Налоги с населения как источник доходов местных бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:04, реферат

Описание

Цель курсовой работы – рассмотреть налоги с населения, как источник доходов местных бюджетов.
Исходя из цели курсовой работы вытекают следующие задачи:
1.организация местных финансов;
2.рассмотреть налоговую деятельность РК.
3.современная бюджетная система РК и перспективы ее развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОРГАНИЗАЦИЯ МЕСТНЫХ ФИНАНСОВ 5
1.1 Сущность и значение местных финансов 5
1.2 Доходы и расходы местных бюджетов 8
2 НАЛОГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ГОСУДАРСТВА 13
2.1 Налогообложение в Республики Казахстан 13
2.2 Проблемы взаимоотношений местных и республиканского бюджетов 15
3 СОВРЕМЕННАЯ БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РК И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ 20
3.1 Анализ местного бюджета 20
3.2 Совершенствование принципов бюджетного планирования и межбюджетных отношений в Республике Казахстан26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

Работа состоит из  1 файл

№37 Налоги с населения как источник доходов местных бюджетов - 2.doc

— 839.00 Кб (Скачать документ)

 

3 СОВРЕМЕННАЯ  БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РК  И ПЕРСПЕКТИВЫ  ЕЕ РАЗВИТИЯ

3.1 Анализ местного  бюджета

Доходы местных бюджетов за 2008 год составили 1 830,0 млрд. тенге, или 99,8 % к плану (рисунок 1).

План по доходам  местного бюджета не исполнен следующими регионами: г. Астана (96,4%), Южно-Казахстанской (97,5%), Восточно-Казахстанской (98,8%), Павлодарской (99,2%), Акмолинской (99,7%) Жамбылской областей (99,8%) и г. Алматы (99,3%).

Рисунок 1 – Исполнение плана поступлений по доходам местных бюджетов за 2008 г.

По итогам 9 месяцев  прошлого года местным исполнительным органам было рекомендовано произвести уточнение доходной части местных бюджетов в части пересмотра плана по поступлениям от продажи гражданам квартир. Указанными регионами данная рекомендация не была исполнена. В итоге по указанным регионам не исполнены планы  по поступлениям от продажи гражданам квартир в рамках Государственной программы жилищного строительства и по поступлениям от продажи земельных участков, что повлияло на общие показатели исполнения доходной части местных бюджетов.5

Вместе с тем, следует  отметить, что план по индивидуальному подоходному налогу перевыполнен на сумму 13,1 млрд.тенге, план исполнен на 105,2%, темп роста составил 121,0% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (в общем  
объеме доходов местных бюджетов поступления по данному виду налога доля  
составляет 6,6%), при росте в январе-ноябре 2008 года среднемесячной номинальной заработной платы на 16,9%. По ИПН перевыполнение обеспечено следующими  
регионами: Атырауской области (на 4 млрд.тенге), Западно-Казахстанской области  
(3,1 млрд.тенге), г.Алматы (2 млрд.тенге), Актюбинской области (1,5 млрд.тенге).

Анализ планов поступлений  доходов местных бюджетов на 2009 год  показал, что значительный рост плановых показателей по поступлениям от продажи квартир  
по сравнению с планом 2008 года наблюдается по г.Астана (236,9%) и Восточно-Казахстанской области (234,8%), по поступлениям от продажи земельных участков по Атырауской области (115,7%) и Павлодарской области (117,1%), это означает, что под запланированные доходы планируются соответствующие расходы.

Во избежание ситуации сложившейся в 2008 году МФ рекомендует  местным исполнительным органам с учетом реальной ситуации в экономике пересмотреть планы поступлений доходов местных бюджетов.

Рисунок 2 – Государственный и гарантированный государство долг

Долг местных  исполнительных органов республики по состоянию на 1 января 2009 года составил 2,5 млрд. тенге. По сравнению с началом 2008 года долг уменьшился на 2,7 млрд.тенге.

