Совершенствование порядка применения и контроля за налоговыми вычетами на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 12:43, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение и анализ налога на добавленную стоимость, как одного из основных налогов уплачиваемых предприятием в РФ.

В процессе работ решаются следующие задачи:

правовое регулирование налоговых вычетов в российском налоговом законодательстве;
изучение анализа применения налоговых вычетов на предприятии;
выявление ошибок и нарушения, допускаемые при определении сумм НДС и налоговых вычетов;
определение перспектив изменения налоговых вычетов по НДС на предприятии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4

1 Теоретические аспекты налога на добавленную стоимость и

налоговых вычетов по НДС………………………………………………………

1.1 Сущность НДС ……………………………………………………………….

1.2 Налоговые вычеты по НДС…………………………………………………..

1.3 Правовое регулирование налоговых вычетов в Российском налоговом законодательстве…………………………………………………………………..

2 Действующий механизм и порядок применения налоговых вычетов на предприятии НПО «Мостовик»………………………………………………….

2.1 Характеристика предприятия НПО «Мостовик»………………………….

2.2 Существующий порядок уплаты НДС на предприятии НПО «Мостовик»

2.3 Порядок применения налоговых вычетов на предприятии НПО «Мостовик»………………………………………………………………………..

3 Совершенствование порядка применения и контроля за налоговыми вычетами на предприятии…………………………………………………………

3.1 Ошибки и нарушения допускаемые при определении сумм НДС

и налоговых вычетов………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

НДС.doc

— 558.50 Кб (Скачать документ)

     В-четвертых, указанным Законом изменено определение  облагаемого оборота для расчета  НДС у заготовительных, снабженческо-сбытовых, оптовых и других предприятий, занимающихся продажей и перепродажей товаров, за исключением предприятий розничной торговли и общественного питания. Начиная с оборотов за май 1995 г., указанные предприятия торговли определяют оборот, облагаемый НДС, на основе стоимости реализуемых товаров, исходя из применяемых продажных цен и рассчитывают сумму НДС, подлежащую взносу в бюджет, в виде разницы между суммой налога, полученной от покупателей, и суммой налога, уплаченной поставщикам товаров (а не с суммы наценки, надбавки, межценовой разницы, как было установлено ранее).

     Все названные положения первоначально нашли соответствующее отражение в изменениях и дополнениях № 6 Инструкции ГНС РФ № 1 от 9 декабря 1991 г. «О порядке исчисления и уплаты НДС», а затем в Инструкции ГНС РФ от 11 октября 1995 г. № 39 «О порядке исчисления и уплаты НДС». Однако, как показала практика, эта коренная реформа законодательства не решила всех вопросов организации исчисления и уплаты НДС.

     Необходимо  отменить 10-процентную ставку налога (за первое полугодие, по данным Министерства по налогам и сборам, по данной льготной ставке облагалось около 10% налогооблагаемой базы) с одновременным принятием мер в области социальной защиты населения.

     Следует существенно сократить количество освобождений от уплаты налога при  реализации на территории Российской Федерации, перечисленных в настоящее время в статье 149 НК. При этом следует:

     - исключить или перенести в  другие статьи НК освобождения  от уплаты налога, возникающие  вследствие отсутствия объекта  налогообложения;

     - существенно сократить количество  основания для освобождения от  уплаты налога, сохранив лишь такие операции, как: финансовые и страховые услуги (банковские операции, страхование и перестрахование, финансовые услуги и т.д.); общественные и квази-общественные блага (здравоохранение, образование, телекоммуникации и связь, общественный транспорт); услуги в области культуры и искусства; лотереи и тотализаторы; операции с недвижимостью (продажа земельных участков, зданий, сдача в аренду недвижимого имущества); некоммерческая деятельность некоммерческих организаций и благотворительная деятельность;

     - сохранить в статье 149 освобождения, обусловленные положениями действующего  законодательства либо особенностями  хозяйственной деятельности.

     Также необходимо внести изменения в статью 150 НК, регламентирующую предоставление освобождений от уплаты НДС при ввозе товаров на территорию Российской Федерации. При этом изменения должны быть направлены как на приведение положений ст. 150 в соответствие с положениями ст. 149, а также на соблюдение международных договоренностей и иных особенностей хозяйственной деятельности, установленных действующим законодательством.

     Как показывают расчеты Министерства по налогам и сборам (см. таблицу), в  случае отмены льгот и введения единой ставки НДС прежний уровень поступлений  по НДС может быть достигнут при  снижении ставки вплоть до 16%.

     Замена  двух действующих сегодня ненулевых  ставок НДС одной обеспечит, по нашему мнению, более простой механизм исчисления и регулирования налога. В конечном итоге это позволит уменьшить  бремя расходов компании и повысит  эффективность работы налоговых органов.

