Налоги на прибыль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:56, реферат

Описание

Одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов являются налоги. Они выполняют две основные функции фискальную и регулирующую которые взаимосвязаны и взаимозависимы, причем ни одна из них не должна развиваться в ущерб другой. Налог как экономическая категория представляет собой обязательный платеж, взимаемый государством с

Работа состоит из  1 файл

налоги - налог на прибыль.doc

— 176.00 Кб (Скачать документ)


9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

дним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов являются налоги. Они выполняют две основные функции фискальную и регулирующую которые взаимосвязаны и взаимозависимы, причем ни одна из них не должна развиваться в ущерб другой. Налог как экономическая категория представляет собой обязательный платеж, взимаемый государством с

 

физических и юридических лиц. С переходом экономики нашего государства на основы рыночного хозяйства усиливается многоаспектное значение прибыли. Акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять полученную прибыль. Прибыль как экономическая категория это обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности, определяемый как разность между выручкой от хозяйственной

 

деятельности и суммой затрат на эту деятельность. Соединив в одно целое две вышеупомянутые экономические категории, мы получаем один из видов налога, посредством которого налоговая система государства может выполнять свойственные ей функции это налог на прибыль предприятий и организаций. Переход экономики России на рыночные отношения потребовал создания системы налогообложения прибыли предприятий юридических лиц.

Общий смысл методологии учета налога на прибыль, определяемой МСФО, состоит в следующем: налог на прибыль представляет собой статью расхода, отражаемую в отчете о прибылях и убытках, которая разделяется на две составляющие - текущий налог и отложенный (отсроченный) налог. Под текущим налогом понимается сумма налогов на прибыль, подлежащих оплате (или возмещаемых) относительно налогооблагаемой прибыли (налогового убытка) за отчетный период. В бухгалтерском балансе отражается неоплаченная часть обязательства или предварительные платежи. Отложенный налог определяется расхождением между величинами бухгалтерской и налогооблагаемой прибыли.

Налог на прибыль организаций — федеральный, прямой налог, взимаемый в Российской Федерации в соответствии с главой 25 НК РФ. Он играет важную роль в формировании доходной час­ти бюджета. После НДС налог на прибыль организаций занимает второе место. Еще более значима его роль в формировании до­ходной базы консолидированных бюджетов субъектов Российс­кой Федерации, где он занимает первое место в их доходных ис­точниках.

Так как рассматриваемый налог является прямым налогом, т.е. напрямую воздействует на экономический потенциал налогоп­лательщика, то становятся понятными действия и устремления государства по активному воздействию на развитие экономики именно через механизм его применения. Благодаря непосредс­твенной связи этого налога с размером полученного налогопла­тельщиком реального дохода через механизм предоставления или отмены льгот и регулирования налоговой ставки государс­тво ограничивает или стимулирует ту или иную деятельность, инвестиционную активность в различных отраслях экономики и регионах.

Законодательная база- Налоговый кодекс РФ, часть 2, глава 25.

 

1. Плательщики налога

 

Плательщиками налога на прибыль признаются все предпри­ятия, организации, являющиеся по Российскому законодательс­тву юридическими лицами и имеющие прибыль от осуществле­ния в России предпринимательской деятельности.

К ним также следует отнести коммерческие банки, негосударс­твенные пенсионные фонды, а также организации, получившие лицензию на осуществление страховой деятельности. Бюджетные организации и некоммерческие фонды, получающие доходы от коммерческой деятельности, являются плательщиками налога (по этой части дохода).

