Эволюция налоговой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 17:15, курсовая работа

Описание

Цель работы – исследование теоретических и практических основ становления и развития налоговой системы Российской Федерации и разработка рекомендаций по ее совершенствованию. В связи с поставленной целю необходимо решить следующие задачи:

1. Раскрыть теоретические и исторические аспекты формирования налоговой системы от Древнерусского государства до советского периода.

2. Провести сравнительный анализ налоговых систем РФ и развитых зарубежных стран.

3. Исследовать состояние налоговой системы РФ в условиях мирового финансового кризиса.

4. Проанализировать налоговую систему на региональном уровне на примере Республики Мордовия.

5. Рассмотреть перспективы развития налоговой системы РФ.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические и исторические аспекты формирования налоговой системы
7
1.1 Возникновение и развитие налоговой системы от Древнерусского государства до Российской империи
7
1.2 Формирование налоговой системы в России в XVIII – XIX вв. 12
1.3 Исследование особенностей налоговой системы в советский период 17
1.4 Этапы формирования действующей налоговой системы в РФ 22
2 Анализ современного состояния и особенностей развития налоговой

системы в РФ
27
2.1 Сравнительный анализ налоговых систем РФ и развитых зарубежных

стран
27
2.2 Налоговая система РФ в условиях мирового финансового кризиса 33
2.3 Анализ налоговой системы на региональном уровне (на примере РМ) 39
3 Перспективы развития налоговой системы РФ 44
3.1 Основные направления совершенствования налоговой системы в современных условиях
44
3.2 Перспективы и пути развития налоговой системы на региональном

уровне (на примере РМ)
49
3.3 Зарубежный опыт реформирования системы налогообложения и

практика его применения в России
55
Заключение 71
Список использованных источников 75
Приложение А 79
Приложение Б 81

Работа состоит из  1 файл

курсовая эволюция налоговой системы.DOC

— 561.50 Кб (Скачать документ)

      Уменьшена ставка НДС с 17,5 до 15 %. Это было сделано в ноябре            2008 г., идея заключалась в том, что необходимо стимулировать потребление. Но, судя по экономическим выкладкам, которые можно найти в прессе, норма себя не оправдала и была признана ошибочной.

      Ставка налога на доходы граждан, превышающие 150 тыс. фунтов в год, увеличена до 45 % (до повышения ставка составляла 40 %). В настоящий момент в Англии прогрессивная налоговая ставка, а поступления в бюджет от доходов физических лиц существенные, поэтому такие меры считаются эффективными.

      Изменилось  налогообложение тех физических лиц, которые не родились в Великобритании. До недавнего времени налогом  облагались лишь доходы, полученные в  Соединенном Королевстве. Сейчас, если данное лицо семь лет из прошедших  десяти провело в Великобритании, необходимо уплатить налог со всех доходов, вне зависимости от того, где они были получены. Правда, есть альтернативный вариант − внести ежегодный взнос в размере 30 тыс. фунтов.

      Появление специализированного налогового отдела, занимающегося сверхсостоятельными налогоплательщиками − одна из мер антикризисного пакета. Пятьсот налоговых инспекторов будут внимательно следить за самыми богатыми налогоплательщиками. Планируется, что один налоговый инспектор будет предоставлять vip-сервис примерно пяти физическим лицам.

      Также в этой стране появился Кодекс поведения  банков. До кризиса судьи Англии считали, что налогоплательщик имеет  право планировать свои дела таким  образом, чтобы в рамках закона уменьшить  налоговые отчисления. Но сейчас позиция противоположная. Банкам в добровольном порядке предлагалось подписать некий документ, который гласит, что они будут применять только такие налоговые правила, которые не противоречат первоначальным намерениям законодателей в момент принятия нормы.

      Кроме того, в настоящее время в Великобритании среди налоговых юристов и  официальных органов появился новый термин: «дружелюбные с точки зрения налогообложения юрисдикции» (tax-friendly). На эти регионы идет большое давление. Полностью меняется налогообложение прибыли, зарабатываемой иностранными компаниями в Великобритании. Администрирование налогообложения меняется исходя из перечисленных тенденций − это передача больших полномочий налоговым органам, ужесточение налоговых санкций, проведение налоговых проверок без предварительного уведомления. 

      Опыт  Бельгии

      Ставки НДС и налога на прибыль существенно не изменены: 27 марта 2009 г. был принят закон, согласно которому работодатель вправе отсрочить до шести месяцев уплату в бюджет «зарплатных» налогов, начисленных за труд работников в ночное и сверхурочное время, но только в определенных отраслях экономики.

      Согласно  новому закону работодатель теперь вправе возмещать работникам расходы на проезд к месту работы велосипедом в размере 0,2 евро за километр. Серьезные изменения произошли в части налоговых вычетов: они предоставляются на приобретение компьютерной техники. Также законом отменен налог на страхование экспорта.

