Учет расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:20, курсовая работа

Описание

Основными задачами при организации учета расчетов с покупателями и заказчиками являются:
1. выбор соответствующего данной организации метода учета реализации ГП;
2. выбор наиболее удобного метода оплаты ГП;
3. своевременность оплаты счетов;

Содержание

Введение
1.Значение расчетов с покупателями и заказчиками готовой продукции.
2.Понятие, формы и виды расчетов с покупателями.
3.Аналитический и синтетический учет расчетов с покупателями и заказчиками
4. Расчет с покупателями и заказчиками.
5. Документооборот при расчетах с покупателями и заказчиками.
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Работа состоит из  1 файл

док.1.doc

— 441.00 Кб (Скачать документ)


Введение

1.Значение расчетов с покупателями и заказчиками готовой продукции.

2.Понятие, формы и виды расчетов с покупателями.

3.Аналитический и синтетический учет расчетов с покупателями и заказчиками

4. Расчет с покупателями и заказчиками.

5. Документооборот при расчетах с покупателями и заказчиками.

 

Заключение

Список использованных источников

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

В процессе реализации продукции, работ, услуг, материальных ценностей предприятия вступают в различные отношения друг с другом. Организации постоянно ведут расчеты с покупателями - за проданные им товары, с заказчиками - за выполненные работы и оказанные услуги.

В современных условиях рыночной экономики  ни одно предприятие не может существовать без покупателей, т.к. они являются источниками прибыли и благополучия организации. Вследствие нестабильности экономики риск неоплаты или несвоевременной оплаты счетов увеличивается. Возрастает ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятий управленческих решений по обеспечению эффективности расчетов с дебиторами. Увеличение или снижение дебиторской задолженности может привести к изменению финансового положения предприятия. Важную роль играет грамотно составленный бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками, своевременное и правильное документирование операций и выбор метода учета реализации ГП.

Основными задачами при организации  учета расчетов с покупателями и  заказчиками являются:

  1. выбор соответствующего данной организации метода учета реализации ГП;
  2. выбор наиболее удобного метода оплаты ГП;
  3. своевременность оплаты счетов;
  4. соблюдение правовых норм;
  5. правильность и своевременность составления документации по расчетам с покупателями и заказчиками.
  6. контроль над соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и заказчиками;

 

 

Цель данной курсовой является:

  1. определение значений расчетов с покупателями и заказчиками;
  2. изучение форм и видов расчетов с покупателями;
  3. изучение аналитического и синтетического учета;
  4. изучение документооборота при расчетах с покупателями и заказчиками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Значение расчетов с покупателями и заказчиками готовой продукции.

В процессе финансово-хозяйственной  деятельности у организаций возникают  расчетные отношения. Организации, с которыми предприятия вступают во взаимоотношения, связанные с продажей продукции или оказанием работ и услуг, являются покупателями и заказчиками.

Объём реализации продукции (работ, услуг) является одним из основных показателей  деятельности хозяйствующих субъектов. По своему составу – это часть товарной продукции, фактически принятая или оплаченная потребителем.

В настоящее время основное значение придаётся продаже по договорам-поставкам, согласно Гражданскому кодексу РФ,  – важнейшему экономическому показателю работы, определяющим эффективность, целесообразность хозяйственной деятельности предприятия. В данных договорах указывается ассортимент, сроки отгрузки, количество и качество продукции, цена, форма расчётов, санкции за невыполнение договорных обязательств и другое.

В международной практике принято в договорах-поставках дополнительно указывать неопределенные обстоятельства (форс-мажор), поручительство, гарантии исполнения договорных условий, порядок возмещения убытков, оговорку о подсудности и арбитраже и другие сведения.

Продажа продукции покупателям и заказчикам осуществляется организациями по следующим ценам:

-  по свободным отпускным ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС;

- по государственным регулируемым  оптовым ценам и тарифам, увеличенным  на сумму НДС (продукция топливно-энергетического комплекса и услуги производственно-технического назначения);

-  по государственным регулируемым розничным ценам (за вычетом в соответствующих случаях торговых скидок, скидок сбыту и опту) и тарифах, включающих в себя НДС (для продажи товаров населению и оказания им услуг).

Порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками продукции в  бухгалтерском учете зависит  от выбранного метода учета продажи  продукции. Организациям разрешается  определять выручку от продажи продукции  для целей налогообложения либо по моменту оплаты отгруженной продукции, выполненных работ и оказанных услуг, либо по моменту отгрузки продукции и предъявления платежных документов покупателю (заказчику) или транспортной организации. Выбранный момент продажи для целей налогообложения должен быть отражен в их учетной политике.

В состав выручки от реализации включаются оплата продукции по цене реализации; стоимость тары, оплаченной покупателем  сверх стоимости продукции; транспортные расходы по отгрузке продукции, покрываемые  покупателем сверх стоимости продукции; суммы акцизов по подакцизной продукции; сумма НДС по реализованной продукции.

Инструкцией к Плану счетов бухгалтерского учета установлено, что сумма  выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг отражается в бухгалтерском учете на момент ее признания.

В ПБУ 9/99 «Доходы организации» выделено пять критериев признания выручки. Согласно раздела 4  пункта 12 данного Положения выручка признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

б) сумма выручки может быть определена;

в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, эта уверенность имеется в случае, когда организация получила в оплату актив, либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;

г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);

д) расходы, которые произведены  или будут произведены в связи  с этой операцией, могут быть определены .

