Сравнительная характеристика налогообложения малого бизнеса в России и странах Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 18:24, курсовая работа

Описание

Цель – рассмотреть особенности налогообложения малого бизнеса в РФ и развитых стран Европы на примере Германии, Франции, Великобритании, Литвы.

Поставленная курсовой работе цель обусловила необходимость решения ряда задач, а именно:

- рассмотреть критерии признания предприятия малым;

- рассмотреть основные аспекты налогообложения малого бизнеса за рубежом и в России,

- провести сравнительный анализ налогообложения малого бизнеса в России и в развитых странах Европы,

- определить основные тенденции развития налогообложения малого бизнеса в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

1. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ……………..5

1.1 Характеристика субъектов малого бизнеса в России………………...5

1.2 Характеристика общей системы налогообложения…………………..7

1.3 Упрощенная система налогообложения………………………………12

1.4 Единый налог на вмененный налог……………………………………17

1.5 Единый сельскохозяйственный налог…………………………………23

2.НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В СТРАНАХ ЕВРОПЫ...29

2.1 Налогообложение малого бизнеса во Франции………………………29

2.2 Налогообложение малого бизнеса в Великобритании……………….31

2.3 Налогообложение малого бизнеса в Германии……………………….33

2.4 Налогообложение малого бизнеса в Литве……………………………35

3. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ И СТРАНАХ ЕВРОПЫ………………38

3.1 Сходства и различия налогообложения малого бизнеса

России и стран Европы………………………………………………….38

3.2 Прогноз налоговых поступлений от малого бизнеса............................40

3.3 Тенденции развития налоговой системы России и стран Европы…...45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………52

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

налоги курсач.docx

— 108.35 Кб (Скачать документ)
 

       По данным таблицы видно, что  налогообложение малых предприятий в России и в странах Европы значительно отличается. В нашей стране широко распространена практика применения специальных налоговых режимов, тогда как в Германии, Великобритании, Литве применяются льготные ставки для малого бизнеса (во Франции применяется специальный режим для индивидуальных предпринимателей). Это, на мой взгляд, обусловлено тем, что в развитых странах Европы (Германия, Франция, Великобритания)  малый предприятия занимают наибольший удельный вес, чем крупные и они создают около 40-50% ВВП. Малый бизнес этих стран стремительно развивается и с каждым годом все больше и больше увеличивает свою выручку. В нашей стране с точки зрения налогообложения созданы достаточно благоприятные условия для малого бизнеса. Специальные режимы освобождают малые предприятия от основных видов налоговых платежей, что значительно облегчает их фискальную нагрузку. 
 

3.2 Прогноз налоговых поступлений от малого бизнеса в  России 

Проанализируем  величину налоговых поступлений  от малого бизнеса в России в период с 2008 по 2010 годы.[14] 

Таблица 2. «Объем налоговых поступлений  от малого бизнеса в России»,тыс.р

Год Поступление платежей, тыс.р
2008 185 016 880
2009 175 509 413
2010 207 654 849
 

Проведем анализ величины налоговых поступлений  от малого бизнеса.

Таблица 3. «Показатели роста налоговых  поступлений от малого бизнеса»»

 
Год
Поступление платежей, тыс.р  
Темп  роста,%
 
Темп  прироста,%
2008 185 016 880 -  
2009 175 509 413 94,86 -5,14
2010 207 654 849 118,31 18,31
 

По данным таблицы можно сказать о том, что в 2009 году налоговые поступления  от малого бизнеса значительно сократились. Их темп роста снизился, а темп прироста оказался отрицательным и составил -5,14%. Это можно объяснить тем, что в период кризиса предприятия  оказались в неустойчивом положении, некоторые фирмы были ликвидированы, а те фирмы, которые не обанкротились понесли значительные потери и их прибыль значительно снизилась.

Спрогнозируем величину налоговых поступлений от малого бизнеса в консолидированный бюджет Российской Федерации.

С помощью пакета анализа Microsoft Excel мы получили уравнение регрессии, которое имеет вид Y= 166755745+ 11318984,5*x, где х-номер периода, Y-объем налоговых поступлений. Тогда:

В 2011 Y=166755745+ 11318984,5*4=212 031 683 тыс.р

В 2012 Y=166755745+ 11318984,5*5= 223 350 667,5 тыс.р

С точностью 70% мы можем говорить о том, что в 2011 и 2012 году величина налоговых поступлений  будет увеличиваться.

