Менеджмент качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2011 в 13:51, реферат

Описание

Качество как категория управления - интегральное понятие, которое характеризует эффективность всех сторон жизнедеятельности предприятия от процесса разработки стратегии, маркетинга и далее включая все этапы жизненного цикла продукта или услуги. Международная организация по стандартизации определяет качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности потребителей

Содержание

Введение
1. системный поход к качеству обслуживания
2. средства и методы управления качеством(в том числе и статистические методы управления качеством)
3. требования международных стандартов к современным системам менеджмента: ИСО 9000, 14001, 22000, OHSAS 1800.
4. аудит и сертификация систем менеджмента качества

Работа состоит из  1 файл

работа менеджмент качества.docx

— 88.14 Кб (Скачать документ)

ИСО 9000, 14001, 22000, OHSAS 1800.

ISO 9000 — серия стандартов ISO, которые применяются при создании и совершенствовании систем менеджмента качества организаций.

Серия стандартов по системному менеджменту  качества разработана Техническим  комитетом ТК 176 Международной Организации  по Стандартизации (ISO, International Organization for Standardization). Комитет руководствовался предварительными разработками Британского  института стандартов, нашедшими  своё отражение в Британском стандарте BS 5750.

Стандарты серии ISO 9000, принятые более чем 90 странами мира в качестве национальных, применимы  к любым предприятиям, независимо от их размера, форм собственности и  сферы деятельности.

Сертификация  производится по единственному стандарту  из этой серии, содержащему требования: ISO 9001. Организация ISO не проводит сертификацию по ISO 9001. Действует двухуровневая  система подтверждения соответствия. Сертификацией систем менеджмента  качества отдельных организаций  занимаются специально сформированные аудиторские организации (органы по сертификации). Они, в свою очередь, аккредитуются национальными аккредитационными обществами. Впрочем, существуют и независимые системы аккредитации.

Важно понимать, что соответствие стандарту ISO 9001 не гарантирует высокое качество продукции. Соответствие требованиям и рекомендациям этих стандартов говорит оспособности предприятия поддерживать стабильность качества и улучшать результативность своей работы. Также соответствие требованиям ISO 9001 свидетельствует о некотором уровне надежности поставщика. С точки зрения многих западных и японских компаний, соответствие требованиям ISO 9001 — это тот минимальный уровень, который даёт возможность вхождения в рынок. Сам сертификат соответствия ISO 9001 является внешним независимым подтверждением достижения требований стандарта.

Цель  серии стандартов ISO 9000 — стабильное функционирование документированной системы менеджмента качества предприятия-поставщика. Исходная направленность стандартов серии ISO 9000 была именно на отношения между компаниями в форме потребитель/поставщик. С принятием в 2000 году очередной версии стандартов ISO серии 9000 большее внимание стало уделяться способностям организации удовлетворять требования всех заинтересованных сторон: собственников, сотрудников, общества, потребителей, поставщиков. ISO 9004 делает акцент на достижение устойчивого успеха. Указанные стандарты помогают предприятиям формализовать их систему менеджмента, вводя, в частности, такие системообразующие понятия, как внутренний аудит, процессный подход, корректирующие и предупреждающие действия.

Стандарт ISO 9000 является фундаментальным, принятые в нем термины и определения  используются во всех стандартах серии 9000. Этот стандарт закладывает основу для понимания базовых элементов  системы менеджмента качества согласно стандартов ISO. ISO 9000 определяют Восемь Принципов менеджмента качества, а также использование процессного  подхода с целью постоянного  улучшения

   Состав  серии стандартов ISO 14000:

  • ISO 14001:2004  «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению»
  • ISO 14004:2004  «Системы экологического менеджмента. Руководящие указания по принципам, системам и методам обеспечения функционирования».

   ISO 14001 устанавливает требования к системе экологического менеджмента, позволяющие организации разработать и внедрить экологическую политику и цели, учитывающие законодательные и другие требования, которые организация обязалась выполнять. В стандарте приведена информация о значимых экологических аспектах.

   ISO 14001 применим к экологическим аспектам, которые организация идентифицировала как те, которыми она может управлять и на которые может влиять.

   ISO 14001 не устанавливает конкретных критериев в отношении экологической результативности.

   ISO 14001 предназначен  для применения любой организацией, которая заинтересована в том, чтобы:

  • разработать, внедрить, поддерживать в рабочем состоянии и улучшать систему экологического менеджмента;
  • удостовериться в своем соответствии заявленной экологической политике;
  • продемонстрировать соответствие настоящему стандарту.

