Эволюция налоговой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 17:15, курсовая работа

Описание

Цель работы – исследование теоретических и практических основ становления и развития налоговой системы Российской Федерации и разработка рекомендаций по ее совершенствованию. В связи с поставленной целю необходимо решить следующие задачи:

1. Раскрыть теоретические и исторические аспекты формирования налоговой системы от Древнерусского государства до советского периода.

2. Провести сравнительный анализ налоговых систем РФ и развитых зарубежных стран.

3. Исследовать состояние налоговой системы РФ в условиях мирового финансового кризиса.

4. Проанализировать налоговую систему на региональном уровне на примере Республики Мордовия.

5. Рассмотреть перспективы развития налоговой системы РФ.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические и исторические аспекты формирования налоговой системы
7
1.1 Возникновение и развитие налоговой системы от Древнерусского государства до Российской империи
7
1.2 Формирование налоговой системы в России в XVIII – XIX вв. 12
1.3 Исследование особенностей налоговой системы в советский период 17
1.4 Этапы формирования действующей налоговой системы в РФ 22
2 Анализ современного состояния и особенностей развития налоговой

системы в РФ
27
2.1 Сравнительный анализ налоговых систем РФ и развитых зарубежных

стран
27
2.2 Налоговая система РФ в условиях мирового финансового кризиса 33
2.3 Анализ налоговой системы на региональном уровне (на примере РМ) 39
3 Перспективы развития налоговой системы РФ 44
3.1 Основные направления совершенствования налоговой системы в современных условиях
44
3.2 Перспективы и пути развития налоговой системы на региональном

уровне (на примере РМ)
49
3.3 Зарубежный опыт реформирования системы налогообложения и

практика его применения в России
55
Заключение 71
Список использованных источников 75
Приложение А 79
Приложение Б 81

Работа состоит из  1 файл

курсовая эволюция налоговой системы.DOC

— 561.50 Кб (Скачать документ)

     Оценку  налогового  потенциала  Республики Мордовия  проведем,  опираясь на  характеристики показателя:  реализованный налоговый потенциал и номинальный  налоговый  потенциал,  используя  в  качестве  базы  сумму  налогов, мобилизованных на территории республики в бюджетную систему Российской Федерации (таблица 3.1)

     Из  таблицы видно, что абсолютные показатели ВРП и доходов бюджета неуклонно  растут. Однако рост налоговых доходов обеспечивает не только соблюдение платежной дисциплины. На величину налоговых поступлений влияет объем  производства,  инфляция,  дебиторская  задолженность,  недоимки  в  бюджет и другие. Рост объемов производства обусловливает реальный рост ВРП и налоговых поступлений. Инфляционные же процессы увеличивают номинальный объем налогов и ВРП. Изменения и поправки в налоговом законодательстве  также  оказывают  влияние  на  рост  или  падение  налоговых  поступлений  в бюджет.

Таблица 3.1 − Реализованный и номинальный налоговый потенциал Республики Мордовия в 2002 - 2007 гг., млн. р.

Показатель 2002 2003 2004 2005 2006 2007
ВРП, млн.р.  23811,1 36841,1 52265,1 46000,3 6735,9 64289,97
НПРi (налоги) 13765 21215 33065 28103 12795 16078
ЕСН 1451 1589 2222 1420 1620 2072
Налоговые доходы – всего (2+3) 15216 22804 35287 29523 14415 18150
Взыскано  принуди-

тельно налоговыми

органами

1672,1 2585,5 3479,9 2911,5 1421,6 1789,9
НПр, млн.р. (4+5) 16888,1 25389,5 38766,9 32434,5 15386,6 19939,9
НПр, %

(6/1 *100%)

70,9 68,9 74,2 70,5 27,9 31,0
Задолженность по

налогам во все 

уровни бюджетов,

млн.р.

1284,6 726,5 1525,65 2192,9 2493,1 2333,2
Доначислено по

результатам нало-

говых проверок,

млн.р.

