Учет реализации товаров и анализ товарооборота торговой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:35, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы - раскрыть действующую методику документального оформления и учета реализации товаров, дать критическую оценку его организации и рассмотреть состояние учета товарных операций на материалах ЧУП «Коопторг №1 Поставского райпо»; провести детальный анализ розничного товарооборота с применением действующих методик факторного и корреляционно-регрессионного анализа, выявить неиспользованные возможности и резервы его роста, разработать практические рекомендации по улучшению и совершенствованию деятельности организации.

Содержание

Введение 5
1. Розничный товарооборот – один из важнейших показателей в торговле 8
1.1. Значение, закономерности и основные направления развития розничного товарооборота 8
1.2. Сравнительная характеристика учета выручки в Республике Беларусь и согласно международным стандартам 13
1.3. Нормативно-правовое регулирование учета и отчетности розничного товарооборота 16
2. Учет реализации товаров 20
2.1. Характеристика ЧУП «Коопторг №1 Поставского райпо» 20
2.2. Документальное оформление реализации товаров в розничной торговле 24
3. Анализ розничного товарооборота 35
3.1. Анализ динамики розничного товарооборота 35
3.2. Анализ равномерности и ритмичности развития розничного товарооборота 41
3.3. Анализ качества торгового обслуживания покупателей 44
3.4. Анализ влияния основных факторов на изменение розничного товарооборота 47
3.5. Проведение множественного корреляционно-регрессионного и прогнозного анализа товарооборота розничной торговой организации. 54
3.6. Выявление и обобщение возможностей и прогнозных резервов роста розничного товарооборота, улучшение его структуры и повышение качества обслуживания покупателей 57
3.7. Разработка рекомендаций по использованию в учете и анализе розничного товарооборота современной техники и информационных технологий 59
Заключение 62
Список использованных источников 65

Работа состоит из  1 файл

диплом Учет реализации товаров и анализ товарооборота торговой организации.doc

— 788.50 Кб (Скачать документ)

Примечание. Источник: собственная разработка

Таким образом, величина розничного товарооборота в 2004 г. возросла на 1613,5 млн. руб.  Данный рост в наибольшей степени был обеспечен за счет роста цен на товары, а затем только за счет повышения производительности труда торгово-оперативных работников.

В 2005 г. рост розничной реализации на 1614,7 млн.руб. был обеспечен исключительно влиянием инфляционного фактора, так как темп роста объема товарооборота за счет цен оказался выше, чем темп его роста за счет производительности их труда. Сокращение численности торгово-оперативных работников в 2005 году оказало отрицательное влияние на розничный товарооборот.

В целом данная ситуация говорит о негативных тенденциях в деятельности организации.

Третьим основным фактором, оказывающим влияние на объем розничной реализации товаров, является состояние и эффективность использования материально-технической базы. Исходная информация для анализа представлена на основании данных «Отчета о розничной торговле» (форма №3-торг) (приложение У), формы №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» (приложение Ц) в таблице 3.9.:

Таблица 3.9. Информация об обеспеченности и эффективности использования производственных основных средств в первоначальной оценке ЧУП  «Коопторг №1 Поставского райпо» за 2003-2005 гг.

Показатели

Фактически за

2005 в % к

Отклонение 2005 г. от

Отклонение 2004 г. от 2003 г.

2004 г. в % к 2003 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2003 г.

2004 г.

2003 г.

2004 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Розничный товарооборот, млн.руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в действующих ценах

6332,0

7945,5

9560,2

151,0

120,3

3228,2

1614,7

1613,5

125,5

в сопоставимых ценах

6332,0

6733,5

7457,3

117,8

110,7

1125,3

723,8

401,5

106,3

Среднегодовая стоимость произ-водственных осно-вных средств в действующей оце-нке, млн.руб.

744,0

674,0

690,0

92,74

102,4

-54,0

16,0

-70,0

90,59

В т. ч. активной их части

246,0

310,0

349,0

141,9

112,6

103,0

39,0

64,0

126,0

Фондоотдача всех производственных основных средств, тыс.руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 



Окончание таблицы 3.9.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

исходя из товаро-оборота в действу-ющих ценах

8510,8

11788,6

13855,4

162,8

117,5

5344,6

2066,8

3277,8

138,5

исходя из товаро-оборота в сопоста-вимых ценах

8510,8

9990,4

10807,7

127

108,2

2296,9

817,3

1479,6

117,4

Фондоотдача активной части основных средств, тыс.руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

исходя из товаро-оборота в действу-ющих ценах

25739,8

25630,6

27393,1

106,4

106,9

1653,3

1762,5

-109,2

99,6

исходя из товаро-оборота в сопоста-вимых ценах

25739,8

21720,9

21367,5

83,0

98,4

-4372,3

-353,4

-4019,0

84,4

Примечание. Источник: собственная разработка

Из данных таблицы видно, что рост розничной реализации товаров в 2004 г. был обеспечен за счет роста фондоотдачи основных производственных фондов на 38,5% или на 3277,8 млн.руб. в действующих ценах(на 17,4% в сопоставимых ценах). Увеличение фондоотдачи покрыло снижение среднегодовой стоимости основных производственных фондов на 9,41% или на 70 млн.руб. В 2004 году увеличилась среднегодовая стоимость активной части основных производственных фондов на 26% или на 64 млн.руб., но снизилась их фондоотдача на 0,4% или на 109,2 млн.руб. в действующих ценах (на 15,6% в сопоставимых ценах).

В 2005 г. увеличение объема розничного товарооборота было вызвано увеличением фондоотдачи среднегодовой стоимости основных производственных фондов на 17,5% или на 2066,8 млн.руб. в действующих ценах(на  8,2% в сопоставимых ценах) и ростом их среднегодовой стоимости на 2,4% или на 16 млн.руб. Положительным моментом в деятельности организации было увеличение темпов роста активной части основных производственных фондов.

Расчет влияния на розничный товарооборот изменения среднегодовой стоимости и фондоотдачи приведен в таблице 3.10 и 3.11. Из данных таблиц можно сделать вывод, что рост среднегодовой стоимости как всех основных производственных фондов, так и их активной части, а также их фондоотдачи в 2005 г. обеспечил увеличение объема розничного товарооборота на 1614,7 млн.руб. Увеличение товарооборота на 2103 млн.руб. было вызвано  влиянием инфляционных факторов.

 

Таблица 3.10. Алгоритм расчета влияния материально-технической базы торговли на развитие розничного товарооборота в действующих ценах за 2004-2005 гг., млн. руб.

Факторы

Влияние на объем

реализации в 2004г.

Влияние на объем реализации в 2005г.

расчет

сумма

расчет

сумма

Изменение среднегодовой стоимости производствен-ных основных средств

(-70*8510,8)/1000=

-595,7

(16*11788,6)/1000=

188,6

Изменение фондоотдачи производственных основных средств

(3277,8*674)/1000=

2209,2

(2066,8*690)/1000=

1426,1

В том числе изменение фон-доотдачи за счет повышения розничных цен на товары

(11788,6-9990,4)*674/1000

1212

(13855,4-10807)*690/1000=

2103

Всего

-

1613,5

-

1614,7

Примечание. Источник: собственная разработка

Таблица 3.11. Алгоритм расчета влияния активных производственных основных средств и эффективности их использования на развитие розничного товарооборота в действующих ценах за 2004-2005 гг., млн.руб.

Факторы

Влияние на объем реализации в 2004г.

Влияние на объем

реализации в 2005г.

расчет

сумма

расчет

сумма

Изменение среднегодовой стоимости активных про-изводственных основных средств

(64*25739,8)/1000=

1647,3

(39*25630,6)/1000=

999,6

Изменение фондоотдачи активных производствен-ных основных средств

(-109,2*310)/1000=

-33,8

(1762,5*349)/1000=

615,1

В том числе изменение фо-ндоотдачи за счет повыше-ния розничных цен на това-ры

(25630,6-21720,9)*310/1000

1212

(27393,1-21367,5)*349/1000

2103

Всего

-

1613,5

-

1614,7

Примечание. Источник: собственная разработка

В 2004 году повышение фондоотдачи основных производственных средств на 2209,2 млн.руб. способствовало увеличению объема розничной реализации товаров на 1613,5 млн.руб., однако данный рост был вызван в основном влиянием инфляционных факторов на 1212 млн.руб. Среднегодовая их стоимость в 2004 году снизилась на 595,7 млн.руб. Положительное влияние на товарооборот 2004 года оказало увеличение на 1647,3 млн.руб. среднегодовой стоимости активной части основных производственных  средств, но их фондоотдача снизилась 33,8 млн.руб. 

Так как на изменение розничного товарооборота оказывают влияние не только основные, но и  целый комплекс факторов, которые могут не находиться в прямой зависимости от данного показателя, то при проведении анализа целесообразно использовать также и методику множественного корреляционно-регрессионного анализа.

4

 



3.5. Проведение множественного корреляционно-регрессионного и прогнозного анализа товарооборота  розничной торговой организации.

 

 

Для углубленного изучения влияния основных факторов на товарооборот ЧУП  «Коопторг №1 Поставского райпо» необходимо провести множественный корреляционно-регрессионный анализ зависимости оптового товарооборота от основных факторов.

При проведении корреляционно-регрессионного анализа решаются две задачи:                                                                     

      изучают тесноту связи между анализируемыми показателями;

      количественно измеряют действие каждого фактора на результатный показатель, т.е. исследуют характер связи.      

При изучении тесноты связи определяют парные и частные коэффициенты корреляции, коэффициенты множественной детерминации (R2), множественной корреляции (R) и др. Коэффициенты парной корреляции позволяют оценить степень тесноты связи между каждым фактором (аргументом) и результатным показателем (функцией), а также между факторами с учетом влияния на их размер других (неучтенных) факторов. Частные коэффициенты корреляции выражают чистое влияние каждого фактора на результатный показатель. О надежности результатов корреляционно-регрессионного анализа и тесноте связи между исследуемыми показателями можно судить по величине множественных коэффициентов детерминации и корреляции. Множественный коэффициент детерминации (R2) показывает долю влияния учтенных факторов (включенных в корреляционную модель) на результатный показатель. Множественный коэффициент корреляции (R) дает обобщенную оценку тесноты связи между всеми изучаемыми факторами и результатным показателем. В случаях, когда коэффициент корреляции колеблется в пределах 0,1-0,3, связь между показателями считается слабой; 0,3-0,5 — умеренной; 0,5-0,7 — заметной; 0,7-0,9 — высокой и 0,9-0,99 — весьма высокой. При  коэффициенте корреляции, равном 1, между анализируемыми показателями существует функциональная зависимость.

Информация о работе Учет реализации товаров и анализ товарооборота торговой организации