Упрощенная система налогооблажения и его роль в поддержке субъектов малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 17:01, дипломная работа

Описание

Работа содержит 2 главы, отсутствует 3-я глава (предложения по совершенствованию), а также нет введения, заключения и списка литературы.

Содержание

ГЛАВА 1. УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ПОДДЕРЖКЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1. Сущность, роль малого бизнеса в рыночной экономике и проблемы его развития
1.2. Основные понятия упрощенной системы налогообложения и общие положения ее применения
1.3. Достоинства упрощенной системы налогообложения перед традиционным режимом
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ООО «МИРАЖ» КАК СУБЪЕКТА МАЛОГО БИЗНЕСА
2.1. Организационная и финансово-экономическая характеристика ООО «Мираж»
2.2. Анализ и оценка системы налогообложения, применяемой в ООО «Мираж»

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа (2 главы).doc

— 298.00 Кб (Скачать документ)

     На  основании федерального закона субъектами Российской Федерации разрабатывались собственные законы, которыми определялись: объект налогообложения (валовая выручка или совокупный доход), конкретные ставки в установленных пределах, пропорции распределения сумм налога между региональным и местными бюджетами. В целом семилетний (1996-2003 гг.) опыт работы упрощенной системы выявил ее привлекательность для малого бизнеса, фискальную значимость для бюджета. Однако нечеткость законодательства порождала перманентные налоговые споры по отдельным вопросам исчисления и уплаты налога, поэтому принятие нового закона явилось не только требованием НК РФ, но и велением времени и практики.

     С 1 января 2003 года вступила в силу гл. 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения», введение в действие которой определено Федеральным законом РФ от 24.07.2002 г. № 104-ФЗ. Правилами применения упрощенной системы налогообложения с 1 января 2003 г. не предусмотрено принятие каких-либо законодательных актов на уровне субъектов РФ по данному вопросу; порядок применения УСН регулируется на федеральном уровне.

     В 2005 году было продолжено законодательное совершенствование УСН, для чего был принят Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 101-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй НК РФ и некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ». Закон начал действовать с 2006 года.

     Применение  УСН предусматривает замену уплаты отдельных налогов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. В таблице 1 представлены дополнительно к единому налогу обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН. 

     Таблица 1

     Обязанности по уплате налогов и сборов в режиме УСН

Налоги  и сборы, по которым предоставляются  освобождения от уплаты Налоги и  сборы, по которым сохраняются обязанности по уплате
НДС (кроме НДС, подлежащего уплате при  ввозе

товаров на таможенную территорию страны)

Налог на прибыль

Налог на имущество  организаций

Индивидуальные  предприниматели не уплачивают также  налог на доходы физических лиц

Страховые взносы во внебюджетные фонды

Обязанности налоговых  агентов

Иные налоги в соответствии с общим режимом  налогообложения

 

     Как и в прежнем законодательстве, в гл. 26.2 НК РФ установлено, что переход к УСН или возврат плательщиков к общему режиму осуществляется в добровольном порядке.

     Возможность применения УСН уже не увязана  с наличием у организации статуса субъекта малого предпринимательства, как это было до 2003 года, что расширяет круг ее потенциальных плательщиков. При этом в законодательстве установлены ограничения по праву применения УСН. Итак, организация имела право перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН, ее доход не превысил 15 млн руб. Величина предельного размера дохода подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый и официально публикуемый Правительством РФ ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ за предыдущий календарный год.

     В гл. 26.2 НК РФ указан перечень организаций, не имеющих право применять УСН (например, банки, ломбарды, профессиональные участники рынка ценных бумаг). Не вправе применять УСН организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов; организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек; организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. руб.

     Условия, а также порядок перехода и  прекращения применения УСН представлены на рисунке 1. Налогоплательщик, перешедший с УСН на общий режим налогообложения, вправе вновь перейти на УСН не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.

     Объектом  налогообложения  при УСН признаются: доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов, при этом выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. В УСН применяется кассовый метод признания доходов и расходов (по дате поступления средств на счета в банках и/или в кассу). Объект налогообложения не может изменяться налогоплательщиком в течение всего срока применения УСН. 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 1. Порядок перехода и прекращения применения УСН 

     Существенная  особенность УСН состоит в том, что порядок ее применения увязан с правилами исчисления налога на прибыль организаций, определенными гл. 25 НК РФ. Иными словами, при выборе любого объекта налогообложения плательщик формирует его на основании порядка, определенного в указанной главе НК РФ. При этом плательщик УСН обязан вести бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов, налоговый учет, иметь первичные документы и аналитические регистры налогового учета. Кроме того, налогоплательщики УСН не освобождаются от обязанностей ведения кассовых операций в соответствии с действующим порядком, они обязаны вести учет средней численности работников по установленным правилам.

