Налоги на доходы физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:28, реферат

Описание

В работе рассмотрены основные моменты взимания налогов с доходов населения, так как это тема неисчерпаема и наши экономисты в полном объеме не сформировали свое мнение по многим вопросам, касающимся взимания налогов.

Работа состоит из  1 файл

саша налоги.doc

— 1.05 Мб (Скачать документ)

Для доходов, в отношении которых предусмотрены нало-говые ставки в размере 30 и 35%, налоговые вычеты вообще не применяются.

С учетом всего выше сказанного, порядок расчета налога на доходы физических лиц, можно представить в виде схемы приведенной в приложении 7.

Государство возложило функции по удержанию налогов на предприятия, организации и учреждения, а также на инди-видуальных предпринимателей, являющихся работодателями, и на постоянные представительства иностранных организа-ций в России. В связи с этим предприятия, организации и лица, выплачивающие любой доход в любой форме, подлежа-щий налогообложению, обязаны удерживать налоги по уста-новленной шкале, то есть они являются налоговыми агентами. Налогоплательщик не несет ответственнос-ти за неправильно удержанный или несвоевременно перечис-ленный налог. Вся ответственность за это лежит на налоговом агенте. Положенные в соответствии с законом вычеты из со-вокупного дохода должен осуществлять также налоговый агент. В то же время предоставление при необходимости справок (например, об иждивенцах, об инвалидности и т.д.) -- обя-занность налогоплательщика. При этом все положенные по закону вычеты из облагаемого дохода делаются только по месту основной работы.

Налог удерживается ежемесячно по совокупности дохода с начала календарного года.

Предприятия, учреждения и организации обязаны перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного с физических лиц налога не позднее дня факти-ческого получения в банке наличных денежных средств на оп-лату труда, или же не позднее дня перечисления со счетов ука-занных организаций в банке по поручениям работников причи-тающихся им сумм. Предприятия, учреждения, организации, выплачивающие суммы на оплату труда из выручки от реализа-ции продукции, выполнения работ и оказания услуг, перечис-ляют исчисленные суммы налога в банки не позднее дня, следу-ющего за днем выплаты денежных средств на оплату труда.

При этом налоговый агент обязан вести раздельный учет выплачиваемых налогоплательщикам доходов, облагаемых по раздельным ставкам.

Исчисление суммы налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиками от других налоговых аген-тов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.

Налоги взимаются только путем удержания из дохода налогоплательщика. Российское налоговое законодательство не допускает уплаты налога за счет средств предприятия, организации, учреждения. При на-рушении этого положения к предприятиям, организациям и учреждениям должны применяться соответствующие санкции.

Удержание у налогоплательщика начисленной суммы на-лога производится налоговым агентом за счет любых денеж-ных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогопла-тельщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может пре-вышать 50 % суммы выплаты.

Предприятия, учреждения, организации и другие работодате-ли обязаны представлять в налоговый орган не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим, сведения о доходах, полученных физическими лицами не по месту основной работы, службы или учебы, и о начисленных и удержанных суммах налога.

НК РФ установлены определенные особен-ности исчисления сумм налога индивидуальными предприни-мателями и другими лицами, занимающимися частной прак-тикой. К ним относится две категории налогоплательщиков:

- зарегистрированные в установленном действующим зако-нодательством порядке и осуществляющие предпринима-тельскую деятельность без образования юридического лица;

- частные нотариусы и другие лица, занимающиеся в уста-новленном действующим законодательством порядке част-ной практикой.

Указанные налогоплательщики обязаны самостоятельно исчислить суммы налога, подлежащие уплате в соответствую-щий бюджет. При этом они должны определить подлежащую уплате в бюджет общую сумму налога с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате им дохода, а также с учетом сумм авансовых платежей по налогу, факти-чески уже уплаченных ими в соответствующий бюджет. Убытки прошлых лет при этом не могут и не должны уменьшать налоговую базу этой категории налогоплательщиков.

Указанные налогоплательщики, обязаны представить в на-логовый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 30 апреля года, следу-ющего за отчетным. При этом налогоплательщики, являющиеся российскими налоговыми резидентами, в случае получения до-ходов от источников, расположенных за пределами Российской Федерации, одновременно с налоговой декларацией обязаны представить в налоговый орган справку от источника, выпла-тившего доходы, о таких доходах с переводом на русский язык.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствую-щий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декла-рацией должна быть уплачена по месту жительства налого-плательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Кроме того, налогоплательщики этой категории обязаны указать в налоговой декларации суммы предполагаемого до-хода от предпринимательской деятельности в текущем нало-говом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода должна быть определена са-мим налогоплательщиком.

На основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от указанных видов деятельности за предыдущий на-логовый период с учетом предусмотренных налоговых выче-тов, налоговым органом производится расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период.

Авансовые платежи должны быть уплачены этой катего-рией налогоплательщиков на основании налоговых уведомле-ний в следующие сроки:

- за январь -- июнь -- не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;

- за июль - сентябрь -- не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;

- за октябрь -- декабрь -- не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

В случае увеличения или уменьшения по сравнению с ра-нее предполагаемой суммой дохода (более чем на 50%) нало-гоплательщик обязан представить новую налоговую деклара-цию с указанием суммы предполагаемого дохода от осуществ-ления предпринимательской деятельности на текущий год. В этом случае налоговый орган производит перерасчет сумм аван-совых платежей на текущий год по не наступившим срокам уплаты.

Перерасчет сумм авансовых платежей производится нало-говым органом не позднее пяти дней с момента получения новой налоговой декларации.

