Налоги на доходы физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:28, реферат

Описание

В работе рассмотрены основные моменты взимания налогов с доходов населения, так как это тема неисчерпаема и наши экономисты в полном объеме не сформировали свое мнение по многим вопросам, касающимся взимания налогов.

Работа состоит из  1 файл

саша налоги.doc

— 1.05 Мб (Скачать документ)

Недостаточная роль НДФЛ в формировании до-ходной базы российского бюджета объясняется следующими причинами:

- во-первых, низким по сравнению с экономически разви-тыми странами уровнем доходов подавляющего большинства населения России, в связи с НДФЛ, в основном, уплачивался в последнее время по минимальной шкале;

- во-вторых, постоянными задержками выплат заработной платы значительной части работников, как сферы материаль-ного производства, так и работающих в организациях, финансируемых из бюджета;

- в-третьих, неразвитостью рыночных отношений, незначи-тельным количеством частных предприятий и лиц, занимаю-щихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;

- в-четвертых, получившей широкое распрост-ранение чисто российской практикой массового укрыватель-ства от налогообложения лиц с высокими доходами, в связи с чем в бюджет поступает не более половины от всех положен-ных сумм этого налога.

Вместе с тем, как это не парадоксаль-но, основную долю этого налога обеспечивают в бюджете Российской Федерации поступления от доходов низко обеспе-ченной части населения, поскольку здесь наиболее низкий процент укрывательства от налогов. С группы беднейших были собраны все 100% налоговых сумм, тогда как с богатых - лишь 17%.

В то же время, тенденция роста поступлений налога в консолидированный бюджет продолжает оставаться достаточно устойчивой, что подтверждается данными, приведенными в приложении 2.

Кроме того, необходимо учитывать, что из семнадцати развитых стран Европы среднегодовая заработная плата одного работника лишь в двух странах - Греции и Португалии - составляет 10 000 долл., а в остальных значительно выше. Самую высокую заработную плату (35 000 - 40 000 долл.) выплачивают в Дании, Нидерландах и Люксембурге. В I квартале 2005 г. среднемесячная зарплата в Российской Федерации равнялась 4800 руб., а в расчете на год - 576 000 руб., или 1920 долл.

Вышеприведенные данные показывают, что жизненный уровень россиянина в несколько раз ниже уровня жизни работника развитых стран Европы. Это и является основной причиной того, что удельный вес НДФЛ в доходной части бюджета в 2 - 3 раза меньше, чем в любой из вышеприведенных стран: в целом по странам Организации экономического сотрудничества и развития - 38,3%, в Великобритании - 26,7%, в Германии - 28,9% [19, С. 56].

Таким образом, исходя из изложенного, следует признать, что НДФЛ занимает достаточно прочное место в бюджетной системе Российской Федерации и является средством регулирования доходов бюджетов субъектов РФ и достаточно стабильным источником пополнения государственной казны.

При этом, необходимо отметить, что, учитывая характеристику и особенности указанного налога, изложенные в данной главе, он является универсальным инструментом государства в области проведения налоговой политики.

В связи с этим, органами государственной власти предпринимаются реальные поступательные шаги по реформированию и увеличению роли НДФЛ в формировании доходной части российского бюджета.

1. 2. Основы применения налога на доходы физических лиц

Важнейшим принципом ныне действующей системы НДФЛ является равенство нало-гоплательщиков вне зависимости от социальной или иной другой принадлежности. Это означает, что все они равны перед законом, отсутствуют категории налого-плательщиков, которые были бы освобождены от налогооб-ложения по получаемым ими доходам. Ставки налога едины для всех налогоплательщиков, получивших доход определен-ного уровня. Только лишь размер совокупного дохода, фак-тически полученного за год, определяет уровень обложения любого налогоплательщика.

Иными словами, налог должен исчисляться только с личного дохода граждан и в отличие от действовавшего в Советском Союзе принци-па обложения месячных доходов вне зависимости от дохода, российское налоговое законодательство установило обложение совокупного годового дохода. Это по-ложение сохранено и в НК РФ, несмотря на вве-дение единой ставки налога для соответствующих видов до-ходов. При этом сохранился действовавший ранее принцип возложения на работодателя обязанности взимать и перечис-лять в бюджет налоги с доходов, выплачиваемых им своим или привлеченным работникам. Этот принцип можно было бы назвать принципом первичного взимания налога у источ-ника получения доходов.

