Сравнительная характеристика налогообложения малого бизнеса в России и странах Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 18:24, курсовая работа

Описание

Цель – рассмотреть особенности налогообложения малого бизнеса в РФ и развитых стран Европы на примере Германии, Франции, Великобритании, Литвы.

Поставленная курсовой работе цель обусловила необходимость решения ряда задач, а именно:

- рассмотреть критерии признания предприятия малым;

- рассмотреть основные аспекты налогообложения малого бизнеса за рубежом и в России,

- провести сравнительный анализ налогообложения малого бизнеса в России и в развитых странах Европы,

- определить основные тенденции развития налогообложения малого бизнеса в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

1. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ……………..5

1.1 Характеристика субъектов малого бизнеса в России………………...5

1.2 Характеристика общей системы налогообложения…………………..7

1.3 Упрощенная система налогообложения………………………………12

1.4 Единый налог на вмененный налог……………………………………17

1.5 Единый сельскохозяйственный налог…………………………………23

2.НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В СТРАНАХ ЕВРОПЫ...29

2.1 Налогообложение малого бизнеса во Франции………………………29

2.2 Налогообложение малого бизнеса в Великобритании……………….31

2.3 Налогообложение малого бизнеса в Германии……………………….33

2.4 Налогообложение малого бизнеса в Литве……………………………35

3. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ И СТРАНАХ ЕВРОПЫ………………38

3.1 Сходства и различия налогообложения малого бизнеса

России и стран Европы………………………………………………….38

3.2 Прогноз налоговых поступлений от малого бизнеса............................40

3.3 Тенденции развития налоговой системы России и стран Европы…...45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………52

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

налоги курсач.docx

— 108.35 Кб (Скачать документ)

    Совершенствование налоговой системы  Германии определяется такими

объективными  факторами, как необходимость государственного вмешательства в процесс формирования производственных отношений и социально-экономические границы налогообложения.  Противоречие между

потребностями в налоговых доходах и возможностями  их получения является основным при  формировании всех налоговых систем. В Германии идет постоянный поиск путей уменьшения государственных расходов и, следовательно, сокращения потребностей в налоговых доходах, с одной стороны, и увеличения эффективности существующей системы – с другой.  По мнению западных экономистов,  основные налоговые проблемы в Германии состоят в следующем:

• современная  налоговая система слишком сложна для понимания налогоплательщиками и эффективного управления со стороны налоговых органов. Это неизбежно ведет к излишним административным издержкам и порождает изощренные способы уклонения от налогов;

• личное подоходное обложение характеризуется несправедливым распределением налогового бремени: одинаковый уровень доходов сопровождается неодинаковым уровнем обложения. Это вызывает протесты со стороны налогоплательщиков и подрывает устои «налоговой» морали;

• высокие  маржинальные ставки налогов отрицательно влияют на процесс принятия экономических решений. Налогоплательщики, попадающие в эту группу обложения, теряют стимулы к работе и сталкиваются с трудностями в накоплении сбережений;

• налогообложение  заставляет компании инвестировать средства и перестраивать баланс не по экономическим, а по налоговым причинам. Это отрицательно сказывается на качестве капиталовложений и распределении ограниченных ресурсов;

• большие  различия в ставках личного подоходного обложения и обложения компаний вынуждают компании принимать решения об инкорпорации по налоговым причинам. Дискриминация дивидендов ведет к тому, что новые инвестиции предпочтительнее финансировать за счет заемных средств.

  Несовершенство налоговой системы Германии в перечисленных аспектах существовало всегда.  Однако уменьшение возможностей финансирования государственных расходов через налоги, а также стремление к более рациональному использованию природных ресурсов сделало необходимость решения этих проблем более настоятельной и неотложной.

   Реформирование налогов с населения имеет наиболее важное значение для Германии.  В качестве перспектив совершенствования личного подоходного налога в Германии можно выделить следующие основные направления:

• расширение базы налогового обложения. В этом отношении можно выделить два подхода. Первый состоит в том, чтобы включить в базу налогового обложения новые источники дохода, например, социальные пособия, особенно пособия по болезни и безработице, и доходы от прироста капитала. Второй подход сводится к устранению льготного режима налогообложения некоторых видов доходов, особенно дополнительных выплат, уменьшению возможностей вычета затрат из суммы облагаемого дохода и отмене субсидий, предусмотренных налоговой системой;

• пересмотр  налоговых ставок. Почти все налоговые реформы предусматривают сокращение максимальных налоговых ставок, хотя в большинстве стран налог по этим ставкам платят не более 0,2%  налогоплательщиков.  В некоторых государствах это сопровождается сокращением числа групп налогоплательщиков.

