Учет поступления товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:13, курсовая работа

Описание

Задачи и основы организации бухгалтерского учёта товаров, тары и товарооборота в розничной торговле.
При розничной торговле товар переходит из сферы обращения в сферу потребления и движения товаров завершается у потребителя.
Под розничным товарооборотом понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчёт, независимо от каналов их реализации, а именно:
- юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание, для которых торговая деятельность является основной;
- юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю, но для которых торговая деятельность не является основной;
- физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.

Содержание

Введение
Теоретические основы учёта торговых операций.
Задачи и основы бухгалтерского учёта товаров, тары и товарооборота в розничной торговле
Учёт поступления товаров
Учёт реализации товаров
Инвентаризация товаров и тары на предприятиях розничной торговли

Работа состоит из  1 файл

учёт поступления товаров.docx

— 32.67 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

 

Введение

  1. Теоретические основы учёта торговых операций.
    1. Задачи и основы бухгалтерского учёта товаров, тары и товарооборота в розничной торговле
    2. Учёт поступления товаров
    3. Учёт реализации товаров
    4. Инвентаризация товаров и тары на предприятиях розничной торговли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи и основы организации  бухгалтерского учёта товаров, тары и товарооборота в розничной торговле.

При розничной торговле товар  переходит из сферы обращения  в сферу потребления и движения товаров завершается у потребителя.

Под розничным товарооборотом понимается продажа потребительских  товаров населению за наличный расчёт, независимо от каналов их реализации, а именно:

- юридическими лицами, осуществляющими  розничную торговлю и общественное питание, для которых торговая деятельность является основной;

- юридическими лицами, осуществляющими  розничную торговлю, но для которых торговая деятельность не является основной;

- физическими лицами, осуществляющими  продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.

В состав розничного товарооборота, согласно вышеназванной инструкции, включаются также продажа продовольственных товаров отдельным юридическим лицам (социального назначения: больницам, детским учреждениям, домам инвалидов, престарелых и т. п.) по безналичному расчёту из розничной торговой сети, мелкооптовых баз, сети общественного питания для организации питания обслуживаемых ими контингентов населения, а также продажа товаров юридическим лицам, их обособленным подразделениям за наличный расчёт.

Ранее, включаемая, в розничный  товарооборот реализация по безналичному расчёту непродовольственных товаров юридическим лицам, их обособленным подразделениям для собственных нужд считается оптовой продажей и в объёме розничного товарооборота не учитывается.

Розничный товарооборот отражается в ценах фактической реализации строго за отчётный период на основе данных первичных документов: товарно-денежного отчёта и прилагаемых к нему документов.

Основными задачами бухгалтерского учёта на предприятиях розничной торговли являются:

- обеспечение увеличения  розничного товарооборота на  торговом предприятии;

- контроль наличия товарных  запасов, на предприятии в соответствии  со спросом на потребительском рынке путём анализа при проверке товарных отчётов, инвентаризационных описей и других документов;

- контроль за сохранностью  товарно-материальных ценностей  посредством правильной организации материальной ответственности в торговой организации.

Товары, поступающие в  розничную торговлю (магазины, палатки, киоски и т.д.), учитываются в стоимостном выражении, кроме ювелирных изделий из золота, платины, серебра и драгоценных камней и т.п., которые учитываются по количеству, цене, сумме. Если в магазине введена автоматизированная система продажи товаров населению, то применяется натурально-стоимостная система учёта товара (при использовании штриховых кодов).

2.Учёт поступления товаров.

2.1. Порядок документального  оформления получения и приёмки  товаров.

В розничную торговлю товары поступают от производственных предприятий, оптовых организаций, от фирм, ведущих внешнюю торговлю, со складов и т.д.

Товары должны иметь сопроводительные документы (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, накладные и др. Если товар поступил на предприятие розничной торговли без сопроводительных документов или их частичным отсутствием, то он принимается комиссией и оформляется приёмным актом.

Приёмка товаров на складе поставщика, на железнодорожной станции, пристани, в аэропорту осуществляется материально ответственным лицом по доверенности с предъявлением паспорта.