На 1 января 2009 года объем  гарантированного государством долга составил 68,0 млрд.тенге. По сравнению с началом 2008 года долг в тенговом выражении увеличился на 2,3 млрд.тенге (Рисунок 2).

Расходы государственного бюджета  на 1 января 2009 года (без учета погашения займов) составили 4373,8 млрд.тенге, или 99,0 % к плану финансирования по платежам, в том числе расходы республиканского бюджета – 3 658,4 млрд. тенге, или 99,6% к плану, местные бюджеты – 1 844,9 млрд. тенге и исполнены на 98,2%. Темпы роста всех уровней бюджета по сравнению с аналогичным периодом прошлого года соответственно составили 140,5%, 147,7%, 121,5% (рисунок 3).

Рисунок 3 – Исполнение расходов государственного бюджета за 2008 год в сравнении с прошлым 2007 года

О состоянии  исполнения расходной части местных  бюджетов

Расходы местных  бюджетов исполнены на 1 844,9 млрд. тенге, или 98,2% к плану на отчетный период в сумме 1 878,0 млрд.тенге. План местных бюджетов не исполнен на сумму 33,2 млрд.тенге, или на 7,3 млрд.тенге больше, чем на 1 января 2008 года.

Основная доля неисполнения бюджетных средств  приходится на следующие регионы: г. Астана – 9,9 млрд.тенге, Южно-Казахстанская – 5,3 млрд.тенге, г. Алматы – 5,0 млрд.тенге, Кызылординская область – 2,7 млрд. тенге, Западно-Казахстанская область – 2,4 млрд. тенге, Восточно-Казахстанская область – 2,2 млрд. тенге (Таблица 3).

Таблица 3

За 2008 год из республиканского бюджета перечислено  целевых трансфертов местным исполнительным органам в сумме 476,6 млрд.тенге, которые по данным местных исполнительных органов использованы на сумму 467,5 млрд.тенге, или 98,1%. Неосвоение средств составило 9,1 млрд.тенге, в том числе по целевым текущим трансфертам 0,3 млрд.тенге и по целевым трансфертам на развитие – 8,8 млрд.тенге. (Таблица 4).

Таблица 4

Основная сумма  неосвоения по целевым трансфертам на развитие в сумме 8,8 млрд.тенге приходится на трансферты, администрируемые следующими министерствами:

- транспорта  и коммуникаций – 4,5 млрд.тенге, которая сложилась по развитию транспортной инфраструктуры.

В разрезе регионов основная сумма недоосвоения приходится по следующим регионам:

- в г. Астане  – 4,2 млрд.тенге, из них: 1,4 млрд.тенге по строительству нового моста М-3 в связи с неисполнением подрядчиком договорных обязательств; 1,0 млрд.тенге по реконструкции проспекта Богенбая на участке от улицы Сары-Арка до транспортной развязки на северном объезде" 3 участок от начала эстакады до конца транспортной развязки в двух уровнях на пересечении с улицей Угольная, в связи с судебными разбирательствами;

- в Западно-Казахстанской  области – 0,2 млрд. тенге, по реконструкции  
автомобильной дороги "Жампиты Каратобе"  в связи с судебными разбирательствами между подрядчиком и управлением автодорог.

- образования  и науки – 1,7 млрд.тенге по  строительству и реконструкции  объектов образования, из них: 

- в Кызылординской  области - 0,8 млрд.тенге, из них  по строительствам средней школы  на 1200 мест в поселке Айтеке  би Казалинского района, средних школ на 1200 мест в поселке Жалагаш Жалагашского района, в селе Жосалы Кармакшинского района; в поселке Кызылжарма города Кызылорды по 0,2 млрд.тенге из-за отставания от графика выполнения работ;

