Сущность и виды налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 17:34, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы поставлено исследование налоговых проверок путем их всестороннего разбора.
В соответствии с целью основными задачами данной курсовой работы являются:
- раскрытие понятия налоговых проверок;
- рассмотрение порядка проведения камеральной и выездной налоговых проверок с точки зрения анализа показателей их результативности.
- рассмотрение мероприятий, проводимые налоговыми органами по окончанию налоговой проверки

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1.Налоговый контроль как функция администрирования
1.1 Сущность налогового контроля.............................................................5
1.2 Виды налогового контроля и налоговых проверок..............................7
1.3 Методы налогового контроля..............................................................11
2. Анализ результативности налоговых проверок
2.1 Анализ показателей, характеризующих результаты КНП......................................................................15
2.2 Анализ показателей, характеризующих результаты ВНП......................................................................19
2.3 Особенности проведения налоговых проверок в ФРГ и Франции.......................................................................................................24
3. Резервы повышенияэффективности налоговых проверок
3.1 Совершенствование КНП.....................................................................34
3.2 Совершенствование ВНП.....................................................................37
3.3 Применение автоматизированных систем в налоговом контроле.......................................................................................................39
Заключение.............................................................................................................44
Список используемой литературы.......................................................................46

Работа состоит из  1 файл

Виды налогового контроля.docx

— 92.81 Кб (Скачать документ)

На сегодняшний день ситуация коренным образом изменилась и наряду с  выполнением главной задачи перед  налоговыми органами стоит ряд качественно  новых задач, связанных с упрощением процедур налогового администрирования, созданием максимально комфортных условий для исполнения плательщиками  своих налоговых обязательств, реализация которых возможна в том числе  посредством развития информационных технологий.

Сегодня, налоговыми органами плательщикам предложены две услуги, позволяющие  сократить определенные издержки при  исполнении налоговых обязательств, а именно электронное декларирование и уплата налогов через платежные  терминалы и банкоматы.

Что же представляет собой электронное  налоговое декларирование? Это система, позволяющая плательщикам облегчить  процесс составления налоговых  деклараций и полностью автоматизировать процесс представления их в электронном  виде в налоговые органы, исключая необходимость посещения для  этого инспекций [9, с. 45-46].

Ни для кого не секрет, что система  приема налоговых деклараций на бумажном носителе требует значительных затрат рабочего времени и людских ресурсов. Например, плательщик - юридическое  лицо ежемесячно представляет в налоговую  инспекцию определенное количество налоговых деклараций, затрачивая немало времени на их доставку, передачу, а  также прием налоговой декларации в инспекции. В свою очередь на проведение камеральной проверки и  внесение показателей налоговых  деклараций в информационную систему  работник налогового органа тратит около 25-30 минут рабочего времени. А при  наличии ошибок и неточностей  указанный процесс повторяется. В аналогичной ситуации оказываются  и другие категории плательщиков.

Тогда-то и становятся абсолютно  очевидными преимущества использования  системы электронного декларирования, которые в первую очередь состоят  в оперативности налогового администрирования, т.е. сокращении тех самых издержек, затрачиваемых на представление  и прием налоговых деклараций на бумажных носителях. Немаловажными  достоинствами данной системы являются возможность оперативного контроля правильности заполнения налоговой  декларации и, конечно, хранение в электронном  виде больших объемов деклараций за различные периоды времени, а  также быстрая организация удобного доступа к ним.

Мировая практика свидетельствует, что  в результате перехода к системе  представления налоговых деклараций с использованием интернет-технологий значительно уменьшились затраты  времени плательщиков на подготовку налоговой отчетности и представление  ее в налоговые органы, стало возможным  оперативное обновление форматов представления  отчетности в случае изменения форм бухгалтерской отчетности и налоговых  деклараций и оперативное получение  информации о выполнении обязательств перед бюджетом.

Возможность представлять налоговую  отчетность в электронной форме  по телекоммуникационным каналам связи  налогоплательщики получили в 2002 г. Переход на безбумажную технологию сдачи отчетности происходил постепенно. При ее внедрении в Москве сначала  только в Инспекции МНС России N 21 по Юго-Восточному административному  округу налогоплательщики были освобождены  от обязательного представления  налоговых деклараций на бумажном носителе, если они направили бухгалтерскую  и налоговую отчетность в электронном  виде. Впоследствии перечень таких  инспекций постоянно расширялся.