Определенные особенности исчисления налога установле-ны также в отношении отдельных категорий налогоплатель-щиков. К ним относятся физические лица, получающие воз-награждения от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-пра-вового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества, а также от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собствен-ности. В эту же категорию НК РФ относит физи-ческих лиц -- налоговых резидентов РФ, получающих доходы от источников, находящихся за предела-ми РФ, а также физических лиц, получа-ющих другие доходы, при получении которых не был удер-жан налог налоговыми агентами.

Указанные налогоплательщики должны самостоятельно исчислить суммы налога, причитающиеся уплате в соответ-ствующий бюджет.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм нало-га, удержанных налоговыми агентами при выплате налогопла-тельщику дохода. При этом убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не могут уменьшать их налоговую базу.

Указанные налогоплательщики обязаны представить в на-логовый орган по месту своего учета соответствующую нало-говую декларацию.

Налогоплательщики, являющиеся налоговыми резидента-ми РФ, в случае получения доходов от источников, находящихся за пределами РФ, одновременно с налоговой декларацией обязаны пред-ставить в налоговый орган справку от источника, выплатив-шего доходы, о таких доходах с переводом на русский язык.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствую-щий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налого-вым периодом.

Налогоплательщики, получившие доходы, при выплате которых налоговыми агентами не была удержана сумма нало-га, уплачивают налог равными долями в два платежа: первый -- не позднее 30 дней с даты вручения налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, второй - не по-зднее 30 дней после первого срока уплаты.

Излишне удержанные налоговым агентом из дохода нало-гоплательщика суммы налога подлежат возврату налоговым агентом по представлении налогоплательщиком соответству-ющего заявления.

Суммы налога, не удержанные с физических лиц или удер-жанные налоговыми агентами не полностью, взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения этими лицами задолженности по налогу.

Суммы налога, не взысканные в результате уклонения на-логоплательщика от налогообложения, взыскиваются за все время уклонения от уплаты налога.

Фактически уплаченные налогоплательщиком, являющимся налоговым резидентом РФ, за пределами РФ в соответствии с законодательством других государств суммы налога с доходов, полученных за пределами РФ, засчитываются при уплате налога в Российской Федерации, если это предусмотрено со-ответствующим договором или соглашением об избежании двойного налогообложения. При этом размер засчитываемой суммы не может превышать суммы налога, исчисленной так, как если бы эти доходы были получены от источников в Российской Федерации. Такой зачет производится при усло-вии представления налогоплательщиком документа о полу-ченном доходе и об уплате им налога за пределами РФ, подтвержденного налоговым органом соот-ветствующего иностранного государства.

Для освобождения от налогообложения, получения нало-говых вычетов или иных налоговых привилегий налогопла-тельщик не являющийся российским налоговым резидентом должен представить в налоговые органы России официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым Российская Федерация заключила действующий в те-чение соответствующего налогового периода договор или согла-шение об избежании двойного налогообложения. Такое под-тверждение может быть представлено как до уплаты налога или авансовых платежей по налогу, так и в течение одного года после окончания того налогового периода, по результатам кото-рого налогоплательщик претендует на получение освобождения от налогообложения, налоговых вычетов или привилегий.

Уменьшение ставки налога на доходы физических лиц имеет большую социальную значимость. В основу такого решения была заложена идея, высказанная еще А. Лэффером, о выходе из тени тех, кто уклонялся от уплаты налога. Рост поступлений налога в бюджет при уменьшении его ставки показывает, что в определенной степени эта идея реализована российским законодателем достаточно успешно.

Таким образом, принципы подоходного налогообложения, заложенные в главе 23 НК РФ, по своему содержанию и практической реализации схожи с принципами научной теории и мировой практики. Однако имеют место быть и специфичные, свойственные только нашей системе подоходного налогообложения, особенности его взимания, к числу которых в первую очередь следует отнести самую низкую в Европе ставку налога. При этом, четко прослеживается положительная тенденция, что при развитии в Российской Федерации рыночной экономики появится больше возможностей в совершенствовании законодательства о налогообложении физических лиц с целью более полного использования научной теории и мировой практики развитых стран.

1.3. Мероприятия по обеспечению своевременного исчисления, удержания и перечисления налога на доходы физических лиц

Предприятие как основное звено рыночных отношений, является предметом пристального внимания со стороны других объектов хозяйствования, а также государственных налоговых органов, т.к. существует большая потребность в достоверной информации о финансово-экономическом состоянии предприятия. С целью предотвращения фальсификации документов и мошенничества со стороны налогоплательщиков, налоговые органы проводят различного вида проверки, в том числе по правильности удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц.

Главной задачей Министерства федеральной налоговой службы России (МФНС) является контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. При этом предоставляется право проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов; право получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну.

Проверки проводятся на предприятиях, в учреждениях и организациях юридических лиц всех правовых форм собственности, независимо от вида осуществляемой деятельности, которые обязаны в соответствии со ст. 23 НК РФ (часть 1) производить удержания и своевременное перечисление удержанных сумм налога на доходы физических лиц в бюджет.

При проведении выездных налоговых проверок проверяющие руководствуются законодательными и нормативными актами Российской Федерации, регулирующими вопросы налогообложения доходов физических лиц.

В случае необходимости проверяющими органами используются действующие на территории РФ и её субъектов законодательные и нормативные акты, регулирующие гражданско-правовые отношения, определяющие порядок совершения хозяйственных операций, результаты которых направляются в виде доходов (в денежной и натуральной форме) в распоряжение физических лиц.

Информация о работе Налоги на доходы физических лиц