Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 17:15, курсовая работа
Цель  работы – исследование теоретических  и практических основ становления  и развития налоговой системы Российской Федерации и разработка рекомендаций по ее совершенствованию. В связи с поставленной целю необходимо решить следующие задачи:
     1. Раскрыть теоретические и исторические  аспекты формирования налоговой  системы от Древнерусского государства  до советского периода.
     2. Провести сравнительный анализ  налоговых систем РФ и развитых  зарубежных стран.
     3. Исследовать состояние налоговой системы РФ в условиях мирового финансового кризиса.
     4. Проанализировать налоговую систему  на региональном уровне на  примере Республики Мордовия.
     5. Рассмотреть перспективы развития  налоговой системы РФ.
Введение	5
1 Теоретические  и исторические аспекты формирования  налоговой системы	 
7
1.1 Возникновение  и развитие налоговой системы  от Древнерусского государства  до Российской империи	 
7
1.2 Формирование налоговой системы в России в XVIII – XIX вв.	12
1.3 Исследование особенностей налоговой системы в советский период	17
1.4 Этапы  формирования действующей налоговой  системы в РФ	22
2 Анализ  современного состояния и особенностей  развития налоговой  
системы в РФ	 
27
2.1 Сравнительный  анализ налоговых систем РФ  и развитых зарубежных 
стран	 
27
2.2 Налоговая  система РФ в условиях мирового  финансового кризиса	33
2.3 Анализ  налоговой системы на региональном уровне (на примере          РМ)	39
3 Перспективы  развития налоговой системы РФ	44
3.1 Основные  направления совершенствования налоговой системы в современных условиях	 
44
3.2 Перспективы  и пути развития налоговой  системы на региональном  
уровне (на примере РМ)	 
49
3.3 Зарубежный  опыт реформирования системы  налогообложения и  
практика  его применения в России	 
55
Заключение	71
Список  использованных источников	75
Приложение  А	79
Приложение  Б	81
Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в I полугодии 2009г. обеспечили поступления налога на доходы физических лиц − 25,7%, налога на прибыль организаций − 21,9%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации − 19,2%, налога на добычу полезных ископаемых − 14,3% (рисунок 2.4).
Рисунок 2.4 – Структура поступивших налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ за I полугодие 2009 гг.
В I полугодии 2009 г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 2514,7 млрд. р. (87,5 % от общей суммы налоговых доходов), региональных − 233,9 млрд. р. (8,1 %), местных налогов и сборов − 44,1 млрд.рублей (1,5 %), налогов со специальным налоговым режимом 80,8 млрд.рублей (2,8 %).
     К 
серьезным недостаткам 
     Не 
удивительно, что к существующей 
налоговой  системе в настоящее 
время предъявляется масса 
Практически все основные налоги, собираемые на территории России имеют множество противоречий и недоработок. По оперативным данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения (без учета задолженности по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, и уплате пеней и налоговых санкций), в консолидированный бюджет Российской Федерации на 1 июля 2009 г. составила 607,1 млрд. р. По сравнению с 1 января 2009 г. она увеличилась на 8,6 %, в том числе по налогу на добавленную стоимость − на 13,4 %, налогу на прибыль организаций − на 4,4 %. Уменьшилась задолженность по налогу на добычу полезных ископаемых − на 12,3 %, по акцизам в целом − на 0,9 %.
Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций (штрафов) на 1 июля 2009 г. составила 415,7 млрд.р. и увеличилась по сравнению с 1 января 2009 г. на 1,9 % (таблица 2.3, Приложение Б).
Недоимка по налоговым платежам на 1 июля 2009 г. составила 261,6 млрд. р. (43,1 % от общей задолженности). По сравнению с 1 января 2009 г. она увеличилась на 17,0 %, в том числе по налогу на добавленную стоимость − на 24,4 %, налогу на прибыль организаций − на 12,8 %, акцизам в целом − на 3,1 %, недоимка по налогу на добычу полезных ископаемых уменьшилась на 11,9 %.