   В других странах введены минимальные средние налоговые ставки. В целом снижение предельных налоговых ставок дает больший эффект,  чем изменение средних ставок,  поскольку сокращение шедулярных ставок компенсируется расширением базы налогового обложения;

•  более  единообразный резким обложения различных видов дохода. Доход от прироста капитала облагается по более льготным условиям, чем другие источники дохода. Необходимо устранение этих различий с целью обеспечения более нейтрального налогового режима.

   Для проведения реформы налогообложения доходов компаний целесообразно применять следующие основные направления:

-  устранение  налоговых льгот, искажающих решения об инвестициях. В налоговой системе Германии налогообложение компаний предусматривает разные инвестиционные льготы (инвестиционные налоговые кредиты, региональные льготы и т.д.) и «налоговая» амортизация значительно превышает экономическую. В целом реформа должна предусматривать отмену специальных инвестиционных льгот и положений, направленных на компенсацию инфляционных последствий и сближение «налоговой» амортизации с экономической;

-  снижение  налоговых ставок. Расширение базы налогообложения неизменно сопровождается уменьшением налоговых ставок;

-  уменьшение  дискриминации распределенной прибыли. Подобные меры иногда принимают форму разрешения компаниям вычитать из облагаемого дохода часть выплаченных дивидендов, предоставлять акционерам налоговый кредит (на всю налоговую сумму, уплаченную на уровне компании, или ее часть) или вводить систему отдельных ставок.

    Несмотря на определенные трудности и ограничения, широкая дискуссия по налогам и масса выдвинутых предложений дают представление о том, в каком направлении может идти развитие налоговой системы Германии.       Предлагаемые пути решения налоговых проблем наталкиваются на значительные ограничения социально-экономического и административного характера,  а огосударствление национального дохода может достичь предельной черты. Кроме того, в расчет приходится принимать и внешние аспекты налоговой политики, а конкретно то влияние, которое оказывают налоги на конкурентоспособность страны на мировом рынке.

    Для проведения адекватной налоговой политики необходимо сохранение курса дальнейшего снижения налогового бремени, прежде всего, в обрабатывающих отраслях промышленности и в сфере услуг. Это придаст новый импульс инвестиционной активности, усилит мотивацию роста прибыли и отказа от теневой хозяйственной деятельности,  будет стимулировать инновационную деятельность и развитие высоких технологий. Тем самым будут созданы необходимые условия для диверсификации структуры экономики и ее дальнейшего роста.[6]

Налоговая система Великобритании необоснованно сложна, дорога в администрировании, несправедлива и нуждается в глубокой реконструкции.

Выводы  нового отчета, подготовленного британским Институтом налоговых исследований и опубликованного 10 ноября, настоятельно требуют незамедлительной реформы национальной налоговой системы Великобритании. Анонсируя результаты своего исследования, один из основных авторов нового отчета Джеймс Мирлии заявил, что налоговая система современной Великобритании искусственно принижает необходимость активной экономии финансов и последующего реинвестирования в производство. Одновременно с этим, система организации налоговых сборов и распределения государственных финансов необоснованно дорога и сложна в своем управлении и показатели, достигнутые ей, могут быть получены с гораздо меньшими затратами.

     В качестве одной из главных  рекомендаций, отчет отмечает необходимость  упрощения административных и  организационных процессов, связанных  с подоходным налогообложением. Авторы отчета предполагают, что  даже простое слияние, ныне  собираемых раздельно, подоходного  налога и сборов национального  страхования работников, может существенно  снизить себестоимость налогового  администрирования.

    Отчет также призывает к проведению  значительных преобразований в  сфере корпоративного налогообложение,  которое, по мнению авторов  отчета, сегодня направлено на  стимулирование роста финансовой  задолженности предприятий.