Проанализируем  долю налоговых поступлений от малого бизнеса, которые поступают в  бюджеты Германии, Литвы, Великобритании, Франции. 

Таблица 4 «Налоговые поступления от малого бизнеса в странах Европы,млн.р»

Год Германия Великобритания Франция Литва
2008 407035,2 314527,2 312677,04 240520,8
2009 408564,5 320077,7 305276,4 234970,32
2010 410735,5 334878,9 316377.36 246071,3
 

    По данным таблицы можно сказать о том, что наибольшие налоговые поступления от малого бизнеса в Германии. И это можно объяснить тем, что в этой стране наиболее сильно развит малый бизнес, который несет значительную налоговую нагрузку и не имеет значительных налоговых льгот. В Великобритании и Франции эти уровни практически одинаковы, более низкий уровень налоговых доходов от малого бизнеса в Литве.[12]

 

   Спрогнозируем налоговые поступления в Германии на 2011 и 2012 год. Для этого построим уравнение регрессии. Оно имеет вид Y=405078,1+1850,15*х. Данные получены с точностью 90%. Тогда:

В 2011 году Y=405078,7+1850,15*4=412478,7 млн.р

В 2012 году Y=405078,7+1850,15*5=414328,85 млн.р

   Можно сделать вывод о том,  что в будущих периодах наблюдается  рост налоговых поступлений от  малого бизнеса 
 
 
 

График 1. «Налоговые поступления от малого бизнеса Германии»

 

  Спрогнозируем налоговые поступления в Великобритании на 2011 и 2012 год. Для этого построим уравнение регрессии. Оно имеет вид Y=302809,56+10175,85*х. Тогда:

В 2011 году Y=302809,56+10175,85*4=343512,9 млн.р

В 2012 году Y=302809,56+10175,85*5=353688,8 млн.р

Прогнозные данные получены с точностью 93%. 

График 2. «Налоговые поступления от малого бизнеса Великобритании»

В 2011 и  2012 гг. сохраняется устойчивая тенденция  к росту.

Спрогнозируем налоговые поступления во Франции  на 2011 и 2012 год. Для этого построим уравнение регрессии. Оно имеет  вид Y=307743,3+1850,16*х. Тогда:

В 2011 году Y=307743,3+1850,16*4=315143,92 млн.р

В 2012 году Y=307743,3+1850,16*5=316994,08 млн.р

Прогнозные данные получены с точностью 71%. 

График 3. «Налоговые поступления от малого бизнеса Франции»

  

    В 2011 наблюдается небольшой спад налоговых поступлений. После чего в 2012 году ожидается рост.

Спрогнозируем налоговые поступления в Литве  на 2011 и 2012 год. Для этого построим уравнение регрессии. Оно имеет  вид Y=234970,3+2775,25*х. Тогда:

В 2011 году Y=234970,3+2775,25*4=246071,3 млн.р

В 2012 году Y=234970,3+2775,25*5=248846,5 млн.р

Прогнозные данные получены с точностью 77%. 
 
 

График 4. «Налоговые поступления от малого бизнеса Литвы»

По графику  видно, что в 2011 наблюдается снижение уровня налоговых поступлений от малого бизнеса. В 2012 году эта величина начинает расти. 
 
 

3.3 Тенденции развития налоговых систем России и стран Европы.

   

    Большинство экспертов сходятся во мнении, что налоговая система в России в настоящее время вполне адекватна экономической ситуации. Однако принятый курс на модернизацию российской экономики должен быть подкреплен не только экономическими, но и соответствующими налоговыми стимулами.

    При имеющемся дефиците бюджета, который сейчас составляет 4,6% от ВВП, Правительство РФ находится перед выбором: либо повышать эффективность бюджетных расходов и проводить структурные изменения, либо повышать налоги. В то же время уже в наступившем году увеличение налоговой нагрузки в Российской Федерации составит около 2,3% (это, видимо, по меньшей мере), в 2013 году - 3,6%. Глава Минфина РФ Кудрин А. Л. взбодрил российских налогоплательщиков, заявив, что это не временная мера, а необходимая тенденция.

    Россия проходит такой же путь, как и многие европейские страны: Венгрия, Латвия, Чехия, Финляндия, которые уже давно приняли подобные решения. При этом оказывается наиболее эффективным повышение косвенных налогов, так как повышение налога на прибыль организаций тормозит экономический рост.

