Совершенствование порядка применения и контроля за налоговыми вычетами на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 12:43, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение и анализ налога на добавленную стоимость, как одного из основных налогов уплачиваемых предприятием в РФ.

В процессе работ решаются следующие задачи:

правовое регулирование налоговых вычетов в российском налоговом законодательстве;
изучение анализа применения налоговых вычетов на предприятии;
выявление ошибок и нарушения, допускаемые при определении сумм НДС и налоговых вычетов;
определение перспектив изменения налоговых вычетов по НДС на предприятии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4

1 Теоретические аспекты налога на добавленную стоимость и

налоговых вычетов по НДС………………………………………………………

1.1 Сущность НДС ……………………………………………………………….

1.2 Налоговые вычеты по НДС…………………………………………………..

1.3 Правовое регулирование налоговых вычетов в Российском налоговом законодательстве…………………………………………………………………..

2 Действующий механизм и порядок применения налоговых вычетов на предприятии НПО «Мостовик»………………………………………………….

2.1 Характеристика предприятия НПО «Мостовик»………………………….

2.2 Существующий порядок уплаты НДС на предприятии НПО «Мостовик»

2.3 Порядок применения налоговых вычетов на предприятии НПО «Мостовик»………………………………………………………………………..

3 Совершенствование порядка применения и контроля за налоговыми вычетами на предприятии…………………………………………………………

3.1 Ошибки и нарушения допускаемые при определении сумм НДС

и налоговых вычетов………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

НДС.doc

— 558.50 Кб (Скачать документ)

       Суммы НДС подлежат вычету при условии  принятия к учёту на баланс налогоплательщика  товаров (работ, услуг), их оплаты и наличия счёта фактуры с выделенной отдельной строкой суммы налога независимо от принятой им в целях налогообложения учётной политики.

       Суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, подлежат вычету в полном объёме независимо от факта оплаты продавцу указанных товаров.

       Вычеты  сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении и уплаченных либо уплаченных при  ввозе на таможенную территорию РФ основных средств и (или) нематериальных активов, производятся в полном объёме после принятия на  учёт данных основных средств и (или) нематериальных активов.

       При использовании налогоплательщиком собственного имущества (в том числе  векселя третьего лица) в расчётах за приобретённые им товары (работы, услуги) суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком при приобретении указанных товаров (работ, услуг), исчисляются исходя из сумм, фактически уплаченных им по собственному векселю.

       Следует иметь ввиду, что в случае выставления налогоплательщиками, освобождёнными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, в соответствии со статьёй 145 Налогового кодекса покупателю счёта-фактуры с выделением суммы НДС, налог на добавленную стоимость подлежит уплате в бюджет в размере налога, указанном в счёте фактуре.

       При выставлении налогоплательщиками, применяющими освобождение от налогообложения  операций, предусмотренное статьёй 149 НК РФ, покупателю счёта фактуры  с выделением суммы НДС, налог  на добавленную стоимость подлежит уплате в бюджет в размере налога, указанном в счёте-фактуре.

       Приобретаемые товары, (работы, услуги) за счёт средств  целевого бюджетного финансирования оплачиваются с учётом налога, который возмещению не подлежит. Суммы указанного налога в этом случае на затраты производства и обращения  не относятся, а покрываются за счёт вышеназванных источников.

       Порядок применения налоговых  вычетов

       Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового Кодекса, производятся на основании  счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога и документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами.

       Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

       Вычеты  сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств и (или) нематериальных активов  производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств и (или) нематериальных активов.

       При использовании налогоплательщиком собственного имущества (в том числе  векселя третьего лица) в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги) суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком при приобретении указанных товаров (работ, услуг), исчисляются исходя из балансовой стоимости указанного имущества (с учетом его переоценок и амортизации, которые проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации), переданного в счет их оплаты.

       При использовании налогоплательщиком-векселедателем в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги) собственного векселя (либо векселя третьего лица, полученного  в обмен на собственный вексель) суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком-векселедателем при приобретении указанных товаров (работ, услуг), исчисляются исходя из сумм, фактически уплаченных им по собственному векселю.

       Вычеты  сумм налога, предусмотренных статьей 171 Налогового Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) налогооблагаемых по ставке 0 %, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов. Вычеты сумм налога, предусмотренные по ставке 0 % производятся на основании отдельной налоговой декларации.

       Вычеты  сумм налога, производятся в полном объеме после отражения в учете  соответствующих операций по корректировке  в связи с возвратом товаров  или отказом от товаров (работ, услуг), но не позднее одного года с момента возврата или отказа.

