Особенности опыта США в области управления качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 11:18, курсовая работа

Описание

В настоящее время в экономике наблюдается тенденция, при которой такой показатель как качество играет одну из ведущих ролей в управлении производством продукции и ее последующего движения. В развитых странах управление качеством на предприятии притягивает особое внимание всех подразделений, которые влияют на качество выпускаемой продукции или предоставляемой услуги. Для лучшего взаимодействия и, следовательно, для более эффективного результата на предприятиях Запада разрабатываются различные подходы к управлению качеством.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Становление и развитие системы управления качеством в США 7

1.1 История внимания к качеству продукции в США 7

1.2 Специфика американских кружков качества 15

1.3 Система тотального управления качеством в США 18

Глава 2 Современное состояние системы управления качеством в США 23

2.1 Основные элементы управления качеством в США 23

2.2 Основные принципы управления качеством в США 26

Заключение 31

Список литературы 34

Работа состоит из  1 файл

особенности опыта сша в области управления качеством.docx

— 61.06 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение 3

Глава 1. Становление и развитие системы  управления качеством в США 7

1.1 История  внимания к качеству продукции  в США 7

1.2 Специфика  американских кружков качества 15

1.3  Система тотального управления  качеством в США 18

Глава 2 Современное состояние системы  управления качеством в США 23

2.1 Основные  элементы управления качеством  в США 23

2.2 Основные  принципы управления качеством  в США 26

Заключение 31

Список  литературы 34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время в экономике  наблюдается тенденция, при которой  такой показатель как качество играет одну из ведущих ролей в управлении производством продукции и ее последующего движения. В развитых странах управление качеством на предприятии притягивает особое внимание всех подразделений, которые  влияют на качество выпускаемой продукции  или предоставляемой услуги. Для  лучшего взаимодействия и, следовательно, для более эффективного результата на предприятиях Запада разрабатываются  различные подходы к управлению качеством.

Качество продукции (включая новизну, технический уровень, отсутствие дефектов при исполнении, надежность в эксплуатации) является одним из важнейших средств  конкурентной борьбы, завоевания и  удержания позиций на рынке. Поэтому  фирмы уделяют особое внимание обеспечению  высокого качества продукции, устанавливая контроль на всех стадиях производственного  процесса, начиная с контроля качества используемых сырья и материалов и заканчивая определением соответствия выпущенного продукта техническим  характеристикам и параметрам не только в ходе его испытаний, но и  в эксплуатации, а для сложных  видов оборудования – с предоставлением  определенного гарантийного срока  после установки оборудования на предприятии заказчика. Поэтому  управление качеством продукции  стало основной частью производственного  процесса и направлено не столько  на выявление дефектов или брака  в готовой продукции, сколько  на проверку качества изделия в процессе его изготовления.

Комплексная система управления качеством продукции на фирмах США – это эффективно структурированная и отлаженная программа, направленная на внедрение комплекса мероприятий по схеме «человек – машина – информация», обеспечивающих:

  • качество продукции, фактически отвечающее требованиям потребителя;
  • снижение расходов на качество, осуществленных фирмой.

Современные американские системы  управления качеством продукции  обеспечивают не только взаимодействие всех служб, но и полное удовлетворение запросов потребителя в отношении  качества, а также снижение расходов на его достижение и экономичное  расходование всех видов ресурсов.

В систему управления качеством  продукции входят следующие подсистемы:

  1. оценка опытного производства;
  2. планирование качества продукции и производственного процесса;
  3. контроль, оценка и планирование качества поставляемого материала;
  4. получение обратной информации о качестве продукции;
  5. оценка качества продукции и производственного процесса и их контроль;
  6. обучение методам обеспечения качества, ориентация и повышение квалификации персонала;
  7. проведение специальных исследований в области качества продукции;
  8. гарантийное и послегарантийное обслуживание;
  9. определение аппаратуры, позволяющей получить информацию о качестве продукции;
  10. руководство работами в области качества продукции.

