Упрощенная система налогооблажения и его роль в поддержке субъектов малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 17:01, дипломная работа

Описание

Работа содержит 2 главы, отсутствует 3-я глава (предложения по совершенствованию), а также нет введения, заключения и списка литературы.

Содержание

ГЛАВА 1. УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ПОДДЕРЖКЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1. Сущность, роль малого бизнеса в рыночной экономике и проблемы его развития
1.2. Основные понятия упрощенной системы налогообложения и общие положения ее применения
1.3. Достоинства упрощенной системы налогообложения перед традиционным режимом
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ООО «МИРАЖ» КАК СУБЪЕКТА МАЛОГО БИЗНЕСА
2.1. Организационная и финансово-экономическая характеристика ООО «Мираж»
2.2. Анализ и оценка системы налогообложения, применяемой в ООО «Мираж»

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа (2 главы).doc

— 298.00 Кб (Скачать документ)

     ГЛАВА 1. УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА  НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ  И ЕЕ РОЛЬ В ПОДДЕРЖКЕ  СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА 

     1.1. Сущность, роль малого  бизнеса в рыночной  экономике и проблемы  его развития 

     Малый бизнес – это предпринимательская  деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия.

     Роль  малого бизнеса в рыночной экономике велика. Без него рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

     Малый бизнес не противостоит крупным и средним компаниям, а тесно взаимодействует с ними, участвует в ускорении инновационного процесса и в структурной перестройке народного хозяйства. Развитие малого бизнеса способствует возрождению народных промыслов; «отсеву» нерентабельных и убыточных предприятий; рациональному использованию небольших местных источников сырья и отходов крупных производств; формированию конкурентной среды на рынках факторов производств.

     Малое предпринимательство – необходимый элемент рыночной экономики, позволяющий решать важные социально-экономические задачи. Это подтверждается опытом развитых стран, где малый бизнес занимает прочные позиции в развитии национальных хозяйств.

     Так, в США предприятия малого бизнеса, производящие около 40% валового продукта, обеспечивают занятость почти половины трудоспособного населения, осваивая вдвое больше нововведений, чем крупные фирмы. Они представляют собой основные генераторы инновационных процессов в промышленности, динамично реагируя на изменение структуры потребления. Малые фирмы активизируют структурную перестройку отраслей, преодолевая монополизм в экономике, влияют на структуру цен потребительского рынка и т.д.

     Аналогичная картина наблюдается также в  Германии, Канаде, Великобритании, где доля малого бизнеса в производстве составляет 60-70%.

     Показательным является также участие малого бизнеса в экспорте продукции ведущих стран. По оценке экспертов, доля малых и средних фирм в промышленном экспорте ряда развитых стран составляет: Германии и Нидерландов – примерно 40%, Италии – 20-25%, США и Японии – 15%. Если же учесть их участие в комплектации готовой продукции, вывозимой за рубеж крупными фирмами, то их доля в стоимости экспорта промышленных товаров приблизится к 60% в Италии, 50% - во Франции, 40% - в Японии. При этом сфера, где малый бизнес приобрел особое значение, - международная торговля технологиями. Например, 50% лицензий, проданных США, приходится на малые предприятия, инновационные фирмы. Помимо технологий важными статьями экспорта малого бизнеса является продукция машиностроительной, металлообрабатывающей, химической, электротехнической, текстильной и других отраслей промышленности.

     Роль  малого бизнеса в России нельзя оценивать  традиционным образом, как это делается в стационарной экономике, например, только по количественным показателям; такая оценка будет поверхностной. Малый бизнес характеризует малое предпринимательство как особый сектор общественного производства, удельный вес которого весьма незначителен.

     В развитии взаимоотношений малых  и крупных предприятий в России можно выделить два основных периода:

     - ранний период реформ (1990–1996 гг.), в котором преобладала специфическая российская модель их взаимодействия;

     - период становления рыночных отношений (1997–по н.в.), когда эта модель стала сближаться с классической западной моделью.

