Сущность и виды налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 17:34, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы поставлено исследование налоговых проверок путем их всестороннего разбора.
В соответствии с целью основными задачами данной курсовой работы являются:
- раскрытие понятия налоговых проверок;
- рассмотрение порядка проведения камеральной и выездной налоговых проверок с точки зрения анализа показателей их результативности.
- рассмотрение мероприятий, проводимые налоговыми органами по окончанию налоговой проверки

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1.Налоговый контроль как функция администрирования
1.1 Сущность налогового контроля.............................................................5
1.2 Виды налогового контроля и налоговых проверок..............................7
1.3 Методы налогового контроля..............................................................11
2. Анализ результативности налоговых проверок
2.1 Анализ показателей, характеризующих результаты КНП......................................................................15
2.2 Анализ показателей, характеризующих результаты ВНП......................................................................19
2.3 Особенности проведения налоговых проверок в ФРГ и Франции.......................................................................................................24
3. Резервы повышенияэффективности налоговых проверок
3.1 Совершенствование КНП.....................................................................34
3.2 Совершенствование ВНП.....................................................................37
3.3 Применение автоматизированных систем в налоговом контроле.......................................................................................................39
Заключение.............................................................................................................44
Список используемой литературы.......................................................................46

Работа состоит из  1 файл

Виды налогового контроля.docx

— 92.81 Кб (Скачать документ)

 Основываясь на нормах Налогового  кодекса РФ и на доктринальных  определениях попробуем в данном  разделе курсовой работы дать  понятие налогового контроля.

 Итак, Налоговый контроль является составной частью финансового контроля и одним из видов государственного контроля.

 Выделяются два виды финансового  контроля: финансово-бюджетный контроль, который охватывает государственные  финансы как единое целое, в  основном включает различного  рода контрольные мероприятия  в рамках непосредственно бюджетного  процесса, и финансово-хозяйственный  контроль, охватывающий деятельность  отдельных субъектов хозяйствования (или экономических единиц), выражается  в проверках и ревизиях финансово-хозяйственных  операций экономических субъектов.  «С учетом этого налоговый  контроль, предметом которого является  своевременность и полнота уплаты  налогов и сборов организациями  и физическими лицами, следует  отнести к финансово-хозяйственному контролю».

 Налоговый контроль относится  к общегосударственному финансовому  контролю, то есть осуществляются  органами государственной власти  и управления, к которым относятся  Государственная налоговая служба  Российской Федерации, Государственный  таможенный комитет Российской  Федерации, Федеральная служба  налоговой полиции Российской  Федерации и иные органы, им  подведомственные; и направлен на  объекты, подлежащие контролю  независимо от их ведомственной  подчинённости.

 Сущность налогового контроля  выражается в «контроле налоговых  органов за соблюдением законодательства  о налогах и сборах, правильностью  исчисления, своевременностью и  полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов)». Таким образом, «объект налогового контроля – отношения, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов».

 Однако, «Налоговый контроль  – это цель, а мероприятия налогового  контроля – средства достижения данной цели».

 К данным мероприятиям следует  относить налоговые проверки; получения  объяснений налогоплательщиков, налоговых  агентов и плательщиков сборов; проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения  дохода (прибыли) и в иных формах, предусмотренных Налоговым кодексом  РФ.

 

 По-другому мероприятия налогового  контроля можно назвать формами  налогового контроля, им отдельно  будет посвящен раздел во второй  главе курсовой работы.

 Необходимо указать и основные  задачи налогового контроля:

 обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения  налогов и сборов в бюджет  и государственные внебюджетные  фонды;

 

 предупреждение нарушений законодательства  о налогах и сборах;

 

 наказание нарушителей законодательства  о налогах и сборах.

 

 Исходя из вышесказанного  можно дать следующее определение  налогового контроля. Налоговый  контроль – специализированный  финансовый контроль со стороны  государственных органов за соблюдением  налогового законодательства, правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью  уплаты налогов и других обязательных  платежей юридическими и физическими  лицами, проводимый посредством  налоговых проверок; получения объяснений  налогоплательщиков, налоговых агентов  и плательщиков сборов; проверки  данных учета и отчетности; осмотра  помещений и территорий, используемых  для извлечения дохода (прибыли)  и в иных формах, предусмотренных  Налоговым кодексом РФ.

