Учет расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:20, курсовая работа

Описание

Основными задачами при организации учета расчетов с покупателями и заказчиками являются:
1. выбор соответствующего данной организации метода учета реализации ГП;
2. выбор наиболее удобного метода оплаты ГП;
3. своевременность оплаты счетов;

Содержание

Введение
1.Значение расчетов с покупателями и заказчиками готовой продукции.
2.Понятие, формы и виды расчетов с покупателями.
3.Аналитический и синтетический учет расчетов с покупателями и заказчиками
4. Расчет с покупателями и заказчиками.
5. Документооборот при расчетах с покупателями и заказчиками.
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Работа состоит из  1 файл

док.1.doc

— 441.00 Кб (Скачать документ)

Инкассовая форма расчетов. При расчетах по инкассо банк (банк-эмитент) обязуется по поручению клиента осуществить за счет действия по получению от плательщика платежа и (или) акцепта платежа. Банк-эмитент, получив поручение клиента, вправе привлекать для его выполнения любой иной банк (банк-исполнитель). Расчеты по инкассо регулируются законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

В настоящее время в банковской практике применяют следующие формы  расчетов по инкассо:

1) платежные требования, оплаченные  в порядке предварительного акцепта;

2) платежные требования-поручения;

3) требования о безакцептном  списании;

4) инкассовые поручения.

Наибольшее распространение получили расчеты по средствам требований-поручений. Платежи требованиями поручениями представляют собой требование поставщика к покупателю оплатить стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ и предоставленных услуг на основании отправленных в банк, обслуживающий плательщика, расчетных и отгрузочных документов.

Акцептная форма. Отгрузив продукцию или выполнив определенную работу, поставщик выписывает на имя покупателя счет и платежное поручение; счет сдаются в банк на инкассо. Как правило, счета поставщика и покупателя выписываются в четырех экземплярах, если в разных банках, или в трех, если в одном. Различают предварительный акцепт или простой акцепт.

Плательщику при предварительном  акцепте дается трех дневной срок со дня поступления расчетного документа  в банк для согласия или отказа от оплаты. При отказе посылается телеграмма банку получателю, поставщику и его банку. В случае если предприятие в течение трех дней не заявит об отказе от акцепта, расчетный документ считается акцептованным, и суммы списываются с расчетного счета. Предварительный акцепт применяется при иногородних расчетах.

Последующий акцепт. При этом виде акцепта расчетные документы поставщика оплачивают незамедлительно при получении их банком плательщиком. Предприятие в течение трех дней имеет право отказаться от оплаты, и банк восстанавливает списанные суммы на расчетном счете плательщика. Без акцепта покупателя списываются суммы на оплату газа, воды, электроэнергии, связи и т. д. Полный отказ возможен из-за отсутствия заказа. Частичный отказ при не правильных ценах, арифметических ошибках. При поставке недоброкачественной продукции (товаров) деньги возвращаются после предъявления акта о качестве груза в течение 5 дней со дня его составления.

Аккредитивная форма. Расчеты по аккредитивам производятся по месту нахождения поставщика. Применяются, как правило, при разовых расчетах или с покупателями, чья платежеспособность сомнительна. Аккредитив открывается на определенный срок и только на одного поставщика. Согласно Положению о безналичных расчетах для аккредитива плательщик предоставляет обслуживающему банку заявление на бланке установленной формы, в которой указывается:

1) номер договора, по которому  открывают аккредитив; срок действия  аккредитива; наименование исполняющего  банка;

2) место исполнения аккредитива,  полное наименование документов, по которым производится выплата по аккредитиву, срок их представления и порядок оформления;

3) вид аккредитива;

4) для отгрузки, каких товаров  или оказания, каких услуг открывают  аккредитив, сроки отгрузки;

5) сумма аккредитива;

6) способ реализации аккредитива.

Банк действует по поручению  поставщика об открытии аккредитива  и в соответствии с его указаниями (банк-эмитент). Он обязуется провести платежи получателю средств или, оплатив, акцептовать или учесть переводные векселя; дать полномочия другому банку (исполняющему) произвести платежи получателю средств, акцептовать или учесть переводной вексель.

Аккредитивная форма отличается от расчетов платежными поручениями. При  этой форме платежи производятся при условии выполнения получателем  всех условий аккредитива, определенный его договором с плательщиком.