     Большую роль в формировании российской модели взаимодействия имели способы и экономические механизмы образования малых предприятий.

     В первый период значительная доля малых предприятий (более 30%) образовывалась в результате непосредственного дробления предприятий и означала, по сути, перетекание средств из государственного сектора в частный.

     Другая  часть предприятий образовывалась путем создания дочерних фирм. Они образовались при крупном предприятии; их учредителем или одним из учредителей выступало само предприятие. Такие фирмы обычно были ориентированы на решение конкретных задач, связанных с деятельностью «материнского» предприятия.

     Третья  группа малых предприятий образовывалась как автономные фирмы, которые впоследствии становились аффилированными структурами крупных предприятий. Многие малые предприятия, относящиеся к этой группе, были созданы в ходе процессов приватизации (полной или частичной) государственной собственности. Наиболее характерным способом организации таких предприятий стало создание трудового коллектива с последующим выкупом основных фондов. Таким путем прошли почти все предприятия розничной торговли, предприятия пищевой промышленности и другие предприятия, небольшие по количеству работающих и номенклатуре выпускаемой продукции.

     Другие  предприятия образовались в результате консолидации физических лиц (несколько будущих предпринимателей объединяли свои капиталы для совместной деятельности). Это была наиболее распространенная форма для мелкооптовых и розничных торговых, посреднических фирм, компаний, оказывающих услуги населению.

     Малые фирмы, взаимодействуя с крупными предприятиями, сыграли значительную роль в первоначальном накоплении капитала и в процессах приватизации. Используя дочерние малые фирмы как собственные карманные структуры, крупные предприятия осуществляли накопление капиталов с использованием экономических механизмов трансфертных цен (аккумуляция прибыли за счет разницы цен при покупке-продаже сырья и готовой продукции) и ухода от налогообложения (неучтенный оборот); скупали через малые предприятия приватизационные чеки и акции приватизируемого предприятия и т.д.

     Также российскому рыночному хозяйству присущи малые инновационные фирмы – это компании, выполняющие заказы крупных и средних предприятий; компании, работающие в сфере услуг, где эффект масштаба невелик или неочевиден. Поэтому крайне необходимо стимулировать, направлять развитие именно этого сектора малого бизнеса в общественных интересах.

     В итоге можно сделать следующие  выводы, определяющие роль малого бизнеса в рыночной экономике России.

     Крупное производство только лишь начинает возрождаться после длительного экономического кризиса в России, поскольку «востребованность» малого предпринимательства со стороны крупного бизнеса (с учетом уже упомянутого рационального соотношения между ними) пока не очень значительна. Это обусловлено недостаточно благоприятным, сложившимся вокруг него экономическим климатом, слабой государственной поддержкой и, конечно же, низким уровнем развития крупной промышленности.

     Рациональное  соотношение между крупным и малым предпринимательством различно для разных экономических условий и стран. Оно зависит от целого ряда факторов. К ним (кроме перечисленных выше) относятся культурно-исторические традиции и менталитет общества (в странах с населением, для которого «дух» предпринимательства воспроизводится семейными традициями, малый бизнес развит сильнее), природно-климатический фактор (в странах с более холодным климатом из-за большей капиталоемкости ведения бизнеса активность малого предпринимательства ниже) и т.д.

     Российская  модель взаимодействия малого и крупного бизнеса обладает значительной спецификой, обусловленной ходом развития экономических реформ и состоящей в том, что в складывающемся экономическом симбиозе предприятий значительная доля нагрузки на первоначальном этапе ложилась на малые предприятия, которые зачастую обеспечивали «выживание» крупных фирм.

     Малый бизнес в России поставлен в трудные  условия существования, сопряженные  с множеством проблем, которые заставляют малые фирмы уходить в тень, действовать за рамками законодательства, либо ведут к разорению и банкротству.