   Все требования настоящего стандарта применимы  к любой системе экологического менеджмента. Степень их применения зависит от таких факторов как: экологическая политика организации, характер ее деятельности, продукции и услуг, а также местоположение и условия ее функционирования.

   ISO 14004 представляет руководство по созданию, внедрению, поддержанию в рабочем состоянии и улучшению системы менеджмента окружающей среды и ее согласованию с другими системами менеджмента.

   ISO 14004 включает в себя специальные потребности и запросы предприятий малого и среднего бизнеса и содействует использованию ими системы управления окружающей средой.

      В Российской Федерации  международным стандартам серии  ISO 14000  соответствует:

  • ГОСТ Р ИСО 14001-2007 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению»;
  • ГОСТ Р ИСО 14004-2004 «Системы экологического менеджмента. Руководящие указания по принципам, системам и методам обеспечения функционирования», но

     компания «Системы  качества» готовит  предприятия к  сертификации по  международному стандарту  ISO14001:2004.

Системы экологического менеджмента

  Ключевым  понятием серии ISO 14000 является понятие системы экологического менеджмента (environmental management system, EMS) в организации. Поэтому центральным документом стандарта считается ISO 14001 - "Спецификации и руководство по использованию систем экологического менеджмента". В отличие от остальных документов, все его требования являются "аудируемыми" - предполагается, что соответствие или несоответствие им конкретной организации может быть установлено с высокой степенью определенности. Именно соответствие стандарту ISO 14001 и является предметомформальной сертификации.

  • Организация должна выработать экологическую политику - специальный документ о намерениях и принципах организации, который будет служить основой для действий организации и определения экологических целей и задач. Экологическая политика должна соответствовать масштабу, природе и экологическим воздействиям, создаваемым деятельностью, продуктами и услугами компании. Экологическая политика, среди прочих, должна содержать заявления о стремлении к соответствию нормативам, а также к "постоянному улучшению" (continual improvement) системы экологического менеджмента и к "предотвращению загрязнений" (pollution prevention).
  • Организация должна выработать и соблюдать процедуры для определения значимых воздействий на окружающую среду (отметим, что стандарт говорит о воздействиях, связанных не только непосредственно с деятельностью организации, но и с ее продуктами и услугами). Организация должна также учесть все законодательные требования, связанные с экологическими аспектами ее деятельности, продуктов и услуг, а также требования другой природы (например, отраслевые кодексы).
  • С учетом значимых экологических воздействий, законодательных и других требований, организация должна выработатьэкологические цели и задачи. Цели и задачи должны быть по возможности количественными. Они должны быть основаны на экологической политике ("включая осознание необходимости или приверженность предотвращению загрязнений"), и определены для каждой функции (области деятельности) и уровня организации. При их формулировке должны также приниматься во внимание взгляды "заинтересованных сторон" (под которыми понимаются любые группы и граждане, чьи интересы затрагиваются экологическими аспектами деятельности предприятия, или озабоченные этими аспектами).
  • Для достижения поставленных целей организация должна выработать программу экологического менеджмента. Программа должна определять ответственных, средства и сроки для достижения целей и задач.
  • В организации должна быть определена соответствующая структура ответственности. Для обеспечения работы этой системы должны быть выделены достаточные человеческие, технологические и финансовые ресурсы. Должен быть назначен ответственный  за работу системы экологического менеджмента  на уровне организации.
  • Должен выполняться ряд требований по обучению персоналаа также по подготовке к нештатным ситуациям.
  • Организация должна осуществлять мониторинг или измерение основных параметров той деятельности, которая может оказывать существенное воздействие на окружающую среду. Должны быть установлены процедуры для периодической проверки соответствия действующим законодательным и другим требованиям.
  • Должен проводиться периодический аудит системы экологического менеджмента с целью выяснения, соответствует ли она критериям, установленным организацией, а также требованиям стандарта ISO 14001? внедрена ли и работает ли она надлежащим образом? Аудит может проводиться как самой компанией, так и внешней стороной. Результаты аудита докладываются руководству компании.
  • Руководство организации должно периодически рассматривать работу системы экологического менеджмента с точки зрения ее адекватности и эффективности. Обязательно должен рассматриваться вопрос о необходимых изменениях в экологической политике, целях и других элементах системы. При этом должны приниматься во внимание результаты аудита, изменившиеся обстоятельства и стремление к "постоянному улучшению". Вообще, в основе требований стандарта лежит открытый цикл "план - осуществление - проверка - пересмотр плана".

