Налоговые доходы федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 00:40, курсовая работа

Описание

В сложившейся кризисной ситуации наиболее значимой экономической задачей является задача формирования доходов бюджета. Доходы бюджета создают не только материальную основу существования самого государства, но и базу покрытия потребностей в средствах для выполнения основной части возложенных на государство функций. Налоги и сборы являются основными источниками поступлений в бюджет и, следовательно, источниками ресурсов для покрытия общегосударственных расходов.
Одним из основных факторов увеличения поступления налоговых доходов в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ является работа Министерства финансов РФ совместно с Федеральной налоговой службой по налог

Содержание

Содержание
Введение 3
1. Сущность и особенности планирования налоговых доходов федерального бюджета РФ 5
1.1. Налоговые доходы федерального бюджета РФ 5
1.2. Планирование налоговых поступлений в федеральный бюджет РФ 9
1.3. Нормативное регулирование налогообложения в РФ 14
2. Анализ налоговых доходов федерального бюджета РФ 18
1.2. Анализ поступления налоговых доходов в федеральный бюджет РФ в 2004-2009 гг. 18
2.2. Прогнозирование налоговых поступлений в федеральный бюджет РФ в 2010-2012 гг. 26
3. Проблемы и направления совершенствования планирования налоговых поступлений в федеральный бюджет РФ 31
3.1. Проблемы планирования налоговых доходов федерального бюджета РФ 31
3.2. Направления совершенствования планирования налоговых доходов федерального бюджета РФ 34
Заключение 37
Список использованной литературы 38
Приложения 40

Работа состоит из  1 файл

kursovaya (1).doc

— 292.50 Кб (Скачать документ)
 

Продолжение таблицы 2.1

Государственная пошлина 3,5 23,6 25,9 29,6 24,6 33,7 23,5
 

      Графическое изображение кассового исполнения налоговых доходов федерального бюджета РФ в 2004-2009 гг. представлено на рис. 2.1.

Рис. 2.1 Исполнение налоговых доходов  федерального бюджета РФ в 2004-2009 гг. * 

      Темпы роста налоговых доходов федерального бюджета РФ в 2004-2009 гг. приведены  в табл. 2.2.

      В целом, как видно, из табл. 2.2, в последние годы наблюдалась положительная динамика поступления налоговых доходов в федеральный бюджет РФ.

      Наиболее  впечатляющие темпы роста налоговых  доходов в федеральном бюджете  РФ были продемонстрированы в 2007 г., когда  прирост налоговых доходов к предыдущему году составил 29%. И это очень высокий показатель на фоне российской финансовой системы. В абсолютном выражении в 2007 г. прирост налоговых доходов в федеральном бюджете РФ к предыдущему году составил 1038,04 млрд. руб.

Таблица 2.2

Темпы роста налоговых доходов федерального бюджета РФ

в 2005-2009 гг.,  в млрд. руб.*

Наименование  показателя 2005 2006 2007 2008 2009

(янв.-сент.)**

Доходы 1,50 1,22 1,24 1,19 0,71
В том  числе:

Налоговые доходы

0,99 1,15 1,29 1,13 0,69
В том числе:

Налог на прибыль организаций

1,84 1,35 1,26 1,19 0,24
Единый  социальный налог 0,60 1,18 1,28 1,25 1,02
Налог на добавленную стоимость 1,38 1,03 1,50 0,94 0,93
Акцизы 0,98 1,03 1,22 1,19 0,62
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 2,01 1,28 1,04 1,41 0,53
Государственная пошлина 6,80 1,10 1,14 1,14 0,96
 

      Исполнение  федерального бюджета РФ в 2009 г. происходит в условиях мирового финансового  кризиса, в результате чего наблюдается  замедление темпов роста налоговых  поступлений.

      По  данным Министерства финансов РФ доходы федерального бюджета РФ за январь-сентябрь 2009 г. составили 5114,42 млрд. руб. Расходы федерального бюджета РФ за отчетный период по кассовому исполнению составили 6441,65 млрд. руб. Дефицит федерального бюджета составил 1327,23 млрд. руб.

