Налоги на доходы физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:28, реферат

Описание

В работе рассмотрены основные моменты взимания налогов с доходов населения, так как это тема неисчерпаема и наши экономисты в полном объеме не сформировали свое мнение по многим вопросам, касающимся взимания налогов.

Работа состоит из  1 файл

саша налоги.doc

— 1.05 Мб (Скачать документ)

меньший размер социальных и имущественных вычетов, чем это предусмотрено в

ст.219 и ст.220 НК РФ, что соответственно повлечет за собой увеличение

налогооблагаемой базы.

     Социальные вычеты. Это новшество предусмотрено ст.219 НК РФ. В

действующем в настоящее время законодательстве таких вычетов не существует.

Предусмотрена льгота по расходам граждан на медицинские услуги на сумму 25

тыс. руб. Кодексом предусмотрены неограниченные вычеты на лечение в сумме

фактических затрат по перечню дорогостоящего лечения. Перечень утверждается

Правительством. Кроме того, предусмотрена льгота по документально

подтвержденным расходам на обучение детей на сумму 25 тыс. руб. в год. Эта

льгота, по сути, - для обеспеченных слоев населения. Низкооплачиваемые

граждане не имеют возможности ею пользоваться. И все же решение было принято,

так как оно призвано стимулировать вывод оплаты труда за обучение из теневого

сектора.

Все социальные вычеты предоставляются только по окончании налогового периода

(года) при подаче физическим лицом налоговой декларации в налоговый орган на

основании письменного заявления. Данная норма говорит о том, что если

физическое лицо захочет воспользоваться социальными вычетами, оно должно

будет в обязательном порядке подать декларацию о доходах за год в налоговый

орган, несмотря на то, что ст.229 НК РФ на это физическое лицо не возложена

обязанность представлять налоговую декларацию. В противном случае льгота

просто не будет предоставлена. Здесь опять прослеживается тенденция на

легализацию доходов.

     Имущественные вычеты. Планируется сохранить вычеты на продажу и покупку

жилья. Учитывая, что сумма в размере 5000 МРОТ (417 тыс. или 14,5 тыс.$) не

соответствует реалиям времени, при продаже жилья для продавца льгота увеличена

до фиксированной суммы в 1 млн. руб. Наиболее радикальное предложение  в этом

вопросе заключалось в отказе от налогообложения доходов, полученных от продажи

имущества, поскольку в противном случае возникает двойное налогообложение

(граждане покупают имущество на личные деньги, которые уже прошли

налогообложение подоходным налогом). С учетом этого имеет смысл облагать

положительную разницу между стоимостью покупки и стоимостью продажи.

Но учитывая высокую инфляцию после кризиса, когда произошло резкое изменение

курса рубля по отношению к доллару, это предложение потеряло смысл, так как

для целей налогообложения учитываются только рублевые цены, которые будут

значительно различаться и порождать повторное налогообложение. Поэтому было

решено  увеличить вычет до 1 млн. руб., если жилье находилось в собственности

налогоплательщика менее 5 лет, а вычет на продажу прочего имущества (сейчас

1000 МРОТ) увеличить до фиксированной суммы 125 тыс. руб., если прочее

имущество находилось в собственности менее 3 лет.  При продаже жилья,

находившегося в собственности более 5 лет, или иного имущества, находившегося

в собственности более 3 лет, налоговый вычет предоставляется в сумме,

полученной налогоплательщиком при продаже указанного имущества.

В целях стимулирования покупки недвижимости и легализации таких сделок вычет

при покупке жилья  будет увеличен до фиксированной суммы 600 тыс. руб. Срок

предоставления такого вычета теперь не ограничен (сейчас – 3 года). Однако в

эту  сумму не включаются проценты по ипотечному кредиту, сели приобретение

квартиры осуществляется за счет такого кредита.

Если в настоящее время льготу на приобретение (строительство) жилья можно

получить при предоставлении соответствующих документов по месту работы

физического лица, то начиная с 01.01.2001 право на получение указанного

вычета предоставляется только по окончании налогового периода (года) на

основании письменного заявления налогоплательщика при подаче им налоговой

декларации в налоговые органы. То есть складывается ситуация, аналогичная

социальным вычетам - для того, чтобы получить имущественный вычет, физическое

лицо должно будет в обязательном порядке подавать декларацию о доходах за

истекший год в налоговый орган.

