Налоги на доходы физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:28, реферат

Описание

В работе рассмотрены основные моменты взимания налогов с доходов населения, так как это тема неисчерпаема и наши экономисты в полном объеме не сформировали свое мнение по многим вопросам, касающимся взимания налогов.

Работа состоит из  1 файл

саша налоги.doc

— 1.05 Мб (Скачать документ)

 

Таким образом, в 1999г. был введен  новый порядок уплаты подоходного налога:

он уплачивался отдельно в Федеральный бюджет по ставке 3% независимо от

дохода и в бюджеты субъектов РФ по прогрессивной шкале. Также с 1999г. было

предусмотрено отдельное исчисление подоходного налога  с сумм коэффициентов и

надбавок за стаж работы, за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к

ним местностях и др. Теперь с этих сумм налог взимался отдельно от других

доходов в Федеральный бюджет по ставке 3%, в бюджеты субъектов РФ по ставке

9%.

         С 1999г. сумма подоходного налога определяется в полных рублях.        

В 2000г. происходит отмена двух видов подоходного налога – федерального и

местного. Теперь все суммы подоходного налога предприятию необходимо

перечислять на счет соответствующего органа Федерального казначейства,

которое само будет распределять поступающую сумму по различным бюджетам. Так,

16% поступивших налогов отчисляется в Федеральный бюджет, а 84% - в

региональный бюджет.

Полностью изменена шкала подоходного налога.                                       

Таблица 3

     Шкала подоходного налога на доходы, полученные с 1.01.2000г. [1, ст.6]    

    

До 50 000 руб.

12%

От 50 001 до 150 000 руб.

6 000 руб. + 20% с суммы, превышающей 50 000.

От 150 001 руб. и выше

26 000 руб. + 30% с суммы, превышающей 150 000 руб.

 

В 2000г. также размер совокупного годового дохода для предоставления

стандартных вычетов и на детей и иждивенцев увеличен в 1,5 раза. С

1.01.2000г. в совокупный налогооблагаемый доход не включаются:

- материальная помощь, если она оказывается физическим лицам, пострадавшим от

террористических актов на территории РФ  (независимо от размера выплаты);

- суммы международных, иностранных или российских премий за выдающиеся

достижения по перечню премий, утверждаемому Правительством РФ.

Таким образом, проследив изменения по подоходному налогу за 1998-2000гг.,

можно сделать вывод о тенденции уменьшения шкалы обложения налогом, а также о

расширении вычетов  и  увеличении  их размеров. Однако эти изменения

затронули также и структуру налоговых поступлений в бюджет РФ.

     1.2. Значение подоходного налога при формировании

доходной части бюджета РФ

Формирование проекта бюджета на 2000г. сопровождалось разработкой пакета

законопроектов об изменении налогообложения. В частности предлагалось снизить

с 45% до 30% предельную ставку подоходного налога, а также резко упростить

шкалу этого налога. Был принят Федеральный закон «О внесении изменений в

закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц», которым предусмотрены по

доходам, полученным после 1.01.2000г. лишь 3 ставки налога, в том числе 12%

при совокупном годовом доходе до 50 тыс. руб. Отказ от запретительной ставки

45%, которая могла вступить в действие начиная с 2000г., можно рассматривать

в качестве наиболее серьезной из всех налоговых мер, принятых при

рассмотрении бюджета на 2000г. в Государственной Думе.

Уменьшается по сравнению с 1999г. в доходах Федерального бюджета сумма

подоходного налога с физических лиц. Его величина определяется в сумме 23,9

млрд. руб. [См. Таблицу 4]. В соответствии с принятым согласительной комиссией

по рассмотрению проекта бюджета на 2000г. решением, ставка зачисления этого

налога в Федеральный бюджет против 1999г. снижена с 3% до 2%.[здесь и далее 5,

с.39] Это соответствует доле в 15%  от всей суммы подоходного налога.                    

Таблица 4

    

Структура налоговых доходов бюджета. [5, с. 41]

 

    

 

В млрд. руб.

В % к итогу

1999г.(утверждено)

1999г.(ожидаемое)

2000г.

1999г.(утверждено

1999г.(ожидаемое)

2000г.

 

 

 

 

 

 

 

Налоговых доходов всего

456,03

467,78

675

100%

100%

100%

1.Прямые, в том числе

 

 

 

 

 

 

1.1. Налог на прибыль

39,45

73,59

63,45

8,1%

15,7%

9,4%

1.2. Подоходный налог

25,24

21,43

23,93

5,5%

4,6%

3,5%

2.Косвенные, в том числе

 

 

 

 

 

 

2.1. НДС

179,36

197,24

277,49

39,3%

42,2%

41,1%

2.2. Акцизы

101,64

77,22

119,9

21,3%

16,5%

17,8%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одновременно можно отметить постепенное, но неуклонное увеличение как общей

суммы, так и доли подоходного налога в доходах консолидированного бюджета. На

2000г. общая сумма этого налога в расчетах бюджету определена в 159,8 млрд.

руб., что только на 14% ниже общей суммы налога на прибыль; по отношению ко

всей сумме налоговых доходов консолидированного бюджета доля подоходного

налога с физических лиц в 2000г. должна составить 11,6%.

Итак, рассмотрев кратко историю становления подоходного налога в России, его

роль при формировании доходов бюджета и тенденции изменения, посмотрим, к

чему же они привели, то есть рассмотрим особенности исчисления и взимания

подоходного налога с 2001г.

     2. Анализ методики определения подоходного налога с 2001г. 2.1.

Налоговая база и налоговые ставки налога

на доходы физических лиц.

Для более полного освещения особенностей исчисления данного налога приведу

основные понятия. Налогоплательщиками налога признаются физические лица,

являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие

доходы от источников, расположенных в РФ, не являющиеся налоговыми

резидентами РФ. В НК впервые определен перечень доходов, получаемых от

источников в РФ и от источников за пределами РФ (за рубежом). По сравнению с

действующим в настоящее время законодательством главой 23 НК РФ значительно

расширено понятие доходов, полученных от источников в РФ. Так, начиная с

01.01.2001 к таким доходам в числе прочих доходов будет относиться и

вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную

работу, оказанную услугу, совершение действия (бездействия) в РФ. Такая

формулировка свидетельствует о том, что доходом от источника в РФ будет

являться не только доход, полученный в результате определенных действий - за

выполненную (совершенную) на территории РФ работу, но и любой доход,

полученный в результате совершения иных действий (бездействий) в РФ.

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика,

полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в

виде материальной выгоды. С 2001г. изменен порядок определения налоговой

базы. Теперь она будет определяться отдельно по каждому виду доходов, в

отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Несомненно, самым значительным нововведением является  введение единой ставки

налога с 2001г. – 13%.  На этот счет существуют противоположные мнения.

Сначала я приведу мнения против такой ставки налога.

Противники единой ставки подоходного налога считают, что она не позволит

реализовать принцип справедливого налогообложения граждан, нигде в мире не

используется единая ставка подоходного налога, так как в этом случае

образуется равное налогообложение в условиях большой дифференциации доходов

физических лиц.  В настоящее время в России разрыв между группой лиц с

наименьшими доходами и с наивысшими доходами колеблется 1 к 25 и более, в то

время как разрыв на ставках налогообложения составляет 1 к 3, а после

введения в действия части 2 Налогового кодекса этого разрыва вовсе не будет.

Тем самым основной груз налогового бремени приходится на малообеспеченные

слои населения, доля которых в общей массе налогоплательщиков растёт.

Необходимо повысить налоговые изъятия в бюджет от высокооплачиваемой группы

лиц.

Однако, для того, чтобы понять, почему был принят именно этот проект

налогового кодекса, необходимо рассмотреть причины, которыми

руководствовались разработчики Налогового кодекса.

Ставка 13% не означает увеличение налогооблагаемых доходов низкооплачиваемых

граждан, уплачивающих сейчас 12% подоходного налога и 1% в Пенсионный фонд.

Для этой категории граждан (90% работников) [здесь и далее 10, с. 1] реформа

сохранит нынешнее налоговое бремя. Однако, тот факт, что при действующем

законодательстве только 0,1% доходов облагается по ставке 30%, означает, что

с богатых налоги не собираются. Это и требует принятия радикальных мер для

выведения фонда оплаты труда из теневого оборота. Единая низкая ставка

налогообложения доходов граждан – главная (но не единственная) мера,

призванная решить эту сложную задачу. На других мерах, например, о введении

новых вычетов, призванных вывести доходы физических лиц из теневого оборота,

я остановлюсь ниже.

По ставке сделано несколько исключений. Налоговая ставка в размере 35%

устанавливается в отношении следующих доходов [3, ст. 224 ]:

выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов;

стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в целях рекламы товаров, работ

и услуг, в части превышения 2000 руб. за налоговый период;

страховых выплат по договорам добровольного страхования в части превышения

страховых взносов, увеличенных на сумму, рассчитанную исходя из действующей

ставки рефинансирования ЦБ;

процентных доходов по вкладам банка в части превышения суммы, рассчитанной

исходя из ¾ действующей ставке рефинансирования ЦБ по рублевым вкладам

и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте;

суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств

в части превышения размеров, указанных выше.

Налоговая ставка в размере 30% устанавливается по следующим доходам:

дивидендов;

доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися резидентами РФ.

Таким образом, кодекс намерен запретить распространенную сейчас депозитную

схему ухода от налогообложения и резко упростить администрирование

подоходного налога. Достаточно отметить, что резко уменьшатся масштабы

декларирования доходов гражданами. По оценкам МНС количество подаваемых

деклараций уменьшится с 4 млн. до 150 тыс.  Декларации будут связаны с

покупкой недвижимости или с налогообложением недобросовестных процентов, но

это ничтожный слой. Работа в нескольких местах перестанет быть основанием для

декларирования доходов.

Собираемость подоходного налога по ставке 13% оценивается специалистами на

уровне 90%.

Для доходов, в отношении которых предусмотрены ставки 30% и 35%,

налогооблагаемая база определяется как денежное выражение таких доходов. При

этом не применяются налоговые вычеты. Они применяются при определении

налоговой базы по доходам, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка

13%. Здесь налоговая база уменьшается на сумму вычетов.

    

2.2. Налоговые вычеты: виды и порядок расчета.

 

Перечень доходов, освобождаемых от налогообложения, по сравнению с

действующим в настоящее время законодательством незначительно изменился и

приведен в статье 217 Налогового кодекса РФ. Большинство вычетов сохранено,

но они систематизированы по группам. Кроме того уточнен порядок

предоставления отдельных вычетов (льгот).

Изменились льготы чернобыльцам и инвалидам вооруженных конфликтов. Много

нареканий у депутатов вызывает льгота чернобыльцам. Сейчас под нее попадает

до 1 млн. налогоплательщиков. Однако ясно, что это преувеличение, столько

людей не принимало непосредственного участия в ликвидации последствий

чернобыльской катастрофы. К сожалению, действующее законодательство в других

областях не позволяет уменьшить число льготников, а уменьшение льготы в

абсолютных размерах привело бы к тяжелым социальным последствиям. Поэтому

решено было установить одинаковые льготы в размере 3000 руб. в месяц для

чернобыльцев и лиц, получивших инвалидность вследствие увечий, контузий и

заболеваний, полученных при исполнении воинских обязанностей.

Приняты вычеты в сумме 500 руб. в месяц – для героев СССР, РФ, инвалидов

1,2,3 групп, инвалидов детства, блокадников и др.

Вычеты в размере 400 руб. в месяц на каждого работающего, но пока  совокупный

доход не достигнет 20 тыс. руб. Вычеты расходов на содержание детей

определены в размере 300 руб. в месяц на каждого ребенка.

Статьей 222 Налогового Кодекса РФ законодательным (представительным) органам

субъектов РФ предоставлено право в пределах установленных размеров социальных

налоговых вычетов и имущественных налоговых вычетов устанавливать иные

размеры вычетов с учетом своих региональных особенностей. Данная норма

свидетельствует о том, что местные органы власти могут установить значительно

Информация о работе Налоги на доходы физических лиц