Налоги с населения как источник доходов местных бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:04, реферат

Описание

Цель курсовой работы – рассмотреть налоги с населения, как источник доходов местных бюджетов.
Исходя из цели курсовой работы вытекают следующие задачи:
1.организация местных финансов;
2.рассмотреть налоговую деятельность РК.
3.современная бюджетная система РК и перспективы ее развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОРГАНИЗАЦИЯ МЕСТНЫХ ФИНАНСОВ 5
1.1 Сущность и значение местных финансов 5
1.2 Доходы и расходы местных бюджетов 8
2 НАЛОГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ГОСУДАРСТВА 13
2.1 Налогообложение в Республики Казахстан 13
2.2 Проблемы взаимоотношений местных и республиканского бюджетов 15
3 СОВРЕМЕННАЯ БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РК И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ 20
3.1 Анализ местного бюджета 20
3.2 Совершенствование принципов бюджетного планирования и межбюджетных отношений в Республике Казахстан26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

Работа состоит из  1 файл

№37 Налоги с населения как источник доходов местных бюджетов - 2.doc

— 839.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА

 

КАФЕДРА «ФИНАНСЫ И АУДИТ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Финансы»

На тему:

Налоги с населения  как источник доходов местных  бюджетов

 

 

 

 

 

 

 

Алыбаев М. А.

Научный руковадитель:

К.э.н, доцент профессор

Муканова А. Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алматы 2009

 

Содержание

Стр.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы. Казахстан в настоящее время проходит сложный период в своем экономическом развитии. Ему приходится одновременно решать проблемы переустройства системы внутригосударственных отношений, создания новых форм экономических взаимосвязей, защиты благосостояния населения, стабилизации цен и внешнеэкономического баланса, обеспечения необходимого уровня общественных услуг для социального и экономического развития.

Функционирование  экономической структуры современного общества невозможно без адекватно реформированной финансовой системы, представляющей собой совокупность финансовых отношений и институтов, регулирующих эти отношения общества. Финансовый механизм государства образует и использует фонды денежных средств, необходимых для выполнения его многочисленных функций в политической, экономической и социальной сферах в соответствии с текущими и долгосрочными приоритетами хозяйственного развития.

Со времени  становления государственной самостоятельности республики система финансовых отношений претерпевает процесс бюджетного реформирования, процесс обновления бюджетной политики и реорганизации бюджетных отношений. Проводимые в настоящее время в республике преобразования в политической, экономической и социальных сферах обусловили необходимость реформирования бюджетной политики, появления новых закономерностей и тенденций в формировании бюджетной сферы на всех уровнях совершенствования бюджетного механизма, Это в свою очередь требует новых подходов в исследовании бюджетной политики на этапе переходной экономики, связанных с конкретизацией государственного регулирования экономического развития, места в этом процессе бюджетной политики, совершенствование механизма формирования бюджетов всех уровней и внутрибюджетных отношений, уточнения экономической природы бюджетных взаимосвязей с денежно-кредитным регулированием, эффективности бюджетного самофинансирования на местном уровне.

Перемены, произошедшие в технологии бюджетных отношений, в наибольшей степени отразились в последние годы на реформировании бюджетных отношений, центра и регионов, совершенствовании финансовой технологии организации межбюджетных потоков.

Доходы бюджета  выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей предприятий, организаций и населения в бюджет. Бюджетные доходы – понятие более узкое по сравнению с государственными доходами, поскольку последние включают в себя также доходы внебюджетных фондов и доходы государственных предприятий и организаций.

Бюджетная система  Казахстана за годы суверенитета и  экономических реформ претерпела значительные преобразования. Созданная еще в советское время как часть союзной бюджетной сферы, она в современных условиях приобрела статус самостоятельной бюджетной системы независимого государства.

В ней произошли  серьезные изменения, касающиеся формирования доходов и расходов бюджета, источников финансирования его дефицита, названия бюджетных статей, порядка разработки и принятия республиканского и местных бюджетов.