       Чтобы определить оптимальный  размер единой ставки по НДС,  необходимо провести детальный  анализ динамики поступлений  налога, исчисленного по действующим  ставкам. А затем проанализировать  возможные последствия отмены  пониженной 10-процентной ставки и снижения основной 18-процентной ставки.

     На  наш взгляд, целесообразно ввести единую ставку по НДС в пределах от 13 до 16 процентов. Именно в таких  пределах установлены ставки по НДС  в других развитых странах. К тому же предлагаемый интервал представляет собой нечто среднее между действующими сегодня ставками – 10 и 18 процентов.

     Нулевая ставка по экспортным операциям, характерная  почти для всех стран, применяющих  НДС, в данном случае во внимание не принимается.

     Министерство финансов РФ считает целесообразным осуществить переход на единую ставку налога на добавленную стоимость (НДС), что будет способствовать упрощению администрирования НДС и сокращению существующих диспропорций в российской экономике. Однако при этом важно понимать, что единая ставка представляет собой повышение ставки в отношении тех товаров, которые в настоящее время облагаются НДС по ставке 10%. Об этом говорится в материалах Минфина по бюджетной стратегии России на период до 2023 г. Ставка НДС в России по большинству товаров и услуг с 2004 г. была снижена с 20% до 18%. В случае отказа от использования льготной ставки в России представляется необходимым предусмотреть субсидирование государством цен на ряд товаров и услуг первой необходимости, например, продукты питания, электричество, топливо. Минфин РФ особо отмечает, что установление единой ставки НДС на уровне 12% приведет к потерям федерального бюджета в размере до 1,9% ВВП и потерям бюджетной системы в размере до 1,5% ВВП.

     Поддержание сбалансированности федерального бюджета в этих условиях (без отказа полностью или частично от финансирования расходных программ/ означает принятие одной из следующих мер в области налоговой политики /в условиях 2007 г.): повышение совокупной ставки налога на прибыль организаций на 7 процентных пунктов до 31%; повышение ставки налога на доходы физических лиц на 6,5 процентных пункта до 19,5%; повышение базовой ставки единого социального налога на 8–10 процентных пунктов до 34–36% в зависимости от изменения шкалы регрессии; повышение в 3 раза уровня налогообложения акцизами [9].

     Минфин РФ рассмотрел три модельных сценария потерь бюджета. Первый сценарий предполагает, что в результате снижения ставки НДС до 12% цены снизятся на величину снижения ставки. Всю выгоду от снижения ставки получат потребители. Такая ситуация характерна для рынков совершенно эластичного предложения или неэластичного спроса. Второй сценарий - наиболее вероятный - предполагает, что цены снизятся на половину величины снижения ставки - на 3%. То есть выгоды от снижения ставки потребители и производители разделят между собой поровну.

     Третий сценарий предполагает, что цены останутся без изменений (рынки совершенно эластичного спроса или неэластичного предложения), а весь выигрыш от снижения ставки НДС получат производители. При всех рассмотренных в документе сценариях в результате снижения ставки НДС даже при самых максимальных допущениях сокращение налоговых поступлений в условиях показателей 2009 г. составит 1,1-1,3% ВВП. Итоги воздействия снижения ставки НДС на повышение деловой активности и ускорение инвестиционных процессов в российской экономике отнюдь не однозначны. По итогам опроса предпринимателей, проведенного лабораторией конъюнктурных опросов Института экономики переходного периода по заказу организации "Деловая Россия", подавляющее большинство респондентов выразили намерение направить средства, полученные от снижения НДС, на осуществление капитальных вложений. Учитывая то обстоятельство, что капитальные вложения осуществляются за счет чистой прибыли, предпринимательское сообщество, во-первых, не ожидает снижения цен в результате снижения налоговой ставки и, во-вторых, намеревается сформировать прибыль за счет снижения налогообложения, а не направить экономию на снижение цен и (или) рост заработной платы сотрудников. В условиях российской экономики, являющейся относительно небольшой по своей емкости и открытой, существует высокая вероятность того, что эффект от снижения ставки НДС как для увеличения финансовых ресурсов предприятий, в том числе обрабатывающей промышленности, сокращения доли теневого сектора, повышения инвестиционной активности в стране, так и повышения качества администрирования налога будет незначительным.

     Для повышения собираемости налога гораздо более предпочтительным выглядит проведение мероприятий в области дальнейшего реформирования НДС: введение процедуры добровольной регистрации налогоплательщиков НДС; оптимизация перечня освобождений от НДС и дальнейшее совершенствование механизмов применения нулевой налоговой ставки; внедрение метода начисления при неденежных расчетах; формирование прозрачных правил исчисления и уплаты НДС при осуществлении электронной торговли; применение корректирующих счетов-фактур и внедрение электронных счетов-фактур.