Несмотря на предусмотренную Налоговым  кодексом свободу выбора между электронной  и бумажной формой декларирования, все чаще налогоплательщики предпочитают предоставлять декларации в электронном  виде и все чаще можно услышать, что налоговые службы рекомендуют  осуществлять подачу документов в электронном  виде. Основным преимуществом, на их взгляд, является экономия временных затрат как налоговых органов, так и  плательщика за счет оперативной  связи с инспектором, возможности  быстро получать нужные справки (например, справка об уплате подоходного налога). Собственно, по этим причинам Министерство по налогам и сборам пропагандирует переход на электронное декларирование, конечно, если для этого перехода существуют необходимые возможности  у данного предприятия.

По сравнению с бумажными  носителями представление налоговых  деклараций в электронном виде имеет  для организаций ряд преимуществ:

 

экономия времени. Нет необходимости  стоять в очередях в налоговую  инспекцию для сдачи отчетности. Информация направляется туда прямо  из офиса организации в любое  время суток;

отсутствие дублирования документов. При представлении налоговых  деклараций в электронном виде организации  нет необходимости сдавать их и на бумажных носителях;

избежание ошибок в отчетности. Налоговая  отчетность готовится в формате  с контролем заполнения полей  форм отчетности, при этом также  проверяется актуальность версии;

получение подтверждения о доставке направленной отчетности в налоговый  орган;

конфиденциальность информации. Содержащиеся в направленной налоговой отчетности данные защищены от несанкционированного просмотра и корректировки с  помощью специальных средств  защиты;

возможность получения информационной выписки о выполнении обязательств перед бюджетом разных уровней (распечатки по налогам);

автоматическое оперативное обновление версий форматов представления отчетности в электронном виде в случае изменения  форм налоговых деклараций;

возможность получения общедоступной  информации от налоговых органов, например о действующих налогах и сборах, изменении налогового законодательства и др.;

оперативность обработки информации, избежание технических ошибок и  др.

Условиями для подачи отчетности через  Интернет являются: подключение к  сети, наличие у фирмы-плательщика  необходимой программы, посредством  которой происходит отправка данных в налоговую инспекцию.

Помимо положительных моментов стоит отметить и негативные стороны  использования электронного декларирования:

 

Работа налоговых органов находится  в прямой зависимости от работоспособности  технического обеспечения базы, а  так же от качества услуг интернет-провайдеров. К сожалению, различного рода неполадки  имеют место быть.

На сегодняшний день программы, осуществляющие передачу налоговой  информации от плательщика в налоговую  инспекцию, не безупречны. И во время  проверок иногда обнаруживаются несовпадения принятых данных с отправленными. Учитывая данный факт, многие предприятия налоговые  документы сразу в двух видах: бумажном и электронном.

Не сложно предположить, что постепенно разрешая существующие проблемы, переход  к электронному декларированию будет  продолжаться.

ФНС России приказом от 20.08.2007 № ММ-3-13/495@ утвердила формат файла электронной  отчетности (на основе XML) (Версия 4) Часть LXXXIII. Состав и структура обязательных показателей единой (упрощенной) налоговой  декларации (Версия 01).Форма заполнения электронной налоговой декларации каждый год обновляется. В комплексных  программах Бухсофт Предприятие, Бухсофт  Упрощенная система и Бухсофт  Предприниматель, а также в программах Зарплата и Бланки можно сформировать файл электронной отчетности единой (упрощенной) декларации в данном формате.

Еще одним важным шагом в развитии электронного взаимодействия налоговых  органов с плательщиками в  России является возможность уплаты налогов и сборов физическими  лицами через банкоматы и платежные  терминалы сбербанка России. Через  них можно оплатить около 30 видов  платежей, контролируемых налоговыми органами, в том числе подоходный налог, земельный налог, налог на недвижимость, НДС, уплачиваемый в фиксированной  сумме, налог с продаж товаров  в розничной торговле, налог при  упрощенной системе налогообложения, единый налог с индивидуальных предпринимателей и физических лиц и др.

Алгоритм уплаты прост: плательщик вводит свой учетный номер плательщика, на дисплее платежного терминала  или банкомата появляются данные о плательщике для сверки, затем  плательщику предоставляется возможность  самостоятельно выбрать способ оплаты налогов и сборов:

по выставленной сумме;

 

по введенным данным;

 

по данным, размещенным в электронных  справочниках;

 

или плательщик может ввести индекс документа, который указан в платежном  извещении к уведомлению и  оплатить налог.