Урегулированная задолженность на 1 июля 2009 г. составила 336,5 млрд.р., из нее задолженность, приостановленная к взысканию в связи с введением процедур банкротства − 140,1 млрд.р., задолженность, взыскиваемая судебными приставами − 99,5 млрд. р.
     В 
настоящее время 
Вносимые в курс экономической реформы уточнения и дополнения неизбежно отражаются на необходимости корректирования отдельных элементов системы налогообложения. Этого требуют и продолжающиеся в экономике страны процессы инфляции, хотя теперь не такой динамичной, роста бюджетного дефицита, падения уровня производства в промышленности и сельском хозяйстве. Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам.
Сегодня в стране ставки налогов устанавливаются без достаточного экономического анализа их воздействия на производство, на стимулирование инвестиций и т. д. Между тем при установлении ставок налогов необходимо учитывать их влияние не только на это, но и на ликвидацию условий, способствующих вполне легальному уходу налогоплательщика от уплаты налогов. Аксиомой является тот факт, что последствия уклонения от налогов меньше, если различные виды доходов облагаются по одинаковым ставкам. В противном же случае наблюдается тенденция к перераспределению доходов в пользу тех, которые облагаются налогом по наименьшей ставке.
Действующая в стране налоговая система со слабо проработанными теоретически и экономически ставками налогов вынуждает вводить новые (и подчас совсем не рыночные) виды изъятий, способные, по мнению властей, нивелировать негативные последствия, связанные с произвольностью ставок налогов на отдельные доходы. Поэтому сейчас из-за более низкой ставки выгоднее направлять средства на оплату труда, нежели платить налог с прибыли. Завтра это может привести к тому, что все доходы уйдут в личное потребление. Поэтому важно, чтобы доходы облагались по одинаковым средним ставкам, чтобы при прочих равных условиях у предпринимателя не было мотива перераспределять доходы в целях «легального» снижения размера уплачиваемого налога.
     Как 
видим нестабильность наших налогов, 
постоянный пересмотр ставок, количества 
налогов, льгот и т.д. несомненно, играет 
отрицательную роль, особенно в период 
перехода российской экономики к рыночным 
отношениям, а также препятствует инвестициям 
как отечественным, так и иностранным. 
     2.3 
Анализ налоговой 
системы на региональном 
уровне (на примере РМ) 
Основными принципами межбюджетных отношений в Республике Мордовия являются повышение самофинансирования территории, увеличение налогооблагаемой базы, сокращение дотационности и количества дотационных муниципальных образований. С этой целью в 2006-2008 годах осуществлялась передача регулирующих доходов в местные бюджеты. Начиная с 2006 года, после вступления в действие изменений в Бюджетный кодекс РФ в части закрепления доходов за уровнями бюджетной системы, существенно изменились подходы к распределению доходных источников между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами. И хотя основная часть доходов была централизована на региональном уровне, проблема равномерного размещения налоговых поступлений между муниципальными образованиями не потеряла своей актуальности.
     Поступление 
налогов и сборов в территориальный 
бюджет Республики Мордовия за 2008 год 
составили 12 347,3  млн. р. По основным налогам, 
зачисляемым в доход консолидированного 
бюджета РМ, основная доля обеспечена 
поступлениями налога на доходы физических 
лиц (38,8 %), налога на прибыль организаций 
(31,6 %) и  акцизов по сводной  группе (11,2 
%) (рисунок 2.5).  
Рисунок 2.5 − Поступление налогов и сборов в территориальный бюджет Республики Мордовия за 2008 г.
В формировании доходной части территориального бюджета Республики Мордовия в 2008 году доля муниципальных бюджетов составила 21,5 %, доля республиканского бюджета − 78,5 %, тогда как в 2007 году − 19,4 % и 80,6 %, соответственно.
За рассматриваемый период в республиканский бюджет поступило 9 693,2 млн. рублей (таблица 2.4).
Таблица 2.4 – Поступление налогов и сборов в бюджет Республики Мордовия, млн. р.
  | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В местный бюджет за 2008 год поступления администрируемых доходов составили 2 654,0 млн. р. администрируемых доходов, что на 31 % больше, чем за 2007 год. Прогнозные показатели выполнены на 101 % (таблица 2.5).
