Налогообложение страховой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 22:46, курсовая работа

Описание

Налогообложение всегда являлось и является важнейшей социально-экономической проблемой любого общества, так как ни одно государство не может обойтись без налогов. При этом налоговая система затрагивает интересы всех налогоплательщиков. Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета и представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, без государственного регулирования системы налогообложения, невозможно. Устанавливая налоговые ставки, льготы и штрафные санкции, государство стимулирует ускоренное развитие важнейших регионов страны, отраслей и производств, способствуя решению актуальных для общества проблем.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты налогообложения страховой деятельности в России 8
1.1 Развитие налогообложения страховой деятельности в процессе
становления страхового рынка 8
1.2 Экономические и правовые основы налогообложения страховой деятельности 10
1.3 Налогообложение страховщиков как элемент налоговой политики в сфере страхования 14
2 Анализ функционирования системы налогообложения страховой деятельности в России 19
2.1 Исследование действующей системы налогообложения страховых организаций 19
2.2 Динамика налоговых платежей организации (на пример Россгосстрах) 25
2.3 Оценка налоговой нагрузки организации 29
3 Развитие налогообложения страховой деятельности в РФ 35
3.1 Основные пути развития страхового сектора экономики в России 35
3.2 Основные направления совершенствования системы налогообложения страховой деятельности в России 43
3.3 Оптимизация налоговой нагрузки компании 49
Заключение 53
Список использованных источников 56

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 312.50 Кб (Скачать документ)

Целесообразно расширить  перечень расходов организаций по различным видам страхования ответственности, включаемых в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

Одной из приоритетных задач  развития национальной системы страхования  является совершенствование инвестиционной политики, предусматривающей выработку и реализацию мер по созданию благоприятного инвестиционного климата в стране, обеспечивающего расширение направлений инвестирования средств страховщиков.

В целях привлечения  инвестиций для развития экономики  страны и предоставления страхователям возможности использования надежных форм сохранения их сбережений, вложенных в страхование, целесообразно координировать направления вложений финансовых средств страховых организаций с учетом видов страхования и сроков действия договоров, устанавливать нормативы их вложений, разделять инвестиционные потоки на страхование жизни и иные виды страхования, а также стимулировать долгосрочные инвестиции.

Порядок размещения средств, полученных в результате осуществления  обязательных видов страхования, а также личного страхования граждан, должен минимизировать риски их инвестирования.

Проблемы развития страхового рынка должны стать объектом внимания органов, осуществляющих контроль за страховой  деятельностью на рынке страховых  услуг и антимонопольное регулирование.

Для эффективного функционирования рынка страховых услуг необходимо создать равные условия для осуществления  деятельности всеми страховыми организациями  на территории Российской Федерации. В  этих целях необходимо обеспечить:

- усиление контроля за действиями органов государственной власти всех уровней, ограничивающих конкуренцию на рынке страховых услуг;

- отработку системы проведения открытых конкурсов страховых организаций, привлекаемых для осуществления страхования за счет бюджетных средств;

- осуществление мониторинга деятельности страховых организаций, занимающих доминирующее положение и препятствующих доступу на рынок других страховых организаций;

- государственный контроль за концентрацией капитала на рынке страховых услуг;

- совершенствование форм статистического учета и отчетности страховых организаций, в том числе с целью проведения анализа конкурентной среды на федеральном и региональном рынках страховых услуг и определения доминирующего положения страховых организаций на таких рынках.

Важным условием конкуренции  на рынках финансовых услуг должно стать исключение государственного участия в уставных капиталах  страховщиков.

Для совершенствования  налогообложения страховой деятельности возможно применить опыт США и  Германии.

В США функционируют  два типа страховых компаний: —  акционерные общества; — общества взаимного страхования.

Государственных страховых  фирм не существует. Акции акционерных  обществ могут приобрести как  физические, так и юридические лица.

Страховые компании осуществляют три вида страхования:

— коммерческое (широкий спектр);

— имущества граждан (строений, автомобилей и др.);

— личное (бекифиты) (страхование  жизни и здоровья, медицинское, пенсии, сберегательное и т.п.).

Наибольшее развитие в США получили личное страхование. Оно подразделяется на:

— страхование жизни (страхование на случай смерти и страхование-вклад);

— страхование ренты или пенсии;

— страхование от болезней и несчастных случаев.

