Налоги на доходы физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:28, реферат

Описание

В работе рассмотрены основные моменты взимания налогов с доходов населения, так как это тема неисчерпаема и наши экономисты в полном объеме не сформировали свое мнение по многим вопросам, касающимся взимания налогов.

Работа состоит из  1 файл

саша налоги.doc

— 1.05 Мб (Скачать документ)

категориям, содержащиеся в рассматриваемом законопроекте, не исключают

оснований для применения дискриминационных налоговых схем, потому что

конкретные налоговые процедуры, полномочия субъектов налоговых правоотношений

предусматривается регламентировать специальными законами и нормативными

актами местного самоуправления.

Предельные ставки налога: федеральный – 3%, региональный – 12%, местный –

15%. При этом не допускается введение ни повышенных, ни пониженных ставок.

Ко всем прочим недостаткам у подоходного налога нет шкалы ставок, и в общей

сложности подоходным налогом облагается 30% доходов физического лица, что

соответствует максимальной ставке по действующему законодательству. По сути,

эта налоговая система является усложненной и нерациональной.

Итак, анализируя разные варианты проекта налогового кодекса относительно

подоходного налога, хотелось бы сказать, что правительственный вариант

налогового кодекса наиболее приемлем, хотя и он не лишен ряда недостатков.

Предлагая внести изменения в существующую систему обложения подоходным

налогом, авторы законопроектов объясняют это необходимостью повышения

поступлений в бюджеты. Однако это ошибочное мнение, необходимость уплаты

налогов играет далеко не главную роль среди поведенческих мотивов людей, и

было бы ошибкой переоценивать роль налогов. За семь лет функционирования

налоговой системы налоговое законодательство (в частности относительно

подоходного налога) корректировалось много раз, но положение с поступлением

налогов в бюджетную систему существенно не улучшилось. Сегодня необходимо в

первую очередь решать задачи, направленные на преодоление кризиса неплатежей

и, как следствие этого, повышение доходов граждан, принятие соответствующих

мер по пресечению уклонения от уплаты налогов.

Для того чтобы сделать наиболее точные и правильные предложения по

совершенствованию нашего налогового законодательства в отношении подоходного

налога, необходимо обратиться к практике других стран.

Практические все современные системы налогообложения развитых стран

используют подоходный налог. Он является основным, а в некоторых из них –

преобладающим источником доходов государственного бюджета, на его долю

приходится от 40 до 70% всех налоговых поступлений в бюджет, тогда как в

России в 1999 году на долю подоходного налога приходилось около 5%.[здесь и

далее 6, с.66]. В ряде стран, особенно в США, бросаются в глаза высокая

культура налогообложения, обязательность налогоплательщиков, ответственность

за полноту и своевременность уплаты налогов, что было бы неплохо учесть в

налоговом законодательстве России. Вообще, характерная особенность

американской налоговой системы – в стопроцентном охвате налогоплательщиков

декларациями о доходах. Избежать представления налоговой декларации

практически невозможно.

В качестве общего правила налогом облагается, как и в России, совокупный

доход налогоплательщика независимо от источников его формирования. Во всех

странах облагаемый налогом доход меньше совокупного дохода, но это уменьшение

достигается разными способами:

А) системой льгот (необлагаемый минимум, скидки на детей и др.);

Б) системой вычетов, в том числе единых для всех налогоплательщиков и

дифференцированных по группам их в зависимости от семейного положения,

наличия иждивенцев и др.

В большинстве стран действует система прогрессивного налогообложения, а в

некоторых (Швеция, Япония и др.) действует принцип: «сверхдоходы облагаются

сверхналогами». Однако в последние годы появляется тенденция снижения высоких

ставок налогообложения, особенно максимальных. Посмотрим, каковы максимальные

ставки после снижения в различных странах.

