Формирование налоговой базы по налогу на прибыль организаций: действующий механизм и проблемы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:13, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является исследование механизма формирования налоговой базы по налогу на прибыль и разработка предложений по его совершенствованию.
Исходя из поставленной цели, были определены и решены следующие задачи:
• рассмотреть прибыль как экономическую категорию и как объект налогообложения;
• рассмотреть эволюцию налога на прибыль;
• провести анализ экономических показателей и структуры налоговых платежей на примере Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска «Управляющая организация по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах». Далее (МУП г. Хабаровска «УО МКД»)
• рассмотреть механизм формирования налоговой базы по налогу на при-быль организаций на примере МУП г. Хабаровска «УО МКД»
• предложить основные направления совершенствования механизма формирования налоговой базы по налогу на прибыль;
• разработать рекомендации по оптимизации налога на прибыль организаций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ………………………………………………………………………3
1.1 Сущность и значение налога на прибыль для экономики России……….6
1.2 Исторические аспекты развития налога на прибыль организации………6
1.3 Обязательные составные налогообразующие элементы …………………9
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ………………………………………..11
2.1 Характеристика деятельности муниципального унитарного предприятия г. Хабаровска «Управляющая организация по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах»…………………………………………….20
2.2 Учетная политика для целей налогообложения муниципального унитарного предприятия г. Хабаровска «Управляющая организация по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах»………………………….20
2.3 Практика формирования налоговой базы по налогу на прибыль организаций на примере муниципального унитарного предприятия «Управляющая организация по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных до-мах»……………………………………………………………………………………21
2.4 Несоответствие бухгалтерского и налогового учета…………………….33
2.5 Пути совершенствования механизма исчисления и уплаты налога на прибыль организаций…………………………………………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..45

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 286.50 Кб (Скачать документ)

 

Из таблицы  мы видим, что общая сумма налога на прибыль организаций в федеральном бюджете в 2010 году на 60% больше чем в 2009 и на 23% меньше чем в 2011. А сравнивая 2009 с 2011, в 2011 налог больше на 100%. Сумма налога в консолидированном бюджете сумма налога в 2010 году больше чем в 2009 на 101% и на 20% меньше чем в 2011. Сравнить 2009 год с 2011, в 2011 на 142% налог больше чем в 2009.

1.2. Исторические аспекты развития налога на прибыль организации

 

Налоги известны людям с глубокой древности, когда  они фигурировали в форме дани, подати. Возникновение налогов связано  с необходимостью содержания государства. Государство без налогов существовать не может, поскольку они представляют собой главный метод мобилизации доходов во все звенья бюджетной системы в условиях господства частной собственности и рыночных отношений.

Налог на прибыль  предприятий и организаций имеет  достаточно долгую историю. Особенности его применения в различных странах обуславливаются теми или иными приоритетами данной конкретной страны или ее экономическим положением.[5]

В России ныне действующий  налог на прибыль предприятий  и организаций, введен с 1.01.1992г. Еще  у дореволюционной России имеется  богатый исторический опыт в налогообложении прибыли, особенно в период военных действий. Почти за год до Февральской революции, 13 мая 1916 года Совет Министров России утвердил Положение «Об установлении временного налога на прирост прибылей торгово-промышленных предприятий и вознаграждения личных промысловых занятий и о повышении размеров отчислений на погашение стоимости некоторых имуществ при исчислении прибылей, подлежащих обложению процентным сбором»[6].

