Сущность и виды налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 17:34, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы поставлено исследование налоговых проверок путем их всестороннего разбора.
В соответствии с целью основными задачами данной курсовой работы являются:
- раскрытие понятия налоговых проверок;
- рассмотрение порядка проведения камеральной и выездной налоговых проверок с точки зрения анализа показателей их результативности.
- рассмотрение мероприятий, проводимые налоговыми органами по окончанию налоговой проверки

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1.Налоговый контроль как функция администрирования
1.1 Сущность налогового контроля.............................................................5
1.2 Виды налогового контроля и налоговых проверок..............................7
1.3 Методы налогового контроля..............................................................11
2. Анализ результативности налоговых проверок
2.1 Анализ показателей, характеризующих результаты КНП......................................................................15
2.2 Анализ показателей, характеризующих результаты ВНП......................................................................19
2.3 Особенности проведения налоговых проверок в ФРГ и Франции.......................................................................................................24
3. Резервы повышенияэффективности налоговых проверок
3.1 Совершенствование КНП.....................................................................34
3.2 Совершенствование ВНП.....................................................................37
3.3 Применение автоматизированных систем в налоговом контроле.......................................................................................................39
Заключение.............................................................................................................44
Список используемой литературы.......................................................................46

Работа состоит из  1 файл

Виды налогового контроля.docx

— 92.81 Кб (Скачать документ)

 

В ходе камеральной проверки налоговому органу может также потребоваться  информация о деятельности налогоплательщика, связанная с иными лицами (например, с его контрагентами). Налоговый  орган в соответствии со статьей 87 НК РФ вправе истребовать у таких  лиц документы, относящиеся к  деятельности проверяемого налогоплательщика, то есть провести встречную проверку. Истребованы могут быть, к примеру, договоры на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), счета-фактуры, платежно-расчетные документы, выписки банков по счетам и другие документы, которые имеют непосредственное отношение к деятельности проверяемого налогоплательщика.

Отказ организации представить  имеющиеся у нее документы  со сведениями о проверяемом налогоплательщике  и иное уклонение от представления  таких документов признается налоговым  правонарушением. Оно влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ, - штраф в размере 5000 руб. Такие  же санкции налагаются и за представление  документов с заведомо недостоверными сведениями.

Налоговый орган может отправить  в банк мотивированный запрос о представлении  справки по операциям и счетам проверяемого налогоплательщика. Банк обязан выдать такую справку в  течение пяти дней после получения  запроса. Об этом гласит статья 86 НК РФ. В противном случае банку грозит ответственность по статье 1351 НК РФ.

Помимо Налогового кодекса ответственность  за непредставление в установленный  срок документов или иных сведений, необходимых для осуществления  налогового контроля, установлена в  статье 15.6 КоАП РФ. Она предусматривает  штраф от 1 до 3 МРОТ с граждан (то есть от 100 до 300 руб.) и от 3 до 5 МРОТ - с должностных лиц организации (от 300 до 500 руб.). Такие же санкции  налагаются за отказ от представления  перечисленных выше документов и  сведений и их представление в  неполном объеме или в искаженном виде.

 

2.2 Анализ показателей, характеризующих результаты ВНП

 

 Назначению выездной проверки  конкретного налогоплательщика  должен предшествовать детальный  анализ информации о нём, который  завершается подписанием руководителем  налогового органа или его  заместителем решения о проведении  выездной проверки и программы  проведения проверки.

 Предпроверочный анализ информации  позволяет экономить силы время  при непосредственном проведении  проверки, а также обеспечивает  эффективность и результативность  её проведения.

 На этом этапе происходит  выявление тех сфер финансово-хозяйственной  деятельности налогоплательщика,  в которых обнаружение нарушений  наиболее вероятно, а также выработка  стратегии предстоящей проверки.

 Анализу подвергается вся  имеющаяся в налоговом органе  информация.

