Налогообложение страховой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 22:46, курсовая работа

Описание

Налогообложение всегда являлось и является важнейшей социально-экономической проблемой любого общества, так как ни одно государство не может обойтись без налогов. При этом налоговая система затрагивает интересы всех налогоплательщиков. Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета и представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, без государственного регулирования системы налогообложения, невозможно. Устанавливая налоговые ставки, льготы и штрафные санкции, государство стимулирует ускоренное развитие важнейших регионов страны, отраслей и производств, способствуя решению актуальных для общества проблем.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты налогообложения страховой деятельности в России 8
1.1 Развитие налогообложения страховой деятельности в процессе
становления страхового рынка 8
1.2 Экономические и правовые основы налогообложения страховой деятельности 10
1.3 Налогообложение страховщиков как элемент налоговой политики в сфере страхования 14
2 Анализ функционирования системы налогообложения страховой деятельности в России 19
2.1 Исследование действующей системы налогообложения страховых организаций 19
2.2 Динамика налоговых платежей организации (на пример Россгосстрах) 25
2.3 Оценка налоговой нагрузки организации 29
3 Развитие налогообложения страховой деятельности в РФ 35
3.1 Основные пути развития страхового сектора экономики в России 35
3.2 Основные направления совершенствования системы налогообложения страховой деятельности в России 43
3.3 Оптимизация налоговой нагрузки компании 49
Заключение 53
Список использованных источников 56

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 312.50 Кб (Скачать документ)

• за 2005 – 2009 гг. сумма налога на имущество неуклонно увеличивалась и в результате превысила значение показателя 2005 года в 2,3 раза из-за увеличения среднегодовой стоимости имущества, поскольку ставка налога на протяжении всех пяти лет осталась неизменной;

• сумма единого социального налога в 2006 году по сравнению с 2005 годом снизилась на 16 % из-за снижения ставки, а в дальнейшем только повышалась в связи с ростом фонда оплаты труда, в 2009 году она оказалась больше, чем в 2005 году на 68 %;

• за 2005 – 2009 гг. сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование постоянно повышалась пропорционально повышению фонда оплаты труда, и к 2009 году данное превышение достигло 122 % или 2,22 раза;

• общая сумма налоговых платежей по сравнению с 2005 годом повысилась в 2,5 раза в 2009 году, это произошло в результате того, что почти по всем налогам сумма к уплате увеличилась более чем в два раза.

Для изучения структуры налоговых  платежей необходимо определить их состав и долю каждого налога в общей  сумме налоговых платежей. Состав налоговых платежей в организации зависит от ее вида, масштабов деятельности и применения специальных режимов налогообложения (табл. 2.2).

Таблица 2.2 - Анализ структуры налоговых платежей ОАО «Россгострах»

за 2007 - 2009 гг.

Налоги

2007

2008

2009

 

Абс.

%

откл

Абс.

%

откл

Абс.

%

Откл

Налог на прибыль

467785

13,4

-5,6

1036151

27,0

+13,6

2208928

34,0

+7,0

Налог на имущество

10076

0,3

-0,1

12980

0,3

0

15754

0,2

-0,1

Единый социальный

налог

464280

13,3

-2,9

552513

14,4

+1,1

670782

10,4

-4,0

Страховые взносы на ОПС

238359

6,9

-2,1

284829

7,4

+0,5

348796

5,4

-2,0

Общая сумма налоговых платежей

3485202

100

0

3840056

100

0

6494210

100

0


 

Анализ структуры налоговых  платежей ОАО «Россгострах» показал, что за 2007 – 2009 гг. произошли следующие изменения:

•   доля налога на прибыль в общей сумме налоговых  платежей снижалась в 2007 г., а затем начала повышаться и составила в 2009 году 34 %;

•   доля налога на имущество является минимальной  из всех налогов, уплачиваемых предприятием, и изменения за исследуемый период были незначительными;

•   доля единого  социального налога в общей сумме  налоговых платежей колебалась между 15 % в 2007 году и 10% в 2009 году;

•   доля страховых  взносов изменялась пропорционально  изменению доли ЕСН, поскольку у них налоговая база одинакова; в 2009 году она составила 5,4 %;

Любое увеличение совокупных фискальных издержек (налоговых платежей) представляет собой вычет из финансовых активов фирмы, предназначенных  для поддержания воспроизводственного процесса. Поэтому необходима оценка величины налогового бремени на предприятие, что позволяет выявить направления для дальнейших действий по оптимизации налоговых платежей.