      Что касается НДС, то в Бельгии существует три варианта ставок: 21 %, 12 %, 6 %. Обычная ставка − 21%, ставка на товары, необходимые для жизни − 6%. Так как снижать ставки НДС без согласия Евросоюза нельзя, государство может управлять экономикой, применяя льготные ставки для определенных отраслей. В Бельгии три приоритетных сектора экономики: строительство частных домов, ресторанный бизнес, обрабатывающая промышленность (в том числе производство автомобилей). Ремонт частных домов облагается НДС по ставке 6 %, если работа сделана зарегистрированными контрактными работниками; строительство по правительственным программам домов для малообеспеченных граждан − также по ставке 6 %. Поставка еды облагается налогом по ставке 21 %, но планируется ее снижение. Интересно, что в Бельгии существует законопроект, согласно которому граждане могут учесть при заполнении налоговой декларации расходы на посещения ресторанов.

      Большую реформу власти этой страны провели  и в части возврата НДС. Большинство  компаний переходит на ежемесячный  возврат налога вместо квартального. Ранее получения НДС из бюджета  нужно было ожидать четыре − пять месяцев, сейчас − максимум четыре недели.

      Налоговая оптимизация в Бельгии − это деятельность, направленная налогоплательщиком на уменьшение налоговых обязательств. Принцип уже давно принят в бельгийской системе правосудия (ст. 170 Конституции Бельгии).

      Банковская  тайна в Бельгии не является абсолютной. Налоговая служба вправе запрашивать  в банках информацию о налогоплательщиках, если есть доказательства того, что  обладатель счета находится под  следствием, или если налогоплательщик сам подал заявление о пересмотре размера налога.

      Бельгийские компании теперь имеют право на специальный налоговый вычет. Он рассчитывается путем применения 10-летней процентной ставки по государственным облигациям (4,437 %) к скорректированному капиталу таких компаний. Использование данного вычета предоставляет массу возможностей для налогового планирования и поэтому широко используется бельгийскими компаниями. Вместе с тем налоговые органы страны опубликовали комментарий, в котором содержится ряд мер, направленных на предотвращение возможных злоупотреблений вычетом.

      Что касается России, то в целом налогоплательщиков в ближайшее время ждет упрощение порядка возмещения НДС. Правительство готово к введению заявительного порядка возмещения налога в течение 30 дней после подачи декларации. По мнению финансового ведомства, процесс будет сопровождаться банковскими гарантиями.

      В Минфине России планируют сделать  работоспособным механизм предоставления налоговых рассрочек, отсрочек инвестиционного кредита. В Налоговом кодексе РФ эти нормы есть (ст. 21), но в силу различных причин они не работают. Будет увеличен перечень оснований для получения налоговой рассрочки и инвестиционного кредита.

      По  замыслу властей, новым налогом − налогом на сверхприбыли − станет облагаться нефтяная отрасль. «Вместо нынешнего НДПИ необходимо ввести более гибкий налог, который перераспределял бы нагрузку не по размеру, а по времени, переносил бы максимальное налоговое изъятие на период, когда месторождение работает наиболее эффективно», − сообщил С.Д. Шаталов.

      В ближайшее время Минфин России надеется закончить работу над законопроектом о трансфертном ценообразовании, где будет заложен более глубокий смысл контроля цен, нежели в ст. 40 НК РФ, которую налоговые органы так и не научились применять. Этот законопроект должен быть принят вкупе с законопроектом о консолидированных налогоплательщиках, предусматривающим налогообложение групп компаний (холдингов).

      Вопрос  о переносе убытков в результате слияний и поглощений также не забыт в Минфине России. Финансисты недовольны ситуацией, что реорганизации часто проводятся с целью минимизировать налоговые обязательства за счет убытков реорганизованной компании. В НК РФ будут внесены изменения, ограничивающие такие возможности.

      Из  того, что должно порадовать налогоплательщиков, запланировано: установление правил, определяющих «рыночность» процентов по кредитам, займам, векселям и другим финансовым инструментам; уточнение правил, касающихся операций РЕПО, а также правил налогообложения лизинговых компаний.

      Особо остро в России стоит вопрос о реформированию ЕСН с 2010 г. По словам чиновника, всем странам Европы в ближайшее время предстоит поднимать ставки налогов, связанных с социальными обязательствами. Везде соотношение численности работающих и пенсионеров необратимо меняется в сторону последних. Нынешняя демографическая волна не должна создавать иллюзий у властей: через 15 лет показатели рождаемости снизятся, на 30 лет вперед можно прогнозировать снижение количества работающих граждан. Это необратимый процесс, и придется гораздо больше ВВП тратить на пенсии и государственные пособия. Именно поэтому недостаточно просто отменить ЕСН, нужна серьезная реформа пенсионной системы. Что касается администрирования взносов в ПФР, то в этой части все решено верно.