Страхование на случай смерти. Договор может быть заключен на определенный срок или пожизненно. На долю этого вида страхования в США приходится ¾ всех договоров страхования жизни.

Страхование-вклад. Договор  заключается на определенный срок, и страховая сумма выплачивается  при достижении застрахованным лицом  оговоренного в этом договоре возраста. Часто этот вид страхования проводится в комбинации со страхованием на случай смерти. По страхованию жизни годовой сбор премии составляет около 9 млрд долл. США.

Вторым по значению видом  страхования в США является страхование кредитно-финансовой сферы, что в значительной мере объясняется широким распространением в стране принципов кредитных расчетов в сфере торговли и услуг.

Страхование имущества  и ответственность крупных торговых и промышленных фирм США дает объем  страховой премии порядка 8 млрд долларов в год.

Все страховые общества США по организационному принципу делятся  на две группы: акционерные компании (их большинство) и «мьючуэлс» –  своего рода товарищества взаимного страхования.

Владельцами акционерной  компании являются собственники акций, которые и получают прибыль в виде дивидендов. Собственниками же «мьючуэлс» могут быть только те, кто застраховался в данной компании. Весь капитал создается за счет страховых взносов и отчислений от прибыли.

Характерной особенностью страховой системы США является участие в страховании различных посредников – страховой полис принимается не напрямую, а через страхового агента или брокера.

Ведущей компанией страхового рынка США является транснациональная  компания по страхованию имущества «Стейт фарм мьючуэл отомобил иншуранс компани». По сбору премий компания занимает 1-е место не только в США, но и во всем мире.

«Америкэн интернэшнл групп (АИГ)» — ведущая международная  диверсифицированная страховая  группа и крупнейший в США страховщик торговых и промышленных рисков. АИГ — холдинговая компания, контролирующая 44 дочерние компании в 130 странах мира.

Деятельность всех страховщиков США тщательно анализируется  тремя консалтинговыми компаниями: A.M.Best, Moody S, Standart&Poors, которые ежеквартально издают каталоги по их работе. Они публикуют официальные рейтинги страховых компаний по надежности для клиента и данные по состоянию их платежеспособности. Основными факторами, по которым производится анализ, являются:

— финансовое положение (уровень потерь, доходы и коэффициент прибыли по инвестициям и уровень дебиторской задолженности);

— выплата по искам и уровень сервиса;

— безопасность и предотвращение потерь;

— гибкость в работе компании;

— стоимость услуг.

Страховая индустрия  в США является единственной отраслью, которая не подпадает под антимонопольное законодательство страны.

Страховой рынок Германии. Характеризуется рядом особенностей. Больше половины национального страхового рынка (51%) занимает имущественное страхование. Медицинское страхование в Германии пользуется меньшей популярностью, чем в других странах Западной Европы.  
Страховой рынок в Германии разделен между системой государственного социального обеспечения и частным сектором страховых услуг. Социальное страхование обязательно для всех работников наемного труда, если они не охвачены сектором частных страховых услуг. Имеется в виду страхование по старости, на случай безработицы, страхование на случай временной утраты трудоспособности. Частный сектор страховых услуг в Германии представлен акционерными страховыми обществами, являющимися собственностью их акционеров, обществами взаимного страхования и государственными страховыми корпорациями.

Страховщики в Германии не имеют права заниматься какой-либо иной деятельностью, кроме страхования.

Страховое дело в Германии регулируется законом о государственном  страховом надзоре, содержащем основные правовые нормы страхования. Национальные и иностранные страховые компании, действующие в Германии, подлежат обязательному государственному страховому надзору со стороны Федерального ведомства по надзору за деятельностью страховых компаний (BAV). Основная цель деятельности федерального органа государственного страхового надзора — защита интересов страхователей.

Большой опыт Германия имеет в деле перестрахования. Крупнейшими из перестраховочных компаний являются Кельнское перестраховочное общество, сбор премий которого составляет около 2 млрд марок, и Мюнхенское перестраховочное общество в мире, которое недавно открыло свое представительство в Москве. Оно предлагает перестраховочную защиту, а также квалифицированную помощь в вопросах страхования и перестрахования.

