Сущность и виды налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 17:34, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы поставлено исследование налоговых проверок путем их всестороннего разбора.
В соответствии с целью основными задачами данной курсовой работы являются:
- раскрытие понятия налоговых проверок;
- рассмотрение порядка проведения камеральной и выездной налоговых проверок с точки зрения анализа показателей их результативности.
- рассмотрение мероприятий, проводимые налоговыми органами по окончанию налоговой проверки

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1.Налоговый контроль как функция администрирования
1.1 Сущность налогового контроля.............................................................5
1.2 Виды налогового контроля и налоговых проверок..............................7
1.3 Методы налогового контроля..............................................................11
2. Анализ результативности налоговых проверок
2.1 Анализ показателей, характеризующих результаты КНП......................................................................15
2.2 Анализ показателей, характеризующих результаты ВНП......................................................................19
2.3 Особенности проведения налоговых проверок в ФРГ и Франции.......................................................................................................24
3. Резервы повышенияэффективности налоговых проверок
3.1 Совершенствование КНП.....................................................................34
3.2 Совершенствование ВНП.....................................................................37
3.3 Применение автоматизированных систем в налоговом контроле.......................................................................................................39
Заключение.............................................................................................................44
Список используемой литературы.......................................................................46

Работа состоит из  1 файл

Виды налогового контроля.docx

— 92.81 Кб (Скачать документ)

Обобщая все вышесказанное, совершенствование  системы налогового контроля необходимо проводить в первую очередь посредством  повышения эффективности камеральных  и выездных проверок налоговых деклараций, что может быть достигнуто следующими мероприятиями:

 

1)                создание единой информационной  базы налоговых органов, включающей  данные о налогоплательщиках  и социально-экономическом состоянии  регионов, среднестатистические данные  по отраслям и категориям налогоплательщиков, а также другие сведения, отражающие  деятельность хозяйствующих субъектов;

 

2)                разработка методов проведения  по отраслям анализа достоверности  информации, приведенной в налоговой  отчетности;

 

3)                разработка и внедрение автоматизированной  системы отбора налогоплательщиков  для проведения выездных налоговых  проверок;

 

4)                разработка эффективных методов  определения налоговой базы в  отношении различных видов деятельности  и косвенных параметров, характеризующих  деятельность организаций; 

 

5)                совершенствование порядка определения  очередности налогоплательщиков  для проведения выездных налоговых  проверок и выявление приоритетных отраслей экономики, в отношении которых необходимо разработать методики камеральных проверок;

 

  1. создание базы данных налоговых нарушений, выявленных в результате проведения камерального контроля, для использования в выездных налоговых проверках.

Говоря конкретно о камеральных  проверках, следует отметить, что  одна из важнейших задач в этом вопросе - совершенствование действующего программного обеспечения процедуры  таких проверок и отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок.

 Применяемые налоговыми органами  программно-информационные комплексы  позволяют проводить не только  автоматизированную камеральную  проверку и камеральный анализ, но и по их результатам - отбор налогоплательщиков для  проведения выездных налоговых  проверок. Вместе с тем, недостатком  действующего программного обеспечения  процедур камеральных проверок  и камерального анализа является  то, что оно предполагает полную  автоматизацию только самой процедуры  камеральной проверки, а отбор  налогоплательщиков для выездных  проверок осуществляется преимущественно  в запросном режиме, т.е. критерии  отбора вводятся налоговыми инспекторами  самостоятельно. При этом весьма  велика роль субъективного фактора.

 Кроме того, действующее программное  обеспечение разработано без  учета отраслевой специфики налогоплательщиков  и не ориентировано на сопоставление  уровней отдельных показателей,  содержащихся в отчетности, с  предельными значениями этих  показателей для соответствующей  отрасли.

 Очевидно, что основной путь  совершенствования системы налогового  контроля - переход к информационным  технологиям, позволяющим полностью  автоматизировать процесс отбора  налогоплательщиков с наиболее  характерными отклонениями уровней,  динамики, соотношений различных  отчетных показателей от допустимых  для организаций соответствующих  отраслей экономики значений, оценить  реальный размер налоговых обязательств  налогоплательщика.