Новым для российских налогоплательщиков стал введен-ный законом 1991 г. принцип предоставления в определен-ных случаях декларации о совокупном годовом доходе. С 1992 г. в практику подоходного обложения физических лиц был введен еще один новый принцип -установление необлагаемого налогом минимума, на который уменьшается сумма годового дохода, а так-же вычетов из дохода.

Начиная с 2001 г., с принятием НК РФ, необлагаемый налогом ми-нимум стал называться стандартным налоговым вычетом.

Важнейший принцип подоходного налогообложения фи-зических лиц -- недопущение уплаты этого налога за плательщика. Иными словами, налог должен исчисляться только с личного дохода граждан и уплачиваться ими за счет этого дохода. Предприятия и организации любой формы собствен-ности и любой организационно-правовой формы, выплачива-ющие физическим лицам доходы, не имеют права вносить НДФЛ за граждан за счет своих средств, а также при заключении договоров и других сделок включать налого-вые оговорки в этой части.

И, наконец, последний по порядку, но не по значению, принцип предоставления отдельным категориям налогоплательщиков целевых налоговых льгот (в России в форме дохо-дов, не подлежащих налогообложению), направленных на ре-шение важнейших социальных задач.

Примерно на таких же принципах строится система подо-ходного обложения физических лиц в большинстве стран с развитой рыночной экономикой.

Плательщиками НДФЛ выс-тупают, как это вытекает из названия налога, исключи-тельно физические лица: как резиденты, так и нерезиден-ты. К налоговым резидентам относятся граждане РФ, лица без гражданства, граждане других государств, постоянно проживавшие на территории России в течение календарно-го года в общей сложности не менее 183 дней. Указанные физические лица, прожившие на территории России менее 183 дней, являются, соответственно, налоговыми нерезидентами.

Объектом налогообложения НДФЛ у налоговых резидентов выступает доход, полученный ими в налоговом периоде от источников как в России, так и за ее пределами. В отличие от них для налоговых нерезидентов объек-том обложения является доход, полученный исключительно из источников, расположенных в Российской Федерации.

При этом положения НК РФ устанавливают перечень доходов, подлежащих налогообложению, как полу-ченных на территории Российской Федерации, так и полу-ченных за ее пределами (ст. 208 НК РФ).

Отнесение перечисленных в ст. 208 НК РФ доходов к доходам, полученным от источников в Российской Федерации, либо к доходам от ис-точников за пределами РФ зависит от ме-ста нахождения организаций, имущества или источника по-лучения дохода. В затруднительных случаях подобное отнесение осу-ществляется Министерством финансов России.

Важно подчеркнуть, что российского налоговое законода-тельство в части налога с доходов физических лиц установило не идентичность понятий «доход» и «налоговая база».

При определении налоговой базы должны учитываться не только все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоря-жение которыми у него возникло, но также и доходы в виде материальной выгоды. При этом важно подчеркнуть, что если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по реше-нию суда или же других органов производятся какие-либо удержания, то такие удержания не могут и не должны уменьшать налоговую базу данного конкретного налогоплательщика.

Основным видом дохода, включаемого в налоговую базу, являются доходы, полученные плательщиками налога в рос-сийской национальной валюте в различных формах, а также в иностранной валюте. При определении налоговой базы по отдельным видам до-ходов российское налоговое законодательство установило ряд особенностей.

Согласно статье 211 НК РФ, к доходам, полученным налогоплательщиком в натураль-ной форме, относится оплата организациями или индивидуаль-ными предпринимателями товаров, работ, услуг или имуще-ственных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика. Стоимость этих товаров, работ и услуг исчисляется исходя из их рыноч-ных цен или тарифов, действовавших на день получения та-кого дохода, указанных сторонами сделки. В эту стоимость входят соответствующие суммы налога на добавленную стоимость, акцизов.

В статье 212 НК РФ указаны доходы в виде материальной выгоды, которые включаются в налоговую базу. К таким доходам относится материальная выгода, полученная от:

экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей;

приобретения товаров (работ, услуг) у взаимозависимых организаций и физических лиц по ценам более низким по сравнению с ценами, по которым обычно реализуются эти товары, работы, услуги (в налоговую базу включается разница в ценах);

приобретения ценных бумаг по ценам (фактические расходы на приобретение ценных бумаг), которые ниже рыночной стоимости этих ценных бумаг (в налоговую базу включается разница в ценах).