     К главным проблемам российского  малого бизнеса относятся, во-первых, трудности нормативно-правового  характера, т.е. непродуманность государственной  политики в отношении малых предприятий, неэффективность налогового законодательства, слабая система государственной поддержки малых фирм, воздвигнутые административные барьеры и т.д., во-вторых, проблема финансово-кредитного обеспечения.

     Несмотря  на то, что в настоящее время мало кто отрицает значение развития малого бизнеса для развития российской экономики, а критика государственной власти в отношении слабой эффективности экономической политики не прекращается, само государство все еще не уделяет в достаточной степени внимания этой проблеме. Следует признать, что система государственной поддержки малых предприятий в российской экономике продумана явно недостаточно, и ее эффективность оставляет желать лучшего. Большинство владельцев малых предприятий оценивают государственную поддержку мелкому производству на современном этапе как декларативную, не обеспеченную реальными обязательствами. Если на местном и региональном уровне еще можно дать позитивную оценку действий государства, то на федеральном уровне государственная поддержка чаще всего оказывается малоэффективной.

       В целом к недостаткам нормативно-правовой  базы в отношении малого бизнеса в России можно отнести:

     - отставание законодательства от практики;

     - нестыковка различных законодательных и нормативных актов;

     - наличие сфер, не охваченных принятым законодательством;

     - низкий уровень информирования о принимаемых законах.

     Другая  серьезная проблема законодательной  сферы – неэффективность российской системы налогообложения, ведущая  к чрезмерно завышенным налогам  в отношении малого бизнеса.

     Еще одна проблема российских малых предприятий, возникающая со стороны государства – неоправданные административные барьеры. Они создаются государственными ведомствами в сфере регулирования предпринимательской деятельности, лицензирования и сертификации.

     Малому  бизнесу сейчас необходима защита от административного произвола. Большое число проверок и проверяющих инстанций отнимают массу сил и времени у предпринимателей, снижая эффективность функционирования.

     К числу не менее значимых проблем  следует отнести финансово-кредитное обеспечение малого бизнеса. В условиях российской экономики мелким фирмам постоянно приходится сталкиваться с проблемой недостатка кредитно-финансовых ресурсов, что обусловлено не только слабой политикой государства в этом направлении. Помимо бюджетных средств, небольшим предприятиям для существования нужна помощь со стороны коммерческих кредитных организаций, в первую очередь коммерческих банков.

     Еще одна чисто российская проблема сферы  кредитования малого бизнеса – отсутствие достоверной информации о финансовых показателях работы предприятия. Пробелы  нормативно-правового регулирования налогового законодательства провоцируют массовый уход субъектов малого предпринимательства в сектор теневой экономики.

     По  мнению многих предпринимателей, комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях: нормативно-правовое; финансово-кредитное; информационно-техническое; организационное; кадровое и консультационное обеспечение; внешнеэкономическая деятельность.

     Снижение  налогового бремени, упрощение процедур налогообложения и представления отчетности, создание благоприятных условий для легализации (введения в правовое поле) субъектов малого бизнеса являются необходимыми условиями для развития малого бизнеса в России и представляют эффективные меры по государственной поддержке этого сектора рыночной экономики.

     Немаловажными здесь являются и вопросы функционирования специальных налоговых режимов  для малого бизнеса, в том числе упрощенной системы налогообложения. 

 

      1.2.  Основные понятия упрощенной системы налогообложения и общие положения ее применения 

     Упрощённая система налогообложения (УСН) - это специальный налоговый режим, направленный на снижение налоговой нагрузки на субъектов малого бизнеса и среднего бизнеса, а также облегчения и упрощения ведения налогового учёта и бухгалтерского учёта.

     Специальный налоговый режим, предназначенный  для малого бизнеса, первоначально регулировался Федеральным законом от 29.12.1995 г. № 122-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». На упрощенную систему налогообложения учета и отчетности добровольно (т.е. по выбору) имели право перейти индивидуальные предприниматели и организации с предельной численностью работников (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности.

Информация о работе Упрощенная система налогооблажения и его роль в поддержке субъектов малого бизнеса