Налоги с населения как источник доходов местных бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:04, реферат

Описание

Цель курсовой работы – рассмотреть налоги с населения, как источник доходов местных бюджетов.
Исходя из цели курсовой работы вытекают следующие задачи:
1.организация местных финансов;
2.рассмотреть налоговую деятельность РК.
3.современная бюджетная система РК и перспективы ее развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОРГАНИЗАЦИЯ МЕСТНЫХ ФИНАНСОВ 5
1.1 Сущность и значение местных финансов 5
1.2 Доходы и расходы местных бюджетов 8
2 НАЛОГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ГОСУДАРСТВА 13
2.1 Налогообложение в Республики Казахстан 13
2.2 Проблемы взаимоотношений местных и республиканского бюджетов 15
3 СОВРЕМЕННАЯ БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РК И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ 20
3.1 Анализ местного бюджета 20
3.2 Совершенствование принципов бюджетного планирования и межбюджетных отношений в Республике Казахстан26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

Работа состоит из  1 файл

№37 Налоги с населения как источник доходов местных бюджетов - 2.doc

— 839.00 Кб (Скачать документ)

 

1.2 Доходы и  расходы местных бюджетов

Поступления в местные бюджеты Республики Казахстан включают следующие виды:

1) доходы местных  бюджетов;

2) полученные  официальные трансферты от вышестоящих  бюджетов, юридических и физических лиц, иностранных государств;

3) погашения  основного долга по ранее выданным  из местных бюджетов кредитов.

В свою очередь, доходы состоят из:2

а) поступлений  налогов, сборов и других обязательных платежей;

б) неналоговых  поступлений;

в) доходов от операций с капиталом.

Закрепленные  за местными бюджетами налоги, сборы  и обязательные платежи на 2001 год включали:

  • корпоративный подоходный налог, собираемый в административно-территориальной единице, в размере 50%;
  • акцизы на спиртосодержащие напитки, игорный бизнес в размере 50%;
  • индивидуальный подоходный налог;
  • социальный налог;
  • налог на имущество;
  • земельный налог;
  • налог на транспортные средства;
  • доля Республики Казахстан по разделу продукции по заключенным контрактам в части, поступающей в местные бюджеты;
  • сборы, платы, пошлины (за исключением сбора за регистрацию эмиссии ценных бумаг).

Неналоговые поступления  в местные бюджеты включают:

  • дивиденды на акции предприятий, являющихся коммунальной собственностью;
  • доходы от лотерей, проводимых местными органами;
  • вознаграждения (интересы) за кредиты из местных бюджетов;
  • поступления от продажи имущества, принадлежащего местным органам;
  • поступления от реализации услуг со стороны государственных учреждений, подведомственных местным органам;
  • поступления от аренды имущества коммунальной собственности;
  • поступления от государственных закупок, организуемых государственными учреждениями, подведомственными местным органам;
  • поступления от аренды земельных участков;
  • платежи за загрязнение окружающей среды в местные государственные фонды охраны окружающей среды в размере 50%;
  • прочие административные сборы;
  • административные штрафы и санкции, взимаемые государственными учреждениями, подведомственными местным исполнительным органам;
  • иные поступления, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

Соотношение между  отдельными категориями поступлений  в местные бюджеты в среднем по Казахстану, по данным таблицы 1, сложилось в пользу налоговых (82,4%), из которых преобладают социальный налог, корпоративный и индивидуальный подоходный налог, налоги на собственность (на имущество, землю, на транспортные средства).

Таблица 1

Структура исполнении местных бюджетов РК в 2000 г.

                                                                           (в текущих ценах)

Вторым источником поступлений являются трансферты из республиканского бюджета. Хотя, в среднем, они занимают около 14% поступлений, в бюджетах некоторых субвенциальных областей данный источник занимает до 50%, поскольку собственных налоговых и других поступлений не хватает для достижения приемлемого уровня финансирования социально-экономических потребностей. Это связано с тем, что в таких областях имеется узкая налоговая база, представленная маломощными хозяйствующими субъектами, фискальный потенциал которых невелик.