- в Южно-Казахстанской  области 0,3 млрд.тенге, из них  по строительствам новых школ на 900 мест имени Л.Жолдасова в  сельском округе Лесбек батыр Сарыагашского района - 0,1 млрд.тенге, на 300 мест имени Н.Шойбекова в населенном пункте Ашыколь сельского округа Жамбыл Сарыагашского районав – 0,04 млрд.тенге, средней школы на 260 мест в селе Достык Сарыагашского района – 0,02 млрд.тенге по строительству новой школы на 300 мест имени Г.Муратбаева в селе Амангельды сельского округа Кажимукан из-за несоблюдения технологии производства строительных работ; 

- в Павлодарской  области 0,2 млрд.тенге, из них  по строительству средней школы на 1200 мест в городе Аксу - 0,1  млрд.тенге, подрядчиком ТОО "Дейкар" в течение года договорные обязательства исполнялись несвоевременно, в конце 2008 года счет подрядчика был арестован;  по строительству школы-интерната на 600 мест в селе Баянаул Баянаульского района - 0,1 млрд.тенге из-за приостановления работ с июня по август 2008г. за счет удорожания стройматериалов, транспортных расходов и поздним утверждением ПСД (25.08.08 г.);

- здравоохранения  – 0,8 млрд.тенге по строительству  и реконструкции объектов здравоохранения, из них:

- по г. Астане  – 0,4 млрд.тенге, из них по строительству центра крови - 0,2  
млрд.тенге, в связи с несвоевременным сносом дачных участков; по строительству  
амбулаторно-поликлинического комплекса (взрослая поликлиника на 350 посещений в смену, детская поликлиника на 150 посещений в смену) в микрорайоне Юго-Восток (правая сторона) - 0,1 млрд.тенге в связи с невыполнением работ и отставанием подрядчика от графика производства работ;

- в Южно-Казахстанской  области  - 0,3 млрд.тенге, из них: 0,04 млрд.тенге по строительству центральной районной больницы на 240 коек с поликлиникой на 500 посещений в смену в селе Темирлановка Ордабасинского района в связи с несоблюдением технологии производства строительных работ, оставлено 10% на завершение инвестиционного проекта;

- индустрии и торговли – 0,6 млрд.тенге, основная доля которого приходится на целевые трансферты:

- на развитие  и обустройство инженерно-коммуникационной  инфраструктуры - 0,2 млрд.тенге, (из них  по Восточно-Казахстанской области - 0,1 млрд.тенге в связи с недопоставкой магистральных труб; Павлодарской области - 0,1 млрд.тенге, в связи с неисполнением подрядчиками договорных обязательств, позднее предоставление актов выполненных работ);

- на развитие  благоустройства городов и населенных  пунктов – 0,2 млрд.тенге, (из них 0,1 млрд.тенге - на организацию судоходства по реке Есиль (1 очередь строительства от улицы Сары-Арка до резиденции Президента) в городе Астане, поскольку акт приемки государственной комиссии находится на подписании; на реконструкцию русла реки Ишим - 0,1 млрд.тенге в результате невыполнения работ подрядчиком).

- на строительство  жилья государственного коммунального  жилищного фонда – 0,1 млрд.тенге;

- сельского хозяйства  – 0,4 млрд.тенге, которая сложилась  по развитию системы водоснабжения, из них:

- в Акмолинской области 0,1 млрд.тенге, из них: 0,06 млрд.тенге по реконструкции сетей и сооружений водопровода в селе Кощи Целиноградского района, в связи неисполнением подрядчиком ТОО "Альянс Строй Инвест" договорных обязательств; 0,04 млрд.тенге по реконструкции водопроводных сетей в селах Раздольное и Байдалы Аршалинского района в связи  с изменением проектно-сметной документации;

- энергетики  и минеральных ресурсов – 0,3 млрд.тенге, которая сложилась по развитию теплоэнергетической системы, из них:

- г. Астане – 0,3 млрд.тенге, из них: по расширению и реконструкции ТЭЦ-2 с установкой котлоагрегатов и водогрейной котельной - 0,1 млрд.тенге из-за задержки поставки оборудования; по реконструкции ТЭЦ-1 - 0,08 млрд.тенге, в связи с поздним проведением конкурсных процедур (октябрь); по строительству тепломагистрали III ввода от ТЭЦ-2 в Левобережную часть города - 0,07 млрд.тенге, в связи с задержкой сноса дачных участков.