Выгода от экономии на процентах включается в налоговую базу в том случае, если процент за пользование заемными средствами меньше ? ставки рефинансирования (по займам, полученным в рублях) или меньше 9% годовых (по займам, полученным в иностранной валюте). Налогом облагается положительная разница между суммой, исчисленной исходя из ? ставки рефинансирования (по валютным займам - исходя из 9% годовых), и суммой фактически уплаченных процентов. Эта разница включается в налоговую базу в момент уплаты процентов, но не реже одного раза в год.

При получении налогоплательщиком материальной выго-ды при приобретении товаров, работ или услуг у взаимозави-симых лиц или организаций налоговая база представляет со-бой превышение цены идентичных или однородных товаров, работ или услуг, реализуемых этими лицами в обычных усло-виях над ценами реализации идентичных или однородных товаров, работ или услуг.

Если же налогоплательщик получает доход в виде матери-альной выгоды от приобретения ценных бумаг, то налоговая база определяется как превышение их рыночной стоимости над суммой фактических расходов налогоплательщика на их приобретение.

Виды доходов, не подлежащих налогообложению, такие например, как государственные пособия и пенсий, компенсационные выплаты, установленные федеральным законодательством, законодательством субъектов Федерации или решениями органов местного самоуправления, подробно перечислены в ст. 217 НК РФ. Все эти виды доходов освобождаются от налогообложения.

Определенные с учетом сумм, не подлежащих налогообло-жению, совокупные доходы налогоплательщика дополнительно уменьшаются на предусмотренные действующим законодатель-ством вычеты, которые Налоговый кодекс подразделяет на четыре группы: стандартные (ст. 218); социальные (ст. 219); имущественные (ст. 220); профессиональные (ст. 221). Суммы каждой группы вычетов играют для налогоплательщика немаловажную роль в законной миними-зации их доходов и уплачиваемых налогов, поэтому законодательство установило определенные порядок и условия их предоставления. (См. приложения 3, 4, 5, 6)

Необходимо отметить, что за годы существования НДФЛ ставки этого налога, особенно в последние годы, доста-точно часто менялись, иногда каждый год. Но эти изменения носили скорее косметический, нежели капитальный характер, поскольку, как правило, менялись верхняя, высшая ставка или же размер облагаемого по той или иной ставке совокуп-ного годового дохода, что было связано с инфляционными процессами.

При этом до принятия НК РФ в части налога на доходы физических лиц указанные ставки были прогрес-сивными. Начиная с 2001 г. в Российской Федерации дей-ствует фактически единая для определенного вида доходов ставка налога.

Основной налоговой ставкой, которая применяется к боль-шинству видов доходов, является ставка в размере 13%. Вме-сте с тем, для отдельных видов доходов действуют две другие ставки налога.

Налоговая ставка в размере 35% установлена в отношении следующих видов доходов:

- стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в про-водимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг в части, превышающей две тысячи рублей;

- страховых выплат по договорам добровольного страхова-ния, заключенным на срок менее пяти лет, в том случае, если эта сумма превышает вне-сенные налогоплательщиком страховые взносы, увеличенные на ставку рефинансирования Банка Рос-сии на момент заключения договора страхования;

- процентных доходов по вкладам в банках в части превы-шения суммы, рассчитанной исходя из ? дей-ствующей ставки рефинансирования Банка России по рубле-вым вкладам и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте;

- суммы экономии на процентах при получении заемных средств в части превышения разме-ров сумм процентов за пользование заемными средствами в рублях, исходя из ? действующей ставки рефинансирования, установ-ленной Банком России, над суммой процентов по договору, а за пользование заемными средствами в иностранной валюте, исчисленной исходя из 9% годовых, над суммой процентов, исчисленной по договору (начиная с 2005 года, за исключением доходов в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование целевыми займами (кредитами), полученными от кредитных и других организаций и фактически израсходованные ими на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры или доли в них).

Налоговая ставка в размере 30% действует в отношении доходов, полученных физическими лицами, не являющимися налого-выми резидентами РФ.

Налоговая ставка от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов, составляет 9%.

Налоговая база должна определяться отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Если сумма предусмотренных законом налоговых вычетов за год окажется больше суммы доходов, подлежащих налого-обложению, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13%, то налоговая база должна приниматься равной нулю. При этом на следующий налоговый период эта разница между суммой налоговых вычетов и суммой доходов не может быть перенесена.

Информация о работе Налоги на доходы физических лиц