 Что касается видов налогового  контроля, то в «рамках Налогового  кодекса Российской Федерации о них не сказано ни слова», поэтому классификация многообразна и учеными проводится на различных основаниях.

 В зависимости от времени проведения налогового контроля выделяется предварительный, текущий (оперативный) и последующий налоговый контроль.

Предварительный контроль «предшествует  совершению проверяемых операций, поэтому  позволяет предупредить нарушение  финансового законодательства и  выявить еще на стадии прогнозов  и планов дополнительные финансовые ресурсы, пресечь попытки нерационального использования средств»;

Текущий (оперативный) контроль является «частью ежедневной работы налоговых  органов и представляет собой  проверку, проводимую в отчетном периоде  для оценки правильности отражения  различных операций и достоверности  данных бухгалтерского учета и отчетности, представляемых плательщиками»;

Последующий контроль «сводится к  проверке финансово-хозяйственных  операций за истекший период на основе анализа отчетов и балансов, а  также путем проверок и ревизий  непосредственно на месте: на предприятиях, в учреждениях и организациях. Последующий контроль осуществляется прежде всего методом документальной проверки, который характеризуется  углубленным изучением финансово-хозяйственной  деятельности налогоплательщика и  позволяет вскрыть имеющиеся  недостатки» 1.

 

2) По характеру контрольных  мероприятий налоговый контроль  можно разделить на плановый  и внезапный.

 В первом случае контроль  подчинен определенному планированию, а во втором – осуществляется  в случае внезапно возникшей  необходимости. Налоговое законодательство  не ограничивает налоговые органы  в части осуществления внезапного  налогового контроля. Однако преобладающим  следует признать плановый контроль.

3) Исходя из метода проверки  документов налоговый контроль  подразделяется на сплошной и  выборочны.

Сплошная проверка основывается на проверке всех документов и записей  в регистрах бухгалтерского учета, тогда, когда выборочнаяпроверка предусматривает  проверку части первичных документов в каждом месяце проверяемого периода  или за несколько месяцев. В случае, если выборочной проверкой устанавливаются  серьезные нарушения налогового законодательства или злоупотребления, то проверяющим предписывается на данном участке деятельности предприятия  провести сплошную проверку

4) По месту проведения налоговая  проверка делится на камеральную  и выездную.

 Отличие этих форм заключается  в месте проведения проверок, так, согласно ст. 88 и по смыслу  ст. 89 НК Российской Федерации  камеральными именуются проверки, проводимые по месту нахождения  налогового органа, а выездными  – проверки с выездом к месту  нахождения налогоплательщика. 

 Однако, камеральная и выездная  проверка относятся к формам  налогового контроля, чему в данной  работе будет посвящена отдельная  глава, где они и будут разобраны  более подробно.

5) Налоговый контроль можно  классификация в зависимости  от субъектов налогового контроля  на:

 контроль налоговых органов

 контроль таможенных органов

 контроль органов государственных  внебюджетных фондов;

 контроль финансовых органов;

 контроль иных контролирующих  и правоохранительных органов.

6) По периодичности проведения  налогового контроля различаются  первоначальный и повторный. 

 Первоначальными контрольные  мероприятия признаются проводимые  в отношении какого-либо налогоплательщика  впервые за год. Повторность  же возникает в том случае, когда в течение календарного  года осуществляется две и  более выездные налоговые проверки  по одним и тем же налогам,  подлежащим уплате или уплаченным  налогоплательщиком за один и  тот же период.

 

 

 

 

 

1.3 Методы налогового контроля

 

 Метод налогового контроля  можно охарактеризовать как способ  осуществления налогового контроля, налогово-контрольных мероприятий.  В зависимости от особенностей  деятельности органов, осуществляющих  контроль, его форм, объекта и  цели, оснований возникновения контрольных  правоотношений выбираются и  конкретные методы для эффективного  проведения мероприятия, реализации  выбранной формы налогового контроля.