 Налоговые органы проводят  работу по подготовке автоматизированной  процедуры отбора на основе  построения экономико-математической  модели налогоплательщика с целью  определения потенциальной суммы  его налоговых обязательств. Далее  исходя из размера отклонения  потенциального размера налоговых  обязательств от реальной суммы  уплачиваемых в бюджет налогов  будет определяться перечень  объектов для проведения выездной  проверки. Разработка и внедрение  такой системы позволит поднять  на качественно новый уровень  эффективность системы налогового  контроля.

 

 В заключении хотелось бы  отметить, что никакое совершенствование  форм не даст положительных  результатов, если налоговый инспектор  не будет постоянно совершенствовать  свои знания в области налогообложения.

 

3.2 Совершенствование ВНП

 

Следует отметить, что никакое совершенствование  механизма  налоговых проверок и  реализации их результатов не даст положительных результатов, если налоговый  инспектор не будет постоянно  совершенствовать свои знания в области  налогообложения [6, с.30].

Федеральная налоговая служба (ФНС) России планирует к 2008 году внедрить программное обеспечение для  автоматизации выездных налоговых  проверок (системы выездного офиса), говорится в сообщении на сайте  ведомства.

Для оплаты услуг разработчиков  такого программного обеспечения будут  использованы средства полученного  Россией займа от Международного банка реконструкции и развития на покрытие расходов в связи с  проектом "Модернизация налоговой  службы - 2".

Планируется, в частности, автоматизировать поддержку подготовки и контроля выполнения программы проведения выездной налоговой проверки, включая перечень вопросов, нуждающихся в проверке, поддержку анализа первичной  документации, отчетных и других документов налогоплательщика.

 Автоматизировано будет осуществляться  также контроль правильности  и достоверности формирования  показателей налоговых деклараций  на основании данных бухгалтерского  и налогового учета.

В результате предстоит сократить  объем трудоемких операций по проведению необходимых расчетов, анализу полученных материалов и оценке налоговой базы налогоплательщика, анализу сведений о налогоплательщиках.

 Программное обеспечение должно  обеспечивать обмен информацией  с автоматизированной информационной  системой "Налог" (информационными  ресурсами местного уровня, регионального  и федерального уровней). Оно позволит  формализовать формирование выходной  информации, в том числе результатов  выездной налоговой проверки, осуществлять  загрузку данных бухгалтерского  и налогового учета налогоплательщика  (на основе наиболее распространенных  бухгалтерских программ) в базу  данных системы выездного офиса.

Входящие в обеспечение программы  должны обеспечивать ввод изображений  с портативного сканера и цифрового  фотоаппарата в базы данных системы  выездного офиса.

С помощью компьютерных программ инспекторы смогут контролировать правильность и  достоверность формирования показателей  налоговых деклараций (расчетов) на основании данных бухгалтерского и  налогового учета, рассчитывать суммы  налогов на основе данных результатов  аналогичной деятельности других налогоплательщиков в случае невозможности достоверного определения налоговой базы на основе данных налогового и бухгалтерского учета налогоплательщика.

Они также помогут рассчитать вероятную  налоговую базу проверяемого налогоплательщика  на основе косвенных методов ее определения.

 В рамках проекта "Модернизация  налоговой службы - 2" ФНС объявила  о намерении заключить контракт  на разработку программного обеспечения  для автоматизированной системы  управления задолженностью юр.лиц. Целью проекта является внедрение программных средств для оперативного автоматизированного сбора и обработки информации о задолженности по обязательным платежам организаций в целом, включая задолженность с мест учета его структурных подразделений, недвижимого имущества, транспортных средств. После разработки программного обеспечения оно будет опробовано в двух пилотных регионах и не менее чем в пяти налоговых инспекциях.

В рамках проекта также было объявлено  о заинтересованности ФНС заключить  контракт на оказание консультационных услуг по внедрению "стратегии  предотвращения потенциально неправомерных  действий со стороны отдельных налоговых  служащих, методики оценки честности  налоговых работников, их справедливого  отношения к налогоплательщикам".

