Этапы процедуры бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 15:23, контрольная работа

Описание

Под процедурой бухгалтерского учета понимается логически выдержанная строгая последовательность выполнения бухгалтерских действий по отражению информации в процессе регистрации, накопления и обработки учетных данных с целью формирования финансовой отчетности и управленческих сводок.

Содержание

1.Этапы процедуры бухгалтерского учета……………….……………………….3
2.Практическое задание…………………………………………………………...17
3.Список используемой литературы…………………………….……………….43

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по БУ полная.doc

— 763.00 Кб (Скачать документ)

Содержание:

  1. Этапы процедуры бухгалтерского учета……………….……………………….3
  2. Практическое задание…………………………………………………………...17
  3. Список используемой литературы…………………………….……………….43
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Классическая  процедура бухгалтерского учета

     Под процедурой бухгалтерского учета понимается логически выдержанная строгая последовательность выполнения бухгалтерских действий по отражению информации в процессе регистрации, накопления и обработки учетных данных с целью формирования финансовой отчетности и управленческих сводок.

     По  мнению проф. Я.В. Соколова, процедура  предусматривает следующие этапы: инвентарь, вступительный баланс, журнал. Главная книга, оборотная ведомость  и заключительный баланс.

     Представляется  целесообразным перечисленные этапы  процедуры разделить на единоразовые, выполняемые в момент организации предприятия и инициализации бухгалтерского учета (который согласно принципу непрерывности ведется с момента возникновения экономического субъекта - регистрации Устава и до его ликвидации без пропусков и перерывов), направленные на построение вступительного (организационного) баланса (т.е. инвентарь и вступительный баланс) и этапы, реализуемые и повторяющиеся из отчетного периода в период (остальные этапы).

Этапы организационного периода

     Инвентарь - перечень, во-первых, имущества, которым владеет и распоряжается экономический субъект; во-вторых, долгов перед ним; в-третьих, обязательств по признанным долгам, перед различными физическими или юридическими лицами. Имущество организации (основные средства, нематериальные активы, денежные средства в кассе и на счетах в банке, готовая продукция, незавершенное производство и т.д.), а также долги перед экономическим субъектом - дебиторская задолженность (покупателей, различных дебиторов, поставщиков по выданным им авансам, учредителей и т.п.) представляют собой денежные средства в различных проявлениях и затраты, обещающие будущие доходы, т.е. его активы.

     Величина  активов организации, уменьшенная  на размер признанных обязательств (чистая стоимость активов, находящихся  во владении), характеризует основной источник собственных средств - капитал собственника, т.е.:

     Капитал собственника = Активы - Пассивы

     Именно  стоимость нетто-активов, исчисленная  по инвентарю, применяется при формировании вступительных балансов, составляемых для организаций, которые по каким-то причинам не вели учет с момента начала деятельности. Аналогично строится восстановительный баланс в тех случаях, когда организации нарушают принцип непрерывности бухгалтерского учета:

     допускают “провалы” в последовательности отражения фактов хозяйственной жизни, например, утеря, хищение или уничтожение в случае пожара или стихийных бедствий значительного количества оправдательных документов, возобновить которые не представляется реальным.

     Вступительный (организационный) баланс согласно принципу непрерывности ведения бухгалтерского учета должен строиться по регистрационному документу - Уставу. Инициализация бухгалтерского учета экономического субъекта по времени совпадает с датой регистрации Устава. Уравнение двойственности, вытекающее из теории приоритета предприятия, отличается упрощенным видом:

     Активы = Капитал собственников

     В приведенной формуле отсутствуют  обязательства экономического субъекта перед вторыми и третьими лицами, так как на данный момент времени  производственно-хозяйственная и финансовая деятельность еще не велась, капитал собственников не внесен, а только объявлен, обязательства (кредиторская задолженность) не образовались, и налицо обязательства (дебиторская задолженность) учредителей по взносам в уставный капитал. Следовательно, для организаций, строящих вступительный баланс по Уставу в момент организации экономического субъекта, инвентарь должен содержать только перечень обязательств (долгов перед организацией) по взносам учредителей в уставный капитал и перечень имущества, реально внесенного участниками на момент регистрации Устава. Следовательно, вступительный баланс строится по формуле, аналогичной

     Имущество          Дебиторская           Капитал

     реально      +        задолженность  =   собственника          

     внесенное           участников               авансированный 

Этапы процедуры, выполняемые  в каждом отчетном периоде

     Информационную  основу начального баланса на новый  отчетный период составляют данные заключительного  баланса на конец предшествующего  периода, а для вновь созданных предприятий начальный баланс совпадает со вступительным.