       Вычеты  сумм налога предъявленные налогоплательщику  подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные  налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретённым им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершённого капитального строительства или при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления (в том числе и амортизационные отчисления), производятся по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств). Вычеты сумм налога производятся по мере уплаты в бюджет налога, исчисленного налогоплательщиком при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления.

       Вычеты  сумм налога, исчисленные и уплаченные налогоплательщиком с сумм авансовых  или иных платежей, полученные в  счёт предстоящих поставок товаров, производятся после даты реализации соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг). 
 
 
 

     1.3 Правовое регулирование налоговых вычетов в Российском налоговом законодательстве 
 
 

    Доля налога на добавленную стоимость в совокупных налоговых поступлениях в федеральный бюджет РФ в 2009 году составила 38,43%[1] (за январь-апрель 2010 года - 36,5%). При этом в рублевом выражении это равнялось 1025,66 млрд. рублей (около 29,744 млрд. Евро[2]), а общие налоговые поступления в федеральный бюджет в 2009 году составили 2668,38 млрд. рублей (около 77,383 млрд. Евро). 

    Таким образом, одним из основных принципов обложения НДС, заложенных в Директиве, является упрощение условий взимания НДС при сохранении объема поступлений и налогового контроля в рамках НДС (к фермерам и туроператорам в ЕС применяются особые условия, но второй критерий, а именно налоговый контроль в рамках НДС, действует и для них). В России же три из четырех специальных налоговых режимов, установленных в Разделе VIII.1 части второй НК РФ, а именно Глава 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (Единый сельскохозяйственный налог)", Глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" и Глава 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности", предусматривают замену для соответствующих субъектов уплаты НДС и ряда других налогов... Подобный подход противоречит Директиве, существенно ослабляет налоговый контроль и приводит, что уже доказала российская практика, к созданию разнообразных основанных на законе схем уклонения от налогообложения. В принципе, насколько известно автору, ни одна развитая страна мира не применяет замену целого ряда налогов, включая НДС, уплатой какого-либо одного налога, причем в качестве разновидности общих условий налогообложения. В мире практикуется отмена уплаты отдельных налогов, но только в качестве мер по стимулированию развития отдельных территорий государства, не более того. В этой связи европейский подход гораздо более эффективен и полезен для экономики, т.к. позволяет предоставить налоговые льготы при сохранении налогового контроля в рамках НДС. 

    Прежде всего, следует рассмотреть определение момента уплаты налога. Так в Директиве в статье 10(2) закреплено, что "налог подлежит уплате, когда товары доставлены[15] или услуги оказаны. Доставка товаров [кроме фактической передачи товаров с оплатой в рассрочку на определенный период, либо по договору продажи товаров с отложенным платежом, которые предусматривают, что при обычном стечении обстоятельств право собственности перейдет самое позднее в момент уплаты последнего платежа] и оказание услуг, приводящие к последующему пополнению счета или платежам, считаются завершенными в момент истечения периодов, на которые приходятся такие пополнения счета или платежи. 

    Однако если платеж переводится на счет до того, как товары доставлены или услуги оказаны, НДС должен взиматься по получении такого платежа, причем с полученной суммы. 

    В качестве отступления от вышеуказанных положений государства-участники могут предусмотреть, что налог подлежит уплате, применительно к некоторым сделкам или некоторым категориям налогоплательщиков, либо: 

    - не позднее, чем выставлена счет-фактура, либо документ, используемый в качестве счета-фактуры; 

    - не позднее получения цены, либо; 

    - если счет-фактура или используемый в качестве нее документ не выставлен, либо выставлен поздно, то в течение определенного периода времени с даты, когда налог стал подлежать уплате.

    Таким образом, в ЕС по общему правилу момент уплаты НДС больше привязан к моменту получения поставщиком денег/цены за поставленный товар, оказанные работы или услуги, т.к., например, момент доставки товара получателю по общемировой практике наступает уже после оплаты последним цены товара. Как правило, в мировой практике счет-фактура выставляется покупателю либо непосредственно перед отгрузкой товара поставщиком, либо сразу после этого, то есть к моменту доставки товара покупателю денежные средства, скорее всего, уже будут получены поставщиком (либо у него на руках уже точно будет банковское подтверждение перевода средств покупателем) и из них он произведет уплату НДС. Следовательно, следует обратить внимание на то, что поставщик не тратит своих собственных средств на уплату НДС за покупателя (фактического плательщика налога), не допуская отвлечения оборотных средств. 