Принятый нормативный  акт, в свою очередь носил ярко выраженный чрезвычайный характер. Срок его действия был рассчитан на 1916 и 1917 годы – годы военные. Налогу подлежали:

- предприятия,  обязанные публично отчитываться  о результатах своей финансово-хозяйственной деятельности, а также облагаемые дополнительным промысловым налогом, если их годовая прибыль составляла более 8 % на основой капитал;

- подряды и  поставки, на которые были получены  особые промысловые свидетельства,  если совокупность полученных  от этих видов деятельности  прибылей за 1916-17 годы составила не менее 2000 руб. в год;

- лица, входившие  по избранию или найму в  состав правлений учетных и  наблюдательных комитетов и ревизионных  комиссий в акционерных предприятиях, а также управляющие этими предприятиями, если полученное ими жалование не менее чем на 500 руб. в год превышали аналогичные выплаты за службу в 1912-13 г.[7]

Не подлежали  налогообложению налогом отчетные предприятия, впервые привлеченные к платежу процентного сбора  за 1915 окладный год. Для остальных  предприятий общая сумма налогов  и сборов не должна была превышать 50% прибыли за отчетный год.

Надо отметить, что налоговые органы дореволюционной  поры, даже в военное время, обеспечивали полный контроль за прибылью как юридических, так и физических лиц. Исчерпывающим был и обмен информацией между всеми территориальными налоговыми органами. Оказаться вне их поля зрения объекту налогообложения тогда было совершенно невозможно.

Владельцы торговых и промышленных предприятий высших категорий прибыльности, а также  находившихся в столицах и крупных  городах, должны были ежегодно, не позднее 1 апреля, подавать в территориальные налоговые органы заявления с указанием фамилии, имени, отчества, местожительства, рода и местонахождения предприятий, принадлежавших ему, оборота по каждому заведению.

В действовавшем  на 1916 - 1917 годы Положении о промысловом налоге не содержалось указаний об обложении дополнительным налогом на прирост прибылей предприятий, прекративших свою деятельность.[8]

Этот пробел закона восполнялся лишь практикой. Так, с неотчетных предприятий, существовавших только часть года, дополнительный налог на прирост прибылей не взимался вовсе, если они прекращали свою деятельность до окончания раскладки. При закрытии же предприятий после окончания раскладки налог с них взимался полностью. Такой порядок находился в противоречии с установкой, согласно которой налог должен был взиматься по расчету времени существования предприятий в каждом окладном году.

Новыми правилами, принятыми 13 мая 1916 года, для неотчетных предприятий был установлен особый порядок уплаты налога на прирост прибыли. Теперь налог взимался в размере, соответствовавшем числу полных проработанных до закрытия фирмы месяцев в отчетном году. Например, если предприятие прекращало свою деятельность 30 мая, то налог должен был взиматься за четыре полных месяца (январь-апрель).

Налог на прирост  прибыли и вознаграждения должен был взиматься в следующих размерах:

1.  С предприятий, не обязанных публично отчитываться о результатах своей деятельности, лиц высшей администрации акционерных предприятий, индивидуальных предпринимателей с суммы прироста прибыли или вознаграждения до 1000 руб. – 30%, до 15 тысяч- 41 %, свыше 100 тысяч - 60%;

2.  С предприятий, обязанных публично отчитываться о результатах своей финансово-хозяйственной деятельности при отношении прибыли к основному капиталу в размере 6% - ставка налога 40% суммы прироста прибыли, 9,5% прибыли к стоимости основного капитала – 50% суммы прироста прибыли. Предельный размер обложения прибыли отчетных предприятий достигал 90%.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что Правительство дореволюционной России находило довольно адекватные способы сбора налога на прибыль, которые позволяли в определенной степени учесть специфику того времени в отношении распределения бремени на налогоплательщиков, и в то же время собирать достаточные средства для покрытия расходов.[9]

Налоговая система, действующая в России в наши дни, сформировалась к началу 1992 г. Но уже  в середине 1992 г. и в последующие  годы в нее были внесены существенные изменения. Появились новые виды налогов, в существующие — внесены изменения. В настоящее время налог на прибыль регламентирован главой 25 НК РФ и является одним из важнейших налогов федерального бюджета.

 

1.3. Обязательные составные налогообразующие элементы

 

Прежде чем  взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога.[10]

Налогоплательщики

Налогоплательщиками налога на прибыль организаций (далее- налогоплательщики) признаются: 

- российские организации;  

- иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.  