К числу плательщиков налога российское налоговое законода­тельство относит также и иностранные организации, осущест­вляющие в России предпринимательскую деятельность через пос­тоянные представительства и получающие в России доходы. При этом законодательство установило четкое понятие «постоянного представительства иностранной организации в Российской Феде­рации для целей налогообложения». Таким представительством признается место осуществления этой организацией предприни­мательской деятельности, в частности, место управления, бюро, контора, агентство. К постоянному представительству, в частности, относится любое место, связанное с разведкой, разработкой и любым другим использованием природных ресурсов, осуществле­нием работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, пуску и обслуживанию оборудования. В том случае, если иност­ранная организация осуществляет в России предпринимательскую деятельность не самостоятельно, а через посредника, не уполно­моченного вести переговоры и подписывать контракты от имени этой иностранной организации, то деятельность такого посредника приводит к образованию постоянного представительства этой иностранной организации. Кроме того, не признается постоянным представительством место, используемое исключительно для хра­нения или демонстрации товаров, принадлежащих этой иностран­ной организации, а также для закупки товаров или изделий, сбора информации исключительно для собственного использования этой иностранной организацией. В случае, если все таки иностранная организация получает от российской стороны доход, то российская сторона автоматически становится налоговым агентом, обязанным удержать соответствующие российские налоги в момент выплаты этого дохода. Главным критерием для снятия с российской орга­низации вышеуказанной обязанности налогового агента является наличие копии свидетельства о регистрации иностранного юриди­ческого лица в территориальном управлении ФНС.

Одновременно с этим законом установлен ряд категорий пред­приятий и организаций, применяющих специальные налоговые режимы (например, упрощенную систему налогообложения), ко­торые, в частности, не являются плательщиками налога на при­быль.


2. Объект налогообложения и налоговая база

 

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организа­ций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Для определения налогооблагаемой прибыли из полученных органи­зацией доходов необходимо вычесть расходы, непосредственно связанные с получением этих доходов. При этом следует отме­тить, что к вычету из доходов принимаются не любые, а только необходимые, экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществляемые в указанных выше целях.

При этом налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, от­личной от 24 % (стандартной), определяется налогоплательщиком отдельно. Таким образом, налогоплательщик вменяется ведение раздельного учета доходов и расходов по разным видам деятельности.

Отметим, что налоговая база формируется из объекта налого­обложения и представляет собой стоимостную характеристику объекта налогообложения. За счет чего же происходит расшире­ние налоговой базы?

Налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы, или являющиеся плательщиками налога на игорный бизнес, при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль не учитывают доходы и расходы, относящиеся к таким режимам.

Предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятель­ность, при определении прибыли исключают из выручки от реали­зации продукции, работ и услуг уплаченные экспортные пошлины.

Законом предусмотрена корректировка доходов, полученных в натуральной форме в результате реализации товаров через това­рообменные операции.

При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. В случае если в налоговом (отчетном) пе­риоде налогоплательщиком получен убыток, то в данном нало­говом (отчетном) периоде налоговая база признается равной нулю.

Законодательство предоставляет право уменьшить налоговую базу последующего налогового периода на всю сумму полученно­го налогоплательщиком убытка. Он вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налого­вым периодом, в котором получен этот убыток. Однако при этом совокупная сумма переносимого убытка ни в каком отчетном пе­риоде не может превышать 30 % налоговой базы, исчисленной без учета данного вычета. Воспользоваться этим правом возможно не сразу, а например, через год, и он может быть перенесен на лю­бой из последующих девяти лет. Если же налогоплательщик полу­чил убытки более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущее производится в той очередности, в которой они получены.


3. Налоговые ставки и отчетный периоды

 

Налоговая ставка – 20%, в том числе 2% зачисляется в федеральный бюджет и 18% зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации;

Налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в следующем размере:

в 2004 - 2012 годах - 0 процентов;

в 2013 - 2015 годах - 18 процентов.

Налоговые ставки, применяемые при исчислении налога на прибыль, установлены ст. 284 НК РФ.

Основная ставка с 1 января 2009 г. — 20%, при этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, зачисляется в федеральный бюджет, а в размере 18% — в бюджеты субъектов Российской Федерации.