После получения товара, в бухгалтерию предприятия предоставляются документы, подтверждающие совершение торговой операции, и в книге (журнале) учёта доверенностей проставляются номер и дата сопроводительных документов.

Поступление товара оформляется  по-разному, в зависимости от близости офиса к месту нахождения склада. Если склад фирмы -поставщика расположен в одном помещении с местом оформления документов на отпуск товаров, то оформления документов и выдача товара происходит фактически одновременно. Документом на отпуск в данном случае является накладная.

Если склад фирмы-поставщика расположен на значительном расстоянии от офиса, то материально ответственному лицу в представительстве фирмы выдаётся документ на получение товара, по которому ему на складе могут быть выданы данные ценности. В случае отсутствия затребованного товара на складе в необходимом количестве выписывается новый документ – расходная накладная, в которой указывается фактически отпущенное количество товара. Кроме того, также возможно в накладной, оформленной покупателю в офисе, наряду с количеством товаров, предназначенного для отпуска, на складе отражать также фактически выданное количество товара.

Накладная выписывается в  четырех экземплярах, первый и второй из которых остаются у предприятия-поставщика (в бухгалтерии предприятия и на складе), а третий и четвертый передаются вместе с товаром покупателю (в бухгалтерию предприятия-покупателя и лицу, отвечающему за хранение товара).

Представитель предприятия-покупателя проверяет товар, наличие полной документации к нему, сертификатов качества и т. п., комплектацию в соответствии с данными сопроводительных документов и расписывается в получении ценностей на накладной. Если товар принимается в закрытой таре, то необходимо сделать запись: "Товар принят по массе нетто (количеству мест) без фактической проверки". После этого материально ответственное лицо доставляет товар на территорию склада своей организации и передает его кладовщику.

Поставщик может оформить сопровождение товаров счетом-фактурой, а не накладной, при этом в счете-фактуре, так же как и в накладной, отдельной строкой выделяется сумма НДС.

Счет-фактура выписывается, как правило, в трех экземплярах. Первый остается у поставщика товара, два других направляются покупателю вместе с товаром.

Кроме того, следует помнить, что все плательщики НДС обязаны  составлять счета-фактуры на реализацию продукции (работ, услуг). На основании данных документов получатели товаров имеют право на зачет уплаченных по ним сумм НДС при расчетах с бюджетом.

Каждая отгрузка товара (выполнение работ, оказание услуг) оформляется составлением счета-фактуры.

Получаемые покупателем  товаров счета-фактуры в отличие  от экземпляров поставщика не являются бланками строгой отчетности, а относятся к первичным бухгалтерским документам. При этом учет их поступления будет лишь дублировать книгу покупок. Покупатель заинтересован в полной сохранности счетов-фактур, их своевременном и достоверном отражении.

Счета-фактуры, принятые к  исполнению, должны быть пронумерованы  и подшиты в журналы учета счетов-фактур, причем хранение получаемых и выдаваемых счетов-фактур осуществляется раздельно. Составленные и полученные счета-фактуры регистрируются в установленном порядке в книгах покупок и продаж.

Книга покупок ведется  получателями товаров, она предназначена  для регистрации счетов-фактур, предоставляемых поставщиками, в целях определения сумм налога, подлежащих зачету. При этом ее итоговые данные по определенным графам используются при составлении расчета по налогу на добавленную стоимость.

Следует отметить, что после  получения сопроводительных документов материально ответственное лицо должно проверить исправность вагона, контейнера или упаковки, в которой был доставлен товар. Затем в присутствии представителей станции (пристани, аэропорта) он должен принять товар по количеству мест, а в необходимых случаях - по массе.

Станция (пристань, аэропорт) назначения делает отметку об исправности вагона (контейнера, упаковочной тары) в соответствующей накладной.

В случае обнаружения неисправности  вагона, контейнера или повреждения упаковочной тары, отсутствия или повреждения пломбы, неясности оттиска на ней (или наличия пломбы промежуточной станции), а также во всех случаях повреждения, недостачи груза по количеству или массе, материально ответственное лицо обязано потребовать от станции (пристани, аэропорта) назначения составления коммерческого акта и получить его копию.

При поставке товаров автотранспортом  сопроводительным документом служит товарно-транспортная накладная.