 

Теперь оплатить налоги так же легко  и удобно, как оплатить услуги оператора  телефонной связи или кредит, осуществить  коммунальные платежи.

Система таких платежей будет развиваться  и далее. В предстоящих планах - реализация возможности оплаты налогов  и сборов с помощью услуг SMS банкинг, интернет-банкинг и т.д.

Сегодня работа налоговых органов  основывается на необходимости создания комфортных условий путем оказания качественных услуг плательщикам для  исполнения ими обязанности по уплате налогов. Время, потраченное на походы в инспекцию, плательщик может использовать на развитие своего бизнеса и тем  самым получить дополнительную прибыль. Рациональная организация работы налоговых  органов с плательщиками позволит обеспечить дополнительные поступления  налогов в бюджет.[1, 5, 9, 11]

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

    Итак, рассмотрев все  поставленные перед курсовым  исследованием вопросы, подведём итоги выполненной работы и сделаем заключительные выводы.

 

       1. налоговый  контроль представляют собой важнейшую форму осуществления надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах и включают в себя множество приемов и способов, обеспечивающих выполнение положений и норм, закрепленных соответствующими нормативными актами, указами, распоряжениями и т.п.

 

           2. налоговые  проверки являются основной формой  осуществления налогового контроля, потому что именно они среди  форм налогового контроля, перечисленных  в статье 82 Налогового Кодекса  РФ, названы первыми. Их целью  является контроль за соблюдением  налогоплательщиком, плательщиком  сбора, налоговым агентом законодательства  о налогах и сборах.

 

           3. проведение  камеральной налоговой проверки  содержит не только множество  этапов, но и над камеральной  проверкой отчетов работают три  отдела, что является надежным  способом проверки документации, поступающей от налогоплательщиков; при проведении выездной налоговой  проверке к участию к ней  могут привлекаться специалисты  и эксперты. Также законодательством  предусмотрены некоторые ограничения  на проведение выездных налоговых  проверок. В отличие от камеральных  налоговых проверок на проведение  выездной налоговой проверки  требуется специальное разрешение  руководителя налогового органа  или его заместителя.

При проведении налогового контроля, прежде всего в ходе налоговых  проверок, должностные лица налоговых  органов наделены полномочиями осуществлять мероприятия налогового контроля - различного рода процессуальные действия, к которым НК относит: получение  объяснений от налогоплательщика, инвентаризацию имущества, осмотр (обследование) документов, предметов, помещений и территорий, истребование документов при проведении налоговой проверки, истребование документов (информации) о налогоплательщике (налоговом  агенте) или информации о конкретных налогах.

 

 

    Любая проверка, а в  особенности налоговая, вносит  определенную дезорганизацию в  работу предприятия, так как  для обеспечения деятельности  проверяющих необходимо отвлекать  от основной работы сотрудников  бухгалтерии и юридической службы, да и сам факт нахождения  проверяющего на предприятии создает определенную нервозность, что не лучшим образом отражается на работоспособности.

    Все действия (бездействие)  должностных лиц налоговых органов,  проводящих проверку, могут быть  обжалованы в суде, так же, как  и решение о привлечении налогоплательщика  к ответственности и иные акты  налогового органа. Причем под  актом налогового органа в  данном случае понимается документ  любого наименования (требование, решение,  постановление, письмо и др.), подписанный  руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся  конкретного налогоплательщика  (п. 48 Постановления президиума ВАС  РФ № 5).

     При проведении налоговой  проверки налогоплательщику необходимо  внимательно изучать документы,  предъявленные налоговыми инспекторами: решение о проведении проверки, требования и т.д. Несоблюдение  формы документа, его изъяны  могут оказаться существенной  аргументацией в суде со стороны  налогоплательщика при возникновении  налогового спора. По возможности  необходимо налогоплательщику делать  и оставлять при себе копии  этих документов.

    Знание налогоплательщиком  прав и обязанностей как своих,  так и проверяющей стороны  позволит активно участвовать  в проведении проверки, в ходе  определения ее результатов, вынесения  решения по проведенной налоговой  проверке и привлечении или  непривлечении к ответственности  при выявлении каких-либо нарушений  законодательства.

Я считаю, что для того чтобы  повысить результативность проведения налоговых проверок необходимо боле методичный и тщательный контроль за соблюдение налогового законодательства.

Информация о работе Сущность и виды налогового контроля