Однако многие проблемы ее остаются нерешенными, становясь все более острыми, болезненными, и порождают новые трудности. Часто высказываются противоречивые точки зрения по поводу существующих бюджетных отношений в стране: от полной поддержки их как рациональных до отрицания их как недемократичных, отсталых, архаичных. По мере перехода независимого Казахстана к рыночной экономике, многие унаследованные изъяны системы межбюджетного финансирования стали очевидными, и были предприняты и продолжают предприниматься шаги по их устранению.

Цель  курсовой работы – рассмотреть налоги с населения, как источник доходов местных бюджетов.

Исходя из цели курсовой работы вытекают следующие задачи:

  1. организация местных финансов;
  2. рассмотреть налоговую деятельность РК.
  3. современная бюджетная система РК  и перспективы ее развития.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, нескольких подразделов, заключения и списка использованной литературы.

 

1 ОРГАНИЗАЦИЯ  МЕСТНЫХ ФИНАНСОВ

1.1 Сущность и  значение местных финансов

Местные финансы  представляют собой экономические  отношения, посредством которых местные органы управления мобилизуют, распределяют и используют в соответствии с возложенными на них функциями часть общественного продукта в денежной форме. Местные финансы являются важной составляющей финансовой системы государства. Они включают местные бюджеты, специальные внебюджетные фонды и финансы хозяйствующих субъектов, находящиеся в собственности местных органов управления.

Структура и  направление местных финансов определяются функциям местных органов власти и управления — маслихатов (собраний депутатов), местной администрации и местного Структура и направление местных финансов определяются функциям местных органов власти и управления — маслихатов (собраний депутатов), местной администрации и местного самоуправления.1

В настоящее  время, в условиях становления рыночных отношений, сфера деятельности местных органов расширяется, и они приобретают значительную самостоятельность в решении проблем социального, экономического, экологического, демографического характера.

На местные  органы управления возложены важные задачи по претворению в жизнь социальных программ государства.

Финансирование  мероприятий по обслуживанию населения  в основном осуществляется за счет местных финансовых ресурсом. Отрасли социально-бытовой инфраструктуры предоставляют населению услуги за счет фондов, которые в подавляющей части формируются из бюджетных средств.

Финансовые отношения  в местном звене регулируются Законами «О бюджетной системе Республики Казахстан», «О республиканском бюджете» на текущий год и другими законами о хозяйственной и финансовой деятельности.

Важная роль в местных финансах принадлежит  местным бюджетам, являющимся финансовой базой многогранной деятельности местных органов власти и управления.

Местные бюджеты (областей, городов, районов) в Казахстане занимают по доходам и расходам в пределах 50% от объемов средств государственного бюджета.

В бюджетном  виде организации финансовых отношений  сосуществуют две тенденции:

1) централизация системы форм и методов управления движением финансовых ресурсов как отражение более общего процесса развития централизованных начал в управлении экономикой с целью выхода из кризиса и стабилизации;

2) децентрализация финансов с усилением функций местных органов власти и управления в формировании и использовании финансовых фондов.

Вторая тенденция  обосновывается приближенностью местных  органов к местным условиям, их большей заинтересованностью в  социально-экономическом развитии территорий.

Принципом администрирования финансовых отношений является возможность осуществления контрольной функции финансов: чем в меньшей степени определенное финансовое отношение поддается формальному контролю, тем желательнее отнесение его к децентрализованному регулированию, и, наоборот, при хорошей контролируемости - к централизованному регулированию.

Мировая финансовая теория и практика определяют, что  местные (локальные) бюджеты функционируют как самостоятельная часть бюджетной системы. Под самостоятельностью бюджета понимается положение, когда орган регионального управления па основе закрепленной доходной базы сам определяет объем бюджета, конкретную структуру и величину доходов и расходов по статьям. Его исполнение осуществляется на основе республиканского законодательства, определяющего права в этой области региональных органов управления.