   Стандартом  подразумевается, что система экологического менеджмента интегрирована с  общей системой управления организацией. Стандарт не требует, чтобы лица, ответственные  за работу системы экологического менеджмента, не имели других обязанностей, или  чтобы документы, связанные с  экологическим менеджментом были выделены в специальную систему документооборота.

Необходимость  сертификации по стандарту ISO 14001:2004

     Стандарты ISO 14000 являются добровольными. Они не заменяют законодательных требований, а обеспечивают систему определения того, каким образом компания влияет на окружающую среду и как выполняются требования законодательства.

   Организация может использовать стандарты ISO 14000 для:

    o   внутренних нужд, например, как модель EMS или формат внутреннего аудита системы экологического менеджмента. Предполагается, что создание такой системы дает организации эффективный инструмент, с помощью которого она может управлять всей совокупностью своих воздействий на окружающую среду и приводить свою деятельность в соответствие с разнообразными требованиями.

  • внешних нужд - чтобы продемонстрировать клиентам и общественности соответствие системы экологического менеджмента современным требованиям. Наконец, организация может получить формальную сертификацию от третьей (независимой) стороны. Как можно предполагать по опыту стандартов ISO 9000, именно стремление получить формальную регистрацию, видимо, будет движущей силой внедрения систем экологического менеджмента, соответствующих стандарту.

   Несмотря  на добровольность стандартов, существует мнение, что через 10 лет от 90 до 100 процентов больших компаний, включая  транснациональные компании,  будут сертифицированы в соответствии с ISO 14001, то есть получат свидетельство "третьей стороны" о том, что те или иные аспекты их деятельности соответствуют этим стандартам. Предприятия могут захотеть получить сертификацию по ISO 14001 в первую очередь потому, что такая сертификация (или регистрация по терминологии ISO) будет являться одним из непременных условий маркетинга продукции на международных рынках (например, недавно ЕЭС объявило о своем намерении допускать на рынок стран Содружества только ISO-сертифицированные компании).

   Среди других причин, по которым предприятию может понадобиться сертификация или внедрение EMS, можно назвать такие, как:

  • улучшение образа фирмы в области выполнения природоохранных требований (в т.ч. природоохранительного законодательства);
  • экономия энергии и ресурсов, в том числе направляемых на природоохранные мероприятия, за счет более эффективного управления ими;
  • увеличение оценочной стоимости основных фондов предприятия;
  • желание завоевать рынки "зеленых" продуктов;
  • улучшение системы управления предприятием;
  • интерес в привлечении высококвалифицированной рабочей силы.

   Поскольку требования ISO 14001 во многом пересекаются с ISO 9001:2000, возможна облегченная сертификация предприятий, которые уже имеют ISO 9000.

ISO 22000 (Система менеджмента  безопасности пищевой  продукции)

В современном  мире предъявляются высокие требования к качеству пищевых продуктов. Но в отличие от требований к качеству, которые могут изменяться в зависимости  от требований конкретных потребителей, требования к безопасности пищевой  продукции, являются незыблемыми. Приступая  к производству, производитель берет  на себя ответственность перед потребителем за производимую продукцию. Пищевым  предприятиям, стремящимся удерживать свои позиции на рынке и быть конкурентоспособными, необходимо учитывать риски, связанные  с безопасностью пищевой продукции.

Опасности в пищевой продукции могут  возникнуть на любой стадии пищевой  цепочки, в связи с этим, адекватное управление по всей пищевой цепочке  является весьма важным. Безопасность пищевой продукции обеспечивается путем совместных усилий всех сторон, участвующих в пищевой цепочке
Во всем мире принята на уровне Государств и успешно внедряется  на предприятиях, предупредительная модель управления безопасностью пищевой продукции, основанная на 
принципах НАССР (Hazard Analysis and Critical Control Point).

В 2005 году международная организация по сертификации ISO утвердила стандарт ISO 22000 «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организации, участвующей в пищевой цепочке», который объединил требования стандарта ISO 9001 и принципы НАССР. Стандарт был подготовлен Техническим комитетом ISO/ТС 34 «Пищевая продукция» и основывается на соблюдении законодательных и нормативных требований к производству, тщательном анализе производственных процессов, с целью выявления возможных опасностей пищевой продукции, и установлению мер управления для предотвращения, устранения или снижения этих опасностей до приемлемого уровня.

Информация о работе Менеджмент качества