     Ставки  налога составляют: в случае если объектом налогообложения являются доходы - 6%; в случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, - 15%. По действовавшему до 1 января 2003 года порядку ставки составляли соответственно 10 и 30%, т. е. произошло относительное снижение налогового бремени.

     Применение  УСН вызывает наибольшие сложности при выборе в качестве объекта налогообложения доходов, уменьшенных на величину расходов. Во-первых, установлены 36 позиций расходов (в их числе материальные расходы, оплата труда, суммы уплаченных налогов и т. д.), которые должны быть документально подтверждены, экономически оправданы и осуществлены только в рамках деятельности, направленной на получение дохода.

     Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов (НМА) принимаются в следующем порядке:

     1) в отношении приобретенных (сооруженных,  изготовленных) основных средств в период применения УСН - с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию;

     2) в отношении приобретенных (созданных самим налогоплательщиком) НМА в период применения УСН - с момента принятия этого объекта нематериальных активов на бухгалтерский учет.

     В состав основных средств и НМА включается имущество, которое признается амортизируемым в соответствии с гл. 25 НК РФ.

     В отношении основных средств и  НМА, приобретенных до перехода к  УСН, действует отдельный порядок, представленный в таблице 2. При этом стоимость основных средств и НМА принимается равной остаточной стоимости этого имущества на момент перехода на УСН. 
 
 
 
 

     Таблица 2

     Порядок принятия к налоговому учету расходов по основным средствам и НМА, приобретенным  плательщиком до перехода на УСН

Срок  полезного использования основных средств Порядок включения  в расходы
1. До 3 лет включительно В течение 1 года применения УСН
2. От 3 до 15 лет включительно В течение первого года применения УСН - 50% стоимости;

второго года - 30% стоимости;

третьего года - 20% стоимости.

3. Свыше 15 лет В течение 10 лет применения УСН - равными долями от стоимости основных средств
 

     Во-вторых, плательщики, применяющие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивают минимальный налог. Сумма минимального налога исчисляется в размере 1% доходов и уплачивается в том случае, если сумма налога, исчисленная по выбранному объекту налогообложения, оказалась ниже, чем сумма минимального налога. Разница между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленного в общем порядке, включается в расходы в следующие налоговые периоды либо увеличивает сумму убытка, которая может быть перенесена на будущее в установленном порядке. Таким образом, режим минимального налога позволяет в условиях значительной либерализации налогообложения по УСН обеспечить «интересы» бюджета.

     Налогоплательщик, использующий в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить исчисленную по итогам налогового периода налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов. Указанный убыток не может уменьшать налоговую базу более чем на 30%. При этом оставшаяся часть убытка может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 налоговых периодов.

     Налоговым периодом по УСН является календарный год, а отчетным периодом - первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. Налогоплательщики по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и выбранного объекта налогообложения, рассчитанного нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу. Квартальные авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Суммы налога зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

     Индивидуальные  предприниматели, осуществляющие один из 58 указанных в гл. 26.2 видов предпринимательской  деятельности, вправе перейти на УСН  на основе патента. Это относится, например, к таким видам деятельности, как: изготовление изделий народных художественных промыслов; пошив и ремонт одежды, других швейных изделий; ремонт бытовой техники, радиотелевизионной аппаратуры, компьютеров и пр. При этом возможность применения патента относится к тем индивидуальным предпринимателям, которые не привлекают к своей предпринимательской деятельности наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера.

     Патент  выдается по выбору налогоплательщика  на один из следующих периодов, начинающихся с первого числа квартала: квартал, полугодие, девять месяцев, год. Формы патента и заявления на его получение утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Годовая стоимость патента определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля установленного по каждому виду предпринимательской деятельности потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода. Размер такого дохода устанавливается законами субъектов РФ по каждому из установленных видов предпринимательской деятельности. Индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН на основе патента, производят оплату одной трети стоимости патента в срок не позднее 25 календарных дней после начала осуществления предпринимательской деятельности на основе патента. Оплата оставшейся части стоимости патента производится налогоплательщиком не позднее 25 календарных дней со дня окончания периода, на который был получен патент.

     Для бюджетной системы РФ в целом значение УСН невелико. Однако для органов местного самоуправления этот налог постепенно становится важным доходным источником, учитывая, что с 2006 года почти вся его сумма зачисляется в местные бюджеты. 

     1.3. Достоинства упрощенной  системы налогообложения перед традиционным режимом 

     Весь  российский опыт применения УСН говорит  о высокой эффективности этой системы как механизма по активизации  бизнес-процессов, дающих возможность  малому и среднему бизнесу решать задачи, связанные с его развитием, а именно:

     - сглаживать социальную напряженность в обществе, в том числе за счет создания рабочих мест для наемных работников и обеспечения площадки для реализации своих идей собственникам, руководителям бизнеса;

Информация о работе Упрощенная система налогооблажения и его роль в поддержке субъектов малого бизнеса