Международная организация  по стандартизации (ИСО), взяв за основу имеющиеся стандарты и руководящие  документы на системы обеспечения  качества и дополнив их требованиями потребителей, разработала и утвердила  Советом ИСО серию международных  стандартов по УКП, устанавливающих требования к системам обеспечения качества продукции. В этих стандартах обобщен и сконцентрирован весь опыт передовых в области управления качеством продукции стран, накопленный в последние десятилетия. В соответствии с руководящими указаниями стандартов система качества должна функционировать параллельно со всеми другими видами деятельности, влияющими на качество продукции. Воздействие системы распространяется на все этапы управления качеством продукции, реализуемые в замкнутой петле качества, в основном соответствующей спирали качества:

  1. маркетинг, поиск и изучение рынка;
  2. проектирование и (или) разработка технических требований, разработка продукции;
  3. материально- техническое снабжение;
  4. подготовка и разработка производственныхпроцессов;
  5. производство продукции;
  6. контроль, проведение испытаний и обследований;
  7. упаковка и хранение;
  8. реализация и распределение продукции;
  9. монтаж и эксплуатация;
  10. техническая помощь в обслуживании;
  11. утилизация после использования продукции.

Среди всех этапов управления качеством продукции наибольшее значение, особенно для развития международной  торговли, имеет маркетинг (выявление  потребностей рыночного спроса в  определенные сроки на продукцию  и ее стоимости, требований потребителей, информирование об этом руководства, а  также вопросы проектирования и  разработки продукции). Использование  международных стандартов ИСО по управлению качеством продукции  на предприятиях является общепризнанной гарантией выхода на международный  рынок.

Цель работы – рассмотрение особенностей системы управления качеством  в США.

Задачи работы:

- рассмотрение основ становления  системы качества в США;

- изучение современного  состояния системы управления  качеством в США.

Методы исследования: сравнение, сопоставление, анализа оценки и  обобщения, нормативный и позитивный анализ.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Становление и развитие системы управления качеством в США

1.1 История внимания  к качеству продукции в США

 

Понятие Всеобщего Управления Качеством возникло не сразу. Этой теории предшествовали работы ученых из самых  разных наук: социологии, экономики, математической статистики, психологии и других. Поэтому  историю возникновения Всеобщего  Управления качеством составляют следующие  четыре науки и их представители:

1) Научный менеджмент. 1900-1930 гг. (годы расцвета и применения  на практике этих наук)

С его появлением связаны  имена таких ученых как Ф. Тейлор, считающийся основателем управленческой науки и выпустивший книгу  «Принцип научного управления» (разделил ответственность за разработку и осуществление проекта, разбил сложные управленческие операции на более простые), А. Файоль, которого считают основателем административной школы управления и отцом менеджмента (создал универсальную функциональную модель ), М. Вебер, который создал классическую теорию бюрократии («эффективность» бюрократии) и ввел понятия «власти» и «авторитета».

2) Поведенческие (бихевиаристские)  науки. 1930-1960 гг.

Здесь, безусловно, стоит  отметить деятельность М. Маслоу и Д. Мак-Грегора, подчеркнувших необходимость  более полного учета человеческого  фактора в повышении качества производимой продукции и всех этапов производства в целом.

3) Системный ( рациональный) подход. 1960-1970 гг.

Такие подходы предусматривают  рассмотрение деятельности организаций  с точки зрения организационных  моделей для соответствия компании особенностям рынка. Так же, согласно этим подходам компания должна быть организована с учетом внутренних и внешних  особенностей, составляющими которых являются: технологии, окружающая среда, сектор рынка, культура и т.д.

4) Теория управления качеством  и Всеобще управление качеством.(TQM, Total Quality Management ).1980-1990 гг.

