Учет реализации товаров и анализ товарооборота торговой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:35, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы - раскрыть действующую методику документального оформления и учета реализации товаров, дать критическую оценку его организации и рассмотреть состояние учета товарных операций на материалах ЧУП «Коопторг №1 Поставского райпо»; провести детальный анализ розничного товарооборота с применением действующих методик факторного и корреляционно-регрессионного анализа, выявить неиспользованные возможности и резервы его роста, разработать практические рекомендации по улучшению и совершенствованию деятельности организации.

Содержание

Введение 5
1. Розничный товарооборот – один из важнейших показателей в торговле 8
1.1. Значение, закономерности и основные направления развития розничного товарооборота 8
1.2. Сравнительная характеристика учета выручки в Республике Беларусь и согласно международным стандартам 13
1.3. Нормативно-правовое регулирование учета и отчетности розничного товарооборота 16
2. Учет реализации товаров 20
2.1. Характеристика ЧУП «Коопторг №1 Поставского райпо» 20
2.2. Документальное оформление реализации товаров в розничной торговле 24
3. Анализ розничного товарооборота 35
3.1. Анализ динамики розничного товарооборота 35
3.2. Анализ равномерности и ритмичности развития розничного товарооборота 41
3.3. Анализ качества торгового обслуживания покупателей 44
3.4. Анализ влияния основных факторов на изменение розничного товарооборота 47
3.5. Проведение множественного корреляционно-регрессионного и прогнозного анализа товарооборота розничной торговой организации. 54
3.6. Выявление и обобщение возможностей и прогнозных резервов роста розничного товарооборота, улучшение его структуры и повышение качества обслуживания покупателей 57
3.7. Разработка рекомендаций по использованию в учете и анализе розничного товарооборота современной техники и информационных технологий 59
Заключение 62
Список использованных источников 65

Работа состоит из  1 файл

диплом Учет реализации товаров и анализ товарооборота торговой организации.doc

— 788.50 Кб (Скачать документ)

Прибыль или убыток от реализации товаров отражается на субсчёте 99/0 “Прибыли и убытки” путем уменьшения сумм реализованных наценок на сумму издержек обращения, приходящихся на реализованные товары, согласно оборотной ведомости по аналитическому учету субсчета 99/0 “Прибыли и убытки” (приложение С).

      Реализация товаров в ЧУП «Коопторг №1 Поставского райпо» за декабрь 2005 года отражается, согласно записям в главной книге, следующим образом (приложение Н):

1. Сдана выручка от реализации в кассу организации:

50 – 90/2             296890790

2. Сдана выручка от реализации инкассатору для зачисления на   спецссудный счет в банке, кроме последнего рабочего дня месяца:

66/0 – 90/2             406112090

3. Сдана выручка от реализации инкассатору банка в последний рабочий день месяца:

57/0 – 90/2             14808000

4. Отражается дебиторская задолженность покупателей и заказчиков за проданные им товары:

62/1- 90/2            287512704,53

5. Отражается задолженность дебиторов за товары, проданные по чекам:

62/2 – 90/2          59406735

6. Отражается дебиторская задолженность за товары, проданные населению в кредит:

62/5 – 90/2          49421630

7. Списаны реализованные товары в розничной торговле с материально-ответственных лиц по учетным ценам:

90/2 – 41/2           906691393,85

8. Списаны реализованные товары, находящиеся на оптовых складах, с материально-ответственных лиц по учетным (покупным) ценам:

90/2 – 41/1           20306830,13

9. Отражается оптовая надбавка, взимаемая с покупателей:

90/2 – 42/1           11187498,7

10. Отражение налога на добавленную стоимость в цене товара, отпущенного с оптовых складов:

90/2 – 68/2            28272321,72

11. Списаны реализованные товары в магазинах общественного питания с материально-ответственных лиц по учетным ценам:

90/2 – 41/3           10374020

12. Списаны реализованные товары-заготовки с материально ответственных лиц по учетным ценам:

90/2 – 41/4           4182910

13. Отражается уплата бюджету суммы налога с продаж на реализованные товары:

42/2 – 51               16665175

14. Начисляется сумма НДС за реализованные товары по ставке 18% для перечисления в бюджет (приложение Т):

42/8 – 68/0            121031347

15. Отражается сумма НДС за реализованные товары с оптовых складов для перечисления в бюджет (приложение Т):

68/2– 68/0             30167298,47

16. Отражается уплата бюджету суммы НДС на реализованные товары (приложение Т):

68/0 – 51               13787664

17. Списываются издержки обращения, приходящиеся на реализованные товары:

99/0 – 44/0            153285612

18. Отражается сумма реализованных торговых надбавок в розничной торговле:

42/3 – 99/0            153232282

19. Отражается сумма реализованных торговых надбавок в магазинах общественного питания:

42/1 – 99/0            7921681

Прибыль, полученную от реализации товаров за декабрь 2005 года, на ЧУП «Коопторг №1 Поставского райпо» рассчитывают путем уменьшения сумм реализованных наценок на сумму издержек обращения:

 

               153232282 + 7921681 – 153285612 = 7868351 (рублей)

 

Но применяемая в изучаемой организации методика учета розничного товарооборота не соответствует методике, отраженной в постановлении Министерства финансов РБ от 30.05.2003г №89 «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета» (с изменениями и дополнениями от 13.11.2003г. №153). Согласно Типовому плану счетов для учета и контроля выручки и выявления финансового результата от реализации товаров необходимо применять сопоставляющий, операционно-результатный счет 90 «Реализация». Учет выручки от реализации товаров населению, другим организациям необходимо отражать по кредиту счета 90 «Реализация», субсчету 1 «Выручка от реализации» на основании первичных документов, подтверждающих ее регистрацию, сдачу в банк или в кассу. Товары в розничной торговле необходимо учитывать по розничным ценам с налогом с продаж. Для соблюдения принципа единства оценки товаров при поступлении и выбытии стоимость реализованных товаров на счете 90 «Реализация», субсчете 2 «Себестоимость реализации» в течение месяца необходимо отражать по розничным ценам с налогом с продаж.

На основании составленных расчетов торговые надбавки (скидки), налог на добавленную стоимость и налог с продаж на реализованные товары списываются сторнировочными записями. Это позволяет довести стоимость реализованных товаров до покупной, а после списания издержек обращения на реализованные товары – определить их полную себестоимость. Одновременно налоги на добавленную стоимость и с продаж начисляются в бюджет.

После отражения всех операций за отчетный месяц, сопоставляя все доходы и расходы по реализации товаров в розницу, по данным счета 90 «Реализация» прибыль (убыток) от реализации товаров в розничной торговле необходимо выявлять следующим образом: из выручки надо вычесть полную себестоимость реализованных товаров, налоги и отчисления с реализации товаров. Прибыль (убыток), полученную за отчетный месяц необходимо отражать на субсчете 9 «Прибыль (убыток) от реализации» в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки». В целом же, согласно действующему законодательству, счет 90 «Реализация» сальдо не имеет. 

Отражение реализации товаров следует производить в учёте следующим образом, согласно Типовому плану счетов:

1. Сдана выручка от реализации товаров в кассу организации:

                                  50/1 – 90/1  

          2. Выручка сдана в отделение банка через инкассатора:

                                  57 – 50/1

3. Выручка зачислена на спецссудный счёт:

                                  66/1 – 57

4. Сдана выручка от реализации товаров инкассатору в последний рабочий день месяца:

                                  57/1 – 90/1

5. Приняты в оплату за товары расчетные чеки, полученные от покупателей:

                                  57/1 – 90/1            

6. Списана стоимость реализованных товаров по учетным ценам c материально ответственных лиц:

                                  90/2 – 41/2

7. Списаны торговые надбавки и скидки (сторнировочная запись):

                                 90/2 – 42/1

8. Списан налог на добавленную стоимость на реализованные товары (“красное сторно”):