 

 

2.3 Оценка налоговой  нагрузки  организации

 

Для определения влияния  налоговых платежей на финансовые результаты деятельности ОАО «Россгострах» в динамике, проведем анализ тяжести налогового бремени. Для этого необходимо сгруппировать налоги по налогообразующему элементу. За базу расчета принимаются: объем выручки от реализованной продукции (работ, услуг), фонд оплаты труда, стоимость имущества (всего или отдельной его части), прибыль. Такая группировка налогов позволит выявить те базы налогообложения, которые в наибольшей степени определяют совокупную налоговую нагрузку организации. Следовательно, на эти объекты и должны быть максимально направлены усилия по налоговому планированию. Обобщающими показателями, к которым могут относиться налоговые платежи, и позволяющим определить величину налогового бремени на предприятии являются: выручка от реализации, вновь созданная стоимость, прибыль до налогообложения, чистая прибыль (табл. 2.3).

Таблица 2.3 Оценка величины налогового бремени на ОАО «Россгострах»

 

Показатель

2005

2006

2007

2008

2009

1

Выручка от реализации страховых услуг

19586

38894

46244

49879

53131

2

Налоги, учитываемые в составе  выручки

1387

1092

2305

1954

3250

3

Себестоимость продукции, коммерческие, управленческие расходы, всего

16895

36163

42064

44143

40682

4

В том числе расходы на оплату труда

950

1550

2450

3650

3960

5

Налоги, относимые на себестоимость продукции

556

520

703

837

1020

6

Операционные и внереализационные  доходы

19

5

133

822

64

7

Операционные и внереализационные  расходы

31

13

59

286

59

8

Налоги, относимые на финансовые результаты деятельности

146

61

10

13

16

9

Прибыль до налогообложения

1292

1631

1949

4318

9204

10

Налог на прибыль организаций

518

391

468

1036

2209

11

Чистая прибыль

774

1240

1481

3282

6995

12

Налоговые затраты

2608

2063

3485

3840

6494

13

Вновь созданная стоимость

4332

4853

7416

10772

17449

1

Налоговая нагрузка на выручку от реализации, %

13,3

5,3

7,5

7,7

12,2

2

Налоговая нагрузка на вновь созданную  стоимость, %

60,2

42,5

47,0

35,6

37,2

3

Степень влияния прямых налогов, %

61,2

43,9

44,3

36,5

31,7

4

Доля налоговых платежей в себестоимости, %

3,3

1,4

1,7

1,9

2,5

5

Налоговая нагрузка на прибыль до налогообложения, %

11,3

3,7

0,5

0,3

0,2


 

Существует несколько  методик, по которым рассчитывается показатель налогового бремени. Согласно одной из них, коэффициент налогового бремени на предприятие можно выразить как соотношение всех налоговых платежей   к выручке от реализации продукции, что позволяет определить долю налогов в выручке от реализации продукции.

НП

НБ =-----×100,

ВР

где НБ - коэффициент налогового бремени на предприятие, НП - сумма налоговых платежей, ВР - выручка от реализации продукции, включая косвенные налоги.

Следовательно,   чем  больше  данный  показатель,   тем  выше  величина  налоговой нагрузки на предприятие.

Величину налогового бремени можно также вычислить  путем отношения налоговых платежей к вновь созданной стоимости, которая рассчитывается по следующей формуле:

ВСС = ОТ + НП + ЧП,

где ВСС - вновь созданная  стоимость, ОТ - затраты на оплату труда, ЧП - чистая прибыль.

При этом методе величина налогового бремени определяется следующим  образом:

НП

НБ =-------×100

ВСС

Данный метод позволяет  сравнивать налоговое бремя любой  организации, несмотря на то, в какой  отрасли она находится.

По данному показателю величина налогового бремени ОАО «Россгострах» за 2005 -2009 гг. имеет тенденцию к сокращению (табл. 2.3) скольку темп роста вновь созданной стоимости превышал тем роста налоговых платежей. Это значит, что ОАО «Россгострах» наращивает результаты своей деятельности.

Для   того,   чтобы   определить   степень   влияния   прямых   налогов   целесообразно использовать следующий метод определения налогового бремени:

    ЧП              ЧП

НБ = 1-------= 1----------------,

           П          ЧП + НП′

где ЧП - чистая прибыль, П - прибыль предприятия, если бы оно не уплачивало налоговые платежи, НП′   -   налоговые   платежи,   за   исключением   косвенных   налогов   (недополученная прибыль).

С помощью данного метода можно  определить, какую долю чистой прибыли  недополучило предприятие из-за уплаты налоговых платежей. Однако он не учитывает  влияние косвенных налогов, поэтому его необходимо использовать в сочетании с оценкой воздействия налогов, включаемых в выручку, на финансовые результаты предприятия.

По степени влияния налоговых  платежей на величину полученной прибыли  у ОАО «Россгострах» также прослеживается положительная тенденция, то есть уменьшается недополученная предприятием прибыль. За пять лет данный показатель уменьшился в два раза (табл. 2.3). Это произошло в результате снижения доли налоговых платежей, приходящихся на чистую прибыль.

Величину налоговой  нагрузки на предприятие также отражают показатели, которые позволяют определить ее косвенными методами.