     Преимущества  единой ставки

     В пользу замены дифференцированной ставки НДС на единую ставку можно привести очевидные аргументы. Применение единой ставки упрощает для компании процедуры ведения книг покупок, книг продаж, составления счетов-фактур. Также исчезнет необходимость раздельного учета покупок и продаж, облагаемых по разным ставкам. Плоская шкала упростит форму налоговой декларации.

     При введении единой ставки исчезнут ошибки, связанные с выбором ставки по объекту налогообложения. Например, реализация простых пород рыб  облагается по ставке 10 процентов. В то же время к реализации ценных пород рыб применяют ставку в размере 18 процентов. На практике бухгалтер нередко ошибается в выборе правильной ставки налога.

     Применение  единой ставки облегчит аудит и налоговые  проверки. Практика показывает, что  сегодня 30-40 процентов времени, отведенного на проверки, уходит на анализ и контроль правомерности распределения запасов, закупок и продаж по группам товаров с разными ставками. В то время как при НДС с единой ставкой проверяющие могут сконцентрироваться на других вопросах. Несомненно, плоская шкала НДС существенно упростит налоговое администрирование.

     Наряду  с прочим единая ставка позволит пресечь  применение всевозможных схем, основанных на применении различных ставок НДС. Недобросовестные налогоплательщики  иногда используют их с целью неправомерного возмещения налога на добавленную стоимость (увеличения налоговых вычетов). В качестве примера такой схемы можно привести ситуацию, связанную с использованием «игрушечной» льготы по НДС.

     По  мнению экономистов замена двух действующих сегодня ненулевых ставок НДС одной обеспечит, более простой механизм исчисления и регулирования налога. В конечном итоге это позволит уменьшить бремя расходов компании и повысит эффективность работы налоговых органов. Чтобы определить оптимальный размер единой ставки по НДС, необходимо провести детальный анализ динамики поступлений налога, исчисленного по действующим ставкам. А затем проанализировать возможные последствия отмены пониженной 10-процентной ставки и снижения основной 18-процентной ставки. На наш взгляд, целесообразно ввести единую ставку по налогу на добавленную стоимость в пределах от 13 до 16 процентов. Именно в таких пределах установлены ставки по НДС в других развитых странах. К тому же предлагаемый интервал представляет собой нечто среднее между действующими сегодня ставками – 10 и 18 процентов.

     При анализе налога на добавленную стоимость  особое внимание следует обратить на его ставку, а точнее, - на проблему количества ставок НДС, практические и  теоретические аспекты решения этой проблемы.

     Основное  правило установления количества ставок можно сформулировать следующим  образом: количество ставок НДС должно находиться на уровне, минимальном  для удовлетворения пожеланий политиков. С точки зрения налогового администрирования  предпочтительнее единая ставка. С точки зрения политиков, налогоплательщики легче воспримут налог на добавленную стоимость в случае, если товары, потребляемые низко   доходными слоями населения, будут облагаться по более низким ставкам, чем товары, потребляемые высокодоходными домохозяйствами. Другими словами, необходимо установить три ставки НДС: пониженную, стандартную и повышенную. Между тем, можно показать, что при увеличении количества ставок налога издержки администрирования возрастают в гораздо большей степени при отсутствии дополнительных доходов.

     Так, для администрирования простейшего  НДС (единая ставка, нулевая ставка и несколько освобождений от уплаты) от каждого налогоплательщика требуется  по меньшей мере 9 информационных позиций: стоимость продаж по двум ставкам, стоимость освобожденных продаж, стоимость покупок по двум ставкам, обязательства по НДС к уплате и к возмещению по двум ставкам. Для взимания НДС по трем ставкам (за исключением нулевой) требуется минимум 17 информационных позиций. При увеличении числа ставок усложняются налоговые декларации, что приводит не только к росту вероятности совершения ошибок, но и создает дополнительные возможности для уклонения.

     Помимо  приведенного аргумента в пользу сокращения числа ставок НДС, можно  перечислить следующие причины нежелательности множественного ставок налога [16]:

     1) множественность ставок НДС искажает как потребительский выбор, так и выбор производителей;

     2) как отмечают некоторые исследователи, пониженные ставки НДС не всегда создают выгоды для конечных потребителей: розничные продавцы могут устанавливать цены на рыночном уровне, компенсируя таким образом потери от повышенной ставки налога или получая дополнительную прибыль в случае взимания НДС по пониженной ставке. Конечно, необходимо указать, что это утверждение характерно только для некоторых товарных групп, а отказ продавцов снижать цену на товар при снижении ставки НДС зависит главным образом от эластичностей спроса и предложения на товар, а также от степени монополизации рынков. Существуют гораздо более эффективные инструменты помощи низко доходным домохозяйствам, чем пониженные ставки НДС;  льготы по подоходному налогу, различного рода социальные трансферты и т.д.

Информация о работе Совершенствование порядка применения и контроля за налоговыми вычетами на предприятии