                                  90/2 – 42/3

9. Списывается налог с продаж, включённый в стоимость реализованных товаров (сторнировочная запись):

                                  90/2 – 42/4

10. Начисляется налог на добавленную стоимость с выручки от реализации товаров:

                                  90/3 – 68/2

11. Начисляется налог с продаж с выручки от реализации товаров:

                                  90/3 – 68/2

12. Списываются издержки обращения на реализованные товары в розничной торговле:

                                  90/2 – 44/ 2

13. Отражается прибыль от реализации товаров:

                                               90/9 – 99

 

Таким образом, методика учет розничного товарооборота на ЧУП «Коопторг №1 Поставского райпо» не соответствует действующему законодательству. Для верного и более правильного учета розничного товарооборота, а также для получения более достоверной информации о реализации товаров необходимо учет реализации товаров в данной организации построить в соответствии с действующим законодательством.

4

 



3. АНАЛИЗ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА

 

3.1.      Анализ динамики розничного товарооборота

 

 

Анализ розничного товарооборота ЧУП  «Коопторг №1 Поставского райпо» начинаем с изучения его динамики в действующих и сопоставимых ценах за ряд лет, расчета базисных и цепных темпов его роста. Информация  для анализа была получена на основании данных статистической отчетности «Отчет о розничной торговле» (форма №3-торг), данных текущего бухгалтерского учета(приложение У). Анализ  розничного товарооборота на ЧУП  «Коопторг №1 Поставского райпо» проведем в динамике за ряд лет. Исходная информация обобщена в таблице 3.1:

Таблица 3.1. Динамика розничного товарооборота ЧУП  «Коопторг №1 Поставского райпо» за 2003-2005 гг. в действующих ценах, млн. руб. 

Примечание. Источник: собственная разработка

При анализе динамики розничного товарооборота определим среднегодовой темп его роста по формуле:

Трост == 1,229 или 122,9 %                           (3.1.1)

Среднегодовой темп прироста:

  Тп р=Трост -100 = 122,9 -100 =  22,9 %                     (3.1.2)

Из таблицы видно, что за три года объем реализации возрос на 51 % или на 3228,2 млн. руб. Данный рост был обеспечен за счет роста реализации как продовольственных товаров, так и непродовольственных. Причем рост реализации алкогольных напитков в группе продовольственных товаров происходил более высокими темпами, чем рост реализации продовольственных товаров в целом. Среднегодовой темп прироста за три года составил 22,9 %. В динамике данный показатель из года в год увеличивался. Для более объективной оценки изучим также динамику розничного товарооборота в сопоставимых ценах (ценах базисного 2003 г.), чтобы учесть влияние инфляционного фактора. Средний индекс розничных цен на товары  по ЧУП  «Коопторг №1 Поставского райпо» составил: прошлый год к предыдущему – 1,18 раза; отчетный год к позапрошлому – 1,282 (1,18 * 1,0863).

На основании данных таблицы 3.1. представлена диаграмма динамики удельного веса реализации продовольственных и непродовольственных товаров в общем объеме розничного товарооборота на рисунке 1.

Рисунок 1. Динамика удельного веса реализации продовольственных и непродовольственных товаров в общем объеме розничного тоаварооборота за 2003-2005 гг.

 

Примечание. Источник: собственная разработка

 

Из рисунка 1 видно, что за последние три года удельный вес реализации продовольственных и непродовольственных товаров практически не менялся.

Информация о развитии розничного товарооборота в сопоставимых ценах представлена в таблице 3.2.

Таблица 3.2. Динамика розничного товарооборота ЧУП  «Коопторг №1 Поставского райпо» за 2003-2005 гг. в сопоставимых ценах, млн. руб. 