Если в отношении денежных средств  или иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка.

Необходимо сразу отметить, что  в соответствии со статьей 39 Налогового кодекса, единственным критерием для признания выручки в целях налогообложения является факт перехода права собственности, подтвержденный соответствующими первичными документами.

Согласно раздела 2 ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходами по обычным  видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.

Расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности.

Если оплата покрывает лишь часть  признаваемых расходов, то расходы, принимаемые  к бухгалтерскому учету, определяются как сумма оплаты кредиторской задолженности .

Также как и по доходам, в ПБУ 10/99 «Расходы организации» выделены критерии признания расходов. Согласно раздела 4 пункта 16 данного Положения расходы  признаются в бухгалтерском учете  при наличии следующих условий:

а) расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием  законодательных и нормативных  актов, обычаями делового оборота;

б) сумма расходов может быть определена;

в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, имеет в случае, когда организация передала актив, либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.

Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено  хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации  признается дебиторская задолженность.

При этом  расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку и формы осуществления расхода (денежной, натуральной или иной). Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

При учете процесса расчетов с покупателями и заказчиками важно в первую очередь определить, что является для предприятия моментом продажи, от этого зависит организация  учета продажи и финансовых результатов. В словаре бухгалтера можно найти следующее определение момента реализации: «это момент, в который продукция и товары, отгруженные покупателям, считаются реализованными».

В соответствии со статьёй 167 НК РФ дата продажи товаров (работ, услуг) в зависимости от принятой учетной политики для целей налогообложения до 1 января 2006 года могла определяться:

1. Для организаций, выбравших  метод продажи «по отгрузке», - как наиболее ранняя из следующих  дат:   

- день отгрузки товара  (работ, услуг) или передача права собственности на товар;   

- день оплаты товаров (работ,  услуг).

2. Для организаций, выбравших  метод продажи «по оплате», - по  мере поступления денежных средств,  как день оплаты товаров (работ,  услуг).

При этом оплатой товаров (работ, услуг) признаётся прекращение встречного обязательства приобретения указанных товаров (работ, услуг) перед налогоплательщиком, которое непосредственно связано с поставкой (передачей) этих товаров (работ, услуг). В бухгалтерском учете продукция считается реализованной в момент её отгрузки (в связи с переходом права собственности на продукцию к покупателю).

Доходы при методе начисления признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (статья 271 НК РФ).

При этом оплатой товаров (работ, услуг) признаётся прекращение встречного обязательства приобретения указанных  товаров (работ, услуг) перед налогоплательщиком, которое непосредственно связано с поставкой (передачей) этих товаров (работ, услуг). В бухгалтерском учете продукция считается реализованной в момент её отгрузки (в связи с переходом права собственности на продукцию к покупателю).

Таким образом, все выше изложенное позволяет заключить, что расчетам с покупателями и заказчиками на предприятиях должно уделяться большое значение. При постановке учета расчетов необходимо полагаться на принятые нормы, правила ведения бухгалтерского учета. От правильной организации бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками зависит финансовое состояние предприятия, его устойчивость и конкурентоспособность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Понятие, формы и  виды расчетов покупателями и  заказчиками готовой продукции.

Оплата продукции, работ и услуг на территории России осуществляются путем наличных и безналичных расчетов. Расчеты между юридическими лицами, расчеты граждан, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, производятся, как правило, в безналичном порядке. Безналичные расчеты производятся через банки и другие кредитно-расчетные организации, имеющие лицензию Центрального Банка РФ на производство данных операций. Безналичные расчеты могут проводиться в различных формах. Под формой расчетов понимают способ совершения безналичных расчетов с применение установленного правительством документа. ГКРФ предусмотрены следующие основные формы расчетов: платежными поручениями, акцептная, по аккредитиву, вексельная, чеками, расчеты по инкассо, почтовыми переводами, взаимозачетами и в порядке плановых платежей. Договором устанавливается любая из выше перечисленных форм расчетов согласно ГКРФ.

Расчеты платежными поручениями. При осуществлении расчетов платежными поручениями инициатива платежа проявляется покупателем. Банк покупателя получает распоряжение на перечисление указанной суммы на счет получателя средств. Расчеты данной формы производятся за полученный товар и принятые услуги, и по нетоварным операциям. Банк, принявший платежное поручение, обязан  за счет средств, находящихся на счете плательщика, перевести определенную денежную сумму на счет лица, указанного в поручении, в срок, предусмотренный законом или установленный с соответствии с ним (ст. 863 ГК РФ). Общие сроки не должны быть более двух операционных дней в пределах субъектов РФ, 5 дней — в пределах РФ. Более короткие сроки для перевода денежных средств на основании платежного поручения плательщика могут быть определены договором банковского счета либо, применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Банк принимает к исполнению платежное поручение о перечислении денежных средств, если его содержание и форма соответствуют предъявляемым  к ним требованиям, установленным  законом или изданным в соответствии с ними банковскими правилами. В  соответствии с правилами, установленными Положением ЦБР от 03.10.2002 г. № 2-П “О безналичных расчетах в РФ” (с изменениями от 03.03.2003 г., 11.06.2004 г.). Платежное поручение должны содержать: наименование расчетного документа; номер платежного поручения, дата выписки; номер банка плательщика, наименование; наименование плательщика, счет в банке; наименование получателя, счет в банке; наименование банка получателя, его номер; назначение и сумма платежа, цифрой и прописью.

Информация о работе Учет расчетов с покупателями и заказчиками