Таблица 2.5 – Поступление налогов и сборов в местный бюджет, за 2006 – 2007 гг. млн. р.
  | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наиболее наглядным свидетельством наличия или отсутствия различий между муниципальными образованиями по уровню размещения налоговой базы с точки зрения ее мобильности и зависимости налоговых поступлений от деятельности администраций муниципальных образований является коэффициент мобильности, рассчитываемый как соотношение доли мобильных налогов в общем объеме доходов муниципальных образований к доле немобильных налогов. По значению коэффициента мобильности (особенно его динамике за ряд лет в сопоставимом виде) можно сделать вывод о деятельности администрации муниципального района по привлечению дополнительных налоговых поступлений.
     С 
точки зрения мобильности налоговой 
базы наиболее мобильными, из рассматриваемых 
бюджетообразующих налогов местных бюджетов, 
являются налог на доходы физических лиц 
и единый налог на вмененный доход, менее 
мобильными  − земельный налог, налог 
на имущество физических лиц и единый 
сельскохозяйственный налог (таблица 
2.6).  
 
Таблица 2.6 Динамика коэффициента мобильности за 2006-2008 гг.
| Районы | 2006 год | 2007 год | динамика к 2006 году | 2008 год | динамика к 2006 году | динамика к 2007 году | 
| Ардатовский | 3,83 | 4,47 | 1,17 | 11,63 | 3,04 | 2,60 | 
| Атюрьевский | 4,38 | 4,42 | 1,01 | 8,20 | 1,87 | 1,86 | 
| Атяшевский | 6,17 | 6,87 | 1,11 | 14,31 | 2,31 | 2,08 | 
| Большеберезниковский | 7,17 | 8,35 | 1,17 | 16,87 | 2,35 | 2,02 | 
| Большеигнатовский | 2,81 | 3,38 | 1,20 | 13,47 | 4,79 | 3,99 | 
| Дубенский | 4,53 | 5,88 | 1,30 | 8,30 | 1,83 | 1,41 | 
| Ельниковский | 5,58 | 4,76 | 0,85 | 14,33 | 2,57 | 3,01 | 
| Зубово-Полянский | 14,43 | 19,39 | 1,34 | 48,03 | 3,33 | 2,48 | 
| Инсарский | 3,92 | 4,82 | 1,23 | 10,57 | 2,69 | 2,19 | 
| Ичалковский | 5,46 | 6,61 | 1,21 | 12,53 | 2,29 | 1,89 | 
| Кадошкинский | 5,09 | 6,06 | 1,18 | 18,52 | 3,64 | 3,08 | 
| Кочкуровский | 4,99 | 5,37 | 1,08 | 17,90 | 3,59 | 3,33 | 
| Краснослободский | 5,04 | 6,54 | 1,30 | 13,00 | 2,58 | 1,99 | 
| Лямбирский | 14,97 | 8,03 | 0,54 | 7,95 | 0,53 | 0,99 | 
| Ромодановский | 6,40 | 6,51 | 1,02 | 20,05 | 3,13 | 3,08 | 
| Старошайговский | 3,10 | 3,20 | 1,03 | 8,18 | 2,64 | 2,55 | 
| Темниковский | 4,76 | 5,51 | 1,16 | 20,55 | 4,32 | 3,73 | 
| Теньгушевский | 10,47 | 12,49 | 1,19 | 32,55 | 3,11 | 2,61 | 
| Торбеевский | 6,97 | 6,74 | 0,97 | 21,51 | 3,09 | 3,19 | 
| Чамзинский | 13,05 | 23,60 | 1,81 | 18,63 | 1,43 | 0,72 | 
| МО Ковылкино | 6,51 | 9,38 | 1,44 | 8,33 | 1,28 | 0,89 | 
| МО Рузаевка | 24,09 | 35,76 | 1,48 | 24,60 | 1,02 | 0,69 | 
| г. Саранск | 5,43 | 35,02 | 0,99 | 19,48 | 0,55 | 0,56 | 
| Итог | 14,69 | 16,40 | 1,12 | 17,71 | 1,21 | 1,08 |