    

Япония

60%

США

31%

ФРГ

53%

Франция

54%

Россия

30% (13% с 2001г)

 

В настоящее время в России разрыв между группой лиц с наименьшими доходами и

с наивысшими доходами колеблется 1 к 25 и более, в то время как разрыв на

ставках налогообложения составляет 1 к 3, а после введения в действия части 2

Налогового кодекса этого разрыва вовсе не будет. Тем самым основной груз

налогового бремени приходится на малообеспеченные слои населения, доля

которых в общей массе налогоплательщиков растёт.

В ФРГ, как и в других европейских странах, действует принцип: равные доходы,

независимо от их источников, облагаются равными налогами. В ФРГ ставки

налогообложения несколько ниже, чем в Швеции и Японии, но выше чем в США и

возрастают по прогрессивной шкале от 25,9 до 53%.

В ФРГ бросается в глаза четкость работы налоговых служб и их доброжелательное

отношение к налогоплательщику, если он добросовестно стремится правильно

исчислять и платить налоги. Что же касается высокой доли налогов с физических

лиц в доходах государственного бюджета, то для России такая ориентация сейчас

была бы преждевременной. Нельзя не учитывать,  что средняя заработная плата в

ФРГ на порядок выше, чем в России, а необлагаемый минимум дохода в ФРГ вдвое

больше средней заработной платы в России.

В последние годы в западных странах прослеживается не очень четко выраженная,

но все же заметная тенденция к снижению ставок индивидуального подоходного

налога. Масштаб снижения, как правило, невелик, что можно видеть на примере

изменения налоговой сетки во Франции.

                                                                Таблица 5

           Изменение ставок  подоходного налога во Франции [6, с. 68]          

    

Сумма годового дохода (франков)

Ставки налога

1996г.

1997г.

До 23040

0%

0%

от 23041 до 50380

12%

10,5%

от 50381 до 88670

25%

24%

от 88671 до 143580

35%

33%

от 143581 до 233620

45%

53%

от 233621 до 288100

50%

48%

более 288101

56,8%

54%

 

Примерно в таком же направлении и такими же темпами изменяются в последние

годы ставки в Дании, Нидерландах, Швеции, хотя в отдельных странах они не

снизились, а возросли. Тем не менее в целом, сравнивая ставки подоходного

налога в России и развитых странах Западной Европы, можно сделать бесспорный

вывод, что ставки подоходного налога с физических лиц в России значительно

ниже, чем в Западной Европе. Конечно, средний уровень жизни в России ниже,

поэтому об оправданном повышении налоговых ставок у нас можно говорить лишь

применительно к лицам с годовым доходом свыше 200 тыс. руб.

Но бесспорен другой вывод: у нас намного меньше вычеты из облагаемого дохода.

В Западной Европе (и это видно на примере приведенных налоговых ставок во

Франции) прослеживается тенденция сохранения высоких ставок на высокие доходы

и полного освобождения от подоходного налога сумм, примерно равных

прожиточному минимуму населения.

    

     

Заключение

 

Введение подоходного налога предполагает, что государство имеет возможность,

способности и право собирать информацию обо всех сторонах экономической

деятельности индивида. В России подоходный налог был принят в 1916г.

Вообще, для расчета налога используются различные методы учета налоговой

базы: метод начислений и кассовый метод. Метод начислений применялся в РФ с

1992 по 1997г. включительно. С 1998г. налоговая база исчисляется с

использованием кассового метода.

Проследив изменения по подоходному налогу за 1998-2000гг., можно сделать

вывод о тенденции уменьшения шкалы обложения налогом: в 1998г. 6 ступеней, в

1999г. – 5 ступеней, в 2000г. уже 3 ступени, а с 1.01.2001г. будет одна; а

также о  расширении вычетов  и  увеличении  их размеров. Однако эти изменения

затронули также и структуру налоговых поступлений в бюджет РФ. Уменьшается по

сравнению с 1999г. в доходах Федерального бюджета сумма подоходного налога с

физических лиц.

Сравнивая зарубежный опыт налогообложения подоходным налогом и российский,

следует упомянуть о высокой доли подоходного налога в доходах бюджета

развитых стран. Но для России такая ориентация преждевременна, так как нельзя

забывать, что средняя заработная плата в развитых странах на порядок выше,

чем в России, и поэтому платежи по подоходному налогу тоже намного выше.