5842,4 6081,9 9237,3 7495,4 1662,9 887,0
НПн, млн.р. (6+8+9) 24015,1 32197,9 49529,9 42122,8 19542,6 23160,1
НПн, %

(10/1 * 100 %)  

100,9 87,4 94,8 91,6 34,4 36,0
 

     Таким образом, проведенная оценка налогового потенциала РМ на основе показателя  валового  регионального продукта  свидетельствует  о  росте,  как  абсолютных показателей ВРП, так и налоговых доходов. Однако, несмотря на такую положительную динамику, задолженность по налогам во все уровни бюджетов  остается  достаточно  существенной.  Также  наблюдаются  значительные расхождения между рассчитанным и фактическим налоговым потенциалом региона. Наличие  данного  обстоятельства  говорит  о  том,  что налоговые  доходы республики могут быть достаточно выше, чем мы имеем сейчас.  Среди основных путей развития налогового системы Республики Мордовии можно выделить следующие:

     1.   Оздоровление  экономики  предприятий-налогоплательщиков,  стабилизация их финансового состояния. Решение  этой  проблемы  возможно  посредством  стимулирования  инвестиций в обновление и развитие собственной производственной базы, проведения разумной ценовой политики,  реструктуризации  задолженности по налоговым платежам и т. д. Все это бы, в конечном итоге способствовало значительному  увеличению их налоговых  возможностей,  а,  следовательно, и  заметному росту налоговых поступлений  в  региональный  бюджет. Привлечение  в  экономику  инвестиций  является  одним  из  важнейших  факторов,  способствующих дальнейшему  поступательному  социально-экономическому  развитию  нашей республики.

     2.   Совершенствование  действующего  законодательства  в  области   налогообложения, предполагающее упрощение системы федерального и регионального  налогообложения,  оптимизацию  системы  предоставления  налоговых льгот,  законодательное  утверждение  единой  методики  оценки  налогового  потенциала  для  всех  регионов и  страны  в целом,  ужесточение  государственного контроля за финансовыми потоками экономических агентов и ответственности за  нарушение  законодательства,  а  также  усиление  контроля  за  легализацией «теневых» средств.

     3.   Проведение  эффективной  региональной  налоговой  политики,  направленной на увеличение уровня собираемости налогов.

     4.   Совершенствование  системы   налогового  администрирования,  в  том числе  совершенствование  механизмов  мобилизации,  учета   и  контроля  за  правильностью   исчисления,  полнотой  и  своевременностью  уплаты  налогов,  применение  комплекса  административно-уголовных мер  для  неплательщиков,  совершенствование работы налоговых органов. 

     5.   Повышение  уровня  деловой   активности  населения,  вследствие  создания  условий  для  развития  и  укрепления  малого  бизнеса,  преимущественно  в сфере материального производства с тем, чтобы доходы от малого бизнеса стали одним из основных источников бюджета региона (в развитых странах доходы от малого бизнеса составляют 40 % доходов бюджета).

     6.   Обеспечение легализации теневой  деятельности экономики, осуществляемой  посредством применения мер, направленных  на приостановление процесса  ухода новых хозяйствующих субъектов  в теневой сектор экономики,  легализацию части «теневых»  отношений и консолидацию сил банковских структур и государственных органов правопорядка в борьбе с теневой экономикой.

     7. Улучшение инвестиционного и  инновационного климата. 

     8.   Формирование и  развитие налоговой   культуры,  связанное  с    воспитанием законопослушного налогоплательщика и формированием позитивного отношения  общества  к  уплате  налогов  как  к  конституциональной  обязанности гражданина.

     Следует отметить, что каждое из названных  выше направлений включает в себя целый комплекс задач, реализация на практике которых будет способствовать более справедливому распределению общественного богатства, существенному пополнению доходов региональных бюджетов, а, следовательно, и развитию налоговой системы  региона, и,  как  следствие  всего  этого,  улучшению социально-экономической ситуации в регионах и страны в целом. 

     Налоговая политика по-прежнему должна быть ориентирована  на снижение налоговой нагрузки на реальный сектор экономики. И учитывая усложнение задач, которые необходимо решать в рамках реализации социальной политики, в качестве приоритетной цели бюджетной политики должно остаться создание условий для роста доходов республиканского и местных бюджетов. Поэтому основными задачами бюджетной политики в области доходов должны стать:

      1. Систематизация формирования и анализа информации, необходимой для качественного формирования республиканского и местных бюджетов.

      2. Оптимизация предоставляемых налоговых  льгот.

      3. Повышение эффективности использования  республиканской и муниципальной  собственности.

      4. Совершенствование методов администрирования налоговых и неналоговых платежей, особенно акцизов.

      5. Упорядочение сведений и оформление  имущественных и иных прав  юридических и физических лиц  на имущество и земельные участки.

      6. Ликвидация условий, способствующих выплатам, осуществляемым вне законодательно закрепленных норм и правил, обеспечение неотвратимости привлечения к ответственности за выплату заработной платы «в конвертах».