Не признаются налогоплательщиками  организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в отношении доходов, полученных в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения  по налогу на прибыль организаций (далее- налог) признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Прибылью признается:

1) для российских организаций  - полученные доходы, уменьшенные  на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с НК РФ;

2) для иностранных  организаций, осуществляющих деятельность  в Российской Федерации через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с НК РФ;

3) для иных иностранных  организаций - доходы, полученные  от источников в Российской  Федерации. Доходы указанных налогоплательщиков  определяются в соответствии со статьей 309 НК РФ. 

Порядок определения доходов. Классификация доходов

1. К доходам относятся:

1) доходы связанные  с производством и реализацией  товаров (работ, услуг) и имущественных  прав (далее - доходы от реализации) – это выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

2) внереализационные  доходы— это доходы, получение  которых непосредственно не связано с производством и реализацией продукции.

Внереализационные доходы включают в себя:

  • штрафы;
  • пени и неустойки полученные от других организаций;
  • прибыль прошлых лет, выявленную в отчетном году;
  • положительные курсовые разницы по операциям в иностранной валюте;
  • поступления безнадежных долгов, ранее списанных на убытки;
  • прибыль в результате выявления излишков имущества организации при инвентаризации;
  • прибыль в результате списания кредиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности и др.

К расходам относятся:

1) расходы связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - расходы от реализации) – это расходы связанные с производством и реализацией продукции.

2) внереализационные  доходы— это доходы, получение  которых непосредственно не связано с производством и реализацией продукции.

Расходы, связанные  с производством и реализацией, включают в себя:

1) расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);

2) расходы на  содержание и эксплуатацию, ремонт  и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;

3) расходы на освоение природных ресурсов;

4) расходы на  научные исследования и опытно-конструкторские разработки;

5) расходы на  обязательное и добровольное страхование;

6) прочие расходы,  связанные с производством и (или) реализацией. 
2. Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на:

1) материальные  расходы;

2) расходы на  оплату труда;

3) суммы начисленной амортизации;

4) прочие расходы.

внереализационные расходы— это расходы, получение которых  непосредственно не связано с производством и реализацией продукции.

Внереализационные расходы состоят из:

  • штрафов, пени и неустоек, уплаченных другим организациям;
  • из убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году;
  • убытков от содержания законсервированных предприятий;
  • отрицательных курсовых разниц по операциям в иностранной валюте;
  • убытков от списания дебиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности, убытков от списания дебиторской задолженности вследствие неплатежеспособности должников;
  • убытков от списания долгов по недостачам, растратам и хищениям;
  • убытков от ликвидации не полностью амортизированных основных средств (фондов) и др.

При определении доходов  из них исключаются суммы налогов, предъявленные в налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.

Полученные налогоплательщиком доходы, стоимость которых выражена в условных единицах, учитываются  в совокупности с доходами, стоимость которых выражена в рублях.

Налоговая база

Налоговой базой для  целей налогообложения прибыли  признается денежное выражение прибыли. Доходы и расходы налогоплательщика  учитываются в денежной форме. При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. В случае если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток, то в данном отчетном (налогом) периоде налоговая база признается равной нулю.

Расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно. Расчет налоговой базы должен содержать следующие данные: период, за который определяется налоговая база (с начала налогового периода нарастающим итогом); сумму доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде; сумму расходов, произведенных в отчетном (налогом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации; прибыль (убыток) от реализации; сумму внереализационных доходов; сумму внереализационных расходов; прибыль (убыток) от внереализационных операций; итого налоговая база за отчетный (налоговый) период; сумма убытка, переносимого с прошлых налоговых периодов и уменьшающего налоговую базу; итого налоговая база за отчетный (налоговый) период за вычетом соответствующей суммы убытка.

Информация о работе Формирование налоговой базы по налогу на прибыль организаций: действующий механизм и проблемы развития