Создание Налогового кодекса преследовало много целей. Одной из них является

выведение  высоких доходов физических лиц из теневого оборота, то есть их

легализация. Для достижения этой цели вводится единая ставка подоходного

налога, вводятся дополнительные имущественные и социальные вычеты, а также

особый порядок их предоставления. Однако, эти меры, в частности единая ставка

налога, можно рассматривать лишь в качестве временных, так как задачи подъема

отечественной экономики, в общем, и улучшения благосостояния граждан в

частности не могут быть решены только в рамках Налогового Кодекса.

Слишком много целей мы хотим достигнуть при помощи одного документа, полагая,

что налоги, и только они,  являются и тормозом и стимулом развития. Сегодня

необходимо в первую очередь решать задачи, направленные на преодоление

кризиса неплатежей, и как следствие из этого, повышение доходов граждан,

принятия соответствующих мер  по пресечению уклонения от уплаты налогов.

Например, в США обязательность налогообложения опирается на систему строгой

ответственности за уклонение от уплаты налогов, сокрытие доходов и занижение

налогов.

Необходимо упомянуть о том, что на введение единой ставки подоходного налога

имеется и противоположное мнение. Отсутствие прогрессивной шкалы нарушает

элементарный принцип справедливости обложения. В сложившейся ситуации будет

происходить равное обложение в условиях большой дифференциации доходов,

особенно такой, как в России.

В той же Западной Европе при тенденции уменьшения ставок подоходного налога

высокие ставки на высокие доходы сохраняются или уменьшаются очень

незначительно.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Порядок проведения налогового контроля за полнотой

поступления в бюджет налога на доходы физических лиц

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

1.1. Место налога на доходы физических лиц в бюджетной системе Российской Федерации

1.2. Основы применения налога на доходы физических лиц

1.3. Мероприятия по обеспечению своевременного исчисления, удержания и перечисления налога на доходы физических лиц

2. КОНТРОЛЬ ЗА ПРАВИЛЬНОСТЬЮ ИСЧИСЛЕНИЯ, УДЕРЖАНИЯ И ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ В БЮДЖЕТ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ИФНС РОССИИ

2.1. Характеристика ИФНС России

2.2. Анализ результатов выездных и камеральных налоговых проверок ИФНС России

2.3. Проведение выездной налоговой проверки по налогу на доходы физических лиц

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7.

Приложение 8

ВВЕДЕНИЕ

В последние три года в Российской Федерации четко прослеживается тенденция к снижению налогового бремени физических и юридических лиц с целью повышения эффективности экономики страны в переходный период развития рыночных отношений.

Уже давно не вызывает сомнений тот факт, что снижение налогового бремени, осуществляемое на прочной экономической основе, ведет к росту экономической активности хозяйствующих субъектов и повышению благосостояния населения. Об этом писали в своих трудах известные экономисты и государственные деятели - А.Смит (Великобритания, 1776), Н.И.Тургенев (Россия, 1812), А.Лэффер (США, 1881), Л.Эрхрард (Германия, 1970) и многие другие.

Так, например, А.Лэффер сделал вывод о том, что оптимальная прогрессивная шкала ставок налога к налоговой базе является движущей силой экономической инициативы индивидуума в получении прибыли (дохода). Построенная им кривая количественной зависимости между прогрессивным налогообложением и доходами бюджета показывает, что если ставки налога устанавливаются выше оптимального уровня, то часть налогоплательщиков уходит в «серый» сектор экономики, то есть это приводит к нелегальному сокрытию доходов от налогообложения.

Указанная точка зрения не претерпела существенных изменений и в настоящее время. Подтверждением чему может служить позиция современных экономистов. Так, С.Д. Шаталов отмечает, что «… установление ставок налога, отвечающих уровню экономического развития государства, напрямую влияет на побудительные мотивы налогоплательщиков, направленные на уклонение от уплаты налогов»[43, C.14]. В связи с этим, огромное значение приобретает налоговая политика, проводимая государством.

Информация о работе Налоги на доходы физических лиц