Законодательством РФ предусмотрена  возможность исполнения аккредитива  нескольких видов:

1) покрытого (депонированного) и  непокрытого (не депонированного)  аккредитива;

2) отзывного и безотзывного;

3) подтвержденного.

Открытие покрытого (депонированного) аккредитива означает, что банк-эмитент  обязан перечислять суммы аккредитива (покрытие) за счет плательщика либо предоставленного ему кредита в  распоряжение исполнительного банка  на весь срок действия аккредитива. В случае открытия непокрытого (гарантированного) аккредитива исполняющему банку предоставляется право списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента. Непокрытый аккредитив может использоваться, в случае если банк-эмитент и исполняющий банк имеют корреспондентские отношения.

Отзывным признается аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом без предварительного уведомления получателя средств. Аккредитив является отзывным, если в его тексте прямо не сказано, что он безотзывной.

Безотзывным признается аккредитив, который не может быть отменен без предварительного согласия получателя средств. Безотзывной аккредитив подтверждается банком-эмитентом по просьбе банка исполнителя. Исполнение безотзывного аккредитива гарантируется не только банком-эмитентом, но и исполнительным банком. Аккредитивная форма расчетов регулируется Положением о безналичных расчетах.

В условиях рыночных отношений одной  из распространенных форм безналичных  расчетов должна стать вексельная форма расчетов. Вексель представляет собой письменное долговое денежное обязательство векселедателя (покупателя, заказчика, дебитора) уплатить векселедержателю (поставщику, продавцу, кредитору) определенную сумму, указанную в векселе, при наступлении срока платежа или по требованию.

Расчеты чеками. По п.1 ст. 877 ГК РФ чеками признаются ценные бумаги, содержащие ни чем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Плательщиком по чеку может быть только банк и другая кредитная организация, имеющая лицензию на занятие банковской деятельностью, где чекодатель имеет средства, которыми он в праве распоряжаться путем выставления чеков.

Чек должен удовлетворять требованиям, закрепленным в ст. 878 ГК РФ, а именно:

1) наименование “чек”, поручение  плательщику выплатить определенную  денежную сумму;

2) наименование плательщика и  указание счета, с которого  должен быть произведен платеж;

3) валюта платежа;

4) дата и место составления  чека;

5) подпись лица, выписывающего чек;

6) печать организации.

Оплата чека производится за счет средств чекодателя при условии  предъявления его в срок, установленный  законом. Чек предъявляется к  оплате путем предоставления его  чекодержателем в банк на инкассо, обслуживающий чекодержателя. Оплата по чеку производится в порядке установленном для инкассового поручения. Зачисление средств по инкассированному чеку производится после получения платежа от плательщика. Если плательщик откажется оплатить чек, чекодержатель в праве по своему выбору предъявить иск к обязанным по чеку лицам.

Поскольку чек является ценной бумагой, передача прав по нему осуществляется в порядке установленном для  передачи прав по ценным бумагам, в  соответствии со ст. 146 ГК РФ. Именной  чек не подлежит передаче другому лицу.

Таким образом, при расчетах между  предприятиями используются следующие  виды расчетов: инкассовая; платежные  поручения; акцептная; аккредитивная; чековая; почтовые переводы; зачеты взаимных требований; плановые платежи; уступка  требований (факторинг, цессия); наличная форма расчета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Аналитический и синтетический  учет расчетов с покупателями  и заказчиками.

По способу группировки и  обобщения учетных данных бухгалтерские  счета делятся на аналитические  и ситетические.

Синтетические счета отражают по экономически однородным группам обобщенные данные о состоянии и движении объектов учета в денежном выражении.

Аналитические счета дают детальную  характеристику содержащихся в составе  синтетических счетов отдельных  объектов учета, то есть конкретизируют показатели синтетических счетов.

Связующим звеном между синтетическими и аналитическими счетами выступает  субсчета.

Для учета расчетов с покупателями и заказчиками в плане счетов бухгалтерского учета предназначен счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». К счету 62 могут быть открыты различные субсчета.

На субсчете «Расчеты в порядке  инкассо» учитываются расчеты по предъявленным покупателям и  заказчикам и принятым кредитной  организацией к оплате расчетным  документам за отгруженную продукцию (товары), выполненные работы и оказанные услуги.