    По мнению Джеймса Мирлии, большинство из решений, предлагаемых в отчете, трудно воплотить в жизнь в силу значительных политических разногласий , которые неминуемо возникнут в ходе такого процесса. Но, тем не менее, он высказал уверенность, что в долговременной перспективе такие изменения неминуемы.[15] 

 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Законодательством большинства развитых стран малый  бизнес определен в качестве особого  субъекта государственного регулирования. Специфика малого бизнеса (социальная значимость, массовость) определила особенности  его налогообложения, которое ориентировано  на долгосрочные цели экономического развития и привязано к реально  складывающимся экономическим пропорциям внутри данного сектора. 

  В основе экономической политики большинства  развитых стран лежит постулат о  необходимости создания в равной степени благоприятной макроэкономической среды для предприятий любого размерного уклада. Несмотря на это  в области налогообложения малые  и средние предприятия фактически выделены в отдельную группу. 

  Такой подход объясняется как соображениями  экономической справедливости –  необходимость компенсации объективно меньших возможностей самофинансирования данной категории предприятий, —  так и административными соображениями. 

  Важным  аспектом налогообложения малого бизнеса  является критерий признания предприятия  малым. Обычно выделяют два вида таких  критериев – количественные и  качественные. 

  К количественным критериям относятся  такие статистические показатели объекта, как численность занятых на предприятии, оборот, активы, капиталы, прибыли и т.п. Причем единственным критерием, который является сопоставимым для всех стран, является количество работников, занятых на предприятии. Все остальные данные в национальной статистике, как правило, отсутствуют (особенно в разрезе микрофирм); их можно получить лишь из научной литературы или деловой прессы, а также по итогам различных опросов, которые проводят налоговые органы, банки или профессиональные организации малого бизнеса. Эти данные обычно несопоставимы по разным странам и между собой, что вызывает большие трудности при анализе этого сектора. 

  Западные  специалисты предлагают также свои качественные критерии для определения  малого бизнеса, к которым могут  быть отнесены: личное управление предприятием, прямой личный контакт между высшими  органами руководства и производственными  рабочими, клиентурой и поставщиками, невозможность получить доступ к  рынкам капитала и др. Однако на основании  такого рода критериев установить различия между малыми и средними предприятиями  еще труднее. 

  Проведенный анализ зарубежного опыта налогообложения  малого бизнеса позволяет сделать  вывод о том, что законодательством  большинства развитых стран малый  бизнес определен в качестве особого  субъекта государственного регулирования. 

  Как было отмечено ранее, под «малым предприятием»  понимают предприятие, наделенное комплексом законодательно установленных количественных и качественных характеристик. 

  Однако  для целей налогообложения неизменными  остаются натуральные и качественные показатели; финансовые показатели (прибыль, объем реализации) варьируются применительно  к разным налогам. 

  Специфика малого бизнеса (социальная значимость, массовость) определила специфику его  налогообложения. 

  В связи с этим, в процессе реформирования налоговых систем западных стран  получили развитие две группы льгот: льготы, направленные на поддержание  конкурентоспособности малых предприятий, повышение их инвестиционной и инновационной  активности, и льготы, позволяющие  упростить налоговое администрирование  этой группы налогоплательщиков. 

  В настоящее время основной тенденцией развития налогообложения малого бизнеса  в экономически развитых странах  можно считать стремление к его  максимальной рационализации, упрощению, отходу от сложных и трудоемких для  разработки и внедрения налоговых  схем.  
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Налоговый  кодекс РФ от 31.07.1998 N 146-ФЗ

2. Закон  от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О поддержке малого и среднего предпринимательства»

3. Богданов Е.П, «Налоги и налогообложение в Российской Федерации», Учебник- М.2011 г.

4. Косолапов А.И., «Специальные налоговые режимы», Учебник-М,2010г.

5.Кондраков Н.П., Кондраков И.Н., «Упрощенная система налогообложения», Учебное пособие-М,2011г.

6. Попова Л., «Налоговые системы зарубежных стран», Учебное пособие-М,2011г.

7. Соловьев К.А., «Особенности систем налогообложения западноевропейских стран и основные направления их совершенствования». 8. Журнал «Финансы и Кредит»,-М,2008

9. www.minfin.ru

10. www. gks.ru

Информация о работе Сравнительная характеристика налогообложения малого бизнеса в России и странах Европы