     2.3. Порядок уплаты налога и подачи налоговой декларации.

Датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде заработной

платы признается последний день месяца, за который ему был начислен доход (в

настоящее время дата выплаты зарплаты) за выполненные трудовые обязанности в

соответствии с трудовым договором (контрактом).  Это означает, что объект

обложения налогом на доход возникает независимо от факта получения зарплаты

работником. То есть если зарплата начислена работнику за какой-либо месяц, то

налог обязательно должен быть удержан с работника в последний день этого

месяца.

Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из

доходов налогоплательщика при их фактической выплате

Согласно ст.226 НК РФ налоговыми агентами являются: 1) российские

организации, 2) индивидуальные предприниматели и 3) постоянные

представительства иностранных организаций в РФ, от которых или в результате

отношений с которыми налогоплательщик получил доходы. Исчисление сумм и

уплата налога налоговыми агентами производятся в отношении всех доходов

налогоплательщика, источником которых является налоговый агент.

Поскольку датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде

заработной платы признается последний день месяца, за который ему был

начислен доход, то следовательно налог должен быть удержан (начислен) в

последний день месяца, за который был начислен доход независимо от дня

фактической выплаты зарплаты.

В соответствии со ст.229 Налогового кодекса РФ налоговую декларацию должны

представлять те налогоплательщики, которые указаны в ст.227 и 228 кодекса,

т.е. индивидуальные предприниматели, частные нотариусы и другие лица,

занимающиеся частной практикой.

Кроме того, декларацию обязаны также подавать физические лица, получившие в

налоговом периоде доходы по договорам гражданско-правового характера от

физических лиц, не являющихся налоговыми агентами; физические лица,

получившие доходы из источников, находящихся за пределами РФ, а также

физические лица, получившие другие доходы, если налоговыми агентами не были

удержаны налоги с этих доходов. Остальные налогоплательщики подают налоговую

декларацию в добровольном порядке. Эта добровольность носит несколько

условный характер.

Как уже говорилось выше если налогоплательщик захочет воспользоваться

социальными и имущественными вычетами, то он должен в обязательном порядке

подать декларацию в налоговый орган. В противном случае вычеты ему не будут

предоставлены.

Если в настоящее время лица, являющиеся работниками нескольких предприятий и

лица, получающие доход из нескольких источников (при превышении их дохода

уровня, предусматривающего минимальную ставку налога) должны в обязательном

порядке подавать по итогам года декларацию в налоговый орган по месту

жительства, то в Налоговом кодексе РФ эта обязанность не предусмотрена.

Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за

истекшим налоговым периодом.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что изменения в налогообложении

доходов физических лиц направлены на достижение одной цели: легализация, то

есть вывод доходов физических лиц из теневого оборота. Об этом

свидетельствует установление единой налоговой ставки по подоходному налогу

(по мнению разработчиков проекта Налогового кодекса), введение некоторых

вычетов, а также порядка предоставления имущественных и социальных вычетов.

    

      3. Основные направления совершенствования налога

с доходов физических лиц

Во второй главе мы рассмотрели особенности исчисления и взимания налога с

доходов физических лиц с 2001 года, сравнили их с действующим

законодательством,  проанализировали недостатки и достоинства. Однако при

разработке налогового кодекса прорабатывалось множество проектов

совершенствования нашей налоговой системы. Все они по-разному определяли

состав основных бюджетообразующих налогов. Для того, чтобы понять, почему

Дума приняла проект правительства и можно ли его как-то усовершенствовать,

необходимо рассмотреть и другие проекты, но мне бы хотелось остановиться

только на тех, которые имеют непосредственное отношение к подоходному налогу.

Итак, рассмотрим три альтернативы налоговому кодексу.