    Что касается России, то здесь используется совершенно иная концепция определения момента уплаты налога. А именно в статье 167 НК РФ закреплено, что в целях Главы 21 "Налог на добавленную стоимость" моментом определения налоговой базы (кроме нескольких исключений, не носящих массовый характер), является наиболее ранняя из следующих дат:  
(1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;  
(2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав...  
Соответственно в том, что касается работ и услуг, положения законодательства РФ созвучны нормам европейского права, однако в части товаров ситуация совсем иная. По российским нормам лицо, реализующее товары в соответствии с мировой практикой, фактически обязано "кредитовать" уплату налога из собственных средств, т.к. обязанность по уплате налога возникает на дату отгрузки товара (это особенно актуально, если отгрузка произошла в конце налогового периода)... Однако в соответствии с мировой практикой момент получения оплаты за поставленный товар может существенно отставать от даты отгрузки... Для вновь возникших, небольших или даже средних фирм (которых в численном выражении в любой экономике большинство) подобное "кредитование" (18% от стоимости поставки, даже с учетом возможного зачета входящего налога) может оказаться непосильным. В этой ситуации не спасает и налоговый период в один квартал для налогоплательщиков с небольшим оборотом (до двух миллионов рублей), т.к. в любом случае эффект "кредитования" из собственных средств возникает при поставках в конце налогового периода: обязанность по уплате налога возникает в текущем периоде, а средства на его уплату поступят от покупателя только в следующем налоговом периоде... То есть преобладающая в любой экономике деловая активность по реализации товаров в конце месяца/квартала замирает, экономика стоит... Напомним, что в РФ налоговым периодом по НДС по общему правилу является календарный месяц (статья 163 НК РФ), а срок уплаты НДС - не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом (статья 174 НК РФ). Таким образом, российское законодательство заставило большинство хозяйствующих субъектов либо, в лучшем случае, прекращать реализацию товаров в конце налогового периода, либо, в худшем для развития государства и экономики случае, переходить на 100% предоплату поставок (что уменьшает количество потенциальных клиентов) или уходить в тень и не платить налоги вообще... Безусловно, первоначально целью использования именного этого момента определения налоговой базы было обеспечить уплату НДС, т.е. максимальный уровень собираемости данного налога, однако в таком виде это серьезно сдерживает развитие хозяйствующих субъектов и осложняет их функционирование. 

    Следовательно, для увеличения скорости товарооборота, его нормализации и повышения эффективности экономики в целом необходимо перенять европейский опыт по определению момента уплаты НДС. Более того, в России переход на уплату по факту отгрузки товара можно было бы применять как дополнительную санкцию за уклонение от уплаты НДС, заставляя недобросовестные фирмы уплачивать налог таким образом в течение, скажем, двух лет после совершения правонарушения. Это, с точки зрения автора, очень эффективная санкция.о 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 ДЕЙСТВУЮЩИЙ МЕХАНИЗМ И ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ВЫЧЕТОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ НПО «Мостовик» 
 

     2.1 Характеристика предприятия НПО «Мостовик» 
 
 

    Научно-производственное объединений «Мостовик» - одно из крупнейших проектных и строительных предприятий России. 

    На  протяжении более чем 20 лет "Мостовик" - участник реализации сложных и  ответственных проектов регионального  и общероссийского уровня. 

    В послужном списке объединения свыше 600 объектов в России и за ее пределами. Годовые объемы выполняемых строительно-монтажных работ превышают 30 млрд. рублей. Численность сотрудников объединения - 14 000 человек. 

Система проектного управления обеспечивает эффективную реализацию каждого объекта в отдельности, используя ресурсный потенциал всего объединения.  
"Мостовик" – участник федеральных программ  подготовки к саммиту стран АТЭС 2012 года во Владивостоке и Олимпиаде-2014 в Сочи. 
 
 
 

     Направления деятельности:

  • проектирование объектов транспортного, специального и промышленно-гражданского назначения;
  • строительство мостов, дорог, тоннелей;
  • строительство метрополитенов;
  • строительство специальных подземных сооружений;
  • строительство объектов промышленного и гражданского назначения;
  • строительство объектов нефтегазового комплекса;
  • реновация горнопроходческого оборудования;
  • производство металлоконструкций, железобетонных изделий, светопрозрачных систем;
  • лифтовое и крановое производство;
  • независимый технический надзор строительства.

Информация о работе Совершенствование порядка применения и контроля за налоговыми вычетами на предприятии