В этом является актуальной проблема перераспределения  поступлений через республиканский  бюджет посредством механизма бюджетных изъятий и субвенций, то есть требуется отработка данною механизма на объективных началах. К примеру, существенные диспропорции имеются и Алматинском регионе: доходный потенциал г. Алматы составляет около 25% всего государственного бюджета, в то время как расходы бюджета города - 7% от расходов госбюджета, что означает мобилизацию в республиканский бюджет 2/3 собираемых по городу поступлений. Сверх того из оставшейся 1/3 бюджет города перечисляет в республиканский бюджет еще половину поступлений в виде бюджетных изъятий. В противоположном случае Алматинская область, имея налоговый потенциал в 2,6% от общегосударственного, производит свыше 4% расходов от итога государственного бюджета, то есть 50% формирует бюджет за счет субвенций.

Проблемы местных бюджетов состоят также в том, что отрасли хозяйства, составляющие их собственность, не только не дают доходов для формирования бюджетов (жилищное хозяйство, учреждения культуры и искусства, коммунальная инфраструктура — водопровод, транспорт, служба очистки и др.), но являются убыточными и поглощают значительную часть средств местных бюджетов. При разделении собственности на республиканскую и коммунальную в ведение местных органов власти были переданы убыточные предприятия или приносящие небольшие доходы.

В расходах местных  бюджетов (таблица 1) преобладает финансирование социальной инфраструктуры — образования, здравоохранения, социальной защиты населения (45,4%), из экономических отраслей — транспорта и связи.

Функциональная  группа — расходы на оборону - означает финансирование затрат на гражданскую оборону (при чрезвычайных событиях) и военкоматов.

Достаточно велик  удельный вес расходов на официальные  трансферты — изъятие средств  из местных бюджетов для передачи вышестоящему бюджету (в данном случае республиканскому). Бюджетные изъятия совершаются в областях, которые в связи с более высоким экономическим уровнем развития или по природным условиям имеют налоговую базу выше средней по стране и, соответственно, более высокий уровень налоговых поступлений. Как субвенции, так и изъятия используются для выравнивания уровня социально-экономического развития административно-территориальных единиц.

Что касается доли расходов местных бюджетов в расходах государственного бюджета по отдельным функциональным группам, то по направлениям финансирования социально-бытовой инфраструктуры она занимает преобладающее место, например:

  • жилищно-коммунальное хозяйство — 100%;
  • здравоохранение — 86,1 %;
  • образование — 84,0%;
  • культура, спорт, информационное пространство — 73,2%;
  • транспорт и связь — 62,8%.

Довольно значительны  объемы расходов по другим группам:

  • финансирование экономики в целом — 46,4%;
  • управление (государственные услуги o6щего характера) — 29,9%;
  • общественный порядок и безопасность —23,4%.

Состав и структура  поступлений и расходования средств на местном уровне зависят от факторов, определяющих степень социально-экономического развития административно-территориальной единицы: наличия производственных объектов, природных ресурсов, объектов социальной и бытовой инфраструктуры, статуса единицы, плотности населения, природно-климатических условий и т.д.

Аналогична ситуация внутри местного уровня - в бюджетах городов, районов.

Областными представительными  органами утверждаются стабильные нормативы  распределения доходов между областным бюджетом и бюджетами районов, городов, а также долговременные размеры субвенции, передаваемые из областных бюджетов в бюджеты районов и городов и бюджетных изъятий, передаваемых из бюджетов районов и городов в областные бюджеты.

Формирование бюджетов осуществляется на основе местных бюджетных программ, которые разрабатываются местными представительными органами. Финансовое обоснование и реализация местных бюджетных программ возложены на администраторов местных бюджетных программ — местные исполнительные органы и подведомственные им государственные учреждения.

Местные исполнительные органы имеют право заимствовать средства у юридических и физических лиц, а также у Правительства  Республики Казахстан (путем кредитования из республиканского бюджета) для финансирования региональных инвестиционных программ, согласованных с Правительством РК. Заимствование осуществляется в форме займа или выпуска ценных бумаг местных исполнительных органов; их порядок определяется Правительством.

Включаемые в  бюджетные программы сметы расходов государственных учреждений исполняются руководителями этих учреждений в соответствии с финансовыми разрешениями местных исполнительных органов.

В бюджетных  системах многих стран принято разделение доходов бюджетов разных уровней на закрепленные и регулирующие. Закрепленные, или собственные доходы, — средства, постоянно или длительно (несколько лет) поступающие в бюджет административно-территориальной единицы на законодательной основе полностью или в фиксированной доле. Регулирующими являются денежные средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в виде процентных отчислений от их доходов, нижестоящему бюджету с целью сбалансирования доходов и расходов нижестоящего бюджета. Перечень регулирующих доходов может меняться при разработке вышестоящего бюджета на новый бюджетный год или на основе постановления, распоряжения уполномоченного на такие действия органа. К закрепленным доходам местных бюджетов относятся так называемые «местные налоги», центральных бюджетов - «общегосударственные налоги».

