Учет реализации товаров и анализ товарооборота торговой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:35, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы - раскрыть действующую методику документального оформления и учета реализации товаров, дать критическую оценку его организации и рассмотреть состояние учета товарных операций на материалах ЧУП «Коопторг №1 Поставского райпо»; провести детальный анализ розничного товарооборота с применением действующих методик факторного и корреляционно-регрессионного анализа, выявить неиспользованные возможности и резервы его роста, разработать практические рекомендации по улучшению и совершенствованию деятельности организации.

Содержание

Введение 5
1. Розничный товарооборот – один из важнейших показателей в торговле 8
1.1. Значение, закономерности и основные направления развития розничного товарооборота 8
1.2. Сравнительная характеристика учета выручки в Республике Беларусь и согласно международным стандартам 13
1.3. Нормативно-правовое регулирование учета и отчетности розничного товарооборота 16
2. Учет реализации товаров 20
2.1. Характеристика ЧУП «Коопторг №1 Поставского райпо» 20
2.2. Документальное оформление реализации товаров в розничной торговле 24
3. Анализ розничного товарооборота 35
3.1. Анализ динамики розничного товарооборота 35
3.2. Анализ равномерности и ритмичности развития розничного товарооборота 41
3.3. Анализ качества торгового обслуживания покупателей 44
3.4. Анализ влияния основных факторов на изменение розничного товарооборота 47
3.5. Проведение множественного корреляционно-регрессионного и прогнозного анализа товарооборота розничной торговой организации. 54
3.6. Выявление и обобщение возможностей и прогнозных резервов роста розничного товарооборота, улучшение его структуры и повышение качества обслуживания покупателей 57
3.7. Разработка рекомендаций по использованию в учете и анализе розничного товарооборота современной техники и информационных технологий 59
Заключение 62
Список использованных источников 65

Работа состоит из  1 файл

диплом Учет реализации товаров и анализ товарооборота торговой организации.doc

— 788.50 Кб (Скачать документ)

В розничной торговле находится более миллиона наименований товаров. В связи с этим анализ внутригруппового их ассортимента является весьма трудоемким делом и может проводиться только при использовании ЭВМ и другой современной техники. Применение ЭВМ позволяет осуществлять учет и анализ движения товаров, в том числе и розничной их реализации в самом широком ассортименте.

В процессе анализа необходимо изучить развитие самообслуживания, других прогрессивных форм торговли, количество и качество оказываемых покупателям дополнительных услуг и определить их эффективность. Анализ информации о дополнительных услугах покажет, как повышается качество  торгового обслуживания покупателей. По оценкам специалистов, каждая семья ежедневно затрачивает на покупку товаров 1,5 часов. Затраты времени покупателей снижаются при работе магазинов по методу самообслуживания на 30%, при продаже товаров по заказам с получением их в магазине – на 50%, по заказам с доставкой товаров на дом – на 70% (по сравнению с традиционной формой обслуживания). Выявление путей на приобретение товаров, повышение качества их обслуживания – одна из главных задач анализа хозяйственной деятельности розничных предприятий. Путем личных наблюдений и хронометража можно установить наличие очередей, потери времени покупателей, связанные с поиском нужных товаров, ожиданием обслуживания и их приобретением. Для снижения издержек потребления и более полного удовлетворения спроса покупателей на товары необходимо применять рациональные методы труда, обеспечивать в часы пик работу в торговом зале максимального числа работников. Используя методы теории массового обслуживания и данных хронометражных наблюдений, можно разработать оптимальные графики выхода на работу отдельных работников.