Важную роль в становлении  теории управления качеством сыграли  американские ученые Э. Деминг и Джозеф М. Джуран. Как мы уже поняли выше, особую роль в обеспечении качества они отводили руководству высшего  звена. Только при условии, если руководитель верит в необходимость обеспечения  качества и принимает в этой работе непосредственное и активное участие, возможно непрерывное улучшение  качества. Благодаря Джурану контроль качества стал инструментом управления. Именно он дал определение качеству как «пригодность для пользователя». Он, так же как и Деминг, указывал на важность постоянной работы по улучшению качества [5]. Философия качества и методы его обеспечения, разработанные Демингом и Джураном, являются основополагающими в теории Всеобщего Управления Качеством и будут еще долгое время продолжать оказывать влияние на общество.

Как мы можем увидеть, история  управления качеством насчитывает  много различных подходов и точек  зрения на этот вопрос. Но никакие разнообразные  и оригинальные идеи не могут быть признаны окончательно, пока не будет  доказана их актуальность и продуманность  на практике.

Промышленная революция  в Америке положила конец ремесленничеству. Ремесленник контролировал процесс  производства с начала до конца. Он был и инспектором по качеству, сам закупал сырье, торговал и  выполнял функции управляющего. Работа для него стала предметом гордости, и, кроме того, он мог осуществлять контроль за конечной продукцией.

В XIX веке в результате перехода к серийному производству потребовался новый тип рабочего. Для фабрик были необходимы рабочие, согласные  выполнять в известной последовательности простые повторяющиеся операции. От таких рабочих не требовалось высокого уровня подготовки и профессиональных навыков. Стиль управленческой работы базировался на том, что рабочий не имел оборудования, рабочих навыков, не стремился к общению и не был заинтересован в труде. Отсюда и враждебные отношения между рабочими и руководящим составом. Рабочий делал то, что ему говорили. Если он был плохим работником, его увольняли.

В Америке эта система  работала хорошо, ибо позволяла производить  больше товаров при меньших расходах. После второй мировой войны, когда  большая часть глобального промышленного  потенциала была уничтожена, во всех странах  переживали острый недостаток в товарах  широкого потребления. Территория США  не подвергалась бомбардировке и  не была ареной сухопутных сражений. Промышленность США начала быстро и, как казалось, в неограниченном количестве производить  холодильники, телевизоры, автомобили и радиоприемники, чтобы удовлетворить  потребности, возросшие во всем мире в результате возвращения бывших солдат домой. В 40-е и 50-е годы качество товаров, производимых в Америке, было низкое. Единственный вопрос, над которым  задумывались, касался лишь объемов  возможного производства.

Серьезной проблемой для  промышленности США являлись огромные затраты вследствие низкого уровня качества.20 - 25 процентов всех текущих  затрат типичного американского  предприятия шло на обнаружение  и устранение дефектов продукции. Иными  словами, до одной четверти всех работников предприятия ничего не производили - они лишь переделывали то, что было неправильно сделано с первого  раза. Если прибавить к этому затраты  на ремонт или замену дефектных изделий, которые вышли за пределы предприятия  и попали на рынок, то суммарные расходы  вследствие низкого уровня качества составляли 30 и более процентов  от издержек производства.

Промышленность США в 40 - 50 годах, ориентированная на массовое производство различного рода товаров (автомобили, холодильники, телевизоры, радиоприемники), выпускала свою продукцию  не высокого качества. Поэтому серьезной  проблемой для промышленности США  являлись большие незапланированные  затраты вследствие низкого качества продукции. Эти затраты составляли до 30% от общего объема затрат на производство. Эти затраты были связаны с  устранением выявленных дефектов при  гарантийном обслуживании выпущенной продукции.

Поэтому многие экономисты США считали низкое качество выпускаемой  продукции главным тормозом роста  производительности труда и конкурентоспособности  американской продукции.  
Именно в это время с целью защиты своей продукции американское правительство принимает ряд протекционистских мер: тарифы, пошлины и так далее.

В это же время даже в  ведущих американских компаниях, в  которых качество продукции считалось  основной целью, рассматривали качество как средство уменьшения затрат на производство, а не способ удовлетворения нужд потребителей.

Но наиболее прославленные  управляющие фирм США (например, известные  менеджеры Ли Якока или Роберт Макнамара) поняли, что надо повышать качество американских товаров.

Информация о работе Особенности опыта США в области управления качеством