ППримечание. Источник: собственная разработка

Определим среднегодовой темп роста и среднегодовой темп прироста розничного товарооборота в сопоставимых ценах:

Т рост  (с.ц.)  = =1,085 или 108,5 %                        (3.1.3)

Т п р (с ц)  = Т рост  (с.ц.) -100=108,5 -100 = 8,5 %              (3.1.4)

Из данных таблицы следует, что розничный товарооборот в сопоставимых ценах за три года вырос на 17,8 % или на 1125,3 млн.руб. Следовательно, за счет ценового фактора товарооборот увеличился на 2102,9 млн.руб.(9560,2 - 7457,3), что составляет 33,2% к фактическому товарообороту 2003 года (2102,9 / 6332*100). Среднегодовой темп прироста в сопоставимых ценах составил 8,5 %. Рост показателей реализации в 2005 г. даже в сопоставимых ценах происходил более ускоренными темпами, чем по сравнению с 2004 г., однако данное ускорение в сопоставимых ценах незначительно.

В целом динамику объема реализации трудно оценить положительно, т.к. рост реализации алкогольных напитков и непродовольственных товаров происходил более высокими темпами, чем  продуктов питания. Основным направлением деятельности организации в 2006 г. должно стать увеличение объемов реализации товаров. Рост розничного товарооборота должен быть достигнут в первую очередь за счет увеличения реализации продуктов питания, а затем непродовольственных товаров и алкогольных напитков. Рост реализации продовольственных товаров может быть достигнут путем закупки более дешевых продуктов питания, пользующихся спросом у менее обеспеченной части населения.

В ЧУП  «Коопторг №1 Поставского райпо» реализация товаров населению осуществляется как за наличный и безналичный расчет, так и в кредит.

Таблица 3.3. Информация о динамике состава розничного товарооборота ЧУП  «Коопторг №1 Поставского райпо» за 2003-2005 гг., млн. руб.

Примечание. Источник: собственная разработка

Из таблицы следует, что в общем объеме товарооборота доля реализации товаров населению в кредит из года в год увеличивалась. Так за 2005 год реализация в кредит увеличилась на 57,7% или 355,7 млн. руб. Причем данный рост происходил как в действующих ценах, так и в сопоставимых, но более низкими темпами.

После анализа общего объема и состава розничного товарооборота изучим динамику по отдельным товарным группам. Информация для  анализа получена на основании формы №3-торг «Отчет о розничной торговле» (приложение У). На предприятии составляется таблица «Анализ структуры розничного товарооборота» (приложение Ф).

Из таблицы видно, что розничная реализация по всем товарным группам и товарам растет высокими темпами, что обусловлено повышением розничных цен. Развитие розничного товарооборота в ассортиментном разрезе в динамике было достаточно равномерным. ЧУП  «Коопторг №1 Поставского райпо» характеризуется стабильной структурой розничного товарооборота в разрезе товарных групп и товаров, что свидетельствует о сложившемся покупательском спросе. Так, например, в 2005 г. по сравнению с 2004 г. значительно возрос удельный вес в товарообороте мяса и птицы (на 28%), возросла реализация молока и молочных продуктов ( на 31,2%), колбасных изделий (на 42,1%), сыр (на 50,6%), рыба (на 33,2%), жир (на 200%),картофель (на 77,5%) и хлебобулочных изделий (на 6,1%). Изменение удельных весов по остальным товарным группам было незначительно. В товарообороте промышленных товаров увеличилась реализация музыкальных инструментов на 125% или 1 млн.руб., мебели на 82,3% или 184,4 млн.руб., хлопчатобумажных тканей на 37,7 % или 94 млн.руб , одежды на 26% или 61,14 млн.руб. Но снизилась реализация вяленой обуви на 79,2% или 1,9 млн.руб., легковых автомобилей на 51,6% или 4,9 млн.руб., вычислительной техники на 37,5% или 0,3 млн.руб., телерадиотоваров на 1,1% или 55, млн.руб. и некоторых других товаров.  В общей сумме реализация по отдельным товарным группам снизилась на 98,1 млн.руб. Такая же динамика структуры товарооборота наблюдалась и в 2004 г. по сравнению с 2003 года.

Информация о работе Учет реализации товаров и анализ товарооборота торговой организации