    Глава финансового ведомства так же добавил вторую ложку дегтя, заявив о созревшей необходимости обеспечения нейтральности налоговой системы. В переводе это означает отмену многочисленных налоговых льгот, которые создают неравенство хозяйствующих субъектов и не позволяют достигнуть планируемого эффекта. При этом он подчеркнул, что речь не идет об отмене всех существующих льгот, что, кстати, позволило бы полностью закрыть дефицит бюджета (все льготы охватывают более 5% ВВП). Тем не менее, некоторые задачи бюджетной консолидации за счет исключения части льгот можно было бы решить.

    Многие вопросы налогового законодательства становятся более понятными, если обратиться к уже пройденным этапам социального развития общества.

    Налогообложение в бизнесе любой страны – это показатель ее развития, отношения к бизнесу и зрелость самого государства. Развитие малого бизнеса и развитие среднего бизнеса в Росси определяется суммарной величиной налогов. Для малого бизнеса существует три специальных налоговых режима: единый налог на вмененный доход, сельхозналог и упрощенная система налогообложения. Количество налогоплательщиков, применяющих "упрощенку", возросло в 10 раз. И этим убраны многие проблемы развития бизнеса в России. Много сделано для того, чтобы снизить нагрузку на предприятия, которые используют этот режим: переход на него осуществляется в добровольном порядке, предоставляется возможность выбора объекта налогообложения и ежегодной смены этого объекта, налоговая декларация подается раз в год. Ведение и развитие бизнеса в России стало реальностью. По Закону о развитии малого и среднего предпринимательства соответствующие субъекты получают финансовую поддержку в виде субсидий. Внесенные поправки касаются учета доходов и расходов субъектов малого и среднего бизнеса при оказании им такой поддержки.

    Изменения действуют при уплате НДФЛ, налога на прибыль, ЕСХН, а также при применении УСН. Субъектам малого и среднего предпринимательства разрешено отражать указанные средства в составе доходов пропорционально фактически осуществленным за счет этого источника расходам. Это возможно не более 2 налоговых периодов с даты получения. Если по окончании данного срока сумма финансовой поддержки превысит признанные расходы за счет этого источника, то разница между ними включается в состав доходов этого налогового периода.       

    Минэкономразвития вместе с минфином, предпринимательским сообществом и представителями региональных администраций провели первый публичный раунд дискуссий. Любопытно, что за отмену единого налога на вмененный доход (ЕНВД) высказались практически все присутствующие. Но с оговоркой: как бы при этом не навредить. Ведь при многочисленных минусах у ЕНВД сегодня масса приверженцев среди индивидуальных предпринимателей и малых бизнесменов.

    По словам заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Сергея Разгулина, предпринимателям с 1 января 2012 года предлагают начать поэтапное реформирование налога. В частности, резко ограничить размер предельной численности сотрудников малых предприятий - плательщиков ЕНВД с нынешних 100 до 15 человек. А через год исключить из его зоны с десяток видов деятельности, например, оказание бытовых, автотранспортных, ветеринарных услуг. Также по ЕНВД запретят работать булочным, небольшим магазинам и ресторанам, кафе, площадь помещений которых не более 150 кв. метров. Попадут "под раздачу" и гостиницы, мини-отели с площадью не более 500 кв. метров. Между тем, пояснил Сергей Разгулин, неправильно было бы считать, что постепенно ликвидируя такой специальный налоговый режим, как единый налог на вмененный доход, государство сокращает меры государственной налоговой поддержки малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. По его словам, ЕНВД - всего лишь способ администрирования налогов. С его постепенной отменой, как полагают в Министерстве финансов, начнется массовый "переход" его плательщиков либо на "упрощенку", либо на патенты. А это значит, у налоговиков расширится поле деятельности для сбора налогов. Ведь только новая система приобретения патентов предполагает увеличение количества видов деятельности для индивидуальных предпринимателей с 69 до 92. При этом 22 вида работ будут обязательными для выдачи патентов, а 70 - муниципалитеты будут вводить, исходя из нужд своих территорий и населения. К примеру, услуги по выпасу скота, колки дров, изготовления деревянных лодок актуальны будут исключительно в сельской местности, чего не скажешь об услугах платных туалетов, которые также внесены Министерством финансов в виды деятельности.[13]

Информация о работе Сравнительная характеристика налогообложения малого бизнеса в России и странах Европы