      Как видно из табл. 2.2 всего в январе-сентябре 2009 г. в федеральный бюджет РФ поступило 2818,3 млрд. руб. налоговых доходов, что на 31% меньше, чем в январе-сентябре 2008 г.

      Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет РФ в январе-сентябре 2009 г. составили 142,9 млрд. руб. По сравнению с январем-сентябрем 2008 г. поступления снизились в 4,2 раза. Снижение поступлений обусловлено ухудшением результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций (ростом количества убыточных организаций и суммы полученного убытка с одновременным снижением количества прибыльных организаций и суммы полученной ими прибыли) и снижением с 2009 г. ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет РФ, с 6,5% до 2%.

      Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет РФ, в январе-сентябре 2009 г. составили 375,7 млрд. руб. и  по сравнению с январем-сентябрем 2008 г. выросли на 5,9 млрд. руб., или на 1,6%.

      Поступления налога на добавленную стоимость в январе-сентябре  2009 г. составили 1506,1 млрд. руб. и по сравнению с январем-сентябрем 2008 г. снизились на 120,5 млрд. руб. или на 7%.

      Поступления акцизов в федеральный бюджет РФ в январе-сентябре 2009 г. составили 73,0 млрд. руб. и снизились относительно января-сентября 2008 г. на 45,2 млрд. руб. или на 38%.

      Снижение  поступлений акцизов в федеральный  бюджет РФ обусловлено изменением законодательства в части акцизов на нефтепродукты. С 2009 г. уплата акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла осуществляется в бюджет субъекта РФ в полном объеме.

      Как видно из табл. 2.2 поступления налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами в федеральный бюджет РФ в январе-сентябре 2009 г. составили  696,5 млрд. руб. По сравнению с январем-сентябрем 2008 г. поступления снизились на 625,7 млрд. руб.        или на 47%, что обусловлено снижением цены на нефть (с 106,8$ в декабре 2007 г. – августе 2008 г. до 53,2$; в декабре 2008 г. – августе 2009 г., или в 2 раза).

      Доходы  федерального бюджета РФ от государственной пошлины в январе-сентябре 2009 г. составили 23,5 млрд. руб. и по сравнению с январем-сентябрем 2008 г. снизились на 1,1 млрд. руб. или на 4%.

      Как уже отмечалось, налоги составляют основную часть доходов федерального бюджета РФ. При этом разные налоги в разной степени участвуют в формировании доходов федерального бюджета. Структура налоговых доходов федерального бюджета РФ в 2004-2009 гг. представлена в табл. 2.3. 

Таблица 2.3

Структура налоговых доходов  федерального бюджета РФ

в 2004-2009 гг.,  в %.*

Наименование  показателя 2004 2005 2006 2007 2008

(янв.-сент.)

2008 2009

(янв.-сент.)

Налоговые доходы

всего в доходах  бюджета

91,99 61,05 57,27 59,55 56,82 56,41 55,10
В том  числе:

Налог на прибыль  организаций

6,00 7,36 8,12 8,24 8,44 8,21 2,79
Единый  социальный

налог

12,90 5,22 5,03 5,20 5,17 5,46 7,35
 

Продолжение таблицы 2.3

Налог на добавленную стоимость 31,20 28,71 24,06 29,06 22,73 22,99 29,45
Акцизы 3,20 2,09 1,76 1,74 1,65 1,73 1,43
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 12,66 17,01 17,78 14,87 18,48 17,65 13,62
Государственная пошлина 0,10 0,46 0,41% 0,38 0,34 0,36 0,46
 

      Как видно из табл. 2.3 основную долю налоговых доходов федерального бюджета РФ составляют косвенные налоги – налог на добавленную стоимость и акцизы. В сумме на эти два налога приходится примерно 1/3 доходов федерального бюджета РФ. Наибольший доход обеспечивает налог на добавленную стоимость. В доходах федерального бюджета РФ в январе-сентябре  2009 г. его доля составила 29,45%.

      Доля  акцизов в федеральном бюджете  РФ незначительна. В первую очередь, это обусловлено тем, что, начиная  с 2004 г. большая часть акцизов  была передана региональным бюджетам. В последнее время наблюдается тенденция снижения доли акцизов в федеральном бюджете. В январе-сентябре 2009 г. доля акцизов в федеральном бюджете РФ составила 1,43%. Снижение поступлений акцизов в январе-сентябре 2009 г., как уже отмечалось, связано с изменением законодательства в части акцизов на нефтепродукты.