 

 База данных Единого государственного  реестра налогоплательщиков и  досье организации налогоплательщика  дают общее представление об  организации, подлежащей проверки  – её учредителях, дочерних  и зависимых обществах, наличии  филиалов, представительств и других  обособленных подразделений, имеющихся счетах в банках и других кредитных учреждений и т.п. В то же время результаты камеральной проверки данной организации, а также материалы предшествующих выездных проверок, позволяют те сферы деятельности, где можно обнаружить нарушения и на которые при проведении проверки следует обратить особое внимание. В свою очередь, данные оперативно-бухгалтерского учёта показывают полноту и своевременность уплаты налогов организации (подлежащей проверки).

 Вся эта информация, полученная  непосредственно налоговым органом,  на учёте в котором состоит  организация, дополняется информацией,  полученной от других налоговых  органов и других источников  информации. При подготовке к  проверке и её проведении могут  быть полезными:

 

-  сведения о движении денежных  средств на счетах налогоплательщика  в банках;

 

-  информация о владении недвижимым  имуществом и совершении сделок  с ним, предоставляемая бюро  технической инвентаризации и  органами, осуществляющими регистрацию  прав на недвижимое имущество;

 

-  информация о владении и  передаче в аренду земельных  участков, предоставляемая земельными  комитетами;

 

-  информация о наличии автотранспортных  средств, предоставляемая органами  ГИБДД;

 

-  информация Федеральной комиссии  по рынку ценных бумаг;

 

-  информация о внешнеэкономической  деятельности, предоставляемая таможенными  органами;

 

-  информация о выдаче лицензий, предоставляемая лицензирующими  органами;

 

-  информация о перевозках  грузов различными видами транспорта  и т.п.

 

 В ходе анализа информации  решается ряд вопросов:

 

-  оценивается предполагаемый  объём предстоящей работы и  определяются количественный и  персональный состав проверяющей  группы с учётом масштабов  и специфики финансово-хозяйственной  деятельности налогоплательщика;

 

-  определяется необходимость  привлечения к проведению проверки  сотрудников органов налоговой  полиции для обеспечения проверочных  мероприятий и целесообразность  участия в проверке представителей  других контролирующих и правоохранительных органов. Производится согласование такого участия с соответствующими органами;

 

-  определяются основные вопросы,  подлежащие выяснению в ходе  проверки, и производится распределение  обязанностей между членами проверяющей  группы;

 

-  определяются период, за который  будет проверяться финансово-хозяйственная  деятельность налогоплательщика,  и вид проверки (комплексная или  по отдельным видам налогов  и сборов);

 

-  намечаются методы проведения  проверки, определяется необходимость  проведения встречных проверок, целесообразность проведения инвентаризации  имущества налогоплательщика и  т.п. 

 В процессе предпроверочной подготовки невозможно предвидеть всё, поэтому действия проверяющих впоследствии могут быть скорректированы с учётом сложившихся обстоятельств. Однако чёткая предварительная программа является необходимым условием для успешного проведения проверки в сроки, установленные законодательством (особенно при проверке крупных налогоплательщиков).

 Предпроверочная работа завершается  подготовкой проектов решения  о проведении выездной проверки  и программы её проведения.

 Программа проведения проверки  это перечень вопросов, которые  должны быть затронуты в процессе  проверки.

 В неё, как правило, включаются  следующие вопросы:

 

-  правильность и полнота  отражения в бухгалтерском учёте  и отчётности: выручки от реализации  товаров (работ и услуг), доходов  и расходов от внереализационных  операций, прибыли (убытка) от реализации  основных средств и прочих  активов;

 

-  достоверность данных учёта  о фактических издержках обращения,  полноты и правильности отражения  в бухгалтерском учёте фактических  затрат на производство и реализацию  продукции (работ, услуг);

 

-  правильность отражения операций  с ценными бумагами, определения  валовой прибыли, определения  налогооблагаемой прибыли, исчисления, полноты и своевременности уплаты  в бюджет налога на добавленную  стоимость;

 

-  правильность исчисления налога  на имущество, региональных и  местных налогов и сборов, правомерность  использования льгот по всем  проверяемым видам налогов;

 

-  правильность отчисления, полноты  и своевременности уплаты платежей  во внебюджетные фонды;

 

-  проведение расчётов с использованием  наличных денежных средств;

 

-  наличие лицензий на осуществление  определённых видов деятельности;

 

-  правильность исчисления, своевременности  и полноты перечисления в бюджеты  различных уровней доходов от  приватизации, дивидендов по акциям, принадлежащим государству, арендной  платы от сдачи в аренду  государственной и муниципальной  собственности;

 

-  состояние платёжной дисциплины;

 

-  правильность определения  цен в случаях, установленных  НК РФ.