 На субсчете «Расчеты плановыми  платежами» учитываются расчеты  с покупателями и заказчиками  при наличии длительных хозяйственных  связей с ними, если такие расчеты  носят постоянный характер и  не завершаются поступлением оплаты по отдельному расчетному документу, в частности расчеты плановыми платежами. На субсчете «Векселя полученные» учитывается задолженность по расчетам с покупателями и заказчиками, обеспеченная полученными векселями.

Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведется  по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а в порядке  расчетов плановыми платежами –  по каждому покупателю и заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения данных о задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками, обеспеченной векселями, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселями, дисконтированными (учтенными) в кредитных организациях; векселями, по которым денежные средства не поступили в срок.

Счет 62 «Расчеты с покупателями и  заказчиками» дебетуется в корреспонденции  со счетами 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» на суммы отгруженных  товаров, продукции, прочих активов, выполненных работ и оказанных услуг, по которым в установленном порядке признан доход. Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей или при погашении дебиторской задолженности иными способами (неденежные расчеты и т.п.). При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитываются на счете 62 обособленно. На счете 62 отражаются также возникающие курсовые разницы, которые увеличивают (уменьшают) оборот по этому счету.

Теперь рассмотрим, как операции по учету расчетов с покупателями и заказчиками отражаются в бухгалтерском  учете.

Надо отметить, что отразить задолженность  покупателя (заказчика) организация  должна независимо от того, получила ли она от него деньги за проданные товары (выполненные работы, оказанные услуги) или нет.

Если организация отгрузила  покупателю товары (продукцию), то после  того, как к покупателю перешло  право собственности на них, в  учете делается проводка:

Дебет 62 Кредит 90–1 – отражена задолженность покупателя за отгруженные товары (продукцию).

Если организация выполнила  для заказчика работы (оказала  услуги) и заказчик их принял, делается запись:

Дебет 62 Кредит 90–1 (91–1) – отражена задолженность заказчика за выполненные  работы (оказанные услуги).

При поступлении от покупателя (заказчика) денежных средств или имущества  в оплату задолженности делается проводка по кредиту счета Дебет 50 (51, 52, 10.) Кредит 62 – поступили средства от покупателя (заказчика) в оплату продукции, товаров, работ, услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Расчеты с покупателями  и заказчиками.

Одним из способов расчетов с покупателями и заказчиками являются расчеты авансами и векселями товарными или финансовыми.

Расчеты товарными векселями.

Бухгалтерский учет товарных векселей, применяемых при расчетах между организациями за поставленные товары (продукцию), выполненные работы и оказанные услуги, осуществляется на основании письма Минфина РФ № 142.Товарный вексель подтверждает обязательства покупателя оплатить задолженность при наступлении определенного срока. За предоставленную отсрочку платежа векселедатель уплачивает проценты по векселю.

Организация, выдавшая простой вексель (векселедатель) или подписавшая переводной вексель, учитывает его на дату подписания на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Векселя выданные» в сумме, указанной в векселе, в корреспонденции с дебетом счетов учета материальных ценностей или издержек производства (обращения) в части работ, услуг.

У организации-получателя денег по векселю (векселедержателя) при получении его сумма, указанная в векселе, отражается по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Векселя полученные» в корреспонденции с кредитом счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)», а разность между суммой, указанной в векселе, и суммой задолженности за поставленные товары (продукцию), выполненные работы и оказанные услуги, в счет оплаты которых получен вексель, отражается по кредиту счета 80 «Прибыли и убытки», субсчет «Доходы по векселям».

Построение аналитического учета  по счетам 60, 62, 76 и т.п. должно обеспечить получение необходимых данных о  суммах полученных и выданных векселей и отдельно процентов по ним по:

  • выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;
  • полученным векселям, срок оплаты которых не наступил;
  • выданным векселям с просроченным сроком оплаты;
  • полученным векселям с просроченным сроком оплаты.

Получение денежных средств у организации-векселедержателя в счет оплаты векселя отражается по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Векселя полученные». Если организация-векселедержатель ведет налоговый учет по моменту оплаты за реализованный товар, работы, услуги, то она считает продукцию, по которой был получен вексель, реализованной на дату погашения векселя.

Информация о работе Учет расчетов с покупателями и заказчиками