 Первый проект по модернизации  налоговой службы реализовывался  в 1995-2000 годы. В конце 2002 года  правительство РФ приняло решение  подписать соглашение между Россией  и МБРР о займе для финансирования  проекта "Модернизация налоговой  службы-2". В соответствии с  соглашением Россия получила  заем в размере 100 миллионов  долларов со сроком погашения  17 лет [10, с.20].

Минфин РФ предлагает установить предельный срок проведения выездной налоговой  проверки в два месяца, а для  организаций, имеющих обособленные подразделения, — пять месяцев. Об этом говорится в материалах Минфина  РФ к заседанию коллегии ведомства.

При этом в предельный срок выездной налоговой проверки предлагается не включать время проведения экспертиз  или встречных проверок, а также  время представления налоговому органу истребованных документов, необходимых  для проведения выездной налоговой  проверки [14].

В целях дальнейшего совершенствования  планирования и полготовки к выездных налоговых проверок необходимо проведение следующих мероприятий:

- разработка единого программного обеспечения, внедрение которого позволит автоматизировать процесс отбора налогоплательщиков;

 

- внедрение качественно новых основ для проведения камеральной проверки, такие как применение методов, основанных на системе косвенных индикаторов налоговой базы, а также обеспечение приёма как можно большего количества налоговых деклараций в электронном виде. Все это обеспечит автоматизированный отбор налогоплательщиков для выездных налоговых проверок и повысит их результативность;

 

- необходимы дальнейшие усилия в развитии межведомственного информационного взаимодействия налоговой службы с МВД России, таможенной службой, службой судебных приставов, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

 

3.3 Применение автоматизированных систем в налоговом контроле

 

В настоящее время в Российской Федерации остро стоит вопрос об эффективной налоговой системе.

Основной задачей налоговой  службы Российской Федерации 

является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

Целью системы управления налогообложением является оптимальное и эффективное  развитие экономики посредством  воздействия субъекта управления на объекты управления. В рассматриваемой  задаче в качестве объектов управления выступают предприятия и организации  различных форм собственности и  население. Субъектом управления является государство в лице налоговой  службы. Воздействие осуществляется через систему установленных  законодательством налогов.

Решение задач, стоящих перед налоговыми органами, связано с использованием и анализом больших объемов информации, которая представлена в основном на бумажных носителях - документах. В  отчетные периоды документооборот  в налоговых инспекциях крупных  городов может достигать тысячи документов ежедневно. Многовариантная, сложная обработка этой документации невозможна без использования современных  передовых технологий, базирующихся на использовании компьютерной техники. С этой целью в органах налоговой  службы создается автоматизированная информационная система, которая предназначена  для автоматизации функций всех уровней налоговой службы по обеспечению  сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых  служб достоверной информацией.

Автоматизированная информационная технология (АИТ) в налоговой системе - это совокупность методов, информационных процессов и программно-технических  средств, объединенных в технологическую  цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение  информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного  ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.

 

Информационное обеспечение включает весь набор показателей, документов, классификаторов, кодов, методов их применения в системе налоговых органов, используемые в процессе автоматизации решения поставленной задачи. В информационном аспекте система должна предоставлять достаточную и полную информацию для реализации ее основных функций, иметь рациональные системы кодирования, использовать общие классификаторы информации, иметь хорошо организованные информационные файлы и базы данных, формировать выходную информацию в форме, удобной для восприятия пользователями и т.д.

Техническое обеспечение АИС представляет собой совокупность технических  средств обработки информации, основу которых составляют различные ЭВМ, а также средств, позволяющих  передавать информацию между различными автоматизированными рабочими местами  как внутри налоговых органов, так  и при их взаимодействии с другими  экономическими объектами и системами.

На протяжении ряда лет при достижении главной цели - обеспечения полного  и своевременного поступления налогов  и сборов в бюджет - государство  в меньшей степени обращало внимание на все те трудности, с которыми сталкивались плательщики.

Информация о работе Сущность и виды налогового контроля