффективного взаимодействия компаний в условиях стремительного углубляющегося разделения труда;
  • постепенное осознание менеджерами необходимости освоения новой философии качества и на ее основе формирование в компаниях принципиально новой для отечественной практики организационной культуры.
  • Для  большинства производителей создание СК сейчас ассоциируется по стандартам ИСО серии 9000. Непосредственные нормативы к сертификации СК при этом могут быть разные. Например:
  • требования потребителей при заключении контрактов (договоров);
  • стремление повысить конкурентоспособность продукции;
  • необходимость соответствовать условиям участия в тендерах, конкурсах и прочих подобных мероприятиях, которые могут закончиться контрактом и служат рекламой предприятию;
  • условие получения государственного заказа, льготного кредитования или страхования;
  • осознанное желание высшего руководства предприятия привести условия своего производства в соответствие с международными требованиями;
  • стремление обеспечить сертификацию продукции, обязательным условиям которой является сертификация СК и др.

    Обобщая накопленный опыт решения проблемы качества, можно выделить несколько групп предприятий, которые тратят значительные деньги и усилия на внедрение СК и получение сертификатов их соответствия требованиям стандартов ИСО серии 9000. Их классификация, не претендуя на полноту и непротиворечивость, охватывает только те предприятия, которые реально пытаются что-то сделать в этой области, а не имитировать соответствующую активность.

    К первой группе относятся крупные  предприятия традиционных отраслей, для которых характерен самый  высокий процент заинтересованных в получении сертификата на СК по стандартам ИСО серии 9000 (основная причина - активная работа на экспорт).

    Ко  второй группе относятся компании, которые принимают решения о  внедрении СК «впрок» или для  выхода на зарубежные рынки, но не имеют  реального опыта работ там  и поэтому не очень четко понимают, что такое принцип TQM и зачем нужен сертификат на СК по стандартам ИСО серии 9000.

    Третья группа компаний - это компании, которые не только хотят, но и могут внедрять СК и обеспечивать ее эффективное функционирование. Эта группа компаний конечно же является наиболее перспективной. Их идеологию и передовой опыт системного подхода к решению проблем эффективного производства продукции, конкурентоспособной по качеству и цене, необходимо распространять и на другие предприятия России.

    Обобщая основные проблемы применения стандартов ИСО серии 9000 и принципов TQM в компаниях, следует отметить, что главные сложности обусловлены доминированием организационной культуры, сложившейся в советское время, и неразвитостью системы регулярного менеджмента, ориентированного на условия конкурентного рынка. Поэтому переход к менеджменту по стандартам ИСО серии 9000 и принципам TQM требует параллельного формирования основных функциональных стратегий и общей стратегии фирмы.

    К сожалению, у большинства компаний пока отсутствует внутренняя потребность в радикальной перестройке общего подхода к своей деятельности. Лишь некоторые компании, отнесены нами к третьей группе осознают необходимость своей реальной конкурентоспособности на мировом рынке и готовы упорно работать не ради формального получения сертификата на СК, а чтобы действительно стать конкурентоспособным предприятием не только на отечественном, но и зарубежных рынках. 
 

    2. Анализ управления качеством  продукции ТОО «SHOKEL» 
 

    2.1 Анализ производства продукции по структуре и ассортименту 

    Основным  показателем деятельности хозяйствующего субъекта является объём производства и реализации продукции. Поэтому анализ начинается с оценки выполнения производственной программы, характеризующейся определённым объёмом и ассортиментом продукции соответствующего качества, выражается в виде производства важнейших видов продукции в натуральных, стоимостных, и условно-натуральных измерителях. Обобщающими показателями объёма выпуска и реализации продукции в стоимостной оценке является товарная, валовая и реализованная продукция.

    К валовой продукции относится стоимость всей производимой продукции и выполненных работ, включая незавершённое производство.

    Товарная  продукция является частью валовой  продукции, готовой к реализации, и отличается от валовой только тем, что в неё не включаются остатки  незавершённого производства и внутрихозяйственный оборот.

    В объём реализованной продукции  включают стоимость отгруженной  покупателям продукции.

    Поэтому анализ работы промышленного предприятия  начинаем с изучения показателей  выпуска продукции. Динамика товарной продукции отражена в таблице 2.

    Таблица 2 Анализ динамики товарной продукции.

 
Годы Товарная продукция  в сопоставимых ценах Темпы роста  
    базисные Цепные  
2008 150020 100 100  
2009 163480 108,9 108,9  
2010 201444,8 123,2 134,3  
         

    Среднегодовой темп прироста: Т= 1*1,089*1,343= 1,462 = 146,2%

    146,2-100=46,2 %

    Как видно из выше представленных данных на предприятии за три года объём  производства товарной продукции увеличился на 46,2% (146,2-100).

    Оценка  выполнения плана по производству и  реализации продукции за отчетный период производится по методике, приведенный в таблице 3. Из этой таблицы видно, что за 2010 год план по выпуску готовой продукции перевыполнен 4,1%, а по реализации на 3,6%.

    Таблица 3Анализ выполнения плана по выпуску  и реализации продукции предприятием ТОО «SHOKEL» за 2010 год

 
Изделие Объем производства продукции в плановых ценах, тыс. тенге Реализация  продукции в плановых ценах, тыс. тенге  
  План Факт +,- % план факт +,- %  
1 2 3 4 5 6 7 8 9  
Детские одежды 64554,3 65000 445,7 100,7 65900 66100 200 100,3  
Женские одежды 64638 66204 1566 102,4 66166,7 67450,7 1284 101,9  
Мужские одежды 64386,7 70240,8 5854,1 109,1 66433,3 72109,3 5676 108,5  
Итого 193579 201444,8 7865,8 104,1 198500 205660 7160 103,6  
                   

    Каждый  хозяйствующий субъект производит определённый ассортимент продукции. Под ассортиментом продукции понимается количественное соотношение отдельных видов продукции по сортам. 

    Таблица 4 Анализ продукции по ассортименту.

 
Наименование  изделий Годы Отклонение  
  2009 2010 +,- %  
Детские одежды 49090 65000 +15910 132,4  
Женские одежды 54490 66204 +11714 121,5  
Мужские одежды 59900 70240,8 +10340,8 117,3  
Итого 163480 201444,8 +37964,8 123,2  
           
 

    Как показывают данные таблицы 4, за предшествующий период произведен детских одежд на 15910 тыс. тенге или на 32,4% больше, чем в прошлом году. Также повысился выпуск на женские одежды на 11714 или на 21,5%, а мужские одежды на 10340,8 тыс. тенге или на 17,3%.

    Далее необходимо рассмотреть структуру  выпуска продукции. Под структурой выпуска продукции понимается соотношение отдельных видов продукции в объёме их выпуска. При выполнении производственной программы важно сохранить в фактическом выпуске продукции, запланированную её структуру, так как от этого зависят все остальные показатели выпуска продукции, её материалоёмкость, издержки производства и финансовые результаты.

    В условиях рынка с целью получения  более высоких прибылей некоторые  фирмы нарушают структуру выпускаемой  продукции путём наращивания  доли более дорогостоящей одежды, зачастую пользующейся пониженным спросом из-за высокой цены и сокращения доли дешёвой одежды, пользующейся повышенным спросом. Следовательно, предприятиям, фирмам необходимо проводить маркетинговые исследования с целью выявления потребительского выбора, изучения спроса и предпочтений населения.

Информация о работе Управление качеством продукции предприятия