      До 2004 г. значительную долю доходов федерального бюджета РФ составлял единый социальный налог – 12,90%. В 2005 г. доля единого социального налога в доходах федерального бюджета РФ сократилась до 5,22%. Такое сокращение связано с изменением в 2005 г. шкалы налогообложения по единому социальному налогу. Максимальная ставка единого социального налога, в части, зачисляемой в федеральный бюджет РФ, снизилась с 28% до 20%. В январе-сентябре 2009 г. доля единого социального налога в доходах федерального бюджета РФ составила 7,35%. Кроме того, стоит отметить, что планируется отмена единого социального налога с 2010 г.

      Существенную долю доходов федерального бюджета РФ составляют налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами. Доля налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами в январе-сентябре 2009 г. в федеральном бюджете РФ составила 13,62%.

      Доля  налога на прибыль организаций в  доходах федерального бюджета РФ на протяжении 2004-2008 гг. практически  не изменялась и составляла       6-8%. В январе-октябре 2009 г. доля налога на прибыль организаций в доходах  федерального бюджета РФ резко сократилась и составила 2,79%. Прежде всего, такое сокращение обусловлено четкой тенденцией снижения прибыли организаций в сложившихся экономических условиях.

      Незначительную  часть доходов федерального бюджета  РФ составляет государственная пошлина – менее 0,5%. В январе-сентябре 2009 г. доля государственной пошлины в доходах федерального бюджета РФ составила 0,46%.

      Как видно из табл. 2.3, в 2004 г. основную долю доходов федерального бюджета РФ составляли налоговые доходы – 91,99%. В 2005 г. доля налоговых доходов в федеральном бюджете сократилась до 61,05%. В первую очередь, такое сокращение связано с тем, что с 2005 г. таможенная пошлина, которая составляет основную часть доходов федерального бюджета, не относится к налоговым доходам. В последние годы наблюдается тенденция сокращение доли налоговых доходов в федеральном бюджете   РФ.

      Структура поступления доходов в федеральный  бюджет РФ по видам налогов в январе-октябре 2009 г. представлена на рис. 2.2.

Рис. 2.2 Структура поступления доходов в федеральный бюджет РФ

по  видам налогов  в январе-сентябре 2009 г. * 

      Таким образом, большую часть доходов федерального бюджета РФ составляют налоговые доходы. В сегодняшней кризисной ситуации  наблюдается значительное сокращение поступления налоговых доходов в федеральный бюджет РФ. Поэтому в условиях финансового кризиса необходимо уделять особое внимание прогнозированию величины налоговых поступлений в федеральный бюджет РФ.

 

2.2. Прогнозирование  налоговых поступлений  в федеральный бюджет РФ в 2010-2012 гг.

      Как уже отмечалось, на основе показателя ВВП прогнозируется общий размер налоговых поступлений в бюджет, т.к. именно этот показатель формирует налоговую базу.

      Рассмотрим  воздействие величины номинального ВВП на объем поступления налоговых доходов в федеральный бюджет РФ.

      Данные  о кассовом исполнении налоговых доходов федерального бюджета РФ и номинальном объеме ВВП в 1995-2008 гг. представлены в табл. 2.4. 

Таблица 2.4

Налоговые доходы федерального бюджета РФ, номинальный  объем ВВП в 1995-2008 гг. *

  Налоговые доходы федерального бюджета РФ, млрд. руб. ВВП, млрд. руб.
1995 г. 175,3 1428,5
1996 г. 218,7 2007,8
1997 г. 262,6 2342,5
1998 г. 253,3 2629,6
1999 г. 509,7 4823,2
2000 г. 964,8 7305,6
2001 г. 1460,4 8943,6
2002 г. 2035,6 10830,5
2003 г. 2394,2 13243,2
2004 г. 3154,3 17048,1
2005 г. 3130,2 21624,6
2006 г. 3595,7 26882,9
2007 г. 4633,7 32988,6
2008 г. 5232,7 41668,0

Информация о работе Налоговые доходы федерального бюджета