Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 22:46, курсовая работа
Налогообложение всегда являлось и является важнейшей социально-экономической проблемой любого общества, так как ни одно государство не может обойтись без налогов. При этом налоговая система затрагивает интересы всех налогоплательщиков. Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета и представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, без государственного регулирования системы налогообложения, невозможно. Устанавливая налоговые ставки, льготы и штрафные санкции, государство стимулирует ускоренное развитие важнейших регионов страны, отраслей и производств, способствуя решению актуальных для общества проблем.
Введение                                                                                                                      5
1 Теоретические аспекты налогообложения  страховой деятельности  в России 8
1.1 Развитие налогообложения страховой  деятельности в процессе
становления страхового рынка                                                                                  8
1.2 Экономические и правовые  основы налогообложения страховой  деятельности                                                                                                              10
1.3 Налогообложение страховщиков  как элемент налоговой политики  в сфере страхования                                                                                                                14 
2 Анализ функционирования системы  налогообложения страховой деятельности  в России                                                                                              19
2.1 Исследование действующей системы  налогообложения страховых организаций                                                                                                               19
2.2 Динамика налоговых платежей  организации (на пример Россгосстрах)      25
2.3 Оценка налоговой нагрузки  организации                                                        29
3 Развитие налогообложения страховой  деятельности в РФ                                35
3.1 Основные пути развития страхового  сектора экономики в России               35
3.2 Основные направления совершенствования  системы налогообложения страховой деятельности в России                                                                            43
3.3 Оптимизация налоговой нагрузки  компании                                                   49
Заключение                                                                                                                53
Список использованных источников                                                                      56
Целесообразно расширить перечень расходов организаций по различным видам страхования ответственности, включаемых в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.
Одной из приоритетных задач 
развития национальной системы страхования 
является совершенствование 
В целях привлечения инвестиций для развития экономики страны и предоставления страхователям возможности использования надежных форм сохранения их сбережений, вложенных в страхование, целесообразно координировать направления вложений финансовых средств страховых организаций с учетом видов страхования и сроков действия договоров, устанавливать нормативы их вложений, разделять инвестиционные потоки на страхование жизни и иные виды страхования, а также стимулировать долгосрочные инвестиции.
Порядок размещения средств, полученных в результате осуществления обязательных видов страхования, а также личного страхования граждан, должен минимизировать риски их инвестирования.
Проблемы развития страхового рынка должны стать объектом внимания органов, осуществляющих контроль за страховой деятельностью на рынке страховых услуг и антимонопольное регулирование.
Для эффективного функционирования 
рынка страховых услуг 
- усиление контроля за действиями органов государственной власти всех уровней, ограничивающих конкуренцию на рынке страховых услуг;
- отработку системы проведения открытых конкурсов страховых организаций, привлекаемых для осуществления страхования за счет бюджетных средств;
- осуществление мониторинга деятельности страховых организаций, занимающих доминирующее положение и препятствующих доступу на рынок других страховых организаций;
- государственный контроль за концентрацией капитала на рынке страховых услуг;
- совершенствование форм статистического учета и отчетности страховых организаций, в том числе с целью проведения анализа конкурентной среды на федеральном и региональном рынках страховых услуг и определения доминирующего положения страховых организаций на таких рынках.
Важным условием конкуренции на рынках финансовых услуг должно стать исключение государственного участия в уставных капиталах страховщиков.
Для совершенствования 
налогообложения страховой 
В США функционируют два типа страховых компаний: — акционерные общества; — общества взаимного страхования.
Государственных страховых фирм не существует. Акции акционерных обществ могут приобрести как физические, так и юридические лица.
Страховые компании осуществляют три вида страхования:
— коммерческое (широкий спектр);
— имущества граждан (строений, автомобилей и др.);
— личное (бекифиты) (страхование жизни и здоровья, медицинское, пенсии, сберегательное и т.п.).
Наибольшее развитие в США получили личное страхование. Оно подразделяется на:
— страхование жизни (страхование на случай смерти и страхование-вклад);
— страхование ренты или пенсии;
— страхование от болезней и несчастных случаев.
Страхование на случай смерти. Договор может быть заключен на определенный срок или пожизненно. На долю этого вида страхования в США приходится ¾ всех договоров страхования жизни.
Страхование-вклад. Договор 
заключается на определенный срок, 
и страховая сумма 
Вторым по значению видом страхования в США является страхование кредитно-финансовой сферы, что в значительной мере объясняется широким распространением в стране принципов кредитных расчетов в сфере торговли и услуг.
Страхование имущества 
и ответственность крупных 
Все страховые общества США по организационному принципу делятся на две группы: акционерные компании (их большинство) и «мьючуэлс» – своего рода товарищества взаимного страхования.
Владельцами акционерной компании являются собственники акций, которые и получают прибыль в виде дивидендов. Собственниками же «мьючуэлс» могут быть только те, кто застраховался в данной компании. Весь капитал создается за счет страховых взносов и отчислений от прибыли.
Характерной особенностью страховой системы США является участие в страховании различных посредников – страховой полис принимается не напрямую, а через страхового агента или брокера.
Ведущей компанией страхового рынка США является транснациональная компания по страхованию имущества «Стейт фарм мьючуэл отомобил иншуранс компани». По сбору премий компания занимает 1-е место не только в США, но и во всем мире.
«Америкэн интернэшнл групп 
(АИГ)» — ведущая 
Деятельность всех страховщиков 
США тщательно анализируется 
тремя консалтинговыми 
— финансовое положение (уровень потерь, доходы и коэффициент прибыли по инвестициям и уровень дебиторской задолженности);
— выплата по искам и уровень сервиса;
— безопасность и предотвращение потерь;
— гибкость в работе компании;
— стоимость услуг.
