Налоговые доходы федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 00:40, курсовая работа

Описание

В сложившейся кризисной ситуации наиболее значимой экономической задачей является задача формирования доходов бюджета. Доходы бюджета создают не только материальную основу существования самого государства, но и базу покрытия потребностей в средствах для выполнения основной части возложенных на государство функций. Налоги и сборы являются основными источниками поступлений в бюджет и, следовательно, источниками ресурсов для покрытия общегосударственных расходов.
Одним из основных факторов увеличения поступления налоговых доходов в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ является работа Министерства финансов РФ совместно с Федеральной налоговой службой по налог

Содержание

Содержание
Введение 3
1. Сущность и особенности планирования налоговых доходов федерального бюджета РФ 5
1.1. Налоговые доходы федерального бюджета РФ 5
1.2. Планирование налоговых поступлений в федеральный бюджет РФ 9
1.3. Нормативное регулирование налогообложения в РФ 14
2. Анализ налоговых доходов федерального бюджета РФ 18
1.2. Анализ поступления налоговых доходов в федеральный бюджет РФ в 2004-2009 гг. 18
2.2. Прогнозирование налоговых поступлений в федеральный бюджет РФ в 2010-2012 гг. 26
3. Проблемы и направления совершенствования планирования налоговых поступлений в федеральный бюджет РФ 31
3.1. Проблемы планирования налоговых доходов федерального бюджета РФ 31
3.2. Направления совершенствования планирования налоговых доходов федерального бюджета РФ 34
Заключение 37
Список использованной литературы 38
Приложения 40

Работа состоит из  1 файл

kursovaya (1).doc

— 292.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение

      В сложившейся кризисной ситуации наиболее значимой экономической задачей  является задача формирования доходов  бюджета. Доходы бюджета создают не только материальную основу существования самого государства, но и базу покрытия потребностей в средствах для выполнения основной части возложенных на государство функций. Налоги и сборы являются основными источниками поступлений в бюджет и, следовательно, источниками ресурсов для покрытия общегосударственных расходов.

      Одним из основных факторов увеличения поступления налоговых доходов в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ является работа Министерства финансов РФ совместно с Федеральной налоговой службой по налоговому планированию.

      Еще французский философ Ш. Монтескье, писал, что ничто не требует столько  мудрости и ума, как определение  той части, которую у подданных  забирают, и той, которая у них  остается. Налоговое планирование представляет собой комплекс мер, посредством которых осуществляется определение на заданный временной период экономически обоснованного размера налоговых поступлений в бюджет.

      В связи с этим целью курсовой работы является анализ планирования налоговых доходов федерального бюджета РФ.

      Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

  • определить сущность налоговых доходов федерального бюджета РФ;
  • определить особенности планирования налоговых доходов федерального бюджета РФ;
  • проанализировать нормативное регулирование налогообложение в РФ;
  • проанализировать структуру налоговых доходов федерального бюджета РФ;
  • составить прогноз налоговых поступлений в федеральный бюджет РФ в 2010-2011 гг.
  • рассмотреть основные проблемы планирования налоговых доходов федерального   бюджета РФ;
  • определить направления совершенствования планирования налоговых доходов федерального бюджета РФ.

      Предмет исследования – планирование налоговых доходов федерального бюджета РФ.

      Объект  исследования – налоговые доходы федерального бюджета РФ.

      Исследование  основывается на работах экономистов: Поляка Г. Б., Мысляевой И. М., Майбурова И. А. ,  Врублевской О. В., Романовского М. В. и др.

      В процессе исследования были использованы методы математико-статистического и эконометрического анализа.

      Курсовая  работа содержит 39 страниц, 4 таблицы, 4 рисунка, 21 литературный источник, 1 приложение.

 

1. Сущность  и особенности  планирования налоговых  доходов федерального  бюджета РФ

1.1. Налоговые доходы федерального  бюджета РФ

      С экономической точки зрения, налоги представляют собой главный инструмент перераспределения доходов и финансовых ресурсов, осуществляемых органами государственной власти. С юридической точки зрения, налоги – это устанавливаемые законодательством размеры, формы, методы, сроки безвозмездного изъятия государством части доходов юридических и физических лиц.

      В РФ согласно 8 статье Налогового кодекса РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. [ст. 8, 3]

      Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).    [ст. 8, 3]

      Налогоплательщиками и плательщиками  сборов в РФ признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

      Согласно 3 статье Налогового кодекса РФ при  установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, а  именно:

  • Объект налогообложения – юридический факт или совокупность юридических фактов (юридический состав), с которыми связано возникновение обязанности уплачивать налог;
  • Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения;
  • Налоговый период – период времени, по истечении которого окончательно формируется налоговая база и определяется конечный размер налогового обязательства;
  • Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;
  • Порядок исчисления налога – методика исчисления суммы налога, причитающейся к уплате налогоплательщиком с объекта налога;
  • Порядок и сроки уплаты налога – законодательно установленные способы и сроки внесения налога его получателю.

      Согласно 6 статье  Бюджетного кодекса РФ бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. [ст. 6, 2]

      Федеральный бюджет РФ предназначен для исполнения расходных обязательств РФ. Доходы федерального бюджета РФ формируется за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также безвозмездных и безвозвратных перечислений.