В отношении отдельных видов доходов налоговым законодательством установлены специальные налоговые ставки, найти их можно в ст. 284 НК РФ. Ставка для сельхозпроизводителей, не перешедших на ЕСХН, на период 2004−2012 годов установлена в размере 0% (федеральный закон от 06.08.2004 № 110-ФЗ, в редакции Федерального закона от 22.07.2008 № 158-ФЗ)

Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента. Законы субъектов РФ, снижающие ставку налога на прибыль, можно найти по ссылкам ниже.

Налоговым периодом по налогу на прибыль организации при­знается календарный финансовый год. Однако промежуточную отчетность по авансовым начислениям необходимо сдавать, соот­ветственно, ежеквартально, каждое полугодие и девять месяцев. В отдельных случаях налогоплательщики исходя из фактически полученной прибыли исчисляют ежемесячные авансовые платежи, отчитываются ежемесячно.

Отчетность. Сумма налога по итогам налогового периода определяется исходя из налоговой базы, сформированной в целом за календарный год, и соответствующей ей ставки налога (п. 1 ст. 286, п. 1 ст. 285, п. 1 ст. 274 НК РФ).

Декларацию обязаны представлять все российские организации, которые являются плательщиками налога на прибыль организаций (п. 1 ст. 289, ст. 246 НК РФ), причем даже те, у кого нет обязанности по уплате налога.

Некоммерческие организации, у которых не возникает обязанность уплаты налога на прибыль, могут подавать декларацию по итогам отчетного периода, а по итогам налогового периода подают декларацию в упрощенном виде. Налоговые декларации (налоговые расчеты), в соответствии со ст. 289 НК РФ, представляются: по итогам налогового периода — не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; по итогам отчетного периода — не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

В соответствии с п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики предоставляют декларацию в налоговую инспекцию: по месту своего нахождения; по месту нахождения каждого обособленного подразделения.

Однако если обособленные подразделения организации находятся на территории одного субъекта РФ, то налог на прибыль в бюджет этого субъекта РФ можно уплачивать через одно обособленное подразделение (так называемое ответственное обособленное подразделение), которое организация определяет самостоятельно (абз. 2 п. 2 ст. 288 НК РФ).

4. Порядок определения и классификация доходов организации

 

Все возникающие доходы организации классифицируют на:

1)                 доходы от реализации товаров (работ, услуг);

2)                 внереализационные доходы;

3)                 доходы, не учитываемые при определении налоговой базы.

1. Доходы от реализации. Сама величина доходов определяется на основании первичных документов по реализации товаров, ра­бот, и из них исключаются суммы косвенных налогов (НДС, ак­цизы), предъявленных налогоплательщиком покупателю товаров и выделенных в счетах-фактурах.

При этом самой реализацией товаров, работ и услуг согласно на­логовому законодательству признаются передача права собствен­ности на товары одного лица другому, выполнение работ одним лицом для другого или оказание услуг одним лицом другому (в том числе обмен товарами, работами или услугами) на возмездной или безвозмездной основе. Следует отметить, что имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества не связано с возник­новением у получателя обязанности передать имущество обратно передающему лицу или выполнить для передающего лица работы или оказать услуги. К реализации товаров, работ и услуг прирав­нивается также использование товаров, работ и услуг внутри ор­ганизации для собственного потребления, если соответствующие затраты не относятся на издержки производства и обращения.

Некоторые сложности возникают у налогоплательщика при определении доходов от реализации товаров, работ и услуг натуральной оплате труда, реализации товаров, работ и услуг своим работникам, совершении товарообменных операций и безвозмездной передаче продукции. В этих случаях выручка для налогообложения определяется так, как если бы реализация этих товаров, работ и услуг осуществлялась по ценам, складывающим­ся на рынке соответствующих товаров, работ и услуг. Кроме того, при определении цены следует учитывать следующие положения первой части Налогового кодекса РФ (ст. 40 НК РФ) В соответс­твии с ними для целей налогообложения может приниматься цена товаров, работ и услуг, указанная сторонами сделки. И пока налоговыми органами не доказано обратное, считается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

Информация о работе Налоги на прибыль