Товарно-транспортная накладная  составляется поставщиком и является первичным приходным документом при поступлении товаров на торговое предприятие. Она состоит из двух разделов - товарного и транспортного.

Один экземпляр этих документов материально ответственное лицо со стороны поставщика должно передать кладовщику, который является материально ответственным лицом покупателя. Кладовщик, принявший товар, передает в бухгалтерию копию приходной накладной и сопроводительные документы, выданные ему представителем поставщика. В случае несоответствия сумм между представленными документами и фактически принятым количеством товара на склад должен быть составлен соответствующий акт за подписями обеих сторон.

2.2. Приемка товаров на  складе покупателя. Контроль за  количеством и качеством товара.

Прием товаров на складе покупателя осуществляется материально ответственным лицом на основании товаросопроводительных документов.

Если товар доставлен  поставщиком в таре на склад покупателя, кроме проверки веса брутто и количества мест, возможно вскрытие тары и проверка веса нетто, а также количества товарных единиц в каждом месте.

Обычно приемка поступившего в исправной таре товара по качеству, весу нетто и количеству товарных единиц в каждом месте производится, как правило, на складе конечного покупателя.

Приемка товара по количеству и качеству осуществляется согласно транспортным и сопроводительным документам (техническому паспорту, сертификату, счету-фактуре, спецификации, описи, упаковочным ярлыкам и др.) поставщика. При отсутствии данных документов или некоторых из них составляется акт о фактических количестве и качестве продукции, с указанием недостающих документов.

Кроме того, возможна выборочная проверка количества товара с распространением ее результатов на всю партию в случаях, когда это предусмотрено стандартами, техническими условиями, иными обязательными правилами или договором.

Качество товара определяется по техническим условиям, сертификату, стандартам, образцам, каталогам и проспектам продавца.

Если количество и качество товара соответствуют указанным  в товаросопроводительных документах, то на документы (накладная, товарно-транспортная накладная и т. д.) накладывается прямоугольный штамп предприятия (может быть использован угловой штамп), что подтверждает соответствие принятых товаров данным, указанным в сопроводительных документах.

Если в процессе приемки  будут обнаружены недостача товара, несоответствия качества, маркировки поступивших товаров, тары или упаковки требованиям стандартов, технических условий, чертежам, образцам (эталонам), договору либо данным, указанным в сопроводительных документах, то дальнейшая приемка товара приостанавливается.

О выявленной недостаче и  нарушении качества продукции составляется акт.

При этом в сопроводительных документах производится запись об актировании. Акт составляется в четырех-пяти экземплярах и только на те партии товаров, по которым установлены расхождения.

В случае, когда в момент приемки продукции выявлено несоответствие веса брутто весу, указанному в транспортных или сопроводительных документах, покупатель не должен вскрывать тару и упаковку.

Если при правильности веса брутто недостача продукции  установлена в ходе проверки веса нетто или количества товарных единиц в отдельных местах, то покупатель вправе приостановить приемку остального груза.

Тару, упаковку вскрытых мест и продукцию, находившуюся внутри них, следует сохранить и затем предъявить их вызванному для участия в дальнейшей приемке представителю организации отправителя (поставщика).

Если при приемке продукции  одновременно с недостачей выявились  излишки продукции по сравнению с указанными в транспортных и сопроводительных документах поставщика, данные о них также указываются в акте.

Акт должен быть подписан всеми  лицами, участвовавшими в приемке продукции по количеству и качеству. Лицо, не согласное с содержанием акта, подписывает акт с оговоркой об этом и излагает свое мнение.

Акты приемки продукции  по количеству и качеству регистрируются и хранятся в порядке, установленном на предприятии получателя. Претензии по поводу несоответствия продукции по качеству, комплектности, таре, упаковке и маркировке стандартам, техническим условиям, чертежам, рецептурам, образцам получатель (покупатель) предъявляет изготовителю (поставщику, отправителю). Если изготовитель или его местонахождение получателю неизвестны, претензия в двух экземплярах посылается отправителю (поставщику), который после ее получения направляет один экземпляр изготовителю, известив об этом получателя.

Информация о работе Учет поступления товаров