      Налоги  составляют основную часть доходов  федерального бюджета РФ. В соответствии со статьей 50 Бюджетного кодекса РФ в федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

  • налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, – по нормативу 100 процентов;
  • налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в РФ через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) – по нормативу 100 процентов;
  • налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции – по нормативу 20 процентов;
  • налога на добавленную стоимость – по нормативу 100 процентов;
  • акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья – по нормативу 50 процентов;
  • акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, – по нормативу 100 процентов;
  • акцизов на спиртосодержащую продукцию – по нормативу 50 процентов;
  • акцизов на табачную продукцию – по нормативу 100 процентов;
  • акцизов на автомобили легковые и мотоциклы – по нормативу 100 процентов;
  • акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию РФ, – по нормативу 100 процентов;
  • налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) – по нормативу 100 процентов;
  • налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) – по нормативу 95 процентов;
  • налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) – по нормативу 40 процентов;
  • налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, за пределами территории РФ – по нормативу 100 процентов;
  • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) – по нормативу 100 процентов;
  • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) – по нормативу 95 процентов;
  • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ, за пределами территории РФ при выполнении соглашений о разделе   продукции – по нормативу 100 процентов;
  • сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) – по нормативу 20 процентов;
  • сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) – по нормативу 20 процентов;
  • водного налога – по нормативу 100 процентов;
  • единого социального налога по ставке, установленной Налоговым кодексом РФ в части, зачисляемой в федеральный бюджет, – по нормативу 100 процентов;
  • государственной пошлины (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты) – по нормативу 100 процентов.

      Таким образом, налоги являются основными  источниками бюджетных поступлений, посредством которых обеспечивается финансовая деятельность государства.  

1.2. Планирование налоговых поступлений в федеральный бюджет РФ

      Налоговое планирование представляет собой комплекс мер, посредством которых государство осуществляет составление экономически обоснованных прогнозов поступления налоговых доходов в бюджет.            [с. 175, 10]

      Цель налогового планирования  – определение объемов экономически обоснованных поступлений налогов и сборов в бюджет в планируемом периоде.

      Как правило, налоговое планирование осуществляется с ориентацией на максимально высокий уровень мобилизации налогов и сборов в бюджет, что связано с постоянно растущими потребностями государства.

      Различают текущее (оперативное, краткосрочное) и  перспективное (среднесрочное, долгосрочное) налоговое планирование.

      Текущее налоговое планирование служит основой для составления проектов бюджетов, которые разрабатываются и утверждаются на год.      При этом целесообразно разделять процесс текущего планирования на краткосрочное и оперативное планирование.

      Краткосрочное налоговое планирование предполагает формирование проекта налоговых доходов бюджета на очередной год. Установленная величина налоговых доходов впоследствии законодательно утверждается в составе бюджета в целом. Однако в процессе исполнения бюджета возникает необходимость установления степени выполнения плана текущего периода, что осуществляется в рамках оперативного планирования. Оперативное налоговое планирование осуществляется на месяц или квартал, оно призвано обеспечить реальную оценку поступления налогов на ближайшее время. Оперативные планы не изменяют показатели раннее составленного прогноза налоговых доходов бюджета, утвержденного законодательно, а лишь конкретизируют их.

      В процессе осуществления текущего планирования в основном решаются тактические  задачи, вследствие чего создаются важнейшие предпосылки для выработки стратегии налогового планирования. Эта стратегия определяется в процессе среднесрочного и долгосрочного налогового планирования.

      При текущем планировании детально анализируются  и определяются размеры, как общей совокупности налогов, так и отдельных их видов. В перспективном налоговом планировании, как правило, нет подразделения по видам налогов, оно охватывает совокупность всех налоговых доходов бюджета.

      В РФ планирование налоговых доходов федерального бюджета осуществляет Министерство финансов РФ совместно с Федеральной налоговой службой.

      Министерство  финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой, валютной политики в РФ, осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. [с. 66, 16]

      Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. [ст. 1, 5]

      Процесс планирования налоговых доходов федерального бюджета РФ включает в себя четыре этапа:

      I этап – аналитическая стадия сбора и обработки информации. На этой стадии органы Федеральной службы государственной статистики, Федеральной налоговой службы, Федерального казначейства доводят до Министерства финансов обобщенные сведения о текущих налоговых поступлениях. Эти сведения предоставляются отдельно по каждому налогу.

      Сбор  и обработка этих данных позволяют  судить о тех негативных моментах, которые проявляются в процессе сбора налогов (степень отклонения фактических поступлений от расчетных, количество выявленных налоговых правонарушений, причины недоимок и т.п.).

      В то же время подобного рода анализ позволяет выявить позитивное влияние действующей налоговой системы на экономическое развитие. Например, абсолютное увеличение налоговых поступлений по отдельным видам налогов, влияние существующих налоговых ставок на процесс инвестирования, структурные сдвиги в экономике и т.п.

      Все это имеет большое значение как при корректировке основных направлений налоговой политики на следующий год, так и при определении конкретных налоговых ставок по отдельным видам налоговых платежей.

      II этап Министерство экономического развития представляет Министерству финансов прогнозируемые на следующий год и среднесрочную перспективу макроэкономические показатели, от которых зависит размер налоговых поступлений. Это такие показатели, как: объем ВВП; объем денежной массы; предполагаемый объем прибыли, создаваемый в отдельных отраслях хозяйства и на отдельных территориях; размер фонда оплаты труда; уровень инфляции; объем товарооборота и др.

Информация о работе Налоговые доходы федерального бюджета