Долю   налоговых   платежей   в   себестоимости   можно   определить   по   следующей формуле:

    НС

ДНПс =-----×100,

  С

где ДНПс - доля налоговых платежей в себестоимости продукции, НС - налоговые платежи, относимые на себестоимость продукции, С - себестоимость продукции.

К налогам, включаемым в  себестоимость, относятся единый социальный налог, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и др. Данный показатель позволяет сделать вывод о влиянии налоговых платежей на себестоимость, поскольку налоговые платежи, включаемые в себестоимость продукции, приводят к ее увеличению, а значит, и к снижению прибыли. Таким образом, чем он больше, тем больше влияние налоговых платежей на предприятие.

В 2006 году по сравнению с 2005 годом доля налоговых платежей ОАО «Россгострах» в себестоимости снизилась до 1,4%, то есть более, чем в два раза. Большое влияние на данный факт оказало резкое повышение себестоимости продукции. В дальнейшем произошел рост доли налогов в себестоимости и в 2009 году данный показатель составил 2,5 % (см. табл. 2.3).

Учитывая тот факт, что доля налогов в себестоимости  отражает влияние не всех налоговых  платежей, она является одним из важнейших показателей налоговой нагрузки на предприятие.

Налоговое бремя на предприятие  можно определить с помощью отношения  налоговых платежей, относимых на финансовые результаты и величины прибыли  до налогообложения:

                                                             Пфр

НБПдн =----- × 100,

     Пдн

где НБПдн - налоговое  бремя на прибыль до налогообложения, НПфр - налоговые платежи, относимые на финансовые результаты, Пдн - прибыль до налогообложения.

Таким образом, анализ данных, полученных с использованием всех приведенных методов, позволяет сделать вывод, что суммарная налоговая нагрузка на ОАО «Россгострах» за прошедшие 2005 - 2009 годы несколько снизилась. Настораживает только повышение налоговой нагрузки на выручку от реализации за 2009 год по сравнению с 2006 годом на 5,5 % в абсолютном выражении или на 60 % - в относительном.

Как показывает практика подавляющее большинство фискальных нововведений либо не повлияло на экономические  тенденции, либо ухудшило положение предприятий. Начиная с 2002 года, с появлением главы 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль», произошло снижение ставки налога на прибыль до 24 % и отмена налоговых льгот. Это привело к тому, что реальный налог на прибыль для предприятий не снизился, наоборот он увеличился на 6,5 %, так как раньше при 35-процентной ставке налога на прибыль действовала инвестиционная льгота, и до 50 % прибыли можно было расходовать на инвестиции и социальную сферу, поэтому для большинства предприятий фактический налог на прибыль был равен 17,5 % .

При существующей тенденции  к снижению налоговой нагрузки на прибыль до налогообложения, в целом  величина общей налоговой нагрузки на организацию ОАО «Россгострах» достаточно высока. В этих условиях целесообразно осуществить налоговую оптимизацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Развитие  налогообложения страховой деятельности  в РФ

 

3.1 Основные  пути развития страхового сектора  экономики в России

Анализ текущего состояния  и важнейших тенденций развития национальной системы страхования, свидетельствует о необходимости качественного повышения ее роли  в социально-экономической системе государства,  совершенствования правовой базы в сфере страхования, либерализации национального законодательства с учетом современных интеграционных процессов, форм организации, государственного регулирования и надзора страховой отрасли, повышения финансовой грамотности участников страхового рынка.

При реализации видов  страхования, осуществляемых в обязательной форме, имеют место следующие  проблемы:

- низкий уровень страховых выплат и установление различных объемов ответственности (размера страховых сумм) в законах за причинение вреда жизни и здоровью, что приводит к социальной несправедливости;

- отсутствие единого подхода к установлению размеров возмещаемого вреда за поврежденное имущество;

- отсутствие общедоступной статистики,  не позволяющей адекватно оценить средние и максимально возможные убытки, последствия от введения вида страхования на развитие экономики, социальную политику, бюджетное планирование;

- недостаточная эффективность деятельности ассоциаций и объединений страховщиков по защите прав и интересов потребителей страховых услуг.

Введение новых видов  обязательного страхования - это  экстенсивный путь развития, приводящий лишь к росту страховых премий. Интенсивно страховая отрасль может развиваться и быть востребованной только через совершенствование и введение новых видов добровольного страхования.

Основной целью участия  государства в сфере обязательного  страхования должно являться соблюдение основ и принципов обязательного страхования, контроля за его проведением, содействие стабильной работе страховой системы, защите прав потребителей.

Участие государства  предполагает использование различных  механизмов, включая повышение уровня требований к условиям страхования, деятельности страховых организаций, их финансовой устойчивости и платежеспособности, а также создание за счет отчислений страховых организаций системы, гарантирующей страховую выплату страхователям (застрахованным лицам, выгодоприобретателям) в случаях, когда это, по тем или иным причинам, не может осуществить страховая организация или профессиональное объединение страховых организаций.

Информация о работе Налогообложение страховой организации