Говоря об освоении целевых трансфертов, хочу отметить о нарушении бюджетного законодательства и искажения бюджетной отчетности местными исполнительными органами.

Так, по г. Астане сумма неиспользованных целевых  трансфертов  выделенных из республиканского бюджета составила - 5,5 млрд. тенге, при этом сумма остатка средств на контрольном счете наличности местного бюджета на начала года составила лишь 140 млн. тенге, то есть местный исполнительный орган города Астаны средства, выделенные из республиканского бюджета направили на финансирование местных бюджетных программ.

Аналогичная ситуация сложилась по городу Шымкенту, целевые трансферты, перечисленные из областного бюджета, не освоены на сумму 1,8 млрд. тенге и направлены на финансирование местных бюджетных программ (остаток средств на контрольном счете наличности бюджета города - 50,0 млн. тенге).

Также, Южно-Казахстанской областью была нарушена норма Бюджетного кодекса и Правил исполнения республиканского и местных бюджетов, предусматривающая особый порядок  бюджетного процесса для пилотных проектов.  Так, целевые трансферты, выделенные из республиканского бюджета, в сумме  427,2 млн. тенге, администрируемой Управлением строительства, в нарушение бюджетного законодательства были перераспределены на местные бюджетные программы образования – 89,2 млн.тенге, здравоохранение – 338,1 млн.тенге,  администрируемые  Управлениями образования и здравоохранения.

Что касается продления  договоров по неиспользованным суммам целевых трансфертов, выделенным местным  исполнительным органам в 2008 году, то в реализацию норм Бюджетного кодекса Министерством финансов разработан проект постановления, о разрешении местным исполнительным органам использовать сумм целевых трансфертов в части неоплаченных обязательств и направлен на согласование в министерства экономики и бюджетного планирования и юстиции.

3.2 Совершенствование принципов бюджетного планирования и межбюджетных отношений в Республике Казахстан

 

В ходе работы нынешней сессии Парламента Республики Казахстан  обсуждаются стратегически важные для дальнейшего развития страны законопроекты, в которых будут закреплены правовые основы государственного регулирования процессов социального и экономического роста на долгосрочную перспективу. Это налоговый и бюджетные кодексы, трехлетний бюджет развития и законопроект о конкуренции.

Правовая основа государственного регулирования процессов развития экономики и общества приобретает все большую социальную направленность, совершенствуются механизмы регулирования экономики, принципы бюджетных взаимоотношений центра и регионов, методология планирования и прогнозирования социально-экономических индикаторов развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Следует отметить, что, несмотря на разногласия в позициях предпринимателей и разработчиков, проектом нового налогового кодекса предусмотрено стимулирование дальнейшего развития малого и среднего бизнеса, максимальное снижение общей налоговой нагрузки для не сырьевых секторов экономики за счет повышения экономической отдачи добывающего сектора экономики, существенное упрощение налогового администрирования и оптимизация системы налоговых льгот. Для не сырьевого сектора экономики предусмотрено поэтапное снижение ставки корпоративного подоходного налога с 30% до 20% в 2009 году, до 17,5% в 2010 году и до 15% в 2011 году. Предлагаемые изменения фискальных отношений государства и бизнеса направлены на обеспечение роста экономики регионов, повышение доходности региональных бюджетов и достижение бюджетного равенства в расходах на социальные нужды, результативности расходования финансовых средств государства.6

Информация о работе Налоги с населения как источник доходов местных бюджетов