Страховая индустрия в США является единственной отраслью, которая не подпадает под антимонопольное законодательство страны.
Страховой рынок Германии. Характеризуется рядом особенностей. 
Больше половины национального страхового 
рынка (51%) занимает имущественное страхование. 
Медицинское страхование в Германии пользуется 
меньшей популярностью, чем в других странах 
Западной Европы.  
Страховой рынок в Германии разделен между 
системой государственного социального 
обеспечения и частным сектором страховых 
услуг. Социальное страхование обязательно 
для всех работников наемного труда, если 
они не охвачены сектором частных страховых 
услуг. Имеется в виду страхование по старости, 
на случай безработицы, страхование на 
случай временной утраты трудоспособности. 
Частный сектор страховых услуг в Германии 
представлен акционерными страховыми 
обществами, являющимися собственностью 
их акционеров, обществами взаимного страхования 
и государственными страховыми корпорациями. 
Страховщики в Германии не имеют права заниматься какой-либо иной деятельностью, кроме страхования.
Страховое дело в Германии 
регулируется законом о государственном 
страховом надзоре, содержащем основные 
правовые нормы страхования. Национальные 
и иностранные страховые 
Большой опыт Германия имеет в деле перестрахования. Крупнейшими из перестраховочных компаний являются Кельнское перестраховочное общество, сбор премий которого составляет около 2 млрд марок, и Мюнхенское перестраховочное общество в мире, которое недавно открыло свое представительство в Москве. Оно предлагает перестраховочную защиту, а также квалифицированную помощь в вопросах страхования и перестрахования.
Германский страховой рынок поделен 39 страховыми группами, из которых 10 собирают 51% суммарной страховой премии. С большим отрывом от конкурентов идет страховая группа «Альянс». Ее доля на рынке превышает 20%. Компания «Альянс» входит в число десяти крупнейших компаний мира. В числе крупных страховых компаний можно назвать страховое общество «Колония», концерн «Герлинг». Еще выше степень концентрации у компаний, занимающихся перестрахованием. Здесь только 5 фирм сосредотачивают в своих руках почти 75% сбора премий. Характерной особенностью последних лет является интернационализация деятельности немецких страховых компаний. Страховые общества Германии представлены на рынках 17 стран.
Доходы от страховой деятельности являются объектом налогообложения. В целом применяется 50%-ная ставка налогообложения прибыли от страховой деятельности. Налогом в 80% облагаются страховые премии по всем договорам страхования, кроме договоров страхования жизни. Налог на добавленную стоимость в отношении сумм страховых премий не применяется.
Таким образом, краткий анализ страхового рынка зарубежных стран показывает, что система страхования каждой из них является составной частью международного страхового рынка. Вместе с тем оно выступает важным сектором национальных экономик, обеспечивая перераспределение 8-12% валового национального продукта. Аккумулируемые страховыми организациями денежные средства служат источником крупных инвестиций. Государственное регулирование страховой деятельности за рубежом в основном направлено на контроль за финансовой стороной работы страховых компаний. Будем надеяться, что российский страховой рынок в ближайшие годы тоже вольется составной частью в мировую систему страхования.
3.3 Оптимизация налоговой нагрузки компании
Концептуальная цель 
финансового менеджмента 
— управление выручкой;
— контроль расходов на ведение дела;
— контроль издержек;
— управление ликвидностью;
— управление капиталом; управление налогами;
— управление внебалансовой деятельностью.
Налоговое планирование как выбор между различными вариантами деятельности и размещения активов, направленный на достижение возможно более низкого уровня налоговых обязательств, для российских организаций – недостаточно освоенная область. В экономически развитых странах налоговому планированию уделяется чрезвычайно большое внимание. Уплата страховой организацией налога по стандартной, установленной законом ставке — редкое явление, свидетельствующее о неэффективном налоговом менеджменте страховой организации.
Сокращение общей суммы налоговых платежей в рамках закона — цель всех этапов управленческой деятельности: в процессе планирования, при разработке и реализации систем управленческого контроля, оценке и анализе финансово-хозяйственной деятельности.
Сущность налогового 
планирования страховой организации 
— в признанном за каждым налогоплательщиком 
праве использовать все допускаемые законом средства, пути и 
методы для максимального сокращения 
своих налоговых обязательств. Необходимость 
налогового планирования страховой организации 
обусловлена наличием в налоговом законодательстве 
весьма обширной сферы, где нормы права 
с достаточной точностью не определены 
или допускается их неоднозначное толкование, 
а также постоянными изменениями в нормативной 
базе налогообложения.  
Налоговое планирование в страховой организации 
— сложный многофакторный процесс. С некоторой 
долей условности принято считать, что 
этот процесс проходит четыре стадии. 
Первая стадия планирования— решение вопроса о наиболее выгодном с налоговой точки зрения месте регистрации фирмы, ее руководящих органов, основных производственных и коммерческих подразделений.
Вторая стадия планирования — выбор организационно-правовой формы и структуры страховой организации с учетом характера и целей ее деятельности.
Третья стадия планирования — налоговое управление, что связано с правильным и полным использованием налоговых льгот при определении облагаемого дохода и исчислении налоговых обязательств.
На четвертой стадии планирования решаются вопросы о наиболее рациональном с налоговой точки зрения размещении полученных прибылей и других накоплений, выборе путей и методов их расходования.
Третьей стадии планирования 
— налоговому управлению, что связано 
с правильным и полным использованием 
налоговых льгот при 
Третья стадия налогового 
менеджмента в страховой органи