Германский страховой  рынок поделен 39 страховыми группами, из которых 10 собирают 51% суммарной  страховой премии. С большим отрывом от конкурентов идет страховая группа «Альянс». Ее доля на рынке превышает 20%. Компания «Альянс» входит в число десяти крупнейших компаний мира. В числе крупных страховых компаний можно назвать страховое общество «Колония», концерн «Герлинг». Еще выше степень концентрации у компаний, занимающихся перестрахованием. Здесь только 5 фирм сосредотачивают в своих руках почти 75% сбора премий. Характерной особенностью последних лет является интернационализация деятельности немецких страховых компаний. Страховые общества Германии представлены на рынках 17 стран.

Доходы от страховой  деятельности являются объектом налогообложения. В целом применяется 50%-ная ставка налогообложения прибыли от страховой  деятельности. Налогом в 80% облагаются страховые премии по всем договорам страхования, кроме договоров страхования жизни. Налог на добавленную стоимость в отношении сумм страховых премий не применяется.

Таким образом, краткий  анализ страхового рынка зарубежных стран показывает, что система  страхования каждой из них является составной частью международного страхового рынка. Вместе с тем оно выступает важным сектором национальных экономик, обеспечивая перераспределение 8-12% валового национального продукта. Аккумулируемые страховыми организациями денежные средства служат источником крупных инвестиций. Государственное регулирование страховой деятельности за рубежом в основном направлено на контроль за финансовой стороной работы страховых компаний. Будем надеяться, что российский страховой рынок в ближайшие годы тоже вольется составной частью в мировую систему страхования.

 

 

3.3 Оптимизация  налоговой нагрузки компании

Концептуальная цель финансового менеджмента страховщика  достигается посредством осуществления  его шести стратегических направлений, к которым относятся:

— управление выручкой;

— контроль расходов на ведение дела;

— контроль издержек;

— управление ликвидностью;

— управление капиталом; управление налогами;

— управление внебалансовой  деятельностью.

Налоговое планирование как выбор между различными вариантами деятельности и размещения активов, направленный на достижение возможно более низкого уровня налоговых обязательств, для российских организаций – недостаточно освоенная область. В экономически развитых странах налоговому планированию уделяется чрезвычайно большое внимание. Уплата страховой организацией налога по стандартной, установленной законом ставке — редкое явление, свидетельствующее о неэффективном налоговом менеджменте страховой организации.

Сокращение общей суммы  налоговых платежей в рамках закона — цель всех этапов управленческой деятельности: в процессе планирования, при разработке и реализации систем управленческого контроля, оценке и анализе финансово-хозяйственной деятельности.

Сущность налогового планирования страховой организации  — в признанном за каждым налогоплательщиком праве использовать все допускаемые законом средства, пути и методы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Необходимость налогового планирования страховой организации обусловлена наличием в налоговом законодательстве весьма обширной сферы, где нормы права с достаточной точностью не определены или допускается их неоднозначное толкование, а также постоянными изменениями в нормативной базе налогообложения.  
Налоговое планирование в страховой организации — сложный многофакторный процесс. С некоторой долей условности принято считать, что этот процесс проходит четыре стадии.

Первая стадия планирования—  решение вопроса о наиболее выгодном с налоговой точки зрения месте  регистрации фирмы, ее руководящих  органов, основных производственных и  коммерческих подразделений.

Вторая стадия планирования — выбор организационно-правовой формы и структуры страховой организации с учетом характера и целей ее деятельности.

Третья стадия планирования — налоговое управление, что связано  с правильным и полным использованием налоговых льгот при определении облагаемого дохода и исчислении налоговых обязательств.

На четвертой стадии планирования решаются вопросы о  наиболее рациональном с налоговой  точки зрения размещении полученных прибылей и других накоплений, выборе путей и методов их расходования.

Третьей стадии планирования — налоговому управлению, что связано  с правильным и полным использованием налоговых льгот при определении  облагаемого дохода и исчислении налоговых обязательств.

Третья стадия налогового менеджмента в страховой организации (в которой реализуется текущее налоговое управление) требует глубокого знания отечественного законодательства и налоговой практики. На данной стадии страховая компания самостоятельно исчисляет свои налоговые обязательства перед казной. При этом необходимо учесть льготы и скидки, которые предоставляются законом. В целях получения прав на некоторые наиболее весомые льготы (например, освобождение от налогообложения ряда страховых выплат) страховые компании даже перестраивают свою деятельность, внося коррективы в уже разработанные производственные программы.

Информация о работе Налогообложение страховой организации