     На  основании показателей баланса  на начало отчетного периода открываются  постоянные счета с явно выраженным сальдо. Показатели статей баланса, расположенные  в левой его стороне (активы), переносятся в показатели “начальное сальдо” на левую сторону (в дебет) счетов активов, а показатели, отраженные на правой стороне баланса (в российской интерпретации - в пассиве), помещаются на правую сторону (в кредит) счетов капитала и обязательств.

     По  мнению американских бухгалтеров, первая и самая важная часть процедуры  учета (межотчетного периода) - анализ содержания хозяйственных операций с целью определения, какие счета  будут дебетоваться, какие кредитоваться  и на какие суммы, чтобы отразить факты хозяйственной жизни в учетных регистрах. Именно здесь необходимы знания концепций бухгалтерского учета. Не случайно западные теоретики учета принятый в российском учете этап “Журнал” рассматривают как два самостоятельных.

     Первый - творческий, выполняемый высококвалифицированным и наделенным соответствующими полномочиями специалистом (главным бухгалтером, его заместителем или старшим бухгалтером), предполагает осмысление (анализ) содержания факта хозяйственной жизни, отраженного в первичном документе. На этом этапе бухгалтер осуществляет основные профессиональные действия: идентификацию ФХЖ по времени; оценку по стоимости; классификацию ФХЖ в номенклатуре Плана счетов, выбранного для данного экономического субъекта, т.е. корреспонденцию счетов.

     Следовательно, на этапе процедуры “Анализ содержания информации о ФХЖ по первичным  документам” реконструкция данных о финансовых и хозяйственных  процессах реализуется в бухгалтерской  записи, когда стоимостному содержанию показателя, отражающего влияние  факта хозяйственной жизни на объекты бухгалтерского наблюдения, приписываются сведения о корреспондирующих счетах, на которых учитываются указанные объекты, подвергшиеся изменениям под влиянием ФХЖ.

     Следующий этап процедуры можно отнести  к механическим, не творческим - это перенос в журнал записей из первичных документов, служащих оправдательной основой для регистрации данных бухгалтерского учета. Все факты хозяйственной жизни регистрируются в журнале по мере их возникновения в хронологическом порядке.

     Регистрация в журнале называется хронологической записью.

     В журнале регистрации хозяйственных  операций отражается содержание ФХЖ  и бухгалтерская проводка - специальная запись, указывающая сумму, дебет и кредит счетов, на которых надлежит зарегистрировать данные о конкретном ФХЖ. Заметим, что в журнале сумма может записываться один раз - общая сумма по бухгалтерской проводке, а для сложных проводок (когда один счет дебетуется, а несколько кредитуются и наоборот) или при необходимости отразить аналитическое содержание общей суммы предусматриваются суммы частные. Суммарное значение всех частных величин по одной бухгалтерской записи равно сумме общей, характеризующей ФХЖ в целом.

     В конце отчетного периода по всем записям, зарегистрированным в журнале, подсчитывается итоговый оборот по графе “Сумма общая”, который имеет важное контрольное значение при коллации результатов обработки бухгалтерских данных за отчетный период.

     Главная книга - совокупность бухгалтерских счетов, открываемых в организации в течение отчетного периода, основная часть бухгалтерской информационной системы, в которой отражаются все объекты бухгалтерского наблюдения как обеспечивающие производственно-хозяйственную и финансовую деятельность (активы, капитал и пассивы), так и объекты, ее составляющие (хозяйственные и финансовые процессы и их результаты), а также последствия свершившихся фактов хозяйственной жизни.