«Бюджетное  регулирование» проводится путем передачи части поступления or общегосударственных налогов и доходов на территориальный уровень при недостатке собственных доходных источников для полного выполнения территориальными органами возложенных ни них функций. В Казахстане, с отменой разделения налогов на общегосударственные и местные, не используются термины «закрепленные» и «регулирующие» доходы или налоги, хотя фактически закрепление доходов сохранилось, как и процесс бюджетного регулирования в форме субвенций, бюджетных изъятий, средств, передаваемых по взаимным расчетам и других трансфертов.

Рационализация  принятия бюджетных решений возможна методом составления смет с нуля (а не путем корректировки прошлогодних данных) и использования системы планирования, программирования бюджетов (ППБ).

Метод составления  бюджетов на нулевой основе заключается в том, что каждый год составляется новая смета, а бюджетное учреждение обязано полностью обосновать свою программу расходов и определить приоритеты. Это не исключает финансирования уже осуществляемых программ, но в рамках проводимой на данный бюджетный год налогово-бюджетной политики, определяемой Министерством финансов в бюджетных циркулярах, используемых бюджетными учреждениями при составлении смет.

Метод ППБ используется для финансирования поддающихся  измерению результатов бюджетных  программ с тем, чтобы определить, какое сочетание организационных  мер и распределения ресурсов между различными учреждениями сможет в наибольшей степени способствовать достижению наилучших показателей результативности. При этом методе могут использоваться нормы расходов. Таким образом бюджетный процесс в местном звене может быть основан на критерии эффективности.

 

2 НАЛОГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  И ПРОБЛЕМЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ  ГОСУДАРСТВА

2.1 Налогообложение  в Республики Казахстан

Налогообложение в Казахстане регулируется Налоговым  кодексом, который был введен в действие с 1 января 2009 года. Помимо этого, Казахстан является участником более 35 международных соглашений об избежании двойного налогообложения, которые имеют превалирующую силу над Налоговым кодексом. Процедуры применения таких соглашений регулируются Налоговым кодексом.

Новый Налоговый  кодекс внес некоторые корректировки  в регулирование корпоративного подоходного налога («КПН») по сравнению с ранее действовавшим законодательством. Плательщиками КПН являются юридические лица - резиденты (за исключением государственных учреждений), а также юридические лица - нерезиденты, если они получают доходы из источников в Казахстане или осуществляют деятельность в Казахстане через постоянное учреждение. Объектом налогообложения выступает доход. Основными нововведениями в отношении КПН являются, во-первых, поэтапное снижение ставки налога с 30% до 15%. В 2009 году ставка снижена до 20%, в 2010 году - до 17,5%, в 2011 году - до 15%. Во-вторых, расширен перечень вычетов для определения налогооблагаемой базы по КПН, что, например, позволяет вычесть из налоговой базы по КПН стоимость вводимых в эксплуатацию зданий, сооружений, машин и оборудования. Необходимо отметить отмену в новом Налоговом кодексе уплаты авансовых платежей по КПН для малого и среднего бизнеса, а также увеличение срока переноса убытков для налогоплательщиков до 10 лет вместо 3-х лет в ранее действовавшем законодательстве.

Изменения коснулись и НДС, который удерживается с облагаемого оборота и облагаемого импорта: помимо снижения ставки налога до 12% с ранее действовавших 13%, одним из важных новшеств является поэтапное введение возмещения из бюджета положительной разницы между НДС, подлежащим уплате поставщикам, и НДС, начисленным покупателям (дебетовое сальдо по НДС). При этом механизм возврата дебетового сальдо по НДС вводится с 01 января 2012 года. Плательщиками НДС являются индивидуальные предприниматели, юридические лица-резиденты, нерезиденты, имеющие в Казахстане филиал или представительство, доверительные управляющие, лица, поставленные на регистрационный учет по НДС в Казахстане и лица, импортирующие товары в Казахстан. В некоторых случаях (экспорт, международные перевозки, оборот по реализации товаров собственного производства налогоплательщиками в рамках контрактов на недропользование) обороты облагаются НДС по нулевой ставке.

Информация о работе Налоги с населения как источник доходов местных бюджетов