 Также и специфика проверяемой  организации влияет на включение  в программу других вопросов. Например, проверка внешнеэкономических  операций, соблюдения порядка использования  контрольно-кассовых машин и т.д.  Программы проверок по отдельным  видам налогов включают в себя  и вопросы по исчислению этих  налогов.

 В конечном итоге программа  выездной проверки утверждается  руководителем налогового органа  либо его заместителем.

 

Таблица 2.2. Итоги контрольной работы по ВНП юридических лиц

показатели

2009

2010

2011

2012

Динамика изменений %, %пп

2012/2009

2012/2011

1

Количество ВНП юр.лиц

360

380

80

75

20,8

93,8

2

Количество ВНП выявивших  нарушения

180

220

80

75

41,7

93,8

3

Уд. Вес проверок выявивших  нарушение в общем количестве ВНП

50

57,9

100

100

50

0

4

Метод проведения ВНП

тематический

Комплексный

-

-

5

Количество нал.инспекторов  проводивших ВНП

15

17

17

18

120

106

6

Количество ВНП на 1 инспектора

24

22,4

4,7

4,2

17,5

89,4

7

Доначислено по результатам  ВНП

88500

93850

105000

130000

146,9

123,8

8

Доначислено на 1 ВНП

245,8

247

1312,5

1733,3

705,2

132,1

9

Взыскано из донач. Платежей

72000

79800

88000

127500

177

145

10

Взыскано из донач. Платежей на 1 ВНП

200

210

1100

1700

850

155

11

Взыскаемость

81,4

85

84

98

17

14

12

Всего нач. нал. Платежей в  бюджет

4703000

4906900

4907300

5007961

106,5

102,1

13

Уд.вес донач.по результатам  ВНП в общей сумме нач.нал.платежей в бюджет

1,9

1,9

2,1

2,6

0,7

0,5


 

 

Выводы:

1.Удельный вес проверок выявивших  нарушение имеет динамику к  росту, при этом количество  проверок приходящихся на 1 инспектора  резко снижается (с 24 до 4), а  качество, выраженное в сумме  доначислений приблизительно в  7 раз увеличилось.

2. Результаты контрольной работы  по ВНП за данный период  можно считать положительными, о  чем свидетельствует рост взыскаемости  – 100% (с 81до 98).

3.Это сказывается на поступлении  налогов в бюджет (прирост 0,7; 0,5 п.п).

 

2.3 Особенности проведения налоговых проверок в ФРГ и Франции

                                                                                                                                  Сегодня особенно актуальна и  трудноразрешима проблема организации  эффективного налогового контроля, являющегося важным средством  защиты имущественных интересов,  как частных собственников, так  и государства. Непременным условием  четкого функционирования всей  системы налогового контроля  является эффективность работы  налоговых органов, обеспечивающих  формирование доходной части  бюджета страны.

Немаловажную роль в проводимой работе по подготовке процедур налогового контроля и разработке предложений  по совершенствованию налогового законодательства играет изучение опыта стран с  развитой рыночной экономикой, использование  которого дает возможность ориентировать  разрабатываемые нормативные и  методические документы на уровень  современных международных стандартов и требований.

В данной статье я попытаюсь осветить наиболее интересные и актуальные аспекты  организации налоговых проверок на примере двух экономически высокоразвитых стран – ФРГ и Франции, использование  которых в отечественной практике могло бы повысить эффективность  работы налоговых органов.

Из практического опыта, накопленного этими странами, следует, что необходимыми признаками любой высокоразвитой системы  контроля за соблюдением налогового законодательства являются:

 

– наличие эффективной системы  отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок, дающей возможность  выбрать наиболее оптимальное направление  использования ограниченных кадровых и материальных ресурсов налоговых  органов, добиться максимальной результативности налоговых проверок при минимальных  затратах усилий и средств, затрачиваемых  на их проведение, за счет отбора для  проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых  нарушений у которых представляется наибольшей;

Информация о работе Сущность и виды налогового контроля