     Главная книга как этап процедуры бухгалтерского учета тоже относится к механическим этапам - это перенос хозяйственных фактов из журнала регистрации на счета Главной книги. Цель этапа - систематизировать бухгалтерские записи (отразить системно), ранее зарегистрированные в хронологическом порядке. Отраженные в системе бухгалтерских счетов записи называются систематическими. Пример Главной книги приведен в таблицах 1-4.

     Зарегистрированные  в хронологической записи хозяйственные  факты на счетах отражаются дважды (по дебету одного и кредиту другого  счета) в равновеликих суммах. Если проводка сложная, то общая сумма  заносится на один дебетуемый счет и несколько раз частные суммы разносятся по кредитуемым счетам и наоборот: общая сумма записывается на кредитуемый и несколько частных сумм относятся на дебетуемые счета. При этом суммы оборотов по всем дебетуемым и всем кредитуемым счетам обязательно равны.

     В конце отчетного периода по всем счетам Главной книги подсчитываются обороты (сумма всех показателей  по дебетовой или кредитовой стороне) и выводится предварительный  показатель конечного сальдо. Бессальдовые счета (временные, переменные или транзитные) закрываются, их обороты по дебету и кредиту обязательно равны, сальдо отсутствует.

Пробный баланс — контрольный  инструмент бухгалтерской  процедуры

Критика применения пробного баланса в западном учете.

     В британо-американском учете равенство  дебетовых и кредитовых сальдо по всем постоянным счетам Главной книги на конец отчетного периода может быть проверено с помощью пробного баланса. Пробный баланс состоит из двух граф (сальдо на конец периода по дебету и кредиту) и строится в следующей последовательности:

1. По каждому счету выводится сальдо.

2. Каждое  сальдо заносится или в графу  “Дебет”, или в графу “Кредит”  пробного баланса. Счета в таблице  пробного баланса перечисляются  по порядку их расположения  в Главной книге.

3. Подсчитываются  и сравниваются итоги по каждой графе пробного баланса.

     Значение  пробного баланса заключается в  том, что он позволяет определить наличие баланса в Главной  книге, равенства дебетовых и  кредитовых сальдо по всем постоянным счетам. Если такого равенства нет, то, это признается следствием следующих ошибок:

1) в  таблице пробного баланса вместо  кредита показатель записан по  дебету или наоборот;

2) неправильно  выведено сальдо на счете;

3) при  перенесении сальдо со счета  в пробный баланс допущена  ошибка;

4) неправильно  подытожен пробный баланс. С другой стороны, если равенство дебетовых и кредитовых сальдо по всем счетам достигнуто, это еще не означает, что учет достоверен и факты хозяйственной жизни записаны на соответствующие счета.

Так, пробный  баланс не позволяет:

1) определить  пропуск в записях хозяйственных операций;

2) найти  ошибку в записанной сумме,  ибо она переносится и в  дебет, и в кредит.

Кроме того, при составлении пробного баланса  существует еще два вида ошибок:

запись  суммы вместо графы “Дебет” в  графу “Кредит” или наоборот;

перестановка  цифр в числе при переносе их в  пробный баланс (например, перенесено 23 459 долл. как 23 549 долл.).

     Отмеченные  проблемы западного учета не касаются российского учета, если в качестве пробного баланса применяется оборотная  ведомость.

     Контрольное значение оборотной ведомости в российском учете. Оборотная ведомость впервые применена в новоитальянской форме счетоводства. В отличие от простейшего пробного баланса, состоящего из двух граф (сальдо конечное по дебету и сальдо конечное по кредиту), оборотная ведомость представляет форму динамического баланса, предусматривающего шесть граф. Динамический баланс отличается от статического тем, что второй содержит только один элемент динамики - в нем отражены статичные показатели периода, позволяющие анализировать изменения за период. Динамический баланс, кроме названных показателей, включает обороты (интервальные показатели) за тот же период, и в него, кроме постоянных счетов, входят и транзитные счета, представленные оборотами. Попарно графы отражают сальдо по дебету и кредиту на начало (графы 1,2) и конец (графы 5,6) периода, а также обороты по дебету и кредиту счетов (графы 3,4) - табл. 1

Информация о работе Этапы процедуры бухгалтерского учета