С другой стороны, регионы представляют собой части  единого хозяйственного комплекса, находящегося в определенной соподчиненности. и не могут существовать вне него. Содержание и характер регионального воспроизводства определяются основными закономерностями развития всего общественного воспроизводства. Поэтому предполагается необходимость централизма в управлении в разумных, обусловленных реальным состоянием производства пределах. Экономическая самостоятельность регионов не может быть абсолютной. Она всегда относительна, и чем меньше регион, тем меньше и мера этой самостоятельности, то есть свободы в принятии независимых от центра решений. К тому же современный уровень социально-экономического развития регионов, сложившийся характер бюджетных взаимоотношений, сложности периода перехода к рыночной экономике не позволяют говорить о реальной самостоятельности большинства местных бюджетов республики. Поэтому должен осуществляться принцип достаточности средств для финансирования социальной инфраструктуры в размерах, обеспечивающих населению гарантированный минимум социальных благ. Самостоятельность каждой административно-хозяйственной единицы должна иметь некий оптимальный уровень, критерий которого состоит в максимально возможной реализации экономических интересов данного региона.

Одним из важных условий экономической самостоятельности  регионов является создание в них гарантированных источников средств, необходимых для финансирования мероприятий по воспроизводству региональных ресурсов, охране природы.

Общий принцип  определения оптимального сочетания  централизованного и местного начал в управлении экономикой региона формулируется следующим образом: централизм в определении стратегии экономического развития, самостоятельность в ее реализации.

Оперативно-хозяйственная  самостоятельность требует создания в местном звене обособленной, закрепленной системы доходов, покрывающем не менее 50% расходов, жесткого закрепления доходов за бюджетом на длительный период.

В странах с  развитой рыночной экономикой перераспределение  национального дохода через бюджет осуществляется на основе теории «фискального федерализма».

Суть теории состоит и том, что всё государственное  хозяйство в целом (все предприятия, учреждении и административные структуры, входящие в государственный сектор экономики) представляют собой многоуровневую систему, где существует разделение функций управления между уровнями и юридическое подчинение их по вертикали. В этой связи в центре внимания оказываются следующие вопросы:

1) оптимальное  количество уровней управления  государственным сектором;

2) оптимальное  распределение полномочий между  уровнями управления;

3) уровень наиболее  эффективного финансирования социальных  расходов;

4) степень вмешательства центрального правительства в управление и финансирование местных органов власти;

5) доля собственных  средств в финансировании расходов  местных органов власти и управления;

6) форма контроля  за расходованием средств на  всех уровнях государственной экономики.

Политика фискального  федерализма направлена на снижение финансовой зависимости местных  органов управления от центра. Это  путь к снижению дефицита не только местных бюджетов, но и государственного бюджета в целом, путь к реальной самостоятельности в решении местных социальных проблем. Он достигается за счет развития налоговой автономии регионов, предоставления им прав по взиманию местных надбавок к общегосударственным налогам или назначению собственных налогов (экологические, поимущественные, на наследство, на потребление). При этом сокращается трансфертное финансирование из центрального бюджета, не заинтересовывающее местные органы в эффективном использовании средств, лишающее их финансовой самостоятельности.

Опыт развития территориального управления в других странах подтверждает необходимость децентрализации управления, предоставлении местным органам власти больших прав в решении социальных и экономических проблем развития подведомственных территории. Применительно к условиям унитарного государства - Казахстану, термин фискальный федерализм может быть трансформирован в «фискальный регионализм» при сохранении сути понятия.

До 1994 года в  Казахстане было 3045 местных бюджетов: в связи с проведенной централизацией бюджетной системы с начала 1994 года были ликвидированы 2500 местных бюджетов - сельских, поселковых, аульных. Существенно ограничены финансовые возможности районного звена в мобилизации и использовании финансовых ресурсов. В аспекте вышеизложенных тенденций мирохозяйственного развития бюджетных систем процессы централизации бюджетной системы в Казахстане можно отнести к вынужденным мерам, вызванным кризисным положением бюджетно-финансовой сферы.

Информация о работе Налоги с населения как источник доходов местных бюджетов