     Проект 1.  Этот проект, по сути, повторяет многие положения

правительственного проекта, но без учета его корректировок. Подоходный налог с

физических лиц включен в состав федеральных налогов. При этом предполагается

другое распределение налога между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов и

местными бюджетами – соответственно 50%, 30%, 20%. Ставки налога следующие:

До 36 ММОТ     -        0%

36 – 150 ММОТ -        12%

150 – 300 ММОТ -      13,68 ММОТ + 24% с суммы превышающей 150 ММОТ

более 300 ММОТ -     49,68 ММОТ + 35% с суммы превышающей 300 ММОТ

То есть используется четырехступенчатая шкала, и это можно отнести к

достоинству этого проекта по сравнению с правительственным вариантом

налогового кодекса.  При этом имеется необлагаемый размер дохода, который,

по-видимому, должен заменить не только необлагаемый минимум, но и все

остальные вычеты, предусмотренные настоящим законодательством. В этом случае

не учитываются ни социальное положение налогоплательщика, ни его

профессиональное положение. Здесь наблюдается несправедливость обложения.

Также имеются свои особенности налогообложения лиц, живущих постоянно за

пределами РФ и являющихся гражданами РФ. При въезде в РФ они обязаны

заполнить декларацию с указанием  предполагаемого работодателя и

предполагаемого дохода, а при выезде передать эту декларацию представителям

таможенной службы с указанием суммы фактического дохода. Если сумма

фактического дохода окажется больше стоимости годовой минимальной

потребительской корзины, то вместе с декларацией налогоплательщик  должен

передать справку об удержании налогов, выданную юридическим лицом –

источником доходов. В случае если документы об уплате налогов не

представлены, таможенная служба вправе решать вопрос о выезде из РФ

налогоплательщика – физического лица в особом порядке.

То есть ответственным за уплату налогов здесь является сам налогоплательщик,

еще одна особенность – в том, что таможенным органам предоставлено право

решать вопросы, связанные с уплатой налога и выездом налогоплательщика.

     Проект 2.  Здесь подоходный налог включен в состав региональных налогов и

сборов и перечисляется он в соответствующие бюджеты по месту уплаты. В этом

проекте своеобразно даны понятия «объект налогообложения» и «налоговая база».

Так, объект налогообложения – это дискреционный доход  (суммарная стоимость

денежных и материальных ценностей, полученных гражданином в собственность

(интегральный доход) за вычетом суммарной стоимости документально

подтвержденных денежных и материальных расходов за тот же период, которые

гражданин произвел с целью получения интегрального дохода). В состав вычитаемых

расходов гражданин вправе включать любые произведенные им денежные и

материальные затраты, прямо или косвенно связанные с профессиональной и (или)

коммерческой деятельностью, независимо от того имеется ли прямая связь между

предметом таких затрат и полученным интегральным доходом.

Налоговая база – величина дискреционного дохода за вычетом необлагаемого

минимума, вычета по одному минимуму на каждого иждивенца, иных вычетов,

предусмотренных законом, в том числе выручки от продажи личного имущества.

Можно сделать вывод, что используемые в проекте некоторые новые термины и

понятия нечетки, не отражают либо не в полной мере отражают существо

налоговых правоотношений. То есть наверняка возникнут трудности с

определением вычитаемых доходов, ведь налогоплательщик заинтересован в том,

чтобы как можно больше их завысить. Здесь возможно развитие ситуации, очень

похожей на ту, что сейчас сложилась с налогом на прибыль организаций, ведь

они как можно больше затрат пытаются отнести на себестоимость, чтобы занизить

прибыль.

У этого проекта есть еще один недостаток – ставка налога 15% и она едина для

всех. Это проект не позволит реализовать принцип справедливого

налогообложения граждан, нигде в мире не используется единая ставка

подоходного налога, так как в этом случае образуется равное налогообложение в

условиях большой дифференциации доходов физических лиц.

     Проект 3. Федеральный закон «Об основах налогообложения и сборов в РФ»

В этом проекте предусмотрено три подоходных налога с физических лиц –

федеральный, региональный и местный. Распределение платежей осуществляется

зачислением налога в соответствующий бюджет.

Предусматривая отдельные принципы налогообложения, допускается «деление

плательщиков налогов и сборов на категории, для которых могут устанавливаться

ставки налогов и сборов, особенности их исчисления и уплаты либо

предоставление налоговых льгот».

Плательщики могут дифференцироваться по категориям: физические лица – от их

гражданства, места пребывания, места нахождения или приобретения имущества,

возраста, имущественного положения и других условий.

Таким образом, допускается применение различных налоговых режимов в России, и

создаются условия для дискриминации налогоплательщиков. При этом

декларируемые ограничения по дифференциации налогоплательщиков по разным

Информация о работе Налоги на доходы физических лиц