 Авторы указывают различные  виды методы налогового контроля:

 Н.В. Ковалев, М.В. Харламов, а также Ю.Ф. Кваша выделяют  в качестве методов налогового  контроля «формальную, арифметическую  и нормативную проверку, а также  встречную проверку и метод взаимного контроля»

 Н.А. Щевелева к методам  налогового контроля относит  «визуальный осмотр, арифметическую  и формальную проверку документов, сопоставление данных, выборочные и сквозные методы проверок»

 В учебном пособии «Налоговое  расследование» коллектив авторов  в качестве методов указывает  «истребование документов, выемка  документов и предметов; осмотр (обследование) помещений и территорий; истребование пояснений от налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых  агентов; инвентаризация принадлежащего  налогоплательщикам имущества»4

 На основании вышеуказанных  определений и определений других  ученых, выведем следующие методы  налогового контроля, которые различаются  в зависимости от того, является  ли налоговый контроль документальным  или фактическим.

 Применительно к документальному  налоговому контролю выделяются  следующие приемы:

формальная, логическая и арифметическая проверка документов;

 

сплошное и выборочное наблюдение;

 

истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике  сборов и налоговом агенте или  информации о конкретных сделках;

 

анализ документов».

 

 Применительно к документальному  налоговому контролю выделяются  следующие приемы:

 

допрос свидетелей,

 

 исследование документов,

 

 получение объяснений (допрос  свидетелей),

 

 осмотр помещений (территорий) и предметов, инвентаризация,

 

 вызов на основании письменного  уведомления в налоговые органы  налогоплательщиков для дачи  пояснений в связи с уплатой  (удержанием и перечислением)  ими налогов и сборов, а также  в иных случаях, связанных с  исполнением ими законодательства  о налогах и сборах;

 

 сопоставление данных о расходах  физических лиц и их доходах, 

 

 экспертиза и экстраполяция. 

 

Формальная, логическая и арифметическая проверка документов:

 

 Формальная проверка документов  подразумевает выявление дефектов  в оформлении документов, установления  правильности заполнения реквизитов  и наличия неоговоренных исправлений,  дописок текста и цифр, уточнения  подлинности подписей должностных  лиц и т.д. Так определяется  наличие доброкачественных и  недоброкачественных документов;

 

 Логическая проверка документов  позволяет определить объективную  возможность и целенаправленность  в расходовании денежных средств  и материальных ресурсов, реальность  взаимосвязей между отдельными  хозяйственными операциями. Таким  образом возможно выявить сокрытия  хищений, приписок выполненного  объема работ и другие злоупотребления.

 

 Арифметическая проверка документов  предусматривает проверку правильности  выполнения налогоплательщиком  отдельных действий и подведение  итогов по отдельным документам, при этом происходит повторении  тех же арифметических действий, которые были применены при  исчислении цифровых данных лицами, составившими тот или иной  документ.

 

Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике  сборов и налоговом агенте или  информации о конкретных сделках. «Данный  метод был введен в Налоговый  Кодекс Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ, заменив понятия встречная  проверка, , однако «это вовсе не избавило налогоплательщиков от обязанности  предоставлять инспекторам информацию о своих контрагентах».

 

1. Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике  сборов и налоговом агенте  или информации о конкретных  сделках может осуществляться  только во время проведения  либо выездной, либо камеральной  налоговой проверки.

 

2. «Требовать документы инспектор  может только в письменной  форме. Направлять налогоплательщику  запрос вправе только «своя»  налоговая, если такой документ  пришел напрямую из налоговой  контрагента, то его тоже можно не исполнять».

 

3. Запрос инспектора должен  быть обязательно мотивирован.  Закон разрешает налоговикам  требовать документы и вне  рамок проверки, если имеется  «обоснованная необходимость в  получении информации». В таком  случае в требовании должны  быть приведены конкретные обстоятельства, послужившие основанием для направления  требования.

Информация о работе Сущность и виды налогового контроля