      Уничтожение офшоров − еще одна мировая тенденция, которую должна поддержать Россия. В этой части придется стандартизировать НДС и консолидировать работу налоговых консультантов на международном уровне.

      Налоговая система должна быть справедливой, необременительной для бизнеса как с точки зрения ставок, так и с точки зрения администрирования. И наконец, налоговая система Российской Федерации должна быть более привлекательной, чем в других государствах. Это в идеале, но кризис обнажил очень многие проблемы российской экономики и налоговой системы в частности.

      По  мнению депутатов, налоговая нагрузка на бизнес в кризис должна сокращаться. Государство должно объявить мораторий на повышение налоговых ставок, с одной стороны, и улучшать налоговое                  администрирование − с другой. Таким образом, налоговое бремя будет сокращаться.

      Возврат НДС должен превратиться в простую кассовую операцию, как это происходит в Европе. И это абсолютно никак не должно быть связано со сроками проведения налоговых проверок.

      Еще необходимо отказаться от налогообложения авансовых платежей. Предоставление права на вычет НДС с авансов − отличное промежуточное решение.

      В условиях кризиса главный резерв Правительства РФ, который нужно использовать − совершенное налоговое администрирование. Есть такие частности, как работа с реальной задолженностью. Налоговое законодательство не раскрывает понятие «предбанкротное состояние предприятия», поэтому инспектор не может брать на себя ответственность и диагностировать это состояние с целью предоставить налоговую отсрочку или рассрочку. В Налоговый кодекс РФ должны быть заложены совершенно ясные критерии, которые не будут оставлять сомнения.

      Кризис  − это время для реформ. Уже сделано очень много, но останавливаться на достигнутом нельзя.

      Перспективными направлениями налоговой политики России в условиях финансового кризиса являются налоговое стимулирование промышленного развития и инновационной деятельности, предоставление налоговых преференций и налоговых каникул малым и средним предприятиям, принятие ряда мер, направленных на упрощение получения рассрочки или отсрочки по налогам, сокращение документооборота и т.д.

      В условиях финансового кризиса особенно важно подумать о самых незащищенных слоях населения, ввести в части  НДФЛ необлагаемый минимум. Анализ Программы антикризисных мер Правительства РФ на 2009 г. позволяет сделать вывод, что в отношении мер налогового регулирования данный документ носит поверхностный характер и в основном сводится к перечислению тех решений, которые были реализованы в 2007-2008 гг.

      Таким образом, можно предложить следующие  основные корректировки указанной  Программы:

      − предусмотреть увеличение налоговых вычетов по НДФЛ для лиц с низким уровнем доходов (вывод из налогооблагаемой базы доходов ниже прожиточного минимума);

      − распространить налоговый вычет по НДФЛ на средства, израсходованные не только на обучение и лечение, но и на санаторно-курортные путевки в отечественные здравницы. Это предложение направлено на оздоровление населения и поддержку курортно-рекреационной деятельности в стране, стимулирование спроса на рынке внутреннего туризма;

      − предоставить малым и средним предприятиям на срок до одного года отсрочки или рассрочки по уплате налогов при сумме задолженности свыше 1 млн руб. по решению руководителя регионального финансового органа по согласованию с Минфином России;

      − провести мониторинг и оценить эффективность введения для промышленных и иных предприятий 30-процентной «амортизационной премии»; рассмотреть вопрос о введении инвестиционной льготы по налогу на прибыль организаций;

      − в целях обновления основных фондов промышленных предприятий рассмотреть вопрос о предоставлении льготы по налогу на имущество организации по вновь вводимому технологическому оборудованию при сумме инвестиций не менее чем 100 млн р. на срок не менее пяти лет;

      - изменить порядок применения  специальных режимов налогообложения  малого бизнеса (имеется в виду  дальнейшее увеличение предельного  объема годового оборота, дающего  право применять УСН, до 60 млн р., для малых инновационных предприятий - до 100 млн р.);

      − принять пакет законодательных актов, направленных на эффективное налоговое стимулирование инновационной деятельности;

      − рассмотреть вопрос об обеспечении льгот для инвесторов в части запрета на ухудшение условий налогообложения, предусмотренных Федеральными законами «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»; утвердить порядок определения и регистрации инвестиционных проектов.

      Из  выше казанного можно сделать вывод, что в зарубежных странах широко используется налоговое стимулирование привлечения заемных ресурсов на цели развития бизнеса как организациями, так и физическими лицами. В России подобные налоговые льготы отсутствуют.

Информация о работе Эволюция налоговой системы РФ