Таким образом, для оценки качества торгового обслуживания населения необходимо иметь информацию об ассортименте и качестве реализуемым товаров, соблюдении ассортиментного минимума, культуре и скорости обслуживания покупателей. Получить указанную информацию можно путем проведения специальных обследований и анкетного опроса покупателей. Качество обслуживаний может быть оценено покупателями оценками «отличное», «хорошее», «удовлетворительное» и «неудовлетворительное». Изучение доли каждого вида ответов в общем их числе позволяет дать оценку качества торгового обслуживания населения. Для обобщающей оценки результатов обследования по следующей формуле определяют комплексный показатель качества обслуживания покупателей:

 

 

∑ х1 +∑ х2 - ∑ х4

Ккач  =  -------------------------------------------                       (3.3)

           ∑ х1 +∑ х2 + ∑ х3 +∑ х4

 

где  х1- ответы «отличное»; х2 – ответы «хорошее»; х3 – ответы «удовлетворительное»; х4 – ответы «неудовлетворительное».

Чем выше значимость показателя Ккач, тем лучше обслуживаются покупатели. Предел его значения может быть равен 1, когда все покупатели оценили обслуживание как «отличное» и «хорошее». При коэффициенте, равном 0,90 и выше, качество обслуживания считается отличным; от 0,89 до 0,80 – хорошим, от 0,79 до 0,70 – удовлетворительным и ниже 0,70 – неудовлетворительным.

Анкетный опрос, проведенный в ЧУП «Коопторг №1 Поставского райпо», дал следующую оценку качества обслуживания: «отличное» - 97 человек, «хорошее» - 188, «удовлетворительное» -25, «неудовлетворительное» - 15. Комплексный показатель качества торгового обслуживания населения составил 0,83 [(97+188-15):(97+188+25+15)], то есть качество обслуживания покупателей хорошее.

Комплексный показатель качества торгового обслуживания населения может определяться и по другой методике: он приравнивается к единице, а частные его показатели – к определенной доле единицы. По каждому частному показателю устанавливают максимальное и минимальное его значение. Специальная комиссия на основе результатов обследования деятельности магазинов дает оценку каждому показателю качества торгового обслуживания населения, которые затем суммируются. Чем выше значимость обобщающего показателя  (на основе суммирования частных коэффициентов- показателей), тем выше качество торгового обслуживания. Заканчивается анализ разработкой мер по повышению эффективности и качества обслуживания покупателей.

4

 



3.4. Анализ влияния основных факторов на изменение розничного товарооборота

 

 

После изучения динамики розничного товарооборота ЧУП  «Коопторг №1 Поставского райпо» определим влияние основных факторов на его развитие.

Главный фактор – обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов. Изучение влияния данного фактора начнем с составления товарного баланса на основании данных статистической отчетности «Отчет о розничной торговле» (форма №3-торг) (приложение У), данных текущего бухгалтерского учета и таблицы «Анализ структуры розничного товарооборота» (приложение Ф).

Исходная информация представлена в таблице 3.6.

Таблица 3.6. Товарный баланс по ЧУП  «Коопторг №1 Поставского райпо» в действующих ценах за 2003-2005 гг., млн. руб.

Показатели

Фактически за

Отклонение 2005 г. от

Отклонение 2004 г. от 2003 г.

Повлияли на динамику товарооборота

2003 г.

2004 г.

2005

г.

2003 г.

2004 г.

2004 г.

2005 г.

Товарные запа-сы на начало го-да

474,7

594,4

754,3

279,6

159,9

119,7

+119,7

+159,9

Поступление то-варов

7435,5

9240,5

11095,5

3660,0

1855,0

1805,0

+1805,0

+1855,0

Прочее выбытие товаров

983,8

1135,1

1332,9

349,1

197,8

151,3

-151,3

-197,3

Товарные запа-сы на конец года

594,4

754,3

956,7

362,3

202,4

159,9

-159,9

-202,4

Розничная ре-алиизация това-ров

6332,0

7945,5

9560,2

3228,2

1614,7

1613,5

+1613,5

+1614,7

Прочее выбытие товаров в % к объему их пос-тупления

13,2

12,3

12,0

-1,2

-0,3

-0,9

-

-

Примечание. Источник: собственная разработка

Из данных таблицы следует, что розничный товарооборот в 2004 г. по сравнению с 2003 г. увеличился на 1613,5 млн.руб. На рост товарооборота положительное влияние оказали завышенные товарные запасы на начало года и рост поступления товаров, отрицательно повлиял рост прочего выбытия и рост товарных запасов на конец.