      7. Повышение эффективности контрольной  работы в отношении организаций,  заявляющих убытки.

       Планирование бюджета на среднесрочный  период должно быть произведено  с учетом изменений бюджетного  и налогового законодательства, заданных макроэкономических показателей  и параметров экономического  развития.

     В качестве принципиальной стратегии правительственной налоговой реформы выбран вариант,  при  котором  налоговая  рационализация  не  должна  ставить  целью  кардинальное изменение действующей налоговой системы. Более реалистичным признано ее эволюционное преобразование, обеспечивающее устранение присущих ей недостатков, перекосов. Однако такой путь представляется нам «косметическим» и не способным сформировать налоговую систему, адекватную современным социально-экономическим проблемам РФ.

     К нынешнему моменту разработано  достаточно много альтернативных проектов проведения  налоговой  реформы,  выдвинутых  учеными,  представителями  государственных структур, бизнеса. Они отличаются как по разности рассматриваемых аспектов модернизации налогообложения, уровню радикализма, так и по степени проработанности.

     Продолжается  работа по снижению и погашению задолженности  перед бюджетом. Здесь сотрудники налоговых органов используют различные  методы и подходы: беседуют с должниками и в рамках комиссий и индивидуально, размещают информацию в СМИ, на счетах на оплату жилищно-коммунальных услуг, направляют списки должников − физических лиц в адрес руководителей организаций, привлекают домовые комитеты, местные администрации, направляют материалы в органы прокуратуры и МВД. Списки должников ежемесячно обновляются на Интернет-сайте УФНС России по РМ − это организации и индивидуальные предприниматели с долгами по налогам от 100 тысяч р. и физические лица с суммой задолженности от                     25 тысяч р.

     На  официальном Интернет-сайте УФНС России по РМ уже несколько месяцев действует сервис «Узнай свою задолженность!». Рассматривается возможность совершенствования данной услуги − узнать о задолженности, отправив sms-сообщение с мобильного телефона. Развивается биллинговая система уплаты налогов − через специальные терминалы, установленные в налоговых инспекциях.

      Таким образом, среди основных путей развития налогового системы Республики Мордовии можно выделить оздоровление  экономики          предприятий − налогоплательщиков, совершенствование  действующего  законодательства  в  области  налогообложения, совершенствование  системы  налогового  администрирования, обеспечение легализации теневой деятельности экономики, развитие налоговой  культуры. 

     3.3 Зарубежный опыт  реформирования системы  налогообложения  и практика его применения в России 

     Налоговая система не должна создавать дополнительных препятствий налогоплательщикам (как  юридическим, так и физическим лицам), привлекающим заемный капитал. Для решения данной задачи необходимы два основных условия: во-первых, обеспечить вычет сумм процентов, уплаченных за пользование заемными ресурсами, при определении налоговой базы; во-вторых, исключить из налогового законодательства положения, связанные с налоговыми рисками в случае привлечения налогоплательщиком заемных ресурсов. Используемый налоговый режим может увеличивать стоимость их привлечения (в случае частичного включения в расходы, учитываемые при налогообложении), либо, напротив, стимулировать заимствования на кредитном рынке или рынке ценных бумаг (путем создания льготного порядка налогообложения).

     В зарубежных странах широко используется налоговое стимулирование привлечения заемных ресурсов на цели развития бизнеса как организациями, так и физическими лицами. Организации всю сумму процентов включают в состав расходов, поскольку в противном случае повысится экономическая ставка налога на прибыль, а сокращение чистой прибыли ограничит возможности фирмы по привлечению заемного капитала. Во многих странах физическим лицам предоставляется возможность уменьшать сумму подлежащего уплате подоходного налога на величину выплаченных процентов по займам, взятым на цели производственных инвестиций. В частности, такая налоговая скидка используется в Бельгии, Германии, Греции, Дании, Испании, Канаде, Норвегии, Нидерландах, Финляндии, Швеции.

     В России подобные налоговые льготы отсутствуют. Кроме того, существуют определенные ограничения по отнесению на расходы  процентов за пользование заемными ресурсами. Согласно действующему порядку  налогообложения, при отсутствии сопоставимых долговых обязательств в состав расходов разрешено включать проценты по рублевым кредитам в пределах ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза (то есть 14,3 %), а по валютным кредитам – 15 %. Однако на практике банки достаточно легко обходят данные условия.

Информация о работе Эволюция налоговой системы РФ