На рост розничного товарооборота в 2005 г. положительное влияние оказал рост товарных запасов на начало, рост поступления. Возможности увеличения реализации товаров снизились в связи с ростом прочего выбытия товаров и товарных запасов на конец периода.

Несмотря на абсолютный рост прочего выбытия в динамике, его величина по отношению к поступлению товаров снижалась, что свидетельствует об улучшении организации торговой деятельности, недопущении излишних товарных потерь, порчи, недостачи товаров.

Второй основной фактор, оказывающий влияние на объем реализации – обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда.

Таблица 3.7. Информация о динамике показателей по труду в ЧУП  «Коопторг №1 Поставского райпо» за 2003-2005 гг., млн.руб.

Показатели

Фактически за

2005 в % к

Отклонение 2005 г. от

Отклонение 2004 г. от 2003 г.

2004 г. в % к 2003 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2003 г.

2004 г.

2003 г.

2004 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Розничный товарооборот, млн. руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в действующих ценах

6332,0

7945,5

9560,2

151,0

120,3

3228,2

1614,7

1613,5

125,5

В сопоставимых ценах

6332,0

6733,5

7457,3

117,8

110,7

1125,3

723,8

401,5

106,3

Среднесписочная численность работников,чел

194,0

211,0

168,0

86,6

79,6

-26,0

-43,0

17,0

108,8

в том числе торгово- опера-тивных

94,0

97,0

90,0

95,7

92,8

-4,0

-7,0

3,0

103,2

Удельный вес торгово-опера-тивных в общей численности

48,5

46,0

53,6

110,6

116,5

5,1

7,6

-2,5

94,9

Выработка на одного торгового работника, млн. руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

исходя из товарооборота в действующих ценах

32,6

37,7

56,9

174,3

151,1

24,3

19,2

5,1

115,4

исходя из товарооборота в сопоставимых ценах

32,6

31,9

44,4

136,2

139,1

11,8

12,5

-0,7

97,9

 

 

Окончание таблицы 3.6.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Выработка на одного торгово-оперативного ра-ботника, млн. руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

исходя из товаро-оборота в действу-ющих ценах

67,4

81,9

106,2

157,7

129,7

38,8

24,3

14,5

121,6

исходя из товаро-оборота в сопоста-вимых ценах

67,4

69,4

82,9

123,0

119,4

15,5

13,5

2,0

103,1

Примечание. Источник: собственная разработка

Выработка торговых работников находится в прямой зависимости от изменения производительности труда торгово-оперативных работников и их доли в общей численности торговых работников. В 2005 г. по сравнению с 2004 г. выработка торговых работников возросла на 51,1% или на 19,2 млн.руб., в том числе за счет роста производительности труда торгово-оперативных работников на 29,7%, и в связи с увеличением их доли в общей численности торговых работников на 16,5%. В 2004 г. по сравнению с 2003 г. выработка торговых работников возросла на 15,4% или на 5,1 млн.руб., в том числе за счет роста выработки торгово- оперативных работников на 21,6%.

Расчет влияния трудовых факторов на динамику розничного товарооборота представим в таблице 3.8.:

Таблица 3.8. Алгоритм расчета влияния изменения численности торгово-оперативных работников и их выработки на развитие розничного товарооборота ЧУП  «Коопторг №1 Поставского райпо» за 2004-2005 гг., млн. руб.

Факторы

Влияние на объем

реализации в 2004г.

Влияние на объем реализации в 2005г.

расчет

сумма

расчет

сумма

Изменение  численности торгово-оперативных работ-ников

3*67,3617=

202,09

-7*81,91234=

-573,3

Повышение производитель-ности труда торгово-опера-тивных работников

14,5507*97=

1411,41

24,31166*90=

2188

В том числе повышение про-изводительности труда тор-гово-оперативных работни-ков за счет ценового фактора

(81,9-69,4)*97=

1212,5

(106,2-82,9)*90=

2097

Всего

-

1613,5

-

1614,